Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме и не только религиозном форуме

Объявление

Таролог и психолог Инга приглашает на консультации онлайн.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме и не только религиозном форуме » Ислам » Карен Армстронг. «Ислам: краткая история от начала до наших дней»


Карен Армстронг. «Ислам: краткая история от начала до наших дней»

Сообщений 1 страница 10 из 44

1

Книгу британского религиоведа Карен Армстронг можно рассматривать как дополнение к книге Алексея Журавского.
https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1003281957.jpg

Вероучительным проблемам в ней уделяется не так много места, зато история, как следует из названия, освещена хоть и кратко, зато в максимально широких хронологических рамках — от истоков до начала 2000-х годов. История для мусульман — сфера проявления Бога, поэтому призывы отделять религию от политики для них не релевантны. Справедливое общест­венное устройство — это не только политический, но и религиозный идеал. Политическая история равна истории религиозной — собственно, об этом книга. Современный ученый, пишущий об исламе, помимо просветительской цели, преследует этическую — разоблачение стереотипа «ислам — религия террористов». Армстронг предлагает посмотреть на проблему в комплексе, в том числе призывает Запад взять на себя часть ответственности за возникновение экстремистских форм ислама.

0

2

В день рождения отечественного ислама продолжу эту полезную тему:

Пустыня.
   В  VI  веке Аравия представляла собой даже не страну, а просто пустыню, населённую бесчисленными арабскими племенами, которые без конца воевали друг с другом. Большинство мужчин погибало в кровавых «разборках». Наблюдался переизбыток женщин, поэтому новорожденных девочек заживо закапывали в песок. Это был период т.н. «джахилийи» (невежества). Никто не думал, что уже в следующем веке это разобщённое пространство превратится в могущественное государство, которое объединит народы новой религией. Основателем её явился пророк Мухаммад.

Мухаммад (571 – 632 гг)
Детство.

   Он родился в Мекке ок. 570 г. Традиционная дата: 22 апреля 571 г. (год Слона). По происхождению он был курайшит (из родо-племенной группы Курайш), из знатного, но обедневшего рода Хашим. Его отец Абдаллах (внук Хашима) был мелким купцом и умер до рождения сына. Мать – Амина (родом из соседней Медины) которая через 6 лет тоже умерла. Мальчик рос нервным и болезненным (в рассказе его кормилицы Халимы есть намёк на какой-то припадок, сопровождающийся видением). Вначале его взял на воспитание дед – Абд ал-Мутталиб, а позже – дядя (брат отца) Абу Талиб. Здесь будущий пророк рос вместе со своим двоюродным братом Али (будущим IV праведным халифом).
Но жил, по-прежнему, бедно: пас скот; юношей стал наниматься в погонщики караванов. Постепенно овладевал навыками караванной торговли.

0

3

Женитьба.

   На 24-м году жизни Мухаммад поступил на службу к богатой вдове Хадидже бинт Хувайлид. Он стал её приказчиком и путешествовал по её делам в Сирию, сопровождая её торговые караваны. Вскоре (ок. 595 г) Хадиджа предложила ему жениться на ней. По свидетельству большинства источников, ей было тогда около 40 лет. Однако 25-ти летний Мухаммад любил её искренне и соблюдал единобрачие. Со своей стороны Хадиджа окружила молодого мужа чисто материнским попечением и освободила от дел. Вот тут-то и проявился скрытый потенциал пророка. Освободившись от чисто земных забот, Мухаммад начал тревожиться вопросами религиозными. Его отец недаром носил имя Абдаллах – т.е. «раб ал-Лаха» - религиозность была в крови у нервного впечатлительного араба.

P.S. Когда ему было 35 лет, курайшиты стали перестраивать Каабу. Мухаммад деятельно участвовал в этом и даже помогал переносить знаменитый чёрный камень.

0

4

Вера

   Его соплеменники были т.н. политеистами. Они населяли природу богами и поклонялись идолам. Весь этот арабский пантеон был представлен в Каабе (древнем святилище Мекки). Главным богом считалось лунное божество ал-Лах, у которого от богини солнца были три дочери. Их Мухаммад с отвращением упоминает в суре-53: «Видели вы ал-Лат, ал-Узу и ещё третью эту Манат?» (53:19-20). Перед ними устраивались радения. Впрочем, религиозным фанатизмом арабы не отличались. Мирно уживались с иудаизмом и христианством. Мухаммад несомненно беседовал с местными христианами (которые здесь были арианами и несторианами) и усвоил от них многие понятия. Но в целом, иудаизм был для него слишком национальным, а христианство – излишне догматичным (это было время сложных догматических споров о Лице Христа).

Ханифы

   Поэтому Мухаммада больше привлекло движение ханифов, которые проповедовали веру в единого Бога (без догматов) и учение о воздаянии. Ханифы считали, что их традиция идёт от самого Ибрахима (Авраама), который называл своего Бога Элохим (=Аллах) и устроил первую Каабу (поросшую теперь идолами). Вера в единого Аллаха была у ханифов тождественна со «вручением» себя Его воле (что по-арабски и есть «ислам»). Многие ханифы были поэтами (Омейя из Таифа, Абу-Кайс и др.). Ханифом был и двоюродный брат Хадиджи – Варака. Но более всего был известен своим восстанием против идолопоклонства соплеменников Зайд, сын Амра, который жил в изгнании неподалёку от Мекки. К нему-то и приходил Мухаммад беседовать о религиозных вопросах. Вскоре он по примеру ханифов сам начал уединяться на пустынной горе Хира близ города.

0

5

Откровение

    Именно здесь в пещере, в ночь на 27 рамадана 610 г. он получил первое откровение. Некое небесное существо показало ему небесные знаки и повелело: «Читай!».
- Я не умею… - в отчаяние прошептал Мухаммад.
- Читай: «Во имя Господа твоего, Который сотворил»,
Сотворил человека из сгустка.
Читай! Господь твой самый щедрый…»
    Так был надиктованы первые айаты нынешней 96 суры «Сгусток».
    Мухаммад вернулся домой потрясённый и подавленный. Он боялся, что люди примут его за безумца. Не смотря на утешения Хадиджи и Вараки, ему казалось, что он одержим нечистым духом (джинном).

    Но вскоре последовало новое откровение, вызвавшее нервный припадок, после которого Мухаммад свалился в саду, завернувшись в плащ. Но вскоре услышал следующие слова:
«О, завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
Одежды свои очисть и скверны беги!» (суры 73-74).
    В ту ночь Мухаммад, наконец, поверил, что избран пророком. Веру эту укрепили в нём и близкие люди: Хадиджа, приёмный сын Зайд, двоюродный брат Али, богатый купец Абу-Бакр (человек умный и твёрдый). Под его влиянием обратился ещё один купец – Осман (впоследствии – 3-й халиф, женившийся на дочери пророка Рокайе).

0

6

Проповедь

   Со времени призвания (с месяца Рамадана 610 г) в течении четырёх последующих лет Мухаммад проповедовал в своём доме для избранного круга (ок. 40-ка человек, рабов и бедняков). Тогда были ниспосланы такие суры, как «Погружение во мрак» (81-я), «Высочайший» (87-я) и др.
   А в 614 г. началась открытая проповедь на центральной площади города.
   Проповедь его не была новым учением (напоминала поэзию иудаизма) и потому мало кого заинтересовала. Странным казался только язык и стиль (выходящий за рамки тогдашнего диалекта: суры 89; 93; 100 и др.). Поэтому слушатели находили, что Мухаммад – поэт или сумасшедший. Когда же раздражённый насмешками пророк стал грозить Судом и адскими муками, началась против него и неприязнь.
   Самого Пророка трогать не смели (он находился под защитой членов своего рода), но его бедным последователям в 615 г. пришлось бежать от преследований в христианскую Абиссинию (т.н. 1-я или Эфиопская хиджра). К этому времени относится 19-я сура «Марьям».

0

7

Гонения.

   Спасло Пророка только присоединение нового могущественного союзника – Омара (26 лет), уважаемого за свою богатырскую силу и пылкое стремление к добру. Мухаммад был вдохновенный человек, но не практичный и не энергичный. Первое из этих качеств было у Абу-Бакра, второе – у Омара. Т.о. сложился своеобразный триумвират: Мухаммад изрекал, Абу Бакр убеждал, Омар действовал.
   С этого же времени в проповедях пророка усилились иудейские (12) и христианские (36) мотивы. Мекканцы уловили это и даже указывали источник, откуда Мухаммад черпал свои сведения: по ночам беседует с ним раб Христа (монофизит Джабр?). Пророк отвечал, что «язык того человека иноземный, язык же Корана – чисто арабский» (16:103 ср. 25:5). Тем не менее, противодействие мекканских многобожников только усиливалось.

   В 619 г. Пророк остался без защиты: умер его покровитель Абу-Талиб. Тогда же скончалась и Хадиджа, всячески поддерживавшая мужа. Новый глава рода Абу-Лехаб, услышав, что предки-язычники наследуют ад, натравил на Мухаммада соплеменников (сура – 111). Это был самый тяжёлый для него период вынужденного молчания и бойкота.
   Но в марте 620 г. на ярмарке в Мекке он познакомился с жителями Ясриба (Медины), которые пригласили его в качестве наставника и третейского судьи. Дело в том, что они находились в состоянии запутанных междоусобий, а Мухаммад был для них не чужим человеком (его мать Амина происходила из Ясриба). В 621 г. во время традиционного паломничества к Каабе жители Ясриба принесли Пророку клятву верности и стали готовить почву для переселения.

P.S. Племена аус и хазрадж (т.н. ансары), населявшие Ясриб, занимались земледелием, были близки иудаизму и ханифизму. Поэтому Мухаммад стал для них как бы новым Мессией.

0

8

Хиджра

   Весной 622 г. верные Пророку начали уезжать из Мекки маленькими группами. Этих переселенцев стали называть мухаджирами (т.е. «совершившими хиджру»). А принявшие их в Ясрибе получили название ансар (т.е. «помощников»). Но сам Мухаммад и Абу-Бакр до последнего дня оставались в Мекке, может быть, ожидая знамения.

   В один из этих дней месяца Раджаб Пророк имел ночное видение (мирадж или Ночь Вознесения; ср. сура-17). Он был восхищен Духом и доставлен в Иерусалим к храму (сейчас – мечеть Аль-Акса), где молился вместе с предшествующими пророками (Авраамом, Моисеем, Иисусом), а затем прошёл 7 небес и лицезрел Всевышнего, от Которого получил Устав (заповедь пяти ежедневных молитв и т.д.). По возвращении к себе Мухаммад обнаружил, что тот кувшин, который он в начале видения опрокинул, вставая с ложа, ещё не успел вытечь на землю…

  Значение этого видения раскрылось довольно скоро. Стало известно, что многобожники составили заговор против жизни пророка. Решено было убить его сообща, чтобы родственники не знали кому мстить и ограничились вирой. Надо было срочно бежать. Ночью Али надел красный плащ Пророка и стал мелькать во дворе его дома. А Мухаммад с Абу-Бакром тайными проходами вышли из города и спрятались в одной из пещер горы Таура (у дороги в Йемен). Сюда 12-летняя дочь Бакра по имени Айша в течении 3-х дней приносила им еду. Всё это время их искали, даже выследили путь Айши к пещере, но не стали её осматривать (потому что Аллах велел паукам заткать вход в неё патутиной (Сура 29). На 4-ю ночь они выбрались из пещеры к условленному месту, где их ждал проводник с верблюдами и кружными путями прибыли в Ясриб, который с того времени стал называться Медина («Мединет-он небийи» - «город пророка»).

   Вообще хиджра (622 г) является самым замечательным событием в истории ислама после ниспослания пророку Корана. Благодаря ей небольшая группа верующих стала основой огромной общности людей – мусульманской уммы и целого исламского государства – халифата. Поэтому при халифе омаре хиджра была принята за отправную точку нового летоисчисления. Мухаммаду было в то время 52 года. Он был в расцвете сил; быстро преодолел все распри и объединил людей ценностями новой веры. При своём доме он построил первую мечеть и определил первые формы богослужения. Он также преобразовал и освятил своим авторитетом некоторые древние обычаи, которые впоследствии стали основами мусульманского права (шариата). Тогда же он женился на 13-ти летней Айше, дочери Абу-Бакра (но детей у них не было).

0

9

Евреи и мунафики

   Мухаммад всячески старался привлечь к себе мединских евреев, делая большие уступки их религии. Но для иудеев его доктрина оказалась слишком универсальной и одновременно примитивной. Они открыто заявляли, что учение нового Пророка не тождественно с Моисеевым законом, а к Талмуду вообще не имеет отношения. В негодовании на их насмешки Пророк объявил, что они сами исказили Писание и в 623 г. переменил киблу (приказав молиться лицом не к Иерусалиму, а к Мекке).

   Ещё больше, чем евреи, возмущали Пророка т.н. мунафики (букв. «притворяющиеся»), т.е. мединцы, которые явно признали его ислам, а тайно тяготились религиозной дисциплиной и замышляли козни против Мухаммада. Тут ещё дело было в том, что их вождь Абдаллах ибн Убайа рассчитывал сделаться царём, но этому помешал приезд Пророка. В итоге мунафики вступили в тайные сношения с мекканцами и стали подстрекать их к войне с Мухаммадом. Раздор между обоими городами сеяли и поэты, влияние которых можно сравнить с влиянием нынешней журналистской братии. Достаточно сказать, что Мухаммаду пришлось нанять 3-х мединских поэтов, чтобы составлять ответные сатиры.

0

10

Бадр

   Когда же он узнал о заговоре, обиде его не было предела. К этому времени и относится откровение о джихаде (т.е. о войне с неверными). Для подтверждения его Мухаммад велел перехватить мекканский караван, который возвращался из Сирии, нагруженный товарами. Мунафики известили об этом мекканцев и те послали на помощь каравану большой отряд в 900 воинов. Мухаммад столкнулся с ними 15 марта 624 г. у колодцев Бадр, имея в три раза меньше людей. Однако Аллах помог ему одолеть и захватить большую добычу (чему посвящена 8-я сура Корана).
    Для торжества Корана победа при Бадре сделала больше, чем самые вдохновенные проповеди. Все поняли, что ислам – не только религиозная, но и политическая сила, с которой надо считаться.

   Мухаммад воспользовался победой, чтобы отомстить высмеявшим его религию врагам – поэтам Надиру ибн-Харису, Асме бин Марван, евреям Каабу бин-Ашрафу и Абу-Афасу. Последний был зарезан во время сна, что послужило поводом к обвинению Пророка, как бы превратившегося из гонимого в гонителя.

0

Похожие темы

Прямой Путь Межрелигиозный диалог Четверг, 26 марта, 2020г.

Вы здесь » Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме и не только религиозном форуме » Ислам » Карен Армстронг. «Ислам: краткая история от начала до наших дней»