Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы

Объявление

ДРУЗЬЯ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОЛИТИКИ, ОТ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, В РОССИИ, В БЕЛАРУСИ!!!
Обсудить политику и ситуацию в Украине вы можете на других форумах и в соц.сетях!

Обращаю ваше внимание, заголовки взяты с видеороликов. Это не мое мнение, это не мнение администрации форума!
Администрация форума не имеет никакого отношения к публикуемым, републикуемым сообщениям, видео, фотографиям, статьям, новостям.
Мнение участников форума принадлежит абсолютно участникам форума и администрация форума не несет ответственность за мнение участников форума.

Пожалуйста, имейте ввиду, мнение астрологов, предсказателей, тарологов, экстрасенсов является сугубо субъективным мнением.
Предсказания, пророчества, прогнозы о России, Украине, США, Беларуси, и вообще о войне и мире в Мире публикуются исключительно для доведения до вашего сведения данной информации, и для проверки вами лично всех этих предсказаний, пророчеств и прогнозов от экстрасенсов, магов, астрологов, тарологов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Статьи раввина А.Штейнзальца

Сообщений 11 страница 20 из 29

11

Итак, путь, которым идет цадик, - упасть семь раз и подняться. "И тем
более, что человек называется "идущим", а не "стоящим!" Таким образом, предназначение человека по самой его природе -
изменяться и расти. Он может также опускаться и падать; но нет среднего
положения, в котором он мог бы замереть неподвижно.
Более того, при переходе с уровня на уровень опасность падения
увеличивается. Человек уже не находится в безопасности на прежнем уровне и
легко может упасть прежде, чем закрепится на новом. То же верно и
относительно любого изменения в состоянии, в уровне существования. Например,
входя вводу, чтобы плыть, человек проходит через неустойчивое состояние,
когда он уже не стоит твердо на дне, но еще и не плывет. Переход, таким
образом, всегда включает в себя элемент неустойчивости и опасности.

Переход с уровня на уровень требует своего рода прыжка,
надо покинуть то, что только что было твердой почвой.
Это фундаментальное качество человеческого прогресса - промежуток между
точками несет в себе определенные черты качества "ничто", и нельзя перейти
от одной точки другой, не потеряв равновесия хотя бы на мгновение.

Постараемся представить себе, что Речь Б-га явление не преходящее, а
продолжающееся бесконечно, повторяющееся снова и снова. Это можно уподобить включению электрического света.
В случае переменного тока, которым мы пользуемся в повседневной жизни,
электрический ток течет все время то туда, то обратно. Можно рассматривать
Творение мира как такое вот включение электричества. Щелчок выключателя - не
завершенное действие; он только запускает постоянное и повторяющееся
движение энергии, которое остается зависимым от своего источника.
Так и Слово Б-га - оно вечно в своем проявлении и постоянно обновляется. Это
схема, способная к динамическому взаимодействию. Бааль Шем Тов однажды
объяснял, в другом контексте, насколько это верно относительно Дарования
Торы на горе Синай. Тогда спустилась весть о Вечном мире, и слова также были
вечны; Речь Б-га не смолкла, это мы перестали слушать. Суть стояния у горы
Синай не только в том что было сказано то, что было сказано, но также и в
том, что нашим ушам была дарована способность это сказанное услышать. И,
заканчивал Бааль Шем Тов каждый, в любую минуту своей жизни, может
удостоиться стоять у горы Синай и слышать Тору Откровение на горе Синай
стало уникальным, однократным явлением не потому, что Б-г умолк, а потому
что мы не даем себе Его услышать.

Если Речь Б-га умолкнет, мир обратится в ничто. Буквы
Речений не творят явления мира; они есть самая суть этих явлений.

Такой предмет, как стол, состоит из непрерывно движущихся частиц,
твердость которых весьма сомнительна. Электроны, в свою очередь, можно
рассматривать как сконцентрированные волны энергии. Короче, даже в пределах
мира физического мы находимся в сетях иллюзий; то, что кажется твердым, не
является таковым. Это не вопрос обмана чувств: наши чувства дают нам
адекватную проекцию того, какими явления представляются, какими они
задуманы. Учитель хочет сказать нам, что материя, которая кажется нам
твердой и реальной, получает свое существование из Слова Б-га.

К примеру, мы можем видеть, что звуковые волны воспринимаются
магнитофоном и фонографом. Первый преобразует их в электромагнитные сигналы,
второй - в бороздки на пластмассе. Это два разных перевода звуковых волн;
если проиграть звук, в обоих случаях снова появится одно и тоже исходное
явление. Однако сами звуковые волны - не электромагнитный сигнал и не
бороздки на пластинке, Когда я хочу показать кому-то звук, я должен
воспользоваться одним из способов преобразования или перевода. В этом смысле
буквы Б-жественной речи, проявленные в тверди небесной, - лишь другая
версия, другой перевод того же, что написано и Торе. Однако осознавая
внутреннюю тождественность, надо помнить, что и то и другое преломлено через
человеческие ограниченные возможности восприятия. Есть одаренные люди,
которые, взяв нотный лист, могут не только пропеть мелодию, но и читать ноты
с наслаждением, как книгу, иногда даже с большим наслаждением, чем если бы
они слушали концертное исполнение.

Это более или менее подобно тому, что можно сказать о великих душах, которые, читая Тору,
слышат Слова Б-га в ней, и это совсем не то, что слышит человек, читающий логически связанные
предложения. Можно сказать, что это верно в сфере любых отношений с
окружающих миром: восприятие зависит от возможностей человека. Есть
знаменитая история о Бааль hа-Тания, который незадолго до смерти позвал к
себе внука (позже известного под именем Цемах-Цедек) и спросил "Что ты
видишь?" Мальчик ответил описанием обычной домашней обстановки. "А я вижу
только слово Б-га", - ответил старый ребе. Есть, значит, уровень, на котором
человек перестает видеть в обычном смысле. Он воспринимает само явление, а
не его проекции.
Поэтому всякий сотворенный предмет имеет свою форму и свою сущность,
связанную с буквами, образовавшими его

У всякой вещи в мире есть собственное имя, даже у самой маленькой и
неприметной. Поэтому, между прочим, и говорят, что, когда родители дают
ребенку имя и думают, что точно знают, почему они его выбирают, на самом
деле они не знают этого. А если они ошибутся, дадут неправильное имя, позже
ребенок изменит его на правильное. Эта попытка определить, кто есть человек,
задевает саму уникальность личности. Личности свойственно собственное имя,
которое можно уподобить специфической формуле.

Интересно, как об этом по-своему, без каббалистических интонаций,
говорит Магараль, великий мудрец. По его словам, совершение чуда
основывается на том, что человек видит Б-жественное слово яснее, чем
материальное вещество мира, а Б-жественное слово в определенной степени
поддается воздействию того, кто понимает это слово. То есть тот, кто
понимает, что никакого стола нет, превзошел стол. Для того же, кто этого не
видит, стол остается столом. Возникает вопрос: где нахожусь я по отношению к
явлениям, к объектам этого мира? Взять, к примеру, чудо, которое может
совершить каждый: ходить по водам озера. Да, мы можем ходить по водам, но
когда озеро замерзло. Вопрос, стало быть, в том, как я соотношусь с
меняющимся миром явлений, насколько я могу придать своим отношениям с миром стабильную форму.
С этой точки зрения совершить чудо - значит чуть-чуть сдвинуть явления мира.

Кстати, того же самого касается и тема покаяния. Раскаиваясь, я
достигаю определенного уровня, благодаря чему меняю что-то в мире - а вся
важность покаяния состоит в том, что оно на самом деле меняет какую-то
реальность в мире. Только на том уровне о человеке можно сказать, что он
искуплен. Мир и предметы в нем кажутся фиксированными потому, что и мы
подвешены в тех же измерениях. Человек, способный влиять на предметы на
другом уровне - на уровне микрочастиц, например, или в области ядерной
физики, - не ощущает разницы между твердым веществом и другими видами
материи. Для электрона все равно, двинется он сквозь газ или сквозь твердое
вещество. Можно добавить, что и в повседневной жизни мы живем на множестве
уровней одновременно, и когда я нахожусь на некотором уровне, то что-то, что
может принять форму лишь на определенном уровне, может им и ограничиваться.
Поэтому различие между духовным и физическим отражает лишь характер
отношений, которые возникают у меня с явлениями.

Речь идет не о соотношении между материей и духом, а о том, что вообще весь мир есть Б-жественная речь.
С этой точки зрения не существует ничего, кроме Б-га, а известный нам
мир - это та часть Его речи, которую мы можем воспринять. Б-жественная речь, таким образом, - единственная объективная реальность. Свет сам по себе не должен делать что-то, чтобы освещать; он освещает, потому что он свет.
Несмотря на то, что Он - Творец всего, это вовсе не важно для него, незначительно по сравнению с Его бесконечностью. Иначе говоря, правда не в том, что Б-г творит что-то из ничего, а в том, что Он творит "ничто" из нечто; и это нечто - Он сам.
Небытие мира - это не объективный, факт. Для человека мир ничто, потому
что ему его не охватить; для Б-га - ничто, потому что не имеет значения.
Мы же являемся "чем-то" именно потому, что осознаем - кто Он и кто мы.

0

12

Владимир53 написал(а):

В Синайский турпоход иудеи пошли не по своей воле...их попросту выгнали за претворение еврейской мечты- ростовщический капитал, потом ссудный капитал

После исхода евреев, египтяне, надо полагать, наконец-то насладились беспроцентными ссудами..

0

13

Соня написал(а):

У меня множество юдофобски настроенных знакомых, и многие из них - прекрасные люди.
Наивные только.

А может они просто последовательны в своей вере?
Православие не очень то жалует евреев..

0

14

font написал(а):

После исхода евреев, египтяне, надо полагать, наконец-то насладились беспроцентными ссудами..

Вот подобные наивные и злобные сказки я и имела в виду.

0

15

УНИЧТОЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Для лучшего понимания идеи существования в свете Б-га давайте вернемся
к парадоксу. Солнечный свет освещает все и везде; светит ли он также и на
Солнце? И ответ, конечно, гласит, что на Солнце свет вовсе не существует и
тем более не вызывает никакого эффекта. Солнечный шар есть источник света,
но свет приобретает свойства чего-то отдельного только на определенном
расстоянии. Когда луч света еще находится рядом с Солнцем или прямо на нем,
его невозможно отличить как что-то отдельное: он попросту еще не возник.
Когда же он отделяется и удаляется от Солнца, когда у него появляется свое
собственное пространство, он начинает существовать сам по себе.

Все это должно лишь проиллюстрировать соотношение между реальностью,
которая существует, и ничем, несуществующим. Как свет начинает существовать,
когда отделяется от своего источника, так и реальность мира имеет смысл,
только когда отделяется от своего Б-жественного источника. Мир представляет
собой что-то реальное и определенное именно благодаря промежутку, благодаря
тому, что он уже не погружен в Б-га, а вышел из Него.

Солнечный свет существует только благодаря своей отделенности от
Солнца. Чем ближе что-то к Солнцу, тем менее оно существует независимо от
него. На человеческом языке это звучит как "Не может человек увидеть Меня и
остаться в живых" (Шмот (Исход), 33:20). Никто не может подойти к Б-гу ближе
определенного расстояния. И дело не в физических возможностях; эта
невозможность вытекает из самой природы вещей. Невозможно оставаться
человеком и в то же время видеть Лик Б-га. Как только я приближаюсь к Б-гу,
я перестаю существовать как нечто отдельное. Страх совершенно ни при чем:
просто невозможно находиться сразу в двух местах. Наша возможность быть
людьми зависит от удаленности от Б-га.

Другой пример; в любой светотени определенные формы сохраняются только до тех пор, пока остается некоторое минимальное расстояние до источника света. Ближе этого расстояния рисунок исчезает. Грех сыновей Аарона - которые приблизились к Ковчегу Завета и умерли - состоит в том, что они пересекли некую границу, которую нельзя
перейти и остаться в живых. Это, кстати, связано с фундаментальной для
иудаизма идеей, что следует остерегаться пересекать границу между Б-гом и
человеком; перейдя ее, нельзя вернуться.

В этом же, кстати, и смысл высказывания, что в конце времен свобода
выбора более не будет ни необходимой, ни желанной. Также сказано, что хотя
во времена Мессии служение Б-гу будет более великим, сейчас оно более
драгоценно

Сейчас уместно вернуться к проблеме бытия и небытия. С одной стороны,
не сказано, что мир не существует; скорее сказано, что бытие мира не
существует. Чтобы понять различие между двумя выражениями, нужно попять
фундаментальную концепцию хасидизма Хабад: "уничтожение существования". Это не отказ от своей реальности, что невозможно даже на более высоком уровне.
Уничтожение реальности или существования характеризует взгляд человека на
себя, его отказ от независимости от Б-га.

На всю проблему бытия и небытия не
надо смотреть в понятиях реальности или существования. Речь не идет об
отказе от чего-то, что есть, существует; скорее об отказе от реальности (или
нереальности) желания. Иными словами, мир - не "Майя", не иллюзия в
восточном понимании. Просто то, что мы видим как мир, есть продукт ошибки
чувств. Если бы мы могли воспринять его иначе, не через посредство
физических чувств, нам бы открылся совершенно иной мир, мир на более высоком
уровне мир как Б-жественная речь. Ибо отношения между явлениями мира - это
отношения между буквами Б-жественного речения во всех их производных образах
и формах. И в этом смысле и можно смотреть на мир как на ничто, как на
несуществующее.

Так о чем же говорится, что оно "ничто и не существует"? О материальном
образе, который человек считает фундаментальным. Мы начинаем, в качестве
исходной точки, с того, что предметы или есть, или их нет. А даже если
что-то попадает в категории "несуществующего", это все равно лишь нарост на
фундаментальном материальном бытии. Поскольку наше восприятие - это
восприятие плотскими глазами, и воспринимаем мы материальные объекты.

Даже обычные люди воспринимают духовный мир в значительно
большей степени, чем принято считать. Даже в нынешнем нашем положении нам очень трудно найти слова и интеллектуальные формы, необходимые, чтобы двинуться немного за границу телесности. Например, будь наши чувства восприимчивы хотя бы к волнам энергии в более широком диапазоне, наш мир был бы уже совсем другим, намного менее жестким.

Фараон, царь Египта, говорил: "Мир - мой, и я
создал себя". Этот образ существующего - что я создал себя, и что мир
принадлежит мне - представляет собой пример крайней наглости существа.
Человек на другом уровне уже принимает, что его создал Кто-то. "Создать
себя" подразумевает, что весь мир, все существующее есть продукт моей воли,
и что у него есть свои собственные законы, не имеющие отношения к другим
мирам. Эта извращенная картина действительности достаточно распространена и
представляет собой продукт наших "плотских глаз", нашего физически
ограниченного восприятия, нашей удаленности от источника света. Но при
приближении к источнику картина эта теряет смысл и испаряется.

Мы думаем о конкретном и материальном так, как будто это что-то
абсолютное, в соответствии с нашим представлением, что бытие и небытие - это
то же, что реальность и нереальность. На самом же деле бытие подразумевает
независимость. А небытие - противоположное понятие. То, что мы видим материю
как первичное качество реальности и приходит к появлению мира, который так
далек от реальности и совершенно необоснованно зовется Бытием.

Поэтому, когда мы говорим об уничтожении бытия, мы не предполагаем
взять что-то существующее и разбить это вдребезги. Это скорее означает, что
чем более сознательно я признаю реальные приоритеты, тем в большей степени
исчезает Бытие.

0

16

В ответ на вопрос об "Unio Mistica", совершенном мистическом
исчезновении своего Я, можно сказать, что нам не дано достичь подобного в
этом мире. В иудаизме такое состояние известно только в одном случае - в
момент исполнения заповеди, мицвы. Есть и те, кто считает, что только в
состоянии такого слияния с Высшим можно выполнить мицвот по-настоящему.
Объяснение состоит в том, что мицва сама по себе - единство с
Б-жественным. Бааль hа-Тания приводит пример человека, которого на мгновение
обнимает царь. Тогда не важно, в какие одежды Он облечен - имеет значение
только рука царя. Точно так же, когда я занят изучением Торы, то не имеют
значения физические свойства книги. Важно, что сквозь нее приходит слово
Б-га. А когда в мое сознание входит Тора, я объединяюсь с ней.

Итак, в чем различие между величием и малостью в отношении человека?
Это вопрос степени осознания происходящего в этот момент. Когда человек
выполняет мицву, он так или иначе соединяется с Б-гом. Это всерьез ставит
нас перед вопросом: в какой степени может человек перепрыгнуть через
пропасть между человеком и Б-гом? Это аналогично вопросу, который слышит человек после смерти: хочет ли он Рая? Обычные, не великие люди, которые хотят Рая, - они, конечно, стремятся к Б-гу, но хотят оставаться от Него на безопасном расстоянии. Только великие готовы отказаться от Рая в стремлении поглотиться и исчезнуть в Б-ге. Самоисчезновение в Б-ге - это уничтожение даже высшего Я, и это кажется высшей степенью самоотречения.

Но поскольку высшая степень единства дается Торой и мицвот, то, казалось бы, им принадлежит преимущество. Иначе говоря, это зависит от самого человека. Накладывая тфиллин человек связывает себя с Б-гом, независимо от того, насколько он понимает заповедь. Как сказал другой мудрец, вопрос о том, где тфиллин - на голове или в ней, - принадлежит к другой категории. Эти два уровня бытия взаимоисключающи. Так же как принимая мысль, что мир полностью пронизан Б-жественным, человек может прийти к мысли, что все остальное не нужно.

Получается, что "уничтожение реальности" означает практически отказ от
своей воли, от своего желания присвоить Его волю. Это означает, что желая
чего-то (для себя), человек принуждает к этому высшую волю и тем самым
разрушает смысл собственного существования. Уничтожая первичность желаемого, человек признает, что существует что-то более важное и ценное, а это превращает акт самоотречения в акт свободы воли и внутреннего выражения.

То немногое, что мы можем сказать о Б-ге, обеспечивается тем, что часть нашего существа – часть Б-га, хотя другие части нас - творение Б-га. В исключительно узком промежутке между двумя этими фактами находится наша обязанность преодолеть нашу человеческую ограниченность. Каждое такое преодоление, каждое проявление в нас Б-жественного, каждая искорка того, что мы называем святостью, есть успех Б-га.

Мы просто не видим того, что скрыто в этом нашем мире;
что все в мире и за его пределами - лишь видимость, за которой стоит
проявление Б-жественного света. Мы воспринимаем предметы как обладающие
собственным отдельным существованием объекты. Они появляются и исчезают,
что-то делают и впечатляют нас своей плотностью и реальностью. Короче
говоря, наше чувство реальности отражает существование предметов, а не то,
что мы видим Б-жественный свет. Присутствие этого света во всем вовсе не
очевидно. Видимое нами - результат постоянных изменений Б-жественного света,
который совлекает с себя одни формы и принимает другие, не обязательно
духовные. Одна сторона здесь - это переход от духовного к материальному, от
неограниченного к ограниченному. Но на самом деле явления существуют только постольку, поскольку они освещаются Божественным светом!

Поэтому по-настоящему удивительно, как удается этому свету быть настолько скрытым, что я не просто не имею никакого понятия о его существовании: существование такого света представляется моему сознанию бессмысленным. Я вижу предметы, объекты, мир, но я не вижу во всем этом никакого Б-га. Можно даже сказать, что главная трудность для Святого, Благословен Он, - это всегда оставаться инкогнито, неузнанным. Так что когда Он появляется в мире, это должно происходить так, чтобы никто не знал, что это Он.

Как это Ему удается? Как выходит, что мы не чувствуем излияния Его сущности, Его духовности? Я не чувствую, что предметы - это произведения постоянного творчества Б-га. Наоборот, я чувствую, что они - вещи в себе. Однако именно в этом сила Б-га, для которого возможно все - сжать и скрыть Свой свет до такой степени, чтобы сотворенные вещи не уничтожались, чтобы они оставались, хотя бы на наш взгляд, сами собой. Даже не касаясь темы свободной воли, которая есть дополнительное свойство, дарованное некоторым из творений, мы можем отнести себя к тем творениям, которые ощущают себя существующими, ощущают, что они - не Б-г. Суть тварности - в ощущении отдельности, в бытии самим собой. Его Хесед, - это чудо Его сокрытия и устранения.

0

17

Однажды царь
Давид гулял вдоль реки и радовался тому,  что так полон прославлениями Б-га.
Выпрыгнула лягушка и сказала: я славлю Б-га более тебя! По этому поводу один
мудрец, рабби Цадок hа-Коген, заметил: это не означает, что лягушка  молится
Б-гу больше, чем царь Давид, но поскольку у лягушки нет дурного побуждения и
она следует  только Б-жественной воле, то само ее существование есть  песня,
славящая  Творца, и  каждый квак выражает это. Так что лягушка действительно
может сказать человеку, даже Давиду Псалмопевцу, что она славит  Б-га больше
него. 

  Самоотречение  перед  лицом  Б-га, отказ  от  своей  отдельности  -  не
теоретическая  концепция,  а  практический  принцип  в хасидизме, особенно в
направлении  Хабад,  В шутку  рассказывают  историю  об одном  хасиде. После
вдохновенного  урока  по хасидизму  он задумчиво  бродил недалеко  от  замка
польского  аристократа.     Часовой окрикнул  его:  "Кто  идет?  " Все еще  под
впечатлением  выученного, хасид  ответил: "Я иду". Когда же  часовой захотел
узнать, кто  это  "Я", хасид сказал:  "Пустота и  ничто  идет".  "Кто-кто" -
переспросил озадаченный солдат. По этому поводу хасид подумал: "Похоже, этот
парень  признает, что что-то или кто-то остается;  мое самоотрицание не было
еще полным". И он ответил: "Никто не идет. О ничто и пустоте нельзя сказать,
что оно идет".

Б-жественное  откровение  доброты и щедрости  сопровождается  равным  откровением  Б-жественного  ограничения  и сокрытия.  В этом случае не тьма (и не незнание)  открывают Б-жественное или указывают  на Него, а акт  сокрытия - поскольку "Я Г-сподь,  сокрывающий лик свой".

Или еще, спрашивали: какая  часть написанной буквы реальна:  черные  линии или  белое пространство вокруг них? Что реально - то,  что есть,  или то, чего нет? Это
не  чисто  логические  или  метафизические  проблемы.  Они  связаны с  нашей
проблемой  сущности мира.  Что образует  мир  - тьма или свет,  скрытие  или
откровение? Как говорили Мудрецы: Тора была дана черным огнем  по белому огню, одно на фоне другого.

Иногда форма буквы  - это вопрос правильного пробела,  иногда значение имеет
цвет темноты как в случае резьбы, когда буква состоит из  "чего-то чего нет"
в смысле реального вещества и формы. 

Г-сподь  есть Б-г (hавайя есть Элоким ).   Сокрытие  Б-га -  не более чем сосуд или инструмент, содержащий  свет в той или иной форме.

     Истина в том, что мы  всегда находимся в состоянии  исповеди и всегда просим
Его  стереть наши грехи, но не болью и страданиями,  а - если Он  найдет это
возможным  - прощением  и  милостью.

Этот образ  использует  Рамбам для описания  пророчества:  пророчество похоже  на человека,  идущего  в  совершенной  тьме,  и  вдруг,  на  мгновение,  молния
позволяет  ему  увидеть, где он находится. Если  даже  потом он остается  во
тьме,  он по  крайней мере  сориентировался и  знает, куда  идти.

  Мир иной - это другой уровень бытия, а не другое место.

  Истина, что  "нет  никого, кроме Него",
означает не  только, что другая  сила  или другое божество  не  могут
существовать,  но и что  не может быть никакой другой действительности.

0

18

Мы здесь подходим к тому, что можно назвать парадоксом Аризаля. Раз
неограниченное должно быть за пределами всего, а священное не может быть
ограничено ни в чем, само существование мира оказывается неразрешимой
загадкой. И не важно, реален мир или существует только в воображении: даже
воображаемый мир не может сочетаться с пониманием того, что Эйн Соф - за
пределами всего. С этой точки зрения чем выше и могущественнее Б-г, тем
более Он обязывает Себя, в каком-то смысле, быть особенно близким к
известному нам миру. Существование материи, другой крайности Б-жественного
сокрытия, возможно только благодаря дарующему бытие неограниченному.
Существование мира, зависимого от неограниченного, требует как-то ограничить
неограниченное; иначе говоря, раз нельзя сказать, что Эйн Соф как-то
ограничен, можно предположить, что превышающий всякое постижение Эйн Соф - единственная основа для всего постижимого. Создание ограничения, то что
зовется качеством Малхут, качеством Б-жественной концентрации, связано
некоторым образом с Бесконечным Эйн Соф.

Парадокс Б-га и существования мира может быть разрешен несколькими способами. Если ограничиться тезисом, что ограниченное - есть проявление Эйн Соф, можно сказать, что при творении мира никакого нового существования не появляется. Есть лишь игра Б-га с Самим собой, как сказано относительно Торы.

Речь есть использование некоторых символов для передачи информации.
Речь - не то же самое, что информация, что истина, что знание. Только в Б-ге
объединены знающий, знание и знаемое. Наши слова, идеи и мысли зависят от
ограниченного мира, возможности наших органов чувств и множество других
факторов ограничивают их. За этими пределами мы не можем выразить почти
ничего; в лучшем случае мы иногда можем осознать, что есть что-то, не
выразимое словами.
Способность понимать так же ограниченна, как способность уха слышать.
Бывают мысли, которые мы не можем выразить, но можем воспринять эмоционально или интуитивно. Но соединение знающего и знаемого выходит за пределы даже такого интуитивного постижения.

Многие из явлений, воспринимающихся с одной точки зрения как множество,
с другой кажутся единством. Это относится к любому явлению, которое можно
разделить на части - то есть практически ко всему, что нас окружает. Не то с
единством знания и знающего; оно неразделимо. Когда человек что-то узнает,
он включает в себя это и сам включается в это, ни с какой точки зрения
знание и знающий не могут восприниматься раздельно. Один из учеников Бааль
hа-Тания объяснил такое единение при помощи образа двух дождевых капель на
оконном стекле. Когда они встречаются и сливаются, нельзя сказать - какая
капля поглотила какую; они стали одной большей каплей, которую уже нельзя
разделить, чтобы вернуться в исходное состояние. Так и со знаемым и знающим,
содержащим и содержимым, конечным и бесконечным.

Каждый день мы узнаем что-то новое, впитываем дополнительную
информацию, дополнительные знания. Но это не просто складирование - это
сложный процесс интеграции знаний. Знание влияет на знающего; знающий меняет
то, что он узнает. Конечно, можно и забыть то, что знал, даже все, что знал,
но оставленный знанием след не стирается. Это, кстати, объясняет, почему
запрещено ставить в неудобное положение ученого, память которого ослабла со
временем. Предполагается, что ранее изученное остается в виде тонкого,
неискоренимого сияния.

Можно предложить отрицательное определение: то, что я могу постичь, не
Б-жественно. Это должно служить предостережением для целой категории людей,
настолько подверженных самообману логики и здравого смысла, что им кажется,
будто они насколько-то понимают Б-га. Ведь Б-г не может быть понят, всякое
утверждение, что кто-то понял Его, может быть только ошибкой. Это все равно,
что сказать, что достиг горизонта. Конечно, Танах рассказывает о Моше,
Ишаягу и других пророках, но это иной род видения. Более того, то, что видел
Моше, сделало его самым скромным из людей, но и он прямо говорил, что нельзя
увидеть Б-га и остаться в живых.
Когда мы говорим о Б-жественном знании, то речь не идет о том, что Б-г
знает больше или меньше. Оно включает все, потому что Б-г вездесущ, нет
времени или места, в котором Его бы не было. Он присутствует во всем
существовании.

Можно спросить: зачем вообще говорить о Б-жественном знании? Ответ
связан - конкретно в этом контексте - с проблемой Б-жественного Провидения и
с Нижним единством. Хотя с точки зрения бесконечности мир не имеет
реальности, с точки зрения Нижнего единства и мира Б-г тесно связан с каждой
частицей бытия. Так мы приходим к мысли о единстве знающего, знания и
знаемого, которую разделяет даже Рамбам. Каббала не ограничивает это
единство сфирой Даат (Знание); скорее это единство охватывает все качества.
Это касается не только Б-жественного знания, знания, принадлежащего только
Б-гу, но чего-то, что касается всего сущего. Существование полно
Б-жественного бытия. Поэтому Б-г знает все тайны - не потому, что Б-г
отрицает существование тайн, а потому, что наши тайны - часть нас, а Он
присутствует в нас, в нашем бытии. Так что в этой идее выражается не
универсальность знания, а универсальность бытия, присутствия Б-га во всем,
так что ничто не может быть отдельно от Него. Б-г и мир, который мы знаем, -
не пара. Они одно. Они неотделимы.
Короче, Б-г знает мир и верхним знанием, для которого "нет ничего,
кроме Него", и нижним знанием Б-жественного единства, в котором все
наполнено Ним. Таким образом, он знает все.

Из истории известно, что до распространения некоторых идей, например
идеи нации, люди не чувствовали ничего подобного. Многие такие идеи,
привнесенные в жизнь людей извне, становятся не отделимой частью личности.
Единственное знание, в котором человек может быть уверен, - это знание себя.
Просто знание себя, хотя бы оно и было затуманено образом, спроецированным
миром.

0

19

Каббалисты  чувствовали, что Б-жественное  единство  действительно  для
всех десяти сфирот. То  есть: Он есть Хесед (Милость, Доброта) как качество.
Он есть Тот, кто оказывает Хесед, и  Он есть объект Хесед.  Он  есть Тиферет
(Красота), Тот, Кто ее создал, и Тот, Кого она радует, и так далее.

Б-г есть все стороны  Б-жественного проявления, ничто в  откровении  не является  вне Его.  Он во всем и  все в  Нем. Это  - то, что называется  Нижним единством,
существующим  внизу, в мире.  Верхнее  единство,  определяемое  словами "нет
ничего   кроме  Него",  -   это   уничтожение   всякой  реальности,   прямая
противоположность утверждающей направленности единства Нижнего.

     Все   сказанное   только  что  представляет  собой   одно  из  основных
расхождений  между хасидами и Рамбамом. Многие мыслители, современники Бааль
hа-Тания,  были склонны говорить о промежутке между Б-гом и миром, как будто
Б-жественное  должно  в какой-то мере уйти  из  мира, чтобы  Творение  могло
состояться. Б-г был для них  где-то, высоко  и далеко. Хасиды видели в таком
подходе ограничение Б-га. Неважно, где ты запираешь  Его - вверху или внизу,
внутри  или  снаружи;  быть не  везде -  для Него ограничение. В этом споре,
который  Бааль hа-Тания ведет  в  седьмой  главе Шаар  hа-Йехуд ве-га Эмуна,
сознательно использованы  слова  из  Тринадцати  принципов  веры  Маймонида.
Потому что спор,  конечно,  не  с  неверующими. Спор  ведется с  верящими  в
Б-жественное Провидение евреями.
     Поскольку Б-г  знает  все, и ничего невозможно  прибавить к Его знанию,
нижний мир соединяется  Высшим  знанием,  с высшими сферами и  не отделен от
них.  Нет,  как думают  многие,  различия между миром и  Б-гом, существующим
где-то  вне,  в  потустороннем, трансцендентном.  Б-г здесь,  поскольку  Его
знание и Его бытие едины. С человеком это, конечно, не так, он  может быть в
одном  месте,  а думать  о другом.  Но для  Б-жественного нет дистанции, нет
промежутка между осознанием и существованием.

     Б-г,  таким  образом,  и  направляет  и  наполняет  Собой  миры,  Он  и
трансцендентен, и  имманентен. Четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода
- и  все, что  они символизируют,  объединяют - только в Нем.  Б-г  - основа
реальности мира; Он Сам присутствует в каждой частичке, от огромной до самой
маленькой,  и  Он их объединяет.  Как  реальность  Б-га,  Его знание  и  Его
творчество - едины, так  же  как и Его Провидение. Его всевидящее участие во
всех деталях бытия, наполняющее их бесконечностью и трансцендентностью.

     Тем  не менее Б-г - источник, Творец всего  человеческого опыта. Что-то
от Его бытия присутствует во  всем,  что думает и делает  человек.

     Если бы  душа  была  свободна  от  тела  настолько,  что  ни  боль,  ни
наслаждение не задевали бы ее, человек был бы намного ближе к Б-жественному.
Как  солнечный  свет,  который падает на безобразное  и  на  прекрасное,  на
грязное и  на  чистое, и  все же не  становится ни  безобразным, ни грязным.
Отношение здесь  одностороннее: Земля получает свет от Солнца и не влияет на
Него. Истина в том, что Б-г дает, но не получает; Он оказывает влияние, но не
подвержен ему;  действует, но на Него не действует ничто. 

Рамбама о непостижимости  Б-га, в том, что Он - Знающий, Знание и
Знаемое.

Поскольку  смысл  зависит от контекста,  от того, как сказано
нечто,  сказанное Бааль-Шем-Товом имеет  смысл, отличный  от  смысла  тех же
слов, сказанных другими людьми и по другому поводу.

А  в жизни должны быть падения, особенно, когда
есть прогресс, потому  что в  движении с уровни на  уровень человек  нередко
теряет равновесие, будучи не в состоянии быть на двух уровнях сразу.
     Опасность такого падения при  переходе с одного уровня на другой в том,
что  человек может  не найти потом вновь своего  пути. Смысл слов  "семь раз
упадет  цадик и  снова встанет" в том, что быть цадиким -  рискованное дело,
чреватое  катастрофой.   Обычный,  несвятой   человек   упадет  сравнительно
невысоко,  поскольку  движется  более  или  менее  ровным курсом без  особых
проблем.  А  цадик, постоянно ощущает боль души  и разума,  сердечную  муку,
которая  есть часть его  святости. С  этим связаны  многие рассказы о  Ноахе
[Ное] и Аврааме, каждый из которых был цадиком своего поколения. Идея многих
из  этих  рассказов в том, что на другом этапе своей  вечной жизни, в другом
поколении,  святой  мог  быть  чем-то  совсем  другим,  например законченным
злодеем. Опасности при переходе со стадии на стадию настолько велики, что он
неизбежно будет падать время  от времени. 

Он  постоянно творит  мир Своей речью.  И  единственный, кто может  Ему  ответить,  -  это человек. Все другие творения - просто продукты Б-жественного речения. Только человек может ответить Творцу,
     Мир творится в каждую минуту. Это делает возможным для человека творить
себя,  поскольку то, что было две минуты назад, - было другим  миром. Теперь
возник новый  мир, новые  люди, новые  ситуации, и возможно  заново  создать
собственный мир.
     Оптимизм этой мысли близок к другой - что человек не борется всю  жизнь
с выбором между добром и злом. На каждом стыке, на каждом выборе  он борется
всего  одно мгновение. Решение  - всегда  сейчас,  в это самое мгновение.  И
может  быть,  больше никогда  не  повторится  именно  такой момент  борьбы и
выбора, когда я творю мир. Каждый момент уникален. И когда  мир, сотворенный
таким  образом,  открывается,  он  становится частью бесконечной  реальности
множественных миров. 
     Короче, человека всегда спрашивают: "Что делаешь  ты в  эту минуту?"  В
этом именно  смысле Б-г творит  мир, и человек - единственный, кто может Ему
ответить. Все другие создания -  просто часть Б-жественной  речи, а человеку
дана возможность самостоятельного  ответа.

0

20

Наверно, рассуждения раввина может понять только евр-й. Если я славянин, то должен изучать свою культуру, они -свою. Мы жили задолго до Иисуса и Адама с Евой, и обезьяны не были нашими предками. Мы не могли произойти от Адама и Евы - т.к. не все люди на Земле евр-и, иу-и и т.п.

0