Упражнение 17. Объект и его свечение
Вернувшись к модели "объект и его свечение", упоминавшейся выше, визуализируйте фосфоресцирующий цветок, пока не пройдете через глубокое переживание нераздельности цветка и его свечения. Затем, не напрягаясь и не вызывая искусственной перцепции, постарайтесь увидеть, как эта нераздельность связана с вашими повседневными переживаниями "объекта и себя". Концентрируйтесь на том, как компонент "вы" мог бы походить на "свечение" "объекта". Более основательным познаванием (которое вначале может просто означать - быть с открытым умом) рассмотрите, что составляет "промежуточное" расстояние" между "объектом" и "вами", на что похоже такое расстояние. Может ли существовать ощущение, при котором нет такого расстояния, даже если бы тем не менее можно было испытать серию переживаний, которые обычно свидетельствуют о движении через расстояние?
Комментарий 17
Только тогда, когда - в некотором смысле - мы прекращаем движение через обычные пространственные расстояния, можем мы увидеть новый тип "пространства", новый способ, которым ситуации "открыты". Это не означает, что мы должны держать натянутыми вожжи относительно себя и оставаться спокойными, с тем чтобы не подвергаться риску в более привычном пространстве. Скорее, идея состоит в том, что такие "тугие вожжи" есть сами по себе выражения озабоченного выделения нашего "я" и таким образом способствуют искажению "пространства", остающемуся лишь промежуточным расстоянием.
Если мы освоим "познавание", которое продолжает рассматривать нас самих, как привнесенных "временем", модель "Объект-свечение" станет близкой к правильной, и можно будет более глубоко оценить значительно большее "пространство". Тогда это сможет помочь нам оставаться в еще более плотном контакте с "временем".
Важно помнить, что мы не пытаемся игнорировать обычную видимость как отдельную от воспринимаемых нами объектов. Эта видимость отдельности сама по себе "произведена временем" и свидетельствует об "отсутствии разделения", которое мы ищем.В предшествующем разделе было сделано заявление, что "я" окружено прошлым-настоящим-будущим как частью его претензий на автономию. Тогда "я" оказывается в обедненной версии "настоящего", на что указывает тот факт, что "я" всегда зависит от чего-то, идет куда-то, имеет какое-то намерение. Имеет место врожденная направленность к позиции "я", это становится ясным из тройственной структуры обычного времени - переживаемое эгоцентрированное "настоящее" всегда приходит из прошлого и направляется в. будущее. Быть в этом виде настоящего - значит быть фрустрированным и неуравновешенным. Итак, стоит учиться, чтобы осознать эту проблему и открыться новому способу познания и правильного понимания времени.
Упражнение 18. Прошлые и будущие проекции
А. Некоторое время посидите спокойно и позвольте своему вниманию свободно побродить. Затем постепенно начните обращать пристальное внимание на мысли и образы, которые у вас были и есть. Отметьте, как часто у вас были и продолжают приходить мысли о будущем - планы, ожидания, допущения относительно вероятных тенденций и так далее. Проделайте то же самое относительно воспоминаний как о недалеком прошлом, так и о более отдаленном. Заметьте, как ваши воспоминания и ожидания включают в себя ссылки на вашу личную жизнь и переживания, так же, как и на жизнь и опыт других.
Б. Проделайте эти же упражнения в то время, как вы заняты своими повседневными делами - когда вы гуляете, ведете машину, ждете или говорите с другими и когда вы переживаете особые эмоции или физические ощущения.Упражнение 19. Прошлое-настоящее-будущее каждого момента
Снова останьтесь спокойным и чувствительным ко всем мыслям, чувствам и ощущениям. В конце концов вы сможете увидеть оттенки прошлого и будущего во всех ваших проживаемых настоящих моментах. Каждое обычное настоящее обладает тонкой структурой прошлого-настоящего-будущего, обеспечивающей чувство личной идентичности, непрерывности и направления.
Комментарий 18 и 19
После достаточной практики упражнения 18 вы начнете лучше осознавать то, как ссылки на прошлое и будущее устанавливают ваш настоящий опыт и располагают его в перспективе.
Оба упражнения, 18 и 19, помогут развить большее осознавание структуры обычного времени. При достаточной практике это осознавание проявится уже не только как простая внимательность со стороны вашего "я". Вместо этого оно может стать "познаванием", принесенным "временем", и держаться бок о бок "со временем" даже тогда, когда "я" на это не способно. Это "познавание" может увидеть, как устанавливается "я" момент за моментом и как его консолидирующая тенденция суживает широту "времени".Упражнение 20. Обращение временной структуры
Как и в упражнении 18, пристальнее вглядитесь в свои воспоминания и ориентированные на прошлое мысли так же, как и в свои направленные в будущее планы и ожидания. Характерной чертой связанных с будущим образов является то, что они расположены "впереди" настоящего. Вы смотрите из "здесь" вперед от себя "туда". Аналогично, прошлое позади - вы смотрите на него назад, хотя оно также обладает и качеством вести вперед, вплоть до настоящего.
Начиная с отдельной мысли или ожидания в отношении своего будущего, смените на противоположную направленность, по которой оно известно в сравнении с вашим настоящим. То есть посмотрите назад из этого будущего в настоящее.
Сделайте это повторно, а затем совершите подобное же обращение для случая прошлых воспоминаний и образов. Смотрите из прошлого в настоящее.
Это смотрение вначале можно выполнять посредством визуализации себя как действительно пребывающего в будущем или прошлом, смотрящего в "настоящее", с этих преобладающих точек зрения. Однако если вы откроете "познавание", менее привязанное к вашему образу себя, вы сможете воспользоваться этим "познаванием", чтобы выполнить сдвиг в отношении временной структуры прошлого-настоящего-будущего. В частности, этим последним способом "познавания" вы сможете посмотреть на настоящее как из прошлого, так и из будущего одновременно.Комментарий 20 и 21
Эти упражнения помогают противодействовать ригидным и не подвергаемым сомнению тенденциям, вносящим свой вклад в состав обычного времени с отвечающим ему фрустрирующим характером принуждения. В этих упражнениях мы, наверное, не контактируем с "реальным" прошлым и будущим, а только с мыслями о них или с их тонкой направленностью. Даже и в таком случае эти упражнения способствуют трансформации "реального" времени, ибо именно эта тонкая или явная устремленность обедняет настоящее и дает ход реальному, последовательному обычному времени, гарантируя и далее появление обедненных, но "реальных" моментов.Хождение без хождения
А. Снимите обувь или останьтесь в легких тапочках с тонкой подошвой. Станьте прямо с выпрямленной спиной, руки свободно свисают по сторонам тела. Держа прямо верхнюю часть тела и глядя прямо перед собой, практикуйте медленное хождение, поднимая каждую ногу над полом на 4 - 7 дюймов и мягко ставя вперед. Ходите настолько медленно, насколько можете. Теперь ходите со скоростью в два раза медленнее (да, вы это можете). Затем замедлите хождение еще больше.
Измените технику хождения, поднимая или направляя пальцы "ведущей ноги" вверх прежде, чем поднять ногу. При обратном движении пальцы должны первыми касаться пола.
Если у вас будут трудности с равновесием, расслабьте плечи, область горла и сердца. Совершенное равновесие придет, если вы снимете акцент с вашего делания упражнения и не станете мешать видению переживаемых движений как данных "временем". Отпустите вес вашего тела, позвольте ему быть легким и пронизанным пространством. И, наконец, оставьте рот слегка приоткрытым, а горло незаблокированным так, чтобы очень мягко дышать как через рот, так и через нос.
Сверхмедленный темп поможет вам войти в контакт с каждым мгновенным аспектом процесса хождения -давление ноги на пол, уменьшение этого давления, дальнейшее уменьшение, подъем по дуге, движение вперед, почти касание пола снова, легкое касание и т.д. Важно даже малейшее переживание или ощущение... фактически бесконечное.Это поможет развить "познавание", обладающее более широким вниманием, чем "я" (с его сверхзанятостью, направленностью вперед). Делайте это упражнение хождения сеансами от двадцати минут до часа. Затем постарайтесь поддержать развитую благодаря ему проницательность в своей обычной деятельности.
Б. В качестве расширения этого упражнения практикуйте хождение так, чтобы ведущая нога завершала свое движение, когда ее пятка была бы помещена рядом с косточкой большого пальца другой ноги. Согласованно с этим движением медленно поднимайте руки до их полного вытягивания в стороны на уровне плеч. Затем снова опустите их по сторонам тела. Это движение должно быть синхронизовано с хождением таким образом, чтобы подъем и опускание рук соответствовали трем шагам. Позвольте всем движениям быть очень расслабленными и текучими, исполняемыми "временем", проникнутым "пространством" и "познаванием" с чуткостью, без тяжелого фокусирования вашего внимания.
Комментарий
Медлительность и "бесцентровое выполнение" - оба аспекта могут вначале казаться угрожающими (поскольку "я" хочет принимать участие в контроле) и временами даже вызывать тошноту, рвоту или потерю равновесия. В таких случаях прекратите упражнение, расслабьтесь и продолжите практику, когда почувствуете себя лучше.
Непрерывная практика этого упражнения по хождению введет вас в контакт с вашим опытом до такой степени, что переживание выйдет за обычные пределы. Во всяком ощущении может быть воспринят новый тип времени (например, при касании пола ногой), несущий ничем не ограниченную радость.
"Познавание", возникающее таким путем, не ограничено точкой зрения "я", но оно начинает обнаруживать себя в плане конфликтов "я" и ощущений. Оно может увидеть все случающееся, как "время" и как не-идущее и не-происходящее.
Таким образом, вы можете испытать нераспределенное "действие времени", ранее представленное как феномен замещения в том же самом безместном месте, так же, как и ненарушимый, но разрешающий все споры мир.
В качестве перехода от переживания "времени" к опыту более высокого "знания" мы можем выполнить упражнение с "временем", в котором сделаем ударение на его коммуникативном аспекте, связывая звук с горловой сферой и расходом дыхания.Упражнение 24. Свадьба звука и дыхания
Сядьте спокойно и обратите внимание на звуки. Можно воспользоваться речью, музыкой или любыми возникающими звуками. Не попадайтесь в наименования и обозначения, которые несут звуки, не концентрируйтесь на качестве самих звуков. Это вырастает до обучения более глубокому видению всех взаимодействующих присутствий, вместо остановки на их поверхностном разделении. Чтобы помочь развиться этому инсайту, необходимо расширить "время" еще больше, а это можно осуществить путем более медленного и сбалансированного дыхания.
Важно подчеркнуть, что дыхание должно быть очень свободным и сбалансированным без какой бы то ни было напряженности или насилия. И внимание к дыханию не должно быть отдельным ментальным актом. Дайте дыханию и осознаванию стать одним и тем же. Позвольте своему дыханию стать таким спокойным и тихим, чтобы вы смогли пережить глубокую тишину и медитативное качество в своем горловом "центре". Пусть ваше осознавание будет чувствительным к внутреннему качеству и энергии самого дыхания. Тогда вы сможете обнаружить, что само дыхание обладает многими тонкими тонами.
Поскольку горло является "центром", соответствующим "овремениванию" (timing) и оценке "времени", попытайтесь интегрировать внимание к звукам с обостренным, но мягким вниманием к своему дыханию и горловому центру. Вместо того чтобы делать одно, а затем другое, попытайтесь "сочетать" два внимания так, чтобы они стали единым присутствием звука-горла-дыхания.
Благодаря уравновешенному вниманию и дыханию в горловом центре можно прийти к лучшей интеграции головы и туловища.
Если такое упражнение практиковать по 45 минут четыре раза в день, оно поможет в восприятии (правильном понимании) "времени", что в свою очередь позволит появиться более острой "способности познавания". Эта "способность познавания" сможет остаться свободной от заблуждений, которые несут значения и ссылки, и воспринять сияющую "незахваченную" энергию, доступную во всех звуках и проявлениях. Качество "незахваченности" указывает на то, что эта энергия никогда не была ни затемнена, ни заперта в любых скрытых центрах представлений, но изначально доступна, обеспечивая физическую жизненность и долговечность, так же, как и новую чувствительность ко "времени" и "знанию".
Реализация "близости" и взаимосвязи обычных вещей также может быть осуществлена значительно шире, чем это имело место в горном упражнении и упражнении объект-свечение.
Раскрывая себя "времени", мы даем свободно действовать
и говорить через нас. Наша речь и жесты становятся
полностью свободными (раскрепощенными) и спонтанными,
возникая из "времени", динамического центра нашего бытия.
Все, что мы есть и что мы делаем, становится прямым и
безупречным выражением внутренней структуры самого
"времени.ЗНАНИЕ
Возможность знания как доминирующей проницательности
Пространство, в котором мы живем, обеспечивает безграничные возможности. Мы способны на большее, чем только снимать крошечную комнату в Пространстве - Пространство дает возможность от крыться всему.
Время указывает на свободу. Нам не нужно просить Время об очередном дыхании, об еще одной игре, об одном последнем дне. Когда мы несколько лучше поймем Пространство и Время, тогда мы сможем увидеть, что все, что мы воспринимаем, все, что "есть", суть Знание.Знание - это цель или плод этого видения. Плод, который сам по себе вне пределов забот "получения", достижения или определения. Эта цель в действительности является скорее основанием пути к пониманию, чем только его особой конечной точкой.
Большое Знание - это непосредственное познавательное измерение всей реальности и опыта. Оно является взаимодействием между открытостью Пространства и проявляющимся творчеством Времени. Самый путь, которым Пространство и Время устанавливают расстояния, различий, ограниченные способности познавания и препятствия к знанию, оставляет все непосредственно "познаваемым". Таким образом, нам не нужно возвращаться к Большому Знанию медленным кружным путем обычных домогательств знания. Все есть прямо Пространство и Время, а Знание неотделимо от них. Во всех измерениях и для всех времен - через бесчисленные зоны - есть Пространство и Время. Большое Знание - это интерпретатор и демонстратор этого Пространства и Времени, но оно не ограничено событиями, которые мы выделяем как акты познавания. Знание является не чем-то, что знает что-то; оно - просто присутствие реальности как "познаваемости" (knowingness).
Секунда за секундой должна поддерживаться совершенная внимательность (познавательность). Нет пределов раскрытию и полноте свершения, которые могут последовать. Но нет и пределов дисгармонии и нарастающему краху в результате упорного нежелания следовать такой внимательности.
Осознавание как отражающая поверхность
Теперь более широко поработайте со всеми объектами перцепции и познания, составляющими ваш обычный опыт. Вместо манипулирования своим "умом" или познающей способностью так, чтобы хвататься за объекты и тем самым знать их, просто позвольте всем объектам "стать известными". Вначале это приводит к принятию более пассивной роли, чем обычно, и к передаче активной роли воспринимаемым объектам... они представляют себя вашему осознаванию. Это похоже на то, как если бы вы, субъект, стали нейтральной отражающей средой, подобно зеркалу или поверхности озера. Все приближающееся принимается и отражается без того, чтобы ваше осознавание что-то делало или как-то изменялось в результате своей отзывчивости.
После такой практики снимите акцент что способность знать - это ваша способность, то есть ограничена лишь вашей стороной субъектно-объектного взаимодействия.
Упражнение 30. Обращение субъекта-объекта
А. Рассмотрите весь свой субъектно-объектный ориентированный опыт. Внимательно пронаблюдайте за познающим субъектом и посмотрите на различие в качестве, отличающем его от познаваемого объекта. Отметьте то, как познавание направлено вовне и объекты "отдалены" от вас, "вне" вас.
После того как вы тщательно исследовали качества этой знакомой субъектно-объектной поляризации, постарайтесь обратить ее. Пусть полюс объекта "там" будет знающим, познающим вас здесь, как познаваемую вещь. Пусть таким образом все данные аспекты ситуации, какими бы незначительными, абстрактными или "метауровневыми" они ни казались, будут познающими.
Постарайтесь включить в эту практику инсайт "никакого промежуточного расстояния" упражнения "объект-свечение". Выполняйте это упражнение некоторое время. Вы можете практиковать его, куда бы вы ни шли и что бы ни случалось.
Б. После установившейся практики упражнения 30 А сделайте такое же "обращение", но со своими мыслями и своим переживанием (а не просто с содержанием или объектами переживания). Исследуйте все свое мышление, видение и познавание. Вместо вас, делающих их, пусть они делают вас. На более тонком уровне возьмите свой обычный опыт, где, как вам кажется, вы "делаете" мысли, "совершаете" познавание и т.д. и, не меняя этого качества, позвольте самим этим ситуациям также быть примерами "опыта, познающего вас".
В. В конце концов после серьезной работы с этими обращениями и тонкими сменами акцента отметьте, что вы сохраняли постоянную идентичность "меня здесь", индексируя мысли и т.д. вплоть до "я". Отпустите в ходе обращений этот образ себя, допущение, что это то же самое "вы", та же самая позиция.
Упражнение 32. Объединяющая ясность
А. Визуализируйте перед собой очень отчетливый свет, такой, как свет свечи, но добавьте к нему качество "познавания". Хотя и расположенный и сосредоточенный локально, этот "познающий" свет тонко интимно касается всего. Ничто нигде не может от него укрыться. Внимайте настолько, насколько это возможно, его лучистости и ясности. Затем введите другие такие же источники света вокруг него, пока у вас не сложится картина из пяти источников света, расположенных, как указано на рисунке.
Когда вы сможете удерживать эту визуализацию перед собой, добавьте "познающий" свет позади себя и постепенно доведите число источников до групп из пяти. Затем последовательно сделайте то же самое над собой, под собой и с обеих сторон от себя, все время оставаясь внимательным к их сияющей проникающей близости (интимности) со всем познаваемым.
Когда вы полностью окружены этими "познающими" источниками света, возьмите отдельный свет и рассматривайте его как центральную точку еще одной группы из пяти. Каждый свет в исходном положении из пяти должен сам стать пятью. Сделайте то же самое с каждым из последующих источников. И когда вы окажетесь способными поддерживать этот образ, превратите каждый из них (новых источников) в паттерн из пяти. В конце концов не останется ничего, кроме всепроникающего света.
Б. Выполняя упражнения Пространства и Времени, вы способны подойти к некоторому пониманию различных видов "пространства". Это "пространство" вовлекается во все ситуации; оно дает приют всем "вещам" и подрывает всякий смысл местоположения и направления. Когда вы добьетесь такой интуиции (инсайта), повторите упражнение 32 А, но безотносительно к вашему физическому расположению, направленности наружу и т.д. На этот раз позвольте каждому "свету" быть тоньше; пусть каждый из них возникает естественно из открытости "пространства". Этот "свет" - не воображаемая физическая яркость, а скорее, динамизм "времени" и проницательная ясность "познавательности". Снова продолжите визуализировать эти источники света, где под "визуализацией" больше подразумевается не "делание" или "навязывание", а скорее "высоко оценивающее постижение", пока не останется только один объединяющий алмазоподобный "свет".
В качестве последнего расширения этого упражнения, когда вы поняли вид "света", о котором идет речь, и "довели его" (давая возникать ему самостоятельно) до одного великого "света", используйте этот свет, чтобы "расширить" и охватить все так, чтобы не оставалось ни субъекта, ни объекта, ни физического, ни эмоционального аспекта. Не старайтесь расшириться наружу, хватаясь за "внешнего наблюдателя" - пользуйтесь только охватывающей средой самого "света".Комментарий 32
Эти упражнения помогают показать, что значит видеть все ситуации в основе своей как "познавание" без оправдывания любых обычных предпосылок касательно субъекта или объекта "низшего знания". Они также помогают задаче раскрытия малых отделенных областей, физических или эмоциональных, составляющих наш мир. Можно обнаружить, что такие области объединяются через Большое Время и Знание. Ясность Большого Знания - это нечто, к чему мы можем иметь отношение благодаря такому знакомству с Пространством и Временем; мы можем выслеживать ее, пока не найдем, чтобы обнять все существование в неразделенном виде.