Тэнгрианство как путь сохранения татарского языка

Проблема сохранения языков коренных тюркских народов, оставшихся под властью России, сегодня стоит особенно остро. Язык, как мы знаем, является основным нациообразующим фактором. Нет языка — нет нации, а есть просто население. Известно, что язык может полноценно существовать в двух случаях: первый – когда есть независимое национальное государство, и второй – когда народ исповедует свою национальную религию. Для татар исконной национальной религией является Тэнгрианство. Более того, тэнгрианство было государственной религией – идеологией хуннов и тюрков, о чем свидетельствуют исторические материалы. С распадом централизованных хуннских и тюркских государств, распалась и официальная религия, сохранившись у некоторых народов лишь в бытовых формах. Брать за основу эти сохранившиеся формы и говорить, что это и есть тэнгрианство – неправильно. Если тэнгрианство было официальной государственной идеологией таких мощных государств (хуннов, кюктюрков, татаро-монголов), которые оспаривали первенство в мире, надо полагать, что оно было более фундаментальным, чем сохранившиеся формы.

На сегодняшний день около половины тюркских этносов, в том числе и татары, не имеют своих независимых государств, хотя у нас есть на это историческое право. В условиях информационного и экономического превосходства в городах русского языка, языки коренных народов не востребуются, поскольку это связано с добычей материальных благ. Русским государством созданы условия необходимости употребления русского языка. Действует в людях инстинкт выживания и большинство говорит на русском. Поэтому одним из путей сохранения и возрождения национального языка для подвластных России тюрков является восстановление государств на исконно-исторических тюркских территориях, что сегодня в силу политических причин весьма проблематично.

Теперь возникает вопрос: а в условиях отсутствия государств могут ли жить и процветать языки? Могут.  Здесь примером является история еврейского языка — иврита. Известно, что иврит в “консервированном” виде существовал в течении 2 тысяч лет, когда не было независимого еврейского государства и народ его не знал. Поэтому он считался “мертвым” языком. Затем он смог возродиться в определенных исторических условиях, так как более двух тысяч лет назад был “закодирован” в священных книгах евреев. Это говорит о том, что евреи обратились с молитвами к своему богу и к своим святым на иврите – и получили от них помощь. Важно отметить, что во всем этом большую роль сыграл и еврейский алфавит. Иначе говоря, язык иврит возродился благодаря иудейской религии, еврейским молитвам, священным книгам, написанным на еврейском языке и еврейским алфавитом.

Вообще, алфавит играет основную роль в сохранении языка и он, как правило, связан с конкретной религией. Католицизм – с латиницей, православие – с кириллицей, иудаизм – с ивритом, ислам – с арабской, индуизм – с брахми и т. д. Кстати, для палестинцев тоже не существует проблемы знания родного арабского языка, хотя как и у многих тюрков, у них нет независимого государства. Ответ этому: — палестинцы пять раз в день молятся Аллаху на своем языке, поминают своих предков, и просят от них защиты и покровительства исключительно для арабов-мусульман. Священная книга мусульман Коран написан арабским алфавитом, на арабском языке и в стихотворной форме, что сопутствует сохранению языка и алфавита на тысячелетия. История ислама – это прежде всего история арабского и иудейского (семитских) народов. Ислам соответствует арабским традициям, обычаям, менталитету.

Как показала история, татары, поселившиеся в Польше, Литве, Белоруссии и т.д., принявшие христианство, быстро утратили все свои отличительные черты и полностью ассимилировались в местном населении. Татары, исповедующие ислам, ассимилировались через три, а то и два поколения. Религия не смогла их сохранить, так как опиралась на чуждый арабский язык, то есть из-за отсутствия национального сознания и отсутствия связи языка с религией. Польско-литовские татары слишком поздно отдали себе отчет о потерях, которые понесли с исчезновением этнического языка, слишком поздно поняли, что национальному отличию более всего благоприятствует язык, а не религия, базирующаяся на чуждом, непонятном.

Да, и сегодня не все татары безверствуют. Но только почитают не Тэнгри, а Христа или Мухаммеда. То меньшинство, например, изучающие арабский алфавит, арабский язык и читающие арабские молитвы, тоже преследуют фактически эгоистичный интерес и меркантильно-духовную цель. Так как они убеждены, что только усвоив молитвы в оригинале они непременно попадут в рай. И они поминают не тех, благодаря кому они созданы, а тех кто их завоевал и сделал рабами божьими, а не сынами Тэнгри. Результат налицо — дух народа все сильней иссякает, национальной духовности фактически нет, сфера распространения татарского языков очень узка и т.д.

Следовательно, тюркские языки смогут устойчиво и закономерно существовать и развиваться в условиях, когда тюркские народы будут исповедовать ту религию, которая ниспослана нам Создателем, а не навязана другими народами, или заимствована от них. Национальная религия Тэнгрианство ниспослано определенно тюркам и является результатом борьбы за выживание в своих природно-климатических условиях. Духовные ценности дают духовную силу народам только в том случае, когда они создаются самим народом от сотворения мира, а не перенимаются у других народов под видом более совершенной идеологии.

Следует отметить, что одним из основных элементов в Тэнгрианстве является культ великих предков. Издревле тюрки считали, что Тэнгри – это Творец, Создатель, а духи Природы и духи умерших предков – непосредственные помощники живых людей. Чтобы получить от духов помощь, надо их почитать и молиться на понятном им тюркском языке. Писать возжелания тюркскими буквами. Когда тюрки обращались к Тэнгри на тюркском, просили покровительства природных сил для всей нации и на всей территории их проживания, то получали их. И когда обращались к духам умерших предков на тюркском, и просили прозрения ума, просветления и поднятия духа народа, то тоже их желания исполнялись.

Отсюда вывод: только почитая Тэнгри, Йер-Суб, Умай, Эрлик и духов предков на татарском языке татары могут получить от них реальную помощь. Особо важным психологическим элементом здесь является молитва на татарском языке, этим статус и престиж родного языка поднимается выше государственного. Это очень актуально, когда татарский народ попал в чужеземную власть.

Дамир Шайхетдин. Набережные Челны. Татарстан
6 мая 2012г.