Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы

Объявление

ДРУЗЬЯ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОЛИТИКИ, ОТ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, В РОССИИ, В БЕЛАРУСИ!!!
Обсудить политику и ситуацию в Украине вы можете на других форумах и в соц.сетях!

Обращаю ваше внимание, заголовки взяты с видеороликов. Это не мое мнение, это не мнение администрации форума!
Администрация форума не имеет никакого отношения к публикуемым, републикуемым сообщениям, видео, фотографиям, статьям, новостям.
Мнение участников форума принадлежит абсолютно участникам форума и администрация форума не несет ответственность за мнение участников форума.

Пожалуйста, имейте ввиду, мнение астрологов, предсказателей, тарологов, экстрасенсов является сугубо субъективным мнением.
Предсказания, пророчества, прогнозы о России, Украине, США, Беларуси, и вообще о войне и мире в Мире публикуются исключительно для доведения до вашего сведения данной информации, и для проверки вами лично всех этих предсказаний, пророчеств и прогнозов от экстрасенсов, магов, астрологов, тарологов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мистицизм - Андерхилл

Сообщений 61 страница 67 из 67

61

Четвертая Часть
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
БУДДИЙСКОГО УЧЕНИЯ О СОЗНАНИИ
1. ОБЪЕКТЫ СОЗНАНИЯ
Отношение субъекта к объекту

Свернутый текст

Невозможность достижения равновесия напряженного состояния, полное разногласие между субъективным велением и объективно данными фактами, дисгармония между представлениями и действительностью и есть то, что мы называем страданием. Преодоление этой дисгармонии, достижение состояния внутренней свободы обусловливается не подавлением воли, но устранением самого вакуума, т.е. уничтожением этой иллюзии эго. Любое страдание возникает на основе ошибочной установки. Мир не есть ни добро, ни зло. И только исключительно наше отношение к нему превращает его либо в то, либо в другое.

Объекты и сферы сознания

...Мы должны помнить, однако, что напряжение в сфере чувственного восприятия не является необходимым состоянием, но исключительно плодом иллюзии. Если разум направлен к сверхмирскому знанию, чувственные объекты воспринимаются и исследуются с должной проницательностью, и вместо того, чтобы тормозить и связывать силы сознания, они отражают их, обращают их к их источнику, умножая таким образом их силу.

Сфера Чистой Формы

В сфере Чистой Формы (рупадхату) решающее значение имеют пять факторов: 1) дискурсивное мышление (витакка); 2) рефлексия (или подкрепляющее мышление (вичара); 3) заинтересованность, увлеченность, вдохновение (пити); 4) блаженство (сукха) и 5) однонаправленность (экаггата). Последний фактор присутствует в любом акте сознания как разновидность непреходящей тенденции направленности, но в случае медитации (джхана) и особенно на более высоких ее стадиях этот фактор усиливается до определенного уровня концентрации. Предоминанта этого фактора вместе с остальными четырьмя качествами обусловливает устранение пяти препятствий, которые сковывают мирское мышление:
мышление (в его начальной стадии) устраняет леность и вялость;
рефлексия (или подкрепляющее мышление) устраняет сомнение, скептицизм;
радость (или вдохновение) устраняет ненависть (дога, или бйапада);
блаженство устраняет ментальное беспокойство и страх;
сосредоточение устраняет алчность, жажду (лобха).
В процессе дальнейшей медитации экаггата все более и более возрастает. Иными словами: энергия, распределенная в предшествующих четырех факторах, постепенно поглощается сосредоточением (экаггата). 

Естественно, что противопоставление "субъект – объект" может быть оправдано исключительно с внешней точки зрения.
В действительности невозможно отделить сознание от его содержания. Существуют только отличные друг от друга моменты сознания, разнящиеся во времени и содержании, но каждый из них представляет неделимое целое. Только ради словесного выражения и ментального (логического) упрощения мы отвлекаемся от непрерывного процесса "становления сознания" и обращаемся к более или менее статической идее "сознание", а после создания понятия для обозначения единства и стабильности этого процесса мы вынуждены выработать дополнительное понятие, объясняющее изменения в этом процессе: элементы представления, или объект сознания. Если в связи с этим понятием мы говорим также и о предмете (субъекте) сознания, то этим мы указываем на то более высокое единство кармически обусловленных сил, которое мы называем "индивидуальным", – "тем, что не может быть делимо", – ибо это не есть механическое единство неизменной или ограниченной "вещи", но непрестанно струящийся процесс перестановки, исправления и унификации жизненных сил, обретающих свое средоточие (фокус) в сознании. Но так же как фокус не есть нечто отличное от лучей, сходящихся в нем, так и сознание не отличается от тех сил, которые в видимой или невидимой форме создают индивидуума.

Мы настолько привыкли отождествлять понятия с действительностью, что зачастую даже забываем, что в буддизме такие понятия, как "индивидуум", "субъект", "я", "мое", могут быть использованы исключительно в относительном смысле.

Сфера Не-Формы

После устранения любых объектных и образных представлений пространство выступает в качестве непосредственного и интуитивного объекта сознания. Оно обладает двумя качествами: бесконечность и не-материальность (отсутствие чего бы то ни было объектного; букв, "не-вещь-ность"), ибо "пространство как таковое", "пространство в себе" не может быть объектом сознания. "Бесконечность пространства" (акасананчайятана) и "не-вещь-ность" (акинчаннайятана) являются таким образом – как равноценные выражения пространства – объектами интуитивного сознания. Если же, однако, это сознание бесконечности пространства само становится объектом медитации, то возникает переживание бесконечности сознания (акасананчайятана). Если бесконечность становится сознательной, то это раскрывает и бесконечность сознания. В ходе интуитивного переживания сознание полностью отождествляется с объектом и растворяется в нем: если же последний бесконечен, то и сознание становится неограниченным. Но только ретроспективно сознание осознает свою собственную безграничность. Аналогично сознание пустоты, отсутствия любых материальных или воображаемых "вещей", "не-вещь-ность" становится объектом последующей ступени медитационного углубления, которая включает также и осознание этой "пустоты сознания", называемой "ни восприятие, ни не-восприятие (невасанианасаннайятана), или "предельная граница восприятия". Но даже и это состояние продолжает сохранять свою позитивную сторону и не может быть охарактеризовано исключительно как осознание не-восприятия: в нем совершенная свобода, покой и ясность представлены так, что исключается любая возможность описания или обсуждения. Здесь любые определения парадоксальны.
в реальной медитации имеет место процесс прогрессирующего объединения: от дифференциации поверхностного сознания к единству глубинного сознания. Сознание "бесконечности пространства" представляет положительный аспект пространственного переживания, тогда как сознание "не-вещь-ности" – отрицательный. Соответственно первое предшествует в процессе медитации второму, и в то же время второе, вследствие своей внутренней взаимосвязи с первым, может быть развито посредством переживания "бесконечности сознания". Ибо в бесконечности пространства, так же как и сознания, все частности и ограничения устраняются, и, как непосредственное следствие этих состояний, появляется переживание "не-вещь-ности".
Таким образом, сознание в сфере Не-Формы (арупалока-читта) проявляется в четырех последовательных состояниях дхьянического углубления:
Сфера бесконечности пространства.
Сфера бесконечности сознания.
Сфера "не-вещь-ности".
Сфера предельной границы восприятия.

Уровни существования (бхуми) и соответствующие им состояния сознания (читтани).
Пятдесят два фактора сознания (четасика)

 
2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

Факторы сознания убывают по мере перехода на более высокие ступени дхьянического углубления; начиная с общего исходного основания или, точнее, с поверхности обычного состояния разума, сознание все более и более сосредоточивается, пока наконец не достигается точка полного единения. Таким образом, сознание колеблется между предельными состояниями Дифференциации и Однородности. Однородность есть первоначальное, важнейшее состояние разума, тогда как поверхностное сознание, или сознание в общепринятом смысле слова, может быть определено как феномен сопротивления – препятствия в потоке бытия. "Поверхностное сознание" является наиболее дифференцированным. По мере нашего самоуглубления дифференциация убывает, а воссоединение возрастает. Поэтому мы и называем это однородное сознание, или приближающееся к нему, сознанием глубинным, или "фундаментальным сознанием". Концепция эго есть плод исключительно поверхностного сознания, ибо эго способно существовать только там, где имеются различия, а, следовательно, противопоставление эго – не-эго. Чем ближе сознание приближается к своим основам, тем сильнее угасает идея "Я". И именно по этой причине эго воспринимается в процессе медитации как иллюзия.

сознание более высокоразвитых существ аналогично сознанию более высоких уровней медитационного сосредоточения.  проблема заключается в более фундаментальном вопросе: какое различие между единством сосредоточенного разума и единством неразвитого сознания, в чем отличие более высокого сознания от подсознания, мирского сознания от состояния сверхмирского медитационного углубления (локуттара-джхана), простоты мудреца от наивности ребенка, в чем различие между отсутствием восприятия в состоянии концентрации и внешне сходным явлением в глубоком сне или гипнозе?

Рис. 8. Структура сознания и индивидуальные стадии развития сознания
Периферия круга представляет зону максимально возможной дифференциации, тогда как центр образует общую точку единства, в которой более не существует никакой дифференциации сознания. Выделенные радиальные линии отмечают границы рождения и смерти (причем и то, и другое – всего лишь две стороны одного и того же процесса). Однако расстояние между ними обозначает не продолжительность жизни (которая в данном случае не имеет значения), но ценность опыта индивидуального существования на отдельном этапе его развития, определяемую его положением в общей схеме психогенетических возможностей. Эта ценность в пределах одного существования может быть названа ментальным горизонтом или средним диапазоном сознания, который определяется накопленным и ментально усвоенным опытом. Ширина сектора соответствует диапазону активности менталитета. Чем больше путь, перекрываемый индивидуальным сознанием, тем больше ценность опыта, накопленного в нем, и тем шире сектор на нашей диаграмме. Дифференциация и интенсивность объединены в ментальный радиус активности. Интенсивность сознания, т.е. напряжение между внешним и глубинным, есть расстояние между наивысшей и наинизшей точками линии сознания в пределах одного существования. Эта линия отмечает путь частного индивидуального сознания, или причинно-связанных моментов сознания данного индивидуума.

   ...Но индивидуум становится тем, кто он есть только благодаря отличию от других. Если же, однако, это различие ошибочно понимается как наиболее существенное свойство и возводится ввиду отсутствия необходимого знания или интуиции до идеи абсолютного эгоизма, то, несомненно, вслед за этим возникают дисгармония и страдание. Под влиянием этого страдания эгоистическая воля (камаччханда) превращается в волю к освобождению (дхаммаччханда). Переживание страдания ведет к пониманию жизни (самма диттхи), и таким образом воля к освобождению становится поворотным пунктом воли, началом нового направления (сота-патти) в психологическом развитии человека. До достижения периферии прогресс был направлен к периферии, к дифференциации, к созданию интеллекта, однако после достижения ее границ он направляется к центру, к объединению, к интеграции.
Поворотный пункт – это "освобождение от свободы", от произвольно разделяющего, ограничивающего концептуального интеллекта, монопольное положение которого устраняется только посредством полного обращения вовнутрь, путем переориентации нашего внимания от множественности к единству, от ограниченного к безграничному, от понятийного к интуитивному, от индивидуального к всеобщему, от "я" к "не-я". Это означает не столько устранение чувственной деятельности или подавление чувственного сознания, сколько новую установку по отношению к ним, когда мы уже не рассматриваем вещи с точки зрения "я" и возникающих отсюда привязанностей и предубеждений, но подходим к ним с позиции единства или однородности, составляющей основу всего сознания и его объектов. Исключительно переживание или осознание того, что мы не только части единого целого, но и каждый из нас имеет основанием целое и являет собой сознательное выражение целого, пробуждает нас к Реальности, к Освобождению, к восстановлению Гармонии, утраченной из-за привязанности к ограниченным и иллюзорным представлениям ("предрассудкам").

Восстановление Гармонии достигается посредством соединения поверхностного и глубинного, путем проникновения в сокровенные глубины сознания, освещением их светом проницательности и подъемом сокровищ глубинного на поверхность. происходит нечто уже принципиально отличное и новое. Однородность сознания превращается в осознанное единство. Аморфное и почти индифферентное (и безотносительное) на-себе-сосредоточенное сознание замещено накопленными ценностями переживания (опыта), собранными воедино как подсознательная память и имеющими отношение ко всем проявлениям и силам жизни. Таким образом, сознание становится сверхиндивидуальным.

0

62

Свернутый текст

Но недостаточно начинать с любой точки периферической зоны; вначале должна быть достигнута наибольшая дифференциация в самой периферии, после чего только и возможен успешный поворот к центру. Сомнамбулическое, гипнотическое или достигаемое посредством наркотиков состояния разума, например, не имеют никакой прогрессивной ценности: они лишены определяющего момента в периферии (достижение которого всегда предполагает определенный уровень развития и зрелости индивидуума).

Будда не отрицал ни разум, ни логическое мышление, ни интеллект, но он познал границы их действия и соответственно этому указал их место. Его нельзя отнести к тем людям, которые полностью исключают интеллект только потому, что не умеют им пользоваться. Отрицание есть бегство, а не преодоление. Только после достижения верхней границы дискурсивного мышления мы обретаем право и возможность перешагнуть ее. Теперь становится понятной важность периферии, так же как и важность человеческого существования в отношении пути к Освобождению, ибо только в сознании человека может быть достигнута периферия, а вместе с ней и поворотный пункт, который составляет первый шаг сверхмирского пути. Будда называет "благим путем" человеческое рождение, к нему должны стремиться даже боги, если они желают достичь наивысшей цели. Какая иная религия отводит столь важное место человеку! Человек – это центр буддийского учения, возникшего на основе глубочайшего опыта гуманизма. И именно по этой причине буддийская концепция мира является психо-космической, а человек, как микрокосм, вмещает в себя весь мир, а следовательно, способен в конце концов и превзойти его.

буддийское мировоззрение сохраняется в своих основных чертах и до сегодняшних дней, ибо оно основано на живой интегральной психологии любого человека. Поэтому оно является всеохватывающим. … противоположностью чему является опыт единства переживающего и переживаемого, который не нуждается ни в каком компромиссе между субъектом и объектом. Таким образом, даже в своей самой богатой "фантастической" форме буддизм проявляется как Учение Действительности.

"А ныне, бхикшу, я обращаюсь к вам: все сущее, движимое санкхарами (вайядхамма санкхара), подвержено разрушению. Прилежно стремитесь к достижению цели". Это последняя речь Татхагаты.
Затем Совершенный вступил в первое состояние медитационного углубления (джхана), и, восходя, вступил во второе, и, восходя, вступил в третье, и, восходя, вступил в четвертое. И, восходя из четвертого состояния углубления, он достиг такого состояния разума, которому присуща только бесконечность пространства. И, восходя из совершенного сознания бесконечности пространства, он достиг такого состояния разума, которому присуща только бесконечность сознания (виннана). И, восходя из совершенного переживания бесконечности сознания, он достиг такого состояния разума, которому не присуще вообще что бы то ни было объектное. И, восходя из этого состояния сознания, лишенного каких бы то ни было объектов, он достиг такого состояния разума, в котором: нет ни восприятия, ни не-восприятия. И, восходя из этого состояния сознания предельной границы восприятия, он углубился в состояние совершенного отсутствия восприятий и идеаций (санна-ведайита – ниродха).

Тогда достойный Ананда сказал достойному Анурудхе: "О господин, о Анурудха, скончался Блаженный!" – "Нет, брат Ананда, еще не скончался Блаженный, он перешел только в то состояние, когда сознание совершенно лишено восприятий, и идеаций".

Тогда Совершенный, исходя из состояния полного отсутствия восприятий и идеаций, вступил в состояние ни восприятия, ни не-восприятия. И, исходя, вступил в то состояние сознания, которое лишено чего бы то ни было объектного. И, исходя, вступил в сферу единого бесконечного сознания. И, исходя из сферы единого бесконечного сознания, вступил в сферу бесконечного пространства; и, исходя, перешел в четвертое состояние духовного погружения, и в третье, и во второе, и в первое. И вновь, исходя из первого, перешел во второе, и, восходя, вступил в третье, и, восходя, вступил в четвертое. И, исходя из четвертого, Блаженный немедленно скончался".

Это подтверждает наше допущение о том, что "мертвое" сознание совпадает с пятой джханой, откуда для медитирующего открываются два пути: либо воспоминание предшествующих существований, либо путь, ведущий к четырем арупа-лока-джханам (в которые мы не включаем совершенное устранение восприятия). Однако в отношении их содержания можно утверждать, что дальнейший прогрессирующий процесс единения продолжается, хотя и кажется, что выражения "бесконечность пространства" или "бесконечность сознания" указывают на противоположное. Действительно, бесконечность – это не что иное, как отрицание отдельности, разграничения или дифференциации. "Бесконечность пространства" суть преодоление принципа формы (который еще сохранялся на предыдущей ступени), бесконечность, или точнее, неограниченность сознания суть преодоление объективного пространства, пространства как объекта, лежащего вне сознания, посредством полного, совершенного его осознания. Как только его полное единение с сознанием достигнуто, исчезает противопоставление субъекта объекту и начинается переживание "не-вещь-ности". С постепенным исчезновением и этого переживания медитирующий вступает в сферу "ни восприятия, ни не-восприятия", в состояние, которое не может быть выражено в словах, ибо там, где не существует никаких видов дифференциации, не существует и никаких обозначений.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЗНАНИЯ

"В созерцании прекрасного, если оно действительно чисто, не существует никаких эгоистических мотивов, и человек полностью освобождается от "я". Полное отсутствие "я", если это состояние упрочено, суть ниббана. И человек, которому доступно временно освобождение от "я" в созерцании прекрасного, достигает таким образом временно переживания ниббана – он вступил на путь, который способен привести его в конце концов к полной, несомненной, совершенной ниббане. Поэтому я утверждаю, что красота поможет многим обрести ниббану".

Концепция прекрасного (субха, собхана) в буддизме тесно связана с идеей чистоты и добра, подобно учению Платона об идентичности Добра, Красоты и Истины в их наивысших аспектах. Вряд ли необходимо говорить, что и в буддизме также Добро не может быть отделено от Истины, т.е. от того, что соответствует законам Реальности (Дхамма в наивысшем смысле). Поэтому двадцать девять указанных классов сознания, так же как и подобные классы сознания в сферах Чистой Формы и Не-Формы и сверхмирское сознание, называются "прекрасными состояниями сознания" (собхана-читтани).

4. ЧЕТЫРЕ ТИПА "БЛАГОРОДНОЙ ЛИЧНОСТИ" И ПРОБЛЕМА СТРАДАНИЯ

...Как же можно назвать буддизм пессимистическим учением, когда даже любое ментально омраченное настроение отрицается как безнравственное, а одной из основных медитаций является медитация о всеобъемлющей радости (мудитабхавана)?

"Я есть" – бесполезная мысль;
"Я не есть" – бесполезная мысль;
"Я буду" – бесполезная мысль;
"Я не буду" – бесполезная мысль.
Бесполезные мысли являются болезнью, язвой, занозой.
Но преодолевший все бесполезные мысли
называется безмолвным мыслителем.
И мыслитель, Безмолвный, не возникает более,
не возвращается более,
Ему неведомы более ни трепет, ни страсти.

Дыхание занимает промежуточное место: будучи вне сферы бессознательных функций, оно может быть возведено в сферу сознания и способно функционировать в равной мере как автоматически, так и намеренно волитивно. Таким образом, именно дыхание объединяет прошлое с настоящим, ментальное с телесным, сознательное с бессознательным. Оно является посредником, отправным пунктом, из которого мы овладеваем тем, что было, и тем, что есть, который позволяет нам стать властелинами прошлого и настоящего; поэтому оно и является исходной точкой творческой медитации.

0

63

Пятая Часть
ФАКТОРЫ СОЗНАНИЯ (ЧЕТАСИКА)
1. ПЕРВИЧНЫЕ ИЛИ ПОСТОЯННО НЕЙТРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Свернутый текст

121 класс сознания представляет полную систему координат, которая охватывает все дополнительные детали буддийской психологии и посредством которой могут быть определены любые явления сознания.
Постоянные или первичные нейтральные факторы суть следующие:
пхасса – ментальный контакт (или чувственное впечатление);
ведана – чувство (или эмоция);
санна – восприятие, перцепция;
четана – воление;
экаггата – однонаправленность;
дживитиндрийя – психическая витальность;
манасикара – спонтанное внимание.

И наконец мы должны упомянуть о духовном аспекте упеккха, совершенное равновесие разума, совершенная духовная равностность и гармония, которое появляется в переживании высочайших духовных объектов или состояний сознания.
Именно ошибочная интерпретация слова "упеккха" привела к величайшему недоразумению в оценке буддийской духовной позиции. Неуточненный, чисто негативный перевод этого чрезвычайно важного понятия словом "индифферентность" вызывал со стороны небуддистов часто повторяемый упрек, что любовь (метта), сострадание (каруна) и со-радость (мудита), которые совместно с упеккха называют четырьмя "божественными состояниями" (брахмавихара), – всего лишь вспомогательные ступени для достижения полной индифферентности, которая якобы и является целью и высшей точкой буддийского учения об освобождении. На основании того факта, что упеккха стоит в конце этого ряда, заключили, что для буддиста любовь и сострадание – это только средства собственного спасения и поэтому буддизм, в отличие от христианства, лишен истинного альтруизма и уступает ему в своей этической ценности.
Только наличие упеккха, этого совершенного (самма) духовного и умственного равновесия, наделяет метта, каруна и мудита их всеобъемлющим основанием и освобождает эти качества от узких рамок личной привязанности. Можно утверждать, что любовь, сострадание и со-радость не только обретают в упеккха свое завершение, но более того – именно упеккха является предпосылкой этих качеств, позволяющих Совершенному, подобно Солнцу, равностно нести свет как праведным, так и неправедным.
Упеккха в высочайшем смысле есть то святое непоколебимое равновесие души, которому чужды как равнодушие, так и апатичность и для которого не существует ни малейшего различия между собственной самостью и самостью другого, – о чем Шантидева говорит в первой карике "Шикщасамуччайя" следующим образом: "Если я и мой ближний в равной мере ненавидим страх и страдание, то в чем же мое превосходство, чтобы искать для себя защиты, а не для другого?"

2. ВТОРИЧНЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Вторичными нейтральными факторами являются:
витакка – (дискурсивное) мышление в его начальной стадии;
вичара – рефлексия или подкрепляющее мышление (продолжение дискурсивного мышления);
адхимоккха – решимость (результат дискурсивного мышления);
вирийя – сила воли, энергичность, усилие;
пити – заинтересованность, удовольствие, радость, восторг (согласно степени интенсивности проявления);
чханда – стремление к действованию, желание к исполнению, воля к осуществлению.

3. НРАВСТВЕННО-РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

саддха – вера, уверенность;
сати – внимательность; внимание, как процесс; "удержание" объекта (медитации); букв.: память;
хири – стыд (как голос совести), добросовестность, самоуважение (как основа истинной этики);
оттаппа – тщательность, тактичность, разборчивость в средствах;
алобха – отсутствие жажды, алчности; самоотрешенность; беспристрастность;
адоса – отсутствие ненависти; симпатия;
татрамаджджхаттата – равновесие разума, спокойствие, невозмутимость;
кайяпассаддхи – невозмутимость психических элементов;
читтапассаддхи – невозмутимость сознания;
кайялахута – легкость, подвижность психических элементов;
читталахута – легкость, подвижность сознания;
кайямудута – эластичность, отзывчивость, восприимчивость психических элементов;
читтамудута – эластичность, отзывчивость, восприимчивость, сознания;
кайякамманната – приспособляемость, адаптивность психических элементов;
читтакамманната – приспособляемость, готовность сознания;
кайяпагунната – опытность, искусность психических элементов;
читтапагунната – опытность, искусность сознания;
кайуджджуката – прямота, правильность психических элементов;
читтуджджуката – прямота, правильность сознания.

С абсолютной точки зрения продолжительность жизни живого существа чрезвычайно коротка и равна длительности одного акта сознания. Подобно тому, как колесо колесницы, вращаясь, касается земли только одной точкой обода и, остановившись, опирается только на одну точку; точно так же длительность жизни живого существа определяется длительностью одного момента сознания; как только это сознание прекратилось, говорят, что бытие также прекратилось.
 
Шестая Часть
ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ И ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ

1. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
Фактически каждый момент является переходом к новой форме жизни, поскольку в каждое мгновение что-то становится прошлым и умирает, а нечто новое появляется или рождается.
Уподобление потока сознания реке (сота) имеет известную ценность в следующем отношении: оба внешне кажутся неизменными как целое, хотя их элементы непрестанно изменяются. А между тем не возникает никакого сомнения в существовании реки, и вполне определенно можно говорить о ее реальности. Аналогично постоянство отношений в непрестанно обновляющихся процессах становления сознающим создает иллюзию существующего в действительности "Я", "эго", или неизменной личности.

2. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ
буддист не занимается исследованием сущности материи, но только исследованием сущности чувственной перцепции и опыта, которые, собственно, и создают у нас представление или идею материи.
"Рупа-дхармы не отрываются от других категорий дхарм, от сознания, эмоций и т.д., а рождаются и исчезают ежемгновенно, как и они, и входят в состав мимолетных комбинаций, из которых слагается поток сознательной жизни".

3. ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ (ПЕРЦЕПЦИИ)
   ...Проблему свободной воли, таким образом, нельзя решить простым утверждением или отрицанием. В некотором отношении мы свободны, в другом – нет, и положение границы, разделяющей эти два условия, есть не объективная, а субъективная проблема. 
   
Когда мы обнаружили, что внешне простейший процесс сознания оказывается весьма запутанным и сложным взаимодействием многочисленных элементов действующих и противодействующих сил, которые не следует рассматривать как выражение некоего субстрата эго, но, напротив, в котором идея эго возникает как продукт определенных функций, – тогда был раскрыт еще один краеугольный камень буддийского учения: анатта.

аничча
Бергсон: ….Эта картина, или, вернее, быстро сменяющееся представление Высшей Гармонии, в котором утрачены бесчисленные моменты, весьма полезна для практических целей, но она не есть действительность, ибо она мертва...
Так поступаем мы, например, с бурей вибраций, которую мы превращаем в "звук" и "свет". Благодаря мере времени, к которой приспособлен нормальный человеческий аппарат, он регистрирует для нас то, что мы называем в своей наивности "естественным миром". Несколько большая скромность или более здравый рассудок могли бы показать нам, что лучшим названием было бы "наш естественный мир"...
Таким образом, утверждение мистиков о том, что в своих экстатических состояниях они изменяют условия сознания и воспринимают более глубокую реальность, нельзя отбрасывать как безрассудное" (Эвелин Андерхилл. Мистицизм, с. 36).

Изменение и преодоление ритма человеческого сознания и является целью духовного тренинга буддизма на высших ступенях медитации, которые соответствуют переживанию более высоких мировых уровней. И хотя эти опыты не являются высшей целью Буддийского Пути, они показывают, что наш человеческий мир – всего лишь частный случай среди других бесчисленных миров, и что миры буддийской космологии следует искать не в мистериях пространства, но в мистериях нашего собственного разума, в котором миры существуют как возможности опыта. Когда человек осознал относительность своего собственного мира и скрытые способности сознания, другими словами – если он понял, что не привязан к этому индивидуальному миру (миру его чувств), но живет исключительно в том мире, который соответствует "ритму" его разума, тогда он сделал первый шаг к освобождению. Высочайшей целью, однако, является изменение ритма всей нашей жизни и преобразование ее в ту высшую гармонию, которую Будда разъяснял как отсутствие жажды, ненависти и неведения: то, что описывается словом Ниббана.

Теперь очевидно, что буддизм представляет полный переворот во всех конвенциональных взглядах, и что негативный характер его формулировок вызвал определенные трудности, которые пугали обычного человека, ибо идея анатта для него означает разрушение его личности, а идея аничча – уничтожение его мира.
Но идея аничча отрицает не "существование" вещей, а только их перманентность, и точно так же идея анатта утверждает не отсутствие "самости", а отсутствие неизменной "самости", непрестанно существующей как самостоятельная единица. В действительности именно идея анатта гарантирует возможность развития и роста индивидуальности, показывая, что "я" или "самость" являются не абсолютными величинами, но обозначениями относительных пределов, созданных самим индивидуумом в соответствии с уровнем его знания.
Первобытный человек ощущал тело как свою "самость", более развитый человек принимает за "я" свои чувства или свои ментальные функции. Но Будда не рассматривает ни тело, ни разум как свою "самость", зная их относительность и взаимозависимость.
Таким образом, идея аничча не делает мир менее реальным, но, напротив, она показывает, что мир представляет собой исключительно процесс действования. Нигде нет застоя, нет ограничения. Ничто не существует само по себе или отдельно в самом себе. Не существует ничего постоянного; и вместо мира, заполненного мертвыми вещами, существует живой космос, который находит свое подобие в сознании каждого индивидуума и свой фокус – в каждом атоме, так же как и каждое мгновение, рассматриваемое с точки зрения бесконечной делимости, содержит безграничность времени. Таким образом, мы обнаруживаем присутствие внутри нас самих вечности и полноты, которые недоступны нам до тех пор, пока мы ищем их в фантасмагории внешнего мира или отдельного маленького эго.

Тот, кто вступает на Путь Будды, должен отбросить любые мысли о "я" и "моё". Но это отбрасывание не обедняет нас, а напротив, обогащает, ибо отбрасываем и разрушаем мы стены нашего заточения, обретая взамен высшую свободу, которую не следует понимать просто как растворение в целом или как чувство идентичности с другими, но как восприятие бесчисленных и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что есть, вмещая таким образом в своем сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании.

0

64

ПРИЛОЖЕНИЯ

однонаправленность – это стимул к единению и взаимодействию всех сил сознания: подобно тому, как фокус линзы, не будучи собственно направленным на что-либо, собирает рассеянные лучи и объединяет их, создавая таким образом полный образ солнца в одной точке. Но эта точка, не обладающая никакой пространственной протяженностью, не ограничивает бесконечность проходящих через нее лучей. Здесь мы видим практический пример парадокса единства и со-существования конечного (точка) и бесконечного (луч).

Свернутый текст

"Однонаправленность" нашего сознания, подобно фокусу линзы, также способна служить тому, чтобы сфокусировать отдельный предмет, а само сознание привести в состояние собранности или концентрации посредством исключения любых особых объектов, благодаря успокоению сознания в самом себе, безмятежности восприятия своей собственной таковости (татхата). Но, чтобы освободиться от многообразия чувственных впечатлений, необходимо прежде всего направить наше внимание на один объект, затем, когда это достигнуто, исключить внутренние и внешние помехи и, наконец, отбросить и сам исходный объект.
"Ум (манас) проявляет свою деятельность в двух направлениях: первое ведет к достижению истинной природы сознания (алайя-виджняна); второе – к многообразию проявлений и исчезновений, жизни и смерти. Но какова истинная природа сознания? Это – величайшие ясность и единство, всеохватывающая целостность, квинтэссенция действительности". То, что ведет к достижению истинной природы сознания, суть "направленное" или гармонизированное сознание; то, что ведет к многообразию, к раздробленности, к неполноте – это "ненаправленное", нескоординированное, утратившее основу сознание поверхностных людей.
Согласно "Ланка-аватара-Сутра", направленность разума к своему собственному источнику заключается во внутреннем обращении в глубочайшие основы сознания, в себя, в отказе от любой чисто понятийной мыслительной деятельности, т. к. именно рассудочность и интеллектуальная вивисекция заводят нас еще глубже в иллюзию вне нас существующего мира. Здесь речь идет не об устранении чувственной деятельности или подавлении чувственного сознания, но о новой позиции по отношению к ним, суть которой – устранение любых произвольных различий, привязанностей и предрассудков.
Поэтому и теории вряд ли играют какую-либо роль и находят свое применение только как форма описания или же для интерпретации труднопостижимых концепций. Отправным пунктом всегда является опыт, а его результаты обсуждаются только в той мере, в какой они связаны с религиозной практикой. Поэтому если мы иногда встречаем в буддийской психологии утверждения, которые кажутся нам непонятными или недостаточна обоснованными на наш взгляд, то основная причина этого в том, что мы лишены необходимого опыта (если только мы не были введены в заблуждение ложным лингвистическим истолкованием).

Между прочим, тантрический буддизм также располагает методикой конкретизации и визуализации духовных объектов – геометрическая янтра. Диаграммы этих янтр составляются из треугольников, квадратов, кругов и других геометрических фигур, которые изображают существенные для медитации свойства сознания, их взаимоотношения и действующие в медитативном процессе функции (идеи, восприятия, психические реалии). Позиция и форма каждой производной геометрической компоненты, образованной геометрическими фигурами, соответствуют определенной идее или внутреннему переживанию. В соответствии со все увеличивающимся многообразием и утончением медитативных методов развиваются и эти абстрактные геометрические янтры, и еще более сложные мандалы, благодаря которым свойства сознания и возникающие в процессе медитации переживания освобождаются от застылости схоластических понятий и превращаются в видимые символы и наглядные образы (либо автоматически, либо как намеренная ментальная проекция). Только те, кто прошел переживание медитации, способны постичь действительную природу этих символов. Подобным образом можно утверждать, что психологические и философские концепции есть не что иное, как символы, связанные с переживаниями определенной ментальной установки или психического направления. Медитация есть Альфа и Омега для истинного понимания этого материала.

5. ШЕСТЬ КОРЕННЫХ ПРИЧИН

истинно творческий акт есть не что иное, как преодоление всех препятствий видеть действительность так, как она есть, и в этом смысле можно повторить слова о том, что гениальность – это "сохраненная наивность" или непредубежденная простота беспрепятственного сознания. Мудрый, т.е. святой, и еще более – Просветленный, являются теми, кто разрушил до основания все барьеры внутри себя и поэтому осознал реальность, стал ее частью, способен влиять на нее. Став таким образом живым сосредоточием реальности, он являет наиболее совершенное воплощение творческой способности. Его активность направлена на созидание гармонии, которая заключается не только в нем самом, но излучается далеко за пределы его индивидуальных границ. В то время как еще не достигшие этой чистоты сознания связывают самих себя своими поступками, Святой освобождает себя благодаря своим деяниям.

Статическая природа наивысших состояний сознания подтверждается и тем, что Святой именуется "асекха" – "тот, кто более не прилагает усилия", в противоположность "секха" – "прилагающему усилие". То, что в случае обычных людей рассматривалось бы как недостаток, превращается в почетное имя Совершенного, и, напротив, – все те качества, которые в случае обычных людей обозначаются как "добро", являются естественной и единственно возможной формой выражения Совершенного. Поэтому невозможно говорить о том, что он пребывает совершенно пассивным, и невозможно утверждать, что он вырвал с корнем всю "злую" долю человеческих качеств, оставив только "добрую", которая в этом случае, ввиду отсутствия оппозиции и противодействующих сил, не может более расцениваться как "добрая". Нет, Его установка стала принципиально иной, ибо исчезли привычные предрассудки (авиджджа), вследствие чего те препятствия, которые обозначались как неблагоприятные, не способны более появиться. Таким образом Он стал "единым", "полным" (воссоединенным, однородным внутри себя), духовно здоровым. Он преодолел болезнь двойственности, которая по причине "само-заблуждения", всегда пребывает в конфликте с действительностью. Таким образом, проблема заключается не в том, как отбросить некоторые качества, но в том, как восстановить равновесие сил. Подобно тому, как разбалансированные весы можно привести в равновесное состояние, перемещая точку подвеса коромысла, а не накладывая дополнительные гири на чаши, точно так же и дисгармонию человеческой психики можно устранить посредством перемещения центра тяжести с "эго" на "не-эго".
Буддист не признает идеи греха – существует только ошибка, заблуждение, неведение, и любые помысел и действие, связанные с ними, создают страдание. Следовательно, результат деяний или мысли можно назвать только "благим" или "неблагим" соответственно его согласию или несогласию с действительностью, или, другими словами, соответственно осознанию (виджджа) или неосознанию (авиджджа) природы действительности. Ни преодоления жажды, ни преодоления ненависти недостаточно для достижения полного освобождения (ниббана). Только преодоление иллюзии, ментальной ограниченности, достижение инсайта и мудрости, одним словом – Просветление – вот что наделяет истинным смыслом отрешенность и сострадание и преобразует их в те всеобъемлющие качества, которые являются неотъемлемыми свойствами Совершенного.
Эта способность развивается в процессе медитации на основе глубинного и направленного переживания до состояния абсолютной уверенности и знания, в котором уничтожены последние следы заблуждения.

0

65

6. Объекты сознания и их распределение в пределах 121 класса сознания

Существенное различие между обычным дискурсивным состоянием разума и сознанием углубления (джхана) заключается в том, что

Свернутый текст

первое остается в рамках вербального мышления и понятийных абстракций, не выходя за пределы обусловленного значения, тогда как второе заключается во внутренней реализации эйдоса, воплощении идеи в жизнь, в реальность. Мышление и рефлексия (витакка-вичара) – всего лишь подготовительные факторы, сопровождающие вводную ступень, и исчезающие после того, как они выполнили свое назначение. Таким образом, медитация превращается из рефлексивного в интуитивное состояние разума, которое может быть выражено в различных терминах, например, "экстаз", "восхищение", "транс" и т.п., причем каждый из них предполагает отрицание понятийного (концептуального) мышления и трансформацию в экзальтированное состояние трансцендентального переживания (т.е. выходящего за пределы обычного состояния человеческого сознания).
В буддийской медитационной практике термин «полный, совершенный, чистый, беспримесный» применяется к таким объектам медитации, которые охватывают сознание "всецело", "полно", и не позволяют возникнуть в сфере сознания какой-либо сторонней мысли.

7. ПСИХОКОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БУДДИЗМА
Единственный мир, о котором говорят буддисты, – это вселенная сознания, доступная переживанию в микрокосме человеческого разума, представленная различными состояниями жизни и реализуемая бесчисленными видами существ. Все небеса и все круги ада вмещаем мы, как возможности нашего сознания. 
 
Да будет польза!
СУБХАМ АТТХУ!

0

66

Айссель Селим - Высшая Ступень. Современный духовный путь

В данной книге обобщены общие положения Учения, которое предлагает своим ученикам Мастер Школы Психоантропологии, основатель современного духовного направления Пятого Пути Селим Айссель. Работа, которую он предлагает, состоит из великих идей и некоторых практик, которые представляют собой сердце всех духовных Путей. Эти идеи могут быть поняты, а практики могут применяться в ежедневной жизни при условии, что у нас достаточно разума и воли, в особенности для познания самого себя. Работа основана на наблюдении, понимании, эксперименте и самостоятельной проверке. В рамках этой Работы ничто не может быть передано из вторых рук. Это Учение говорит: «Не позволяйте себе подвергаться влиянию». Если вам что-то говорят, поразмыслите сами, посмотрите, правда ли это, постарайтесь понять. Более того, это должно быть осознанно, добровольно и свободно.

(без рекомендации)
Полностью - тут:
http://log-in.ru/books/vysshaya-stupen- … ut-k-sebe/

https://b.radikal.ru/b22/1911/d9/79af9e993b95.jpg

Свернутый текст

Айссель Селим
ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ
Современный духовный путь

Точка зрения Пути, который представляю я, такова: ты никогда не сможешь найти истинного Мастера вне себя, ты можешь найти его только в глубине собственного сердца. Однако, если ты встречаешь «замечательного человека», как называл их Гурджиев, достаточно замечательного, чтобы он заставил резонировать внутри твоего сердца чувство истины и благодарности, потому что он находится и соответствии с твоим внутренним Мастером, тогда этот человек может быть твоим Мастером...  Более того, когда он встретит его, истинный Мастер ещё больше будет вести его к внутреннему Мастеру, и будет использовать внешние ситуации только как средства...  Если вы понимаете, вы перестаете искать Великого Мастера, или же ищете его вначале в себе, и этот поиск продолжается, даже если вы встречаете одного из «замечательных людей». 

Мы Можем определить любовь как эгоизм, распространенный на другого. Распространяясь на других, эгоизм преображается.

Первым шагом к знанию является осознание вашего состояния невежества.
Первым шагом к свободе является осознание вашего обусловленного состояния.
Первым шагом к пробуждению является осознание вашего спящего состояния.
Когда человек распознаёт реальность человеческих условий, он понимает, что целью жизни может быть только трансформация всего его существа.
Некоторым нужно долго путешествовать, долго заниматься туризмом через теоретическую философию, прежде чем прийти к Истине. Необходимо единственное условие: в глубине своего сердца быть искателем Истины, и никому заранее не ведомы пути Абсолюта. Они различны для каждого. Это также является аспектом примирения и любви.

НАБЛЮДАТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ
сетовать на свои ограничения - означает не понять начало Учения, поскольку путь состоит в том, чтобы дать им выйти на поверхность, суметь наблюдать их и преодолевать.
Практически приговорен к неудовлетворенности!
А сейчас, возможно, самое худшее во всей истории Работы над собой: никто не может получить от неё реальную пользу, поскольку то, что в нас будет стараться получить пользу, - это будут гордыня, тщеславие, то, что думает о себе, что оно на Пути, а на самом деле является ещё одним маленьким «я», или самим эго. А ведь вся Работа состоит в том, чтобы сократить эго, чтобы позволить жить в себе неизвестному измерению, которое в реальности является нашей сущностью.

Получайте удовольствие в настоящем моменте жизни...
Очевидно,  один  из  способов  преуспеть в этом - выполнять с удовольствием то, что находится перед собой, получать удовольствие в настоящем моменте жизни... Именно здесь на самом деле находится ключ, а не в поиске результата или страхе неудачи. Найдите удовольствие в выполнении того, что вы решили делать, делать то, что находится перед вами, - вот, что важно. Чтобы вы ни делали, делайте это ради красоты жеста, ради удовольствия делать это, ради ценности, которую вы этому придаёте, а не ради результата.
Здесь Работа состоит в том, чтобы стараться быть присутствующим, всегда присутствующим, полностью присутствующим, и остановить внутреннюю болтовню. 
Когда мы ставим под сомнение себя, это может быть просто лень, уныние, подавленность, другие негативные эмоции, такие как чувство вины, связанное с очень сильным чувством неполноценности.

Цель Пути: ваша сущность
Необходимо понимать, что на этом Пути мы не добавляем ничего к личности. Путь должен вести к тому, что выше личности, за пределами личности: к сущности. Видимо, нужно всё потерять, поскольку большинство людей принимают себя за личность и ни за что другое. Слово «личность» мы можем заменить словом «эго». Если достижение сущности или Духа не является действительной целью человека, очевидно, что Путь ему указан быть не может. Цель в том, чтобы стать настоящим, в том, чтобы прикоснуться к Истине внутри себя, а значит, нужно быть подлинным искателем Истины.
Очевидно, что нужно обнаружить незначительность обыденных смыслов жизни и важность сущности, важность любви, важность истины. Это обязательно происходит также и через осознание незначительности личности, которую представляет каждый. То есть нужно прекратить придавать себе значение, принимать себя за кого-то важного.
Никогда не забывайте, что не нужно путать изучение теории Учения и его практику. Практика - это непосредственная практика присутствия. Изучение, оно может способствовать ещё большему побуждению к действию и приданию ему значимости. Но оно не заменяет практической Работы. Никогда ни в какой из книг мы не найдем не высшее Я, или свою сущность. Мы найдем это в Работе и в самонаблюдении, в самовоспоминании. Никто не найдёт высшее Я в каком бы то ни было внешнем объекте, он найдёт его только в себе.
Путь - это путь непосредственного наблюдения того, что есть, и он не требует убегания в мысли, теории и идеи. Он просит всегда смотреть на то, что есть, реально. Всегда и всегда.
Что касается сомнений, они являются проявлением нашего ума, который обусловлен и полон желаний, полон влечений, полон вопросов, он постоянно крутится по кругу. Это означает, что сомнения и факт отождествления с этими сомнениями, являются признаком недостатка честности того, кто не хочет выполнять Работу, кто не хочет прикладывать усилие, чтобы быть в настоящем. Его лень мешает ему видеть его отсутствие честности, его отсутствие искренности, мешает ему продвигаться в настоящее, в подлинное, на поиск Великого, или Правдивого, или, на самый крайний случай, того, что «чуть» выше его нынешнего уровня.

Стать молчаливым
Более того, даже сама природа Истины, очевидно, не может быть обнаружена кем бы то ни было, поскольку она может быть открыта только субъективно - через субъект, через «я», которое исследует, через человека, который ищет и который совершенно личным и индивидуальным способом войдёт в контакт с Истиной, даже если она затем объективна, даже если она охватывает всё. Это означает, что никто извне не может ничего доказать, а если он приводит доказательство, это будет соответствовать искривлённому состоянию духа, который ищет доказательств вне себя, в то время как необходимо находить их внутри.
Всё это показывает, до какой степени важно, чтобы ум прекратил крутиться в самом себе, чтобы интеллект прекратил изобретать всякого рода теории, мечтания, фантазии. Ум должен стать молчаливым и находиться только в состоянии наблюдения и поиска Истины. Это происходит через работу по наблюдению одновременно ощущений, мыслей и эмоций, чтобы видеть, до какой степени они крутятся сами в себе и проходят, проходят без остановки; следовательно, мы абсолютно не можем им доверять, никаким образом, даже если это самые прекрасные теории в мире.
Ты развиваешься потому, что наблюдаешь себя и разоблачаешь всё своё кино.

Абсолют
Абсолют присутствует повсюду, иначе он был бы относительным. Только иногда этот Абсолют проявляется более очевидным образом на относительный взгляд ученика или человека, в событии или в Мастере. Если ученик замечает это таким образом, это означает, что это событие или этот Мастер соответствуют его способностям относительного восприятия.
Настоящий Пробуждённый распознает реальное повсюду, а не только на одном Пути или в одном Учении, даже если сам он следовал или ещё следует Пути, или Учению, либо передаёт Путь или особенную дисциплину.
Важно иметь уважение ко всем путям и подходить со всем уважением, на которое вы способны, одновременно к выбранным вами Учению и Пути.
...Таким образом, Абсолют проявляет себя в каждом в отдельности, но всегда речь идёт о частичном проявлении... Потому что вы являетесь малым, а Абсолют - большим, малое не может содержать Абсолют, разве что в фрагментах.
Необходимо приближаться к нему шаг за шагом, каждый день чуть ближе, чуть больше с каждой ситуацией, ещё немного с каждым человеком. Таким образом, постепенно ваше восприятие Истины будет лучше и мало-помалу вы будете действовать исходя из ваших восприятий. Вы всё больше и больше выбираете действовать исходя из вашего восприятия Истины, а не из, вашего эгоистичного желания или требований. Вы больше не действуете исходя из того, что принесут вам ваши действия, вы поступаете исходя из требований Истины, а не требований ваших маленьких «я» и эго. Вопрос больше не: «Что я получу от этой ситуации?», но: «Как действовать согласно Истине?»
Покинуть Путь по причине трудности - значит позволить победить эго и уму, значит позволить негативности победить тот элемент, который эго не может или не хочет принимать. Оно предпочитает свой физический, эмоциональный или интеллектуальный комфорт, или же просто-напросто выбирает придавать больше значимости более поверхностной свободе или чему-то другому ещё...
Подлинная духовность не имеет ничего общего с тем, что вы можете думать о ней... Только достаточная информация сможет помочь избежать иллюзий, заблуждений и злоключений...

0

67

ОТНОСИТЕЛЬНО СОМНЕНИЯ

Не забывайте, что это ум, эго, а значит, (ложная) личность проживают сомнение; и на самом деле не очень удивительно, если мы признаем личность как иллюзорную маску. Эта маска может производить только сомнение или же иллюзорную уверенность той же природы, что и она сама.
Тот, кто не знает, что ему не хватает истинного Знания, не ищет его.
Тот, кто не знает, что ему не хватает Бога, не ищет его.
Вот почему реальность появляется только тогда, когда личность и эго уступают: пока эго управляет, пока управляет личность, сомнение является его природой. Ум может размышлять только с помощыо самого себя и не может брать в расчёт ничего другого, кроме себя самого.
Пробуждённые и Мастера являются живыми доказательствами, через все времена, все эпохи, все духовности, того, что когда личность или эго уступают, проявляется другое, высшее измерение существа, созданное из радости, искренности, свободы и любви. Только тот, кто признаёт это знает, что единственная Работа, которую нужно делать, - это Работа по пробуждению.
Во все времена, во всех местах люди говорили о существовании высшей реальности и проживали её исходя из этой истины.
Самонаблюдение
Это первая Работа, которая обязательно возлагается на всех на духовном Пути, потому что мы можем изменить только то, что распознали в себе. Часть себя становится способной дистанцироваться от того, что делает, ощущает, думает и говорит одна из других частей (фрагмент личности, маленькое я), что означает, что мы больше не принимаем себя за физическое, эмоциональное и интеллектуальное поведение, которое считаем своим.

НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ

Свернутый текст

Первая ошибка: вы верите, что способны понимать
Почти все, кто интересуется духовностью или внутренним Путем, считают себя способными понимать духовность. Они полагают, что имеют естественную способность понимать и практиковать. Это первая ошибка на Пути. Некоторые, возможно большинство, остаются с этой идеей. Но когда мы поняли эту ошибку, мы знаем, что нужно прежде всего научиться понимать. А что может означать «научиться понимать», если мы остаёмся как можно ближе к реальному? Реальное состоит не из иллюзий, не из мечтаний, в которые мы можем убегать. Напротив, реальное противоположно иллюзии, которую мы также называем невежеством, являющимся для человека причиной всех заблуждений и всех страданий. Море иллюзий, океан страданий - вот то, от чего это Учение позволяет вам убежать!

Самовоспоминание
На Четвёртом Пути самовоспоминание является существенно важной практикой для достижения познания себя; мы также могли бы назвать её разделённым вниманием. Будучи внимательным к тому, что передают нам все чувства, мы осознаём одновременно внешний мир и эффект, который он производит на нас (наши физические ощущения, мысли, эмоции).
Эта открытость к тому, что находится в нас и вокруг, освобождает нас от отождествления и фрагментарности. Мы больше не принимаем себя за то, что проживаем и становимся свидетелем, беспристрастным наблюдателем. Таким образом, мы вспоминаем своё Я, пробуждаем свою сущность.

Добавьте внимание и вернитесь к себе
Затем нужно добавить внимание, стать внимательным к вашему образу мыслей, к вашему способу ощущать, двигаться, говорить, действовать. Почему? Потому что добавить внимание - значит начать вводить в себя высший элемент и отодвигать ограничения вашего собственного понимания. Становясь внимательными, вы не довольствуетесь тем, чтобы думать, вы наблюдаете себя, стараясь думать, и постепенно происходит глубокое изменение.

Вернитесь к физическому
Если у вас есть трудности с удержанием своего внимания на образе мыслей, то самый простой способ - вернуться к физическому привнести внимание на то, как вы двигаетесь, как вы ходите, как вы разговариваете... Мы знаем, что в любом случае ваш ум начнет блуждать в тот или иной момент. В этот момент его нужно возвращать к большему присутствию, с большей интенсивностью; присутствие в теле долгое время является той нитью, что спасает и позволяет продвигаться вперед. И это не только спасительная нить - она также является путем!
Путь проходит через ваше физическое тело, движения, слова, через то, что вы видите, что слышите, к чему прикасаетесь, через то, что ощущаете. Всё ваше сознание проходит через ваше физическое тело, значит, именно на физическом теле нужно сосредоточить всё ваше внимание.

Состояние духа новичка
Вопрос: Я думаю, что нужно также и смирение, чтобы принять возможность мыслить иначе...
Да, много, это очевидно! Это отправная точка, которую мы называем «иметь состояние духа новичка». Новичок знает, что он ничего не знает! Как только вы верите, что знаете, всё кончено. И вы видите, мы можем иметь не смирение, а гордость за эту истину: в вас существует безграничное пространство, а это Учение хочет привести вас к его открытию, срывая с него то, что ограничивает вас, чтобы суметь освободить вас от этого. Работа освобождает вас от ваших ограничений, от ваших тюрем.
При одном условии: выполняйте её!

То, что нужно делать
Первый этап: практиковать.
Практиковать существенно важные принципы. Быть присутствующим к себе. Проявлять благородное поведение, быть в служении, помогать, совершать красивые поступки.
Второй этап: изучать.
Чуть лучше понимать теории, по крайней мере те, которые вас интересуют, - будь то космология, функционирование миров, центры, духовные миры и т.д.
Третий этап: уловить Дух.
Старайтесь уловить с большой подлинностью и искренностью природу Духа, Высшего Духа. Как думает этот Дух? Как он резонирует?
И ничего больше не нужно делать...

Необходимый минимум
... И, конечно же, необходима осознанность. Будьте осознанными о своих движениях, о своих мыслях, о своих эмоциях. Работайте над тем, чтобы чувствовать, что вы существуете намного больше в том, кто осознаёт, нежели в том, кто двигается, говорит, думает... Вы не являетесь физическими проявлениями, отождествлениями с телом, эмоциями, которые захватывают вас, мыслями, которые циркулируют. Наблюдайте за собой и гармонизируйте эти различные составляющие вашей природы, будь то очень высокий уровень или очень низкий - не важно; именно гармонизация необходима, потому что тогда гармония миров может проявиться через вас. Сделать себя гармоничным - это означает сделать так, чтобы пришло Высшее, а оно не сможет не прийти!

Семь критериев эмоциональной зрелости
• Способность хорошо функционировать, несмотря на трудности; другими словами, брать на себя ответственность за свою жизнь. Речь о том, чтобы не сдаваться при малейшей проблеме, не быть настолько ею захваченным, чтобы позволять проходить мимо всему другому.
•      Способность меняться, эволюционировать.
•      Способность любить.
•      Способность входить в отношения с взаимно удовлетворяющим результатом.
•    Способность трансформировать свою агрессивность в конструктивную и созидательную энергию.
•      Способность находить больше удовлетворения в том, чтобы давать, нежели получать.
•      Быть свободным от признаков напряжения или беспокойства.

Иллюзия
Часто люди говорят мне: «Ну объясните мне! Если я понимаю, я уверен, что смогу это сделать!» Очевидно, что это ложно, нам не удастся сделать что-то, потому что мы поняли! Одного понимания не достаточно. Но это этап...

Пять Путей
Существует пять путей, позволяющих человеку прийти к своему высшему Я, к небесному царству, к нирване, к совершенству:
• физический путь или путь факира или аскета;
• мистический путь или путь чувств, путь монаха;
•    интеллектуальный путь или путь мудреца, ученого;
•    Четвёртый путь, включающий три предыдущих;
•      Пятый путь, интегрирующий Четвёртый.

Четвертый Путь
Он вновь возник на Западе в начале XX столетия благодаря Гурджиеву. Он не требует отречения от внешнего мира, а наоборот предлагает продолжать жить в своей семье, социуме и профессии. Идущего по пути просят выполнять Работу одновременно над физическим, эмоциональным и интеллектуальным центрами. Он называется «Путём хитреца», потому что позволяет достичь знания о производстве некой энергии, некой субстанции, способствующей более быстрой духовной эволюции.

Пятый Путь
Как существенно важное дополнение к Работе над усилием на Четвёртом Пути, на этом Пути приходит Ойа Самадева: Путь отказа от воли и усилия ради намного большей силы. Это Пятый Путь.

Сломать слова, сломать образы
Как вы думаете, почему учителя всё время должны использовать парадоксы? Потому что им нужно абсолютно сломать язык, а ваша обязанность заключается в том, чтобы не оставаться прицепленными за слова. Иначе, поскольку вы поняли слова, вы думаете, что поняли истину, вы думаете, что слова, которые вы поняли, являются истиной. Вот почему настоящие Мастера ломают все образы, образы религий, духовностей, свой собственный образ... Вы должны пойти за пределы образов, чтобы прикоснуться к реальности, к истине.
 
Религия и духовность
В религиозном учении вас просят верить. В духовном Учении вас просят не верить ничему, не привязываться ни к чему; вас просят понимать. Поймите один элемент, а как только вы его поняли, переходите к следующему - и забудьте предыдущий. Вы не можете привязываться к тому, что вы поняли, вы должны продолжать понимать и понимать, ещё и ещё за пределами этого. Для вас это единственный способ прийти к тому, что по-настоящему Великое. Если вы привязываетесь к кусочку истины, которую мы поняли, вы убиваете Истину.

Ничего больше не добавляйте к своей машине!
По настоящему важно выйти из идеи о том, что «нужно» что-то или что вы «должны» что-то. Ничего не нужно. забудьте всё, что вы должны, всё то, что нужно говорить, делать, думать, чувствовать; старайтесь скорее смотреть на то, кем вы являетесь, на эту машину, которой вы являетесь, на то, что она, или даже скорее «это», чувствует, на то, что «это» проживает, на то, что «это» думает, как «это» ведёт себя с вами.
На эту машину, которая уже настолько подвержена давлению, искажению и на которую уже столько наложили, что сделали её столь механистичной, - не накладывайте больше на неё ничего, что она должна была бы делать, чего она не должна была бы делать, больше ничего не накладывайте! Просто смотрите, как она функционирует физически, эмоционально, интеллектуально и помните только про три долга, о которых я рассказал: долг благодарности и признательности к вашей Жизни, или Богу, или Абсолюту, называйте это, как хотите; долг доброжелательности к другим; долг искренности к самому себе. Будьте искателем Истины, вашей истины. Ищите свою искренность, старайтесь уважать тот долг, который у вас есть в отношении вас самих. Чтобы дать себе искренность, вы обязаны смотреть на то, что есть, а не на то, что должно быть или должно было бы быть. На то, что есть, на то, что вы сделали, или на то, что сделала ваша машина.
Работа по самопознанию и Работа по пробуждению - вот что важно.
Чрезвычайно трудно для человека подняться к Духу и жить исходя из этого уровня.
Это даже невозможная Миссия!
Значит, малейший шаг, который человек совершает по направлению к пробуждению, является экстраординарным, малейшее усилие, которое он совершает за пределами себя самого, - экстраординарно. Экстраординарно, что человек. хочет подняться за пределы органической жизни.
Экстраординарно хотеть продвигаться к собственной природе, когда мы настолько спим!

Продвигаться шаг за шагом
Сдаются только те люди, которые внутренне находятся в конфликте.
А отпускает тот, кто вдруг освобождается.

Не старайся избежать страдания: оставайся перед ним, наблюдай, оставайся в этом наблюдении, сядь и смотри.
Не старайся отделиться от него, желая, чтобы оно изменилось, не осуждай страдание, не анализируй его, не вини себя: оставайся перед ним.
Отсюда рождается энергия, которая растворяет страдание.
Тогда вы вдруг обнаружите другие измерения, и ещё другие измерения, за теми же знаниями. Когда вы меняетесь, вы лучше понимаете, вы понимаете всё более и более истинно, вам нет необходимости в большем знании. Знание затем автоматически увеличивается: измените уровень бытия - и ваш уровень знания изменится.

Одной любви недостаточно... Нужно любить, понимать и действовать
…Но всё-таки будет нужно, чтобы вы выполняли Работу.
Понимать: будет нужно, чтобы вы, вы понимали.
Действовать: будет нужно, чтобы вы, вы действовали.
Любить: будет нужно, чтобы вы, вы любили.

Быть этим - это быть здесь, быть в своём теле, со своим сознанием, здесь и сейчас, присутствовать к единственно существующей реальности: реальности настоящего момента, присутствовать к своему телу, присутствовать к окружающим. Не быть этим - это духом быть в другом месте, тело будто необитаемо. Тогда мы не здесь.

Улучшите самого себя, и вы уже улучшите одну часть человечества.
Личность и ложная личность способны любить лишь сами себя.
Только сущность способна любить: всё остальное является не любовью, а формой эгоизма.   

Отчаяние человеческого состояния
Да, это безнадёжное состояние! Когда вы видите по-настоящему человеческую природу такой, какая она есть, вам есть от чего отчаяться. Но если вы говорите себе: «Это природа, это органическая жизнь» - в этот момент у вас больше нет проблемы. И если в вас есть эхо того другого измерения, которое мы называем духовностью или сущностью, это эхо заставляет вас сказать: «Сейчас я здесь, узник этой человеческой природы, более низкой, чем земля, невежественной, полной тщеславия, кажущегося знания, и нужно, чтобы я что-то делал!»

Пока мы не обнаружили собственные вуали, мы не можем проявлять ничего иного вовне и мы не можем стать искренними с самими собой.
Также мы не можем распознать Истину вовне, ибо как увидеть её вовне, когда мы не обнаружили её в себе?
Когда мы сталкиваемся с препятствием, настоящему ученику нужно вернуться на Путь с ещё большей интенсивностью.
Ученик поставил себе цели.
В трудные моменты он продвигается к этим целям с ещё большей решимостью.

Настоящий Учитель подобен цветку
Вы хорошо представляете, что мы не можем сказать, что духовная эволюция возможна только рядом с живым пробуждённым! скажут: «И что это за гуру такой?» Нет, каждый может эволюционировать духовно. До некоторой точки.
В мире существуют всякого рода Учителя, которые недостаточно обучены, они будут требовать от вас всякого рода вещи! Хороший Учитель ничего у вас не просит, Он вам предлагает сесть подле него - и это все. Он ничего от вас не просит, вы Ему ничего не должны.

Истинный Учитель - тот, кто ничего не просит, он существует. Существует подобно цветку. Когда вы находитесь рядом с цветком, вы смотрите на него. Если вы не впадаете в депрессию из-за сорняка, растущего рядом, вы смотрите на цветок, и вы можете даже найти его красивым и даже можете почувствовать его аромат, и он ничего не просит ни у вас, даже ни у воды, ни у земли, ни у солнца, ни у воздуха; вы можете сесть и смотреть. Глубинная природа истинных Учений в том, что они являются самим духом Учителей, а вы - вы садитесь, и это всё. Если сила Духа живёт в этих Учителях, она выделяет подобие аромата цветка, тем или иным способом, соответственно выбору этих Учителей, которые совершают выбор молчать, которые совершают выбор говорить, делиться видео или танцевать с вами - не важно. Всё это является внешней формой, такова природа цветка, и существуют всякого рода цветки. И в каждый сезон цветок имеет разную внешность. Иногда он всего лишь семя, луковица в почве; в другой раз он стебель с листочками; однажды появляется бутон.

Я здесь для тех, кто хочет пробудиться в этой жизни
Очевидно, что в этом Учении, как и во всех подлинных учениях, есть всё для всех, но мои ответы не адресованы таким прямым образом ко всем, они адресованы напрямую к тем, кто стремится к совершенству высшей степени. Другие берут так, как могут: слышат здесь информацию, которую не смогут использовать на практике, но, возможно, однажды, поскольку они её услышали, эта информация станет силой в них. Однажды, они перейдут к Воле и это то, что они захотят в тот момент. Возможно, не сейчас, не здесь, вместе со мной; возможно, в другом месте, с другим, но это принесёт плоды.
Учение всегда индивидуально: оно может передаваться только личным образом каждому ученику исходя из его состояния бытия.

•      Человек Пути (ученик) находится в поиске самого себя и Знания. Однажды он решает следовать духовному Пути.
• Посвящённый перешёл порог посвящения; он вошёл в контакт с духовным миром.
•      Великий посвящённый осознает себя, мир, который его окружает и духовный мир.
• Бодхисаттва воплощается на служение человечеству, для помощи людям на Пути.
  Почему я могу утверждать, что факт пребывания рядом с другим человеком, но не с каким попало, не с мужчиной или женщиной № 1, 2, 3 или4, а с мужчиной или женщиной № 5 или 6, может изменить всё в вашей жизни? Потому что разница уровней является реальностью. С человеком № 5 или 6 вы уже не находитесь рядом с обычным человеческим существом, он излучает другое присутствие.

0