4:157. Гнев Аллаха обрушился на них за их ложь: они говорили, что будто бы убили Ису, сына Марйам, посланника Аллаха. Но он не был убит ими и не был распят, как они измышляли. Им всё это лишь представилось. Они думали, что убили и распяли самого пророка. На самом деле они убили и распяли другого, похожего на Ису. Потом они сами спорили — убит был Иса или другой. Они все пребывают в сомнении об этом. У них нет об этом никакого знания, а есть только предположения. Они не были уверены, что убили именно его. Они его не убили.
4:158. Аллах вознёс Ису к Себе и спас его от врагов. Он не был распят и не был убит. Поистине, Аллах Всемогущ, Велик и мудр в Своих деяниях!
Комментарий
Сыны Израилевы кичились тем, что убили Иисуса, и говорили, что это, мол, они сами предали смерти Иисуса, сына Марии, Посланника Аллаха. Аят гласит:
«...за слова их: "Воистину, убили мы Мессию, Иисуса, сына Марии, Посланника Аллаха"...»
Слова «Посланника Аллаха» были произнесены, вероятно, с издевкой, чтобы посмеяться над ним, ибо на самом деле они так не считали.
«...но не убивали они его и не распяли, лишь показалось им это».
Чтобы еще сильнее выделить эту мысль, Коран а конце аята повторяет снова:
«И конечно же не убивали они его».
А в следующем аяте говорится:
«Вознес его к Себе... Аллах».
Коран особо подчеркивает, что Иисус (да будет милостив к Нему Аллах!) не был распят, чтобы окончательно развеять суеверное представление о том, что жертвой можно избавить общину от греха, дабы христиане видели залог своего избавления в добрых делах, а не в распятии.
Мы нисколько не сомневаемся, что появление Иисуса на свет, так же как и его уход из этого мира, произошло сверхъестественным путем. Он был призван на небеса, чтобы дать людям будущее.
«...Всемогущий, Премудрый Аллах».
4:159. И, поистине, из людей Писания нет никого, кто бы не понял истину об Исе до его смерти, — что он был раб Аллаха и Его посланник. Они уверовали в него, но поздно — время уже ушло. И в Судный день Иса будет свидетельствовать против них в том, что он раб Аллаха и Его посланник и что он передавал Послание своего Господа.
Комментарий
Этот аят можно толковать двояко, причем каждое из толкований в том или ином смысле обосновано.
1. В аяте говорится:
«Воистину, из людей Писания нет никого, кто бы перед смертью не уверовал в него».
Речь идет о том моменте, когда человек находится при смерти и его связь с бренным миром ослабевает, но крепнет его связь с миром Иным. В этот момент пелена спадает с его глаз и он видит многие вещи в их реальном свете. Именно тогда своим внутренним оком, прозревающим истину, он увидит Иисуса (да будет милостив к Нему Аллах!) и смиренно склонится перед ним. Те, кто отрицал его, уверуют в него, а те, кто считал его Богом, признают свою ошибку. Но будет уже поздно, эта вера их не спасет. Поэтому лучше, чтобы они уверовали уже сейчас, пока в этой вере есть для них польза.
2. Смысл этого аята в том, что перед смертью все люди Писания уверуют в Иисуса (да будет милостив к Нему Аллах!). Иудеи примут его как Мессию, а христиане перестанут его обожествлять. Это произойдет, согласно мусульманской литературе, когда одновременно с его светлостью Махди (да приблизит Аллах его благое прише-ствие!) Иисус (да будет милостив к Нему Аллах!) спустится с небес и совершит молитву за спиной у Имама. Иудеи и христиане увидят его и поверят и в него, и в Имама Махди (да приблизит Аллах его благое пришествие!). Таким образом, понятно, что сейчас Иисус, чье вероучение связано с прошлым, должен следовать сегодняшней религии, то есть Исламу, проводником которого явится Махди (да приблизит Аллах его благое пришествие!).
Согласно достоверным мусульманским источникам, в период справедливого правления Махди степень безопасности для жизни будет столь высока, что волк и овца, лев и корова вместе с остальными дикими зверями будут пастись на одном лугу. Повсюду в мире жизнь, собственность и честь человека будут надежно защищены. Нигде не будет места жестокости и преступлениям, и во всем бренном мире будет царствовать справедливость.
Однако в заключении аята мы читаем:
«И в день Воскресения выступит он свидетелем против них».
Смысл свидетельства Иисуса (да будет милостив к Нему Аллах!) «против них» в том, что он, свидетельствуя, будет говорить, что проповедовал свое учение как Посланец Божий и никого не призывал называть себя Богом, а наоборот, призывал их уверовать в Божественную Сущность Аллаха .