Решили сделать конференцию закрытой, чтобы не пугать людей
Обсуждение статьи по ссылке Антисектантскую конференцию сделали закрытой, чтобы не пугать людей «Решили сделать конференцию закрытой, чтобы не пугать людей». О сектоведческой конференции в СалехардеС целью защиты Ямала от проповедников, заезжающих в СОСЕДНИЕ районы арктической тундры, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа направило бюджетные средства на проведение закрытой конференции на тему «Деструктивные и псевдорелигиозные организации, секты и культы: вызовы и пути решения» с приглашёнными участниками из Канады, Германии и Италии. Конференция прошла с 27 по 29 сентября 2017 года в Салехарде в здании правительства ЯНАО. Официальные организаторы — Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Салехардская епархия РПЦ МП. Распоряжение о проведении конференции подписал Губернатор ЯНАО Дмитрий Николаевич Кобылкин. Председатель оргкомитета конференции — вице-губернатор Ирина Борисовна Соколова, сопредседатель — управляющий Салехардской Епархией РПЦ архиепископ Николай (в миру Сергей Николаевич Чашин). Слева направо: Березовский А.Э. (Помощник полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе), Кобылкин Д.Н., архиепископ Николай (Чашин) | Фото: пресс-служба губернатора ЯНАО Попасть на конференцию можно только по приглашению, простые слушатели не допускаются — пояснил нам за два дня до начала конференции Роман Витальевич Пикун, начальник Управления национальной политики и общественных отношений Департамента внутренней политики ЯНАО. Но добавил, что двери конференции открыты для всех аккредитованных журналистов. Однако это оказалось не совсем так. Например, журналист «Религиоведческого журнала»(Официально зарегистрирован как средство массовой информации.) Олеся Сучкова написала, что её аккредитация была неожиданно отменена в связи с тем, что организаторы не принимают журналистов из других регионов. «После некоторых переговоров меня все-таки аккредитовали, но через 15 минут позвонили и сообщили любопытную информацию. Пресс-секретарь сказала, что получила приказ об отмене всех заявок «внешних» журналистов, которые не входят в штат администрации или каких-то своих окружных пресс-центров. Хорошо, что еще не купила билет, который не предусматривает возврат.» — пишет Олеся Сучкова. Возникает интересная ситуация. Конференция, заявленная цель которой есть решение общественно значимой задачи, оказывается фактически закрытой для доступа общественности. При том, что её проведение оплачивается из средств государственного бюджета — т.е. за счет налогоплательщиков, которые не могут даже поприсутствовать на ней или узнать о том, как она проходила из независимых средств массовой информации. Не говоря уже о том, чтобы выразить свое отношение к такой бюджетной трате явно сомнительной для региона ценности. Архиепископ Николай, правящий Салехардской епархией РПЦ, вроде и не считает тему сект актуальной для региона: «Север сейчас обрастает инфраструктурой, становится более доступный. И мы видим, что даже в тундре разъезжают различные проповедники. Но это актуально не сколько для Ямала, сколько для других мест нашей арктической зоны.» — заявил он за неделю до начала конференции. Солидарен с ним муфтий Духовного управления мусульман ЯНАО Хайдар Хафизов, с которым за несколько часов до начала мероприятия пообщался представитель нашего портала. Муфтий хоть и выразил обеспокоенность, что нетрадиционные конфессии хотят, чтобы «рано или поздно [все] были ихними адептами», но пообещал «с Божьей помощью этого не позволить» и дал понять, что актуальной эту проблему для региона не считает. По словам руководителя пресс-службы губернатора ЯНАО Надежды Петровны Носковой, «регион как был, так и остаётся стабильным и спокойным с точки зрения этноконфессиональной и межнациональной ситуации, но так как во всём мире эта тема становится всё более острой, округ инициировал проведение такой конференции, дабы защитить себя и другие регионы от будущих угроз. Это превентивная мера.» У доктора философских наук, профессора кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС(Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.) Вильяма Владимировча Шмидта более прагматичный взгляд на цели данной конференции: «Ситуация в целом довольно проста — есть план мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма, предотвращению угроз и т.п. Что делать, когда их, например, у тебя нет, а средства на них заложены в бюджет? (Бюджеты, как известно, дело тонкое — их нужно осваивать, а по этому разделу так еще и отчет с сугубой ответственностью.)» Нам не удалось добиться ответа на вопрос, почему же Правительство ЯНАО считает, что данная конференция укрепит межнациональное и межконфессиональное единство — начальник Управления национальной политики(Как нам пояснили в Правительстве ЯНАО, именно с руководством данного Управления необходимо решать вопросы по конференции.) Роман Пикун сперва попросил отложить телефонный разговор, а потом стабильно не брал трубку. Зато выяснилась весьма оригинальная причина отказа в доступе на конференцию для внешних журналистов. Оказывается, доступ прессы ограничили, чтобы не пугать людей! «В том, что отказали сторонним журналистам не вина пресс-службы. — Говорит руководитель пресс-службы Надежда Носкова. — И мы извиняемся. Мы планировали очень широко всё показать. У конференции несколько организаторов: региональный департамент внутренней политики, православная церковь, РДУМ(Региональное духовное управление мусульман.) и другие. И на общем их собрании так было решено, чтобы не пугать людей… всё же узкие специалисты собрались и отчасти мероприятие полузакрытое.» Кого же в таком случае должно было пугать это полузакрытое мероприятие? Ведь что ни доклад, то «тоталитарная секта» или «деструктивный культ». Ответ на этот вопрос помог найти муфтий Хайдар Хафизов. «На этой конференции, если я не ошибаюсь, будут присутствовать главы муниципалитетов, и мы до них пытаемся донести идею [сект]. На местных уровнях тех, кто разбирается в традиционных конфессиях нету. И вот сегодня специалисты будут выступать и разъяснять по каким критериям можно [определять, кто принадлежит к традиционным религиям, а кто нет]. Многие же вот пооткрывали... Кого только ни... Аум Синрикё, кришнаиты, другие, третьи... Иеговисты, баптисты... Извините конечно, вот я погорячился. Нужны специалисты на местных уровнях администрации, которые курируют эти вопросы. Вот я не говорю вернутся к репрессиям, но должны быть специалисты на местах.» — муфтий Хайдар Хафизов. Действительно, по распоряжению губернатора ЯНАО главам всех муниципалитетов округа не только было рекомендовано явиться на конференцию самим, но и обеспечить явку глав поселений, находящихся на территориях их районов. 5. Рекомендовать главам (главам местных администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе принять участие в проведении конференции. 6. Рекомендовать главам (главам местных администраций) муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе оказать содействие в обеспечении участия в конференции глав поселений, входящих в состав территории муниципального района. 7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. — из распоряжения губернатора Д.Н. Кобылкина о проведении конференции. В рамках конференции и в присутствии губернатора, муфтий Духовного управления мусульман ЯНАО Хайдар Хафизов подписал соглашение с управляющим Салехардской епархией РПЦ архиепископом Николаем Чашиным о сотрудничестве в вопросах противодействия псевдорелигиозным организациям, сектам, а также по некоторым другим вопросам. Подписание соглашения о сотрудничестве | Фото: yamalrpc.ru В связи с этим мы поинтересовались у Хайдара Тахировича его отношением к одному из ключевых ораторов конференции А. Л. Дворкину, ввиду того, что последний известен своими лекциями, «изобличающими» ислам и вызывающими с 2013 года немало возмущения у мусульман. Но оказалось, что муфтий не знаком с этой стороной деятельности сектоведа. «Не слышал я... Я знаком с его деятельностью с прошлого года, после того, как Дворкин приезжал в Новый Уренгой(31 марта 2015 года в Новом Уренгое Дворкин читал лекции против сект.). Но вы знаете, что оценивать человека по его выступлениям... Надо его по делам оценивать. Это мое мнение. А сегодня вот все, кому не лень... Вот даже то что вы у меня спрашиваете... найдутся люди, которые найдут из этого что критиковать...» — муфтий Хайдар Хафизов После того, как Хайдару Тахировичу немного рассказали об анти-исламских лекциях Дворкина, в которых ряд экспертов нашёл экстремизм, оскорбления, исторические неточности и искажения фактов, муфтий сообщил, что его духовный наставник — Верховный муфтий Талгат Таджуддин, «а от него я о Дворкине плохого не слышал, и для меня этого достаточно». В свою очередь помощник Талгата Таджуддина проигнорировал наши вопросы по этому поводу, которые мы адресовали по его просьбе в письменном виде. Несмотря на несколько напоминаний по телефону, ответов на них так и не поступило. Учитывая контингент докладчиков конференции и предвосхищая результаты, прав оказался религиовед, заместитель директора «Центра изучения и развития межкультурных отношений» Сергей Викторович Щербак: «Насколько мне известно, не только многие ученые, изучающие НРД(Новые религиозные движения.), но и СМИ, поддерживающие идеи религиозной свободы и мировоззренческого плюрализма, не были допущены к мероприятию. Могу предсказать со стопроцентной долей уверенности, что в докладах прозвучит много радости и благодарности действующей власти за новый внезапный поворот в отношениях государства и конфессий в России, которые привели к устранению из сводок об официальной религиозной жизни организаций саентологов и Свидетелей Иеговы.» В первый день конференции и в первом же интервью телеканалу «Ямал-Регион» Дворкин высказался в поддержку ликвидации организаций Свидетелей Иеговы по экстремистской статье. «На самом деле, есть два типа экстремизма: тот, который направлен во вне (тот, что равно терроризм, грубо говоря) и экстремизм, который направлен вовнутрь, то есть на членов самой организации.» — прямо в ходе интервью в студии телеканала вводит Дворкин новое определение экстремизма(Федеральный Закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не предусматривает такого понятия экстремизма, как объясняет его Дворкин.), объясняя причину ликвидации СИ. Говоря о подобных мероприятиях в целом, С.В. Щербак не видит в них пользы — ни экономической, ни практической: «Что касается общественной пользы подобных мероприятий, осуществляемых, насколько мне известно, за счет средств региональных бюджетов, а также специальных грантов, выделяемых из средств федерального бюджета на борьбу с экстремизмом, то мне она представляется сомнительной. Труд по поиску экстремистского содержания в религиозных текстах нередко напоминает усилия античных софистов(Софисты — изначально группа древнегреческих философов-просветителей, которых противники обвиняли в пользовании софизмами. Софизм (от греч. sophosma – «уловка, выдумка, головоломка») – формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений; словесное ухищрение, вводящее в заблуждение.), зарабатывавших на жизнь словесной эквилибристикой. Нетрудно найти экстремистские высказывания и идеи в древних и современных священных книгах известных религий, и не только в ТаНаХе, Новом Завете или Коране, а, например, в православной святоотеческой литературе, книгах по исламу, а также в некоторых современных высказываниях религиозных иерархов. Но было бы странно, если бы ученые-религиоведы занимались чем-то подобным, собирая конференции об экстремистской опасности христианства или ислама под предлогом экстремизма. Другой момент в том, что представители антикультовых центров ставят под сомнение право гражданина нашей страны решать, во что верить и какие убеждения разделять. Все это вызывает тревогу. Утверждение в порочности непривычных для нас представлений о мире ведет не только к распространению нетерпимости и вражды по отношению инакомыслящим в обществе, но и вредит, в конечном счете, религиям, столетиями существующим в России. Эту мысль высказал более двух тысячелетий назад мудрый Ашока: «...Тот, кто восхваляет свою религию, по причине излишней преданности, и порочит другие, имея мысль: «прославлю так свою религию», только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими». (Наскальный эдикт(Эдикт — в древности: один из видов императорского закона. «Наскальный» значит фактически выбитый на скале или большом камне.) 12, 265 г. до н. э.). Не уверен, что на конференции в Салехарде прислушаются к мнению уважаемого древнеиндийского императора.» Не прислушались. «Каждый из живущих на нашей северной земле вносит свой — уникальный вклад в её развитие. Поэтому мы на Ямале рассматриваем этническое и конфессиональное многообразие как преимущество», — такими словами Дмитрий Кобылкин завершил своё приветственное напутствие участникам анти-религиозной конференции. В этом и есть главный парадокс данного мероприятия. И в самом деле, как конфессиональному многообразию может способствовать конференция, являющаяся анти-конфессиональной по своей сути? «Ямало-Ненецкий автономный округ сочетает в себе благоприятные условия для жизни представителей разных народов и конфессий Российской Федерации, в том числе для коренных малочисленных народов Севера.» — гласит справка, предоставленная пресс-службой губернатора вместе с фотографиями конференции. Проблема в том, что юридического термина «секта» не существует, а толкование этого термина сектоведами настолько размыто, что в конечном счете только они сами решают, что будет считаться сектой в конкретный момент времени, а что нет. Так сектой могут быть названы как самостоятельные религиозные движения, так и монастыри, от которых в виду какого-то скандала пытается отмежеваться Русская православная церковь; с легкой руки Дворкина сектами становятся коммерческие организации, такие как Гербалайф и фондовая биржа Форекс; отдельные школы индуизма, курсы йоги и даже курсы грудного вскармливания и домашних родов; а с 2013 года начались попытки по подрыву репутации мировой религии ислам. Как показывает многолетний опыт, сектоведу №1 всё равно, на что вести наступление — будь то мировая религия или верования коренных народов Севера. Среди докладчиков мы не нашли ни одного религиоведа. Зато каждый из них — приверженец одной идеологии, отрицающей право человека самостоятельно выбирать, во что ему верить и как верить, гарантированное ему Конституцией. Причем отрицается это право под видом помощи самому человеку. Каждый доклад — набор неустановленных наукой фраз и выражений. «Тоталитарная секта», «деструктивный культ», «психокульт» — клише, смысл которых меняется авторами от ситуации к ситуации. Докладчики конференции:
Конференция, заявленная научно-практической, имеет к научности очень далёкое отношение. Скорее она представляет собой встречу коллег по цеху, собравшихся поговорить и хорошо провести время за государственный счёт. Свидетельства тому как состав участников, так и однотипные доклады, содержание которых повторяется из года в год, от конференции к конференции. Все выступающие — близкие друг другу люди. Можно сказать, члены одного клуба по интересам. Гандоу, Армстронг и Дворкин — друзья на протяжении уже более 20 лет. Корвалья и Дворкин — члены правления FECRIS(Европейская федерация центров по изучению и информированию о сектах. Вице-президент с 2009 года — Александр Дворкин.). Силантьев, Воат и Дворкин — сектоведы и члены возглавляемой Дворкиным РАЦИРС(Российская ассоциация центров по изучению религий и сект. Формальное (не юридическое) объединение сектоведов. Основана А.Л.Дворкиным в 2006 году.). Представители православной церкви — тоже проводники антисектантской политики. «Изучение религий и сект в современной России» — так озаглавлен доклад самого Дворкина. При этом несколькими часами ранее того же самого дня в интервью ТК «Ямал-регион» он заявил, что до сих пор не имеет никакой статистики религий и сект. Это за 25 лет работы! О каком же ИЗУЧЕНИИ религий и сект может идти речь? Журналист: Александр Леонидович, пару лет назад вы говорили, что следует тщательней исследовать проблему сектантсва, собирать информацию, проводить расследования, для того, чтобы вести соответствующую статистику, которой на сегодняшний день у нас нет. А как не сегодняшний день? Удалось ли уже какую-то статистику составить? Дворкин: Вы знаете, статистики до сих пор нет. — ТРК «Ямал-регион», 27.09.2017 Каковы же всё-таки причины проведения и ожидаемые последствия подобных конференций? Ответить на этот вопрос помог религиовед Вильям Шмидт. По его мнению, результатом является полит-идеологический шум, как часть государственной стратегии. Однако этот шум может привести к весьма неприятным последствиям, в том числе для традиционных религий. «В последние годы мы имеем устойчивую тенденцию политизации и криминализации религиозной сферы, в основном за счет так называемых не традиционных движений и культов (групп). Насколько они представляют реальную угрозу общественному правопорядку или чему бы то ни было еще, учитывая их %, долю, в составе населения или в социальной структуре — вопрос ничтожный, поскольку их показатели не попадают даже в разряд статистической погрешности. Но вокруг них много полит-идеологического шума. Вот именно этот «шум» и есть главное и политически ценное. Подумаешь, что это идет в разрез с конституционными нормами и принципами, если на кону реальные волнения на социально-полит-экономической почве... Печально и то, что крупные игроки на религиозном поле не видят или им не позволено видеть формирующийся в результате такой деятельности, а по сути — стратегии внутренней политики государства — контекст и уровень издержек, которые лишь сейчас, до поры до времени, могут восприниматься издержками, а в перспективе, в части обобщения правоприменительной практики, станут общим моментом регулирования — ведь принцип единства норм права и правоприменения действовать избирательно не может… Ну а если он сформировался, если он представляет специфические интересы государства, то его нужно обеспечивать, а на будущие плановые периоды еще и обосновывать экономическую целесообразность и эффективность. Можно сколько угодно долго и широко делать изумленный вид от недопонимания — что это и почему, но, как известно, приказы нужно выполнять — потому и «от забора до обеда»... Что делать региональным властям, если они находятся в жестких политико-идеологических и социально-экономических увязках/зависимостях, — «увязывать». Вот эта «веселая команда» и гастролирует по стране, честно отрабатывая свой хлеб.» Слева направо: Джеральд Армстронг, Александр Дворкин, Архиепископ Николай Чашин, Томас Гандоу, Луиджи Корвалья. Салехард, 29 сентября 2017 г. | Фото: yamalrpc.ru 30 сентября 2017
Источник: http://www.about-dvorkin.ru/news.php?id=93299 |