Читать далее..
Профессор Нью-йоркского университета Дрэйпер (Draper) в книге «Дискуссия между наукой и религией» отмечает:
«Занятие мусульман наукой началось после завоевания ими в 638 году города Александрия, то есть через 6 лет после смерти пророка Мухаммада соллаллоху алайхи васаллам Начиная с этого времени, они в течение менее двух веков глубоко изучили все научные труды греков и верно оценили их. После того, как в 813 году Маъмун стал халифом, город Багдад превратился в столицу мировой науки. Халиф собрал в Багдаде бесчисленное количество книг, а также ученых, оказал им почет и уважение...».
После перечисления научных трудов, посвященных естественным наукам и написанных мусульманами, автор говорит:
«Если мы попытаемся перечислить названия всех трудов, созданных в процесс этой огромной научной работы, это не уместится в рамках одной книги. Мусульмане придали древним наукам неизмеримое развитие. Вместе с этим они открыли неизвестные до них отрасли науки».
Кроме того, Дрэйпер подчеркивает:
«Двери мусульманских университетов всегда были открыты и для европейцев, жаждущих знаний. Правители государств Европы ездили в мусульманские края лечиться».
Вот что пишет профессор Седиллот в своей книге «История арабов»:
«В средние века мусульмане были непревзойденными лидерами в науке, знаниях и философии. Свои знания они распространили везде, куда ступала их нога. Через них знания распространились и в Европе. Ренессанс и развитие Европы осуществилось только благодаря мусульманам».
Французский востоковед, историк Седиллот (1808-1875) посчитал необходиым сделать такое признание:
«Время между 9 и 13 веками было отмечено в Исламе быстрым развитием литературы. В результате активизации человеческой мысли был сделан огромный скачок в науке. В мире Ислама появилось очень много ценных изобретений и открытий. Это оказало большое влияние на Европу. Настолько большое, что мусульмане заслуженно могут называться нашими учителями!» – К сожалению, эта истина долгое время умалчивалась.
При описании влияния, оказанного мусульманами на современную науку Запада, самими же западными учеными, необходимо отметить следующий важный момент: Запад из-за чувства расовой неприязни, а также из-за своих христианских предпочтений, не признавал, что в основе всех наук, развивавшихся на Западе в течение веков, лежит исламская культура. Более того, Запад наоборот стремился принизить роль Ислама в становлении и распространении просвещения по Европе. Именно по этой причине признание заслуг Ислама в научных отраслях началось лишь с XIX века.
Например, двое ученых по фамилии Седиллот, посвятивших свою жизнь изучению исламских наук и их роль в становлении науки на Западе, написали исторические исследования по этой области. В предисловии к первому тому труда одного из ученых (Л. П. Е. А. Седилот) - «Materiaux pour sevir al'histoire comparee des sciences mathematiques chez les Grecs et les Orientaux» - признается величие исламских наук, а также постоянное стремление западных христианских ученых принизить их значение.
«В IX – XIII веках появляются признаки формирования великой мировой литературной среды. Ценные научные открытия, плоды культуры показывают, что мусульмане, поистине, были нашими учителями в этом деле. С одной стороны, ценные средневековые документы, записки путешественников, энциклопедии, с другой стороны, великолепные здания, построенные с высоким мастерством, иные великолепные культурные памятники своим очарованием заставляют нас с уважением смотреть на мусульманское общество, достоинства которого веками преуменьшались».
Согласен с ним и второй Седиллот (Л. А. Седиллот). На первой странице книги «Великая история арабов» он пишет так:
«Был тайный умысел, чтобы забыть о влиянии, оказанном мусульманами на развитие культуры на всем протяжении средних веков».
Эта неблагодарность со стороны Запада, может быть, объясняется тем, что Запад не имеет представления о былом величии Ислама. Профессор Алжирского Университета Е. Ф. Готье в книге «Moeurs et cjutumes des Musulmans» так разъясняет этот вопрос:
«Наблюдая современное состояние Ислама, трудно представить его основным фактором формирования культуры. Вышедшая же из варварского состояния Европа смотрела на исламскую культуру с огромным уважением. Запад, будучи не в силах подражать этому образцу (исламской культуре), потерял присутствие духа. Сегодня же мы сталкиваемся прямо с противоположным состоянием. Сколько бы мы ни упрекали себя за всю эту неблагодарность, основанную на рассовых предрассудках – этого мало».
В другом месте книги написано следующее:
«Ренессанс быстро утерял восхищение исламской культурой, хотя перед ней он в неоплатном долгу. Мы же, наоборот, оказались безумно очарованы культурой древнего мира. Этот выбор наравне с другими причинами, может считаться уважительным, потому что он имеет глубокие корни. Несмотря на то, что греко-римская культура преисполнена неясностей, она более близка западному человеку, чем легко воспринимаемая культура исламского Востока. Большую ответственность возлагает наследие великого прошлого и очень тяжело быть представителями самой древней культуры».
Професор социологии Гюстав ле Бон в своей книге под названием «Арабская цивилизация» пишет:
«…Восток находился под различными народами: персы, римляне, греки и т.д. Но если их политическое влияние всегда было большим, их цивилизаторское действие было слабым… То, чего не смогли реализовать на Востоке ни греки, ни персы, ни римляне, арабы достигли быстро и без насилия… Глубокое влияние арабов в Египте появилось во всех странах: Африке, Сирии, Персии и т.д., где было водружено их знамя. Это влияние проявилось даже в Индии, хотя они там не задержались, и в Китае, который посещали только торговцы… В истории нет примера более удивительного. Все нации, с кем контактировали арабы, рано или поздно принимали их цивилизацию… Это влияние сказывается не только на языке, религии и искусстве, но оно распространяется на культуру и науку. Будучи связаны с Индией и Китаем, мусульмане передавали в эти страны большую часть научных знаний, которых европейцы позже рассматривали как имеющие китайское или индусское происхождение.
…действия арабов по отношению к Западу были также значительны, и им обязана цивилизация Европы. Их влияние было не меньшим, чем на Востоке. Важность выполненной роли арабов на Западе может быть понята, только если восстановить в памяти состояние в Европе в эпоху, когда они вводили туда цивилизацию. …Если вернуться в 9 и 10 века, когда цивилизация мусульман в Испании была в самом расцвете, можно видеть, что единственными интеллектуальными центрами остальной Европы были замки, населенные полудикими сеньорами, гордыми тем, что они не умеют читать…».
Варварство Европы было долгое время слишком большим, чтобы распознать себя. Только в 11-м веке, скорее даже в 12-м веке, появились первые вдохи науки. Когда некоторые более светлые умы почувствовали необходимость в стряхивании тяжелого покрова невежества, который висел над ними, они обратились к арабам – к единственным тогдашним учителям.
А вот признание по этому поводу профессора Либри (1803 - 1869):
«Не появись бы арабы на сцене истории, я более чем уверен, что Европа по уровню развития и прогресса была бы отброшена на несколько веков назад! Если исключить мусульман из истории – прогресс нашей (европейской, всемирной) науки задержится на несколько столетий. Переводы арабских произведений в течение шести веков служили единственными учебными пособиями в университетах Европы. Можно сказать, что арабы в некоторых отраслях науки, например, в медицине, продолжают оказывать свое влияние и по сей день. К книге Ибн Сины были написаны комментарии в конце прошлого века».
Понятно, что под словом «арабы» здесь подразумевается вообще мусульманская наука; упоминание об Ибн Сине подтверждает это. Главное же, эти множество других подобных высказываний специалистов подтверждают высокий статус знания, наук в Исламе.
Это были слова европейских ученых, которые мы привели с целью понять, что Ислам призывает все человечество к прогрессу и Ислам есть религия Аллаха, а не выдумка человека.
КОММЕНТАРИИ РЯДА УЧЕНЫХ О КОРАНЕ
…В Коране так много истинного, что и я, подобно Доктору Муру, не испытываю никакого сомнения в вере, что все эти разъяснения и истины были сотворены Божественным вдохновением. (Проф. T. В. Н. Персо, университет Манитоба, профессор анатомии, педиатрии и гинекологии, Канада) 270
…По-моему нет никакого противоречия между генетикой и религией, напротив, религия, добавляя вдохновения и благодати некоторым традиционным научным подходам, может направлять науку, наука же отражена и существует в Коране, и спустя много веков было доказано, что все откровения Корана имеют силу, и эта опора истинности сведений Корана снисходит от Аллаха. (Проф. Джо Ли Симпсон, профессор молекулярной генетики и генетики человека, гинекологии и обсцентрики).271
Как ученый я могу интересоваться и заниматься только тем, что я ясно вижу. Я могу понять эмбриологию и эволюционную биологию. Я также могу понять слова из Корана, переведенные мне. Подобно примеру, который я приводил раньше, если бы я мог перенестись в ту эпоху, я бы не смог дать определение описанным в те времена в Коране явлениям, даже используя все свои нынешние знания и способности… В таком случае, я не вижу никакого противоречия между всем тем, что написано в Коране и мыслью о Божественном участии в сотворении жизни. (Проф. E. Маршалл Джонсон Томас, профессор анатомии и эволюционной биологии, университет Джефферсона, США)272
Некоторые аяты (Корана) представляют собой очень подробное описание развития человека, начиная с момента соединения клеток и до развития органов эмбриона в утробе матери. Прежде не существовало такого подробного и безупречного описания развития человека со всеми его стадиями, терминологией и пояснениями. В большинстве случаев за сотни лет до нашего времени эти аяты описывают многие стадии развития эмбриона и плода человека, которые в точности также описаны в современной научной литературе. (Проф. Джеральд C. Герингер, университет Джорджтауна, доцент медицинской эмбриологии, США)273
Мне доставляет неописуемое удовольствие помогать людям толковать то, что написано в аятах Коране о развитии человека в утробе матери. Я говорю совершенно точно, что все слова и описания Пророку Мухаммаду (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего) были ниспосланы вдохновением от Аллаха, потому что все эти знания были открыты только спустя многие столетия. Это убеждает меня в том, что Пророк Мухаммед – Посланник Аллаха, Господа миров. (Проф. Кейт Л. Мур, профессор клеточной биологии и анатомии, университет Торонто, всемирно известный эмбриолог, профессор клеточной биологии, автор многих учебных книг по медицине, Канада)274
...Cтадии развития, которые проходит эмбрион человека в утробе матери, очень сложны, что связано с постоянным процессом изменения в процессе развития – и мы разработали новую систему классификации этапов развития эмбриона с использованием выражений Корана и Сунны. Предложенная система очень проста, всеобъемлюща и полностью соответствует данным современной эмбриологии. (Проф. Кейт Л. Мур, профессор клеточной биологии и анатомии, университет Торонто, Канада)275
За последние четыре года в результате тщательного изучения аятов Корана и хадисов Пророка, мы узнали новую систему этапов развития плода в утробе матери, и это тем более поразительно, что было передано в Коране еще в 7-ом веке нашей эры… Разъяснения Корана не могли основываться на каких-либо научных познаниях людей, ибо в 7-ом веке нашей эры науки просто не существовало. (Проф. Кейт Л. Мур, профессор клеточной биологии и анатомии, университет Торонто, Канада) 276
Я полагаю, что знание Пророком Мухаммадом во времена ниспослания Корана таких вопросов, как истоки происхождения Вселенной было невозможно, поскольку ученые смогли дать объяснение этому и обнаружить эти знания только в последние несколько десятилетий с использованием самых современных технологических методов… Человек, который 1400 лет назад еще ничего не знал о ядерной физике, например, не смог бы даже догадаться, что Земля и небеса происходят из одного источника, или разрешить другие проблемы, которые мы здесь обсуждаем. (Проф. Альфред Кронер, профессор геологии, университет Майнца, известнейший в мире геолог, Германия)277
Если объединить все это, и объединить все выражения, ниспосланные в Коране о строении Земли, ее образовании, и все выражения, связанные с той или иной сферой науки, то мы можем совершенно четко сказать, что слова и объяснения, которые даются в Коране, чрезвычайно верны, и сегодня мы можем сказать, что все они подтверждаются современными научными открытиями… Выражения, упоминающиеся в Коране о мироздании в те времена еще не были научно обоснованы, однако современные научные методы находятся сегодня на позициях, позволяющих утверждать, что сказанное Пророком Мухаммадом (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего) 1400 лет назад полностью подтверждается сегодня. (Проф. Альфред Кронер, профессор геологии, университет Майнца, Германия)278
Я могу сказать, что Коран произвел на меня очень сильное впечатление, ибо я нашел в нем верные астрономические факты. Эти факты особенно сильно действуют на таких астрономов, как мы, исследующих самую мельчайшую часть Вселенной. Даже для того, чтобы понять самую мельчайшую часть нашего мироздания, мы прилагаем массу усилий. Поскольку с помощью телескопа мы можем видеть только крошечную часть небосвода, и не можем рассуждать обо всей Вселенной. Так что я думаю, что, читая Коран и получая из него ответы на вопросы, я смогу определить путь своих будущих исследований Вселенной. (Проф. Eшихиде Козаи, Япония, директор Токийской обсерватории)279
Я хочу решительно заявить - то, что мы видели, необыкновенно. Можно соглашаться с научными объяснениями, можно не соглашаться с ними, но для того, чтобы оценить надписи, которые мы видели, необходимо обладать способностью понимать гораздо больше, чем можем понимать мы, с позиций обычного человеческого опыта. (Проф. Армстронг, профессор астрономии NASA)280
В высшей степени сложно представить, что такое знание существовало 1400 лет назад. Возможно, кое-что могло присутствовать в виде самых простых, примитивных идей, однако столь подробно рассказать обо всем этом очень сложно. В таком случае, определенно – это не человеческое знание. Обычный человек так подробно не сможет объяснить эти факты. Так что я думаю, что знание это пришло, должно быть, из сверхъестественного источника. (Проф. Дурджа Рао, Саудовская Аравия, Джидда, профессор океанической геологии университета короля Абдулазиза)281
…Я верю, что все, о чем было написано в Коране 1400 лет назад, - истина, и может быть доказано научными методами… Это – вдохновение Господа, объявшего Своим познанием весь мир. Так что пришло время сказать: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Его”. (Проф. Теятат Теясен, Таиланд, заведующий кафедрой анатомии и эмбриологии университета Чианг Маи)282
Коран появился несколько веков назад, и что бы мы не открыли нового в науке, все подтверждается в этой книге. Это значит, что Коран – слово Аллаха. (Проф. Джоли Самсон, профессор гинекологии) 283
Эта книга (Коран) говорит о прошлом, настоящем и будущем. Я ничего не знаю о культурном уровне людей, живших во времена Пророка Мухаммада (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего) и ничего не знаю об уровне их научных познаний. Но нет никакого сомнения в том, что научный уровень и уровень технологий в прошлом был чрезвычайно низок и примитивен, так что то, что мы сейчас читаем в Коране – есть свет от Аллаха. Он ниспослал Своим внушение это Послание Пророку Мухаммаду. Я задался вопросом, могло ли существовать такое совершенное знание, и провел исследование по истории ранних цивилизаций Ближнего Востока. И мои исследования еще больше усилили веру в ниспосланное Аллахом Пророку Мухаммаду. Из океана знания Он передал ему лишь малую часть – и даже это малое было открыто наукой совсем недавно. Мы надеемся, что геология и Коран всегда будут находиться в состоянии диалога. (Проф. Палмар, один из виднейших американских исследователей в области геологии)284
Из интервью относительно данных в Коране о том, что горы укрепляют земную поверхность:
Я верю, что знания, содержащиеся в Коране, чрезвычайно интересны и полагаю, что невозможно, чтобы они были написаны человеком. Я твердо верю, что бы вы ни говорили, вы правы, следовательно, то, что говорится в этой книге (в Коране) представляет большую ценность, я с вами согласен. (Проф. Сьявда, всемирно известный японский ученый, специализирующийся в области океанической геологии)285