Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы

Объявление

ДРУЗЬЯ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОЛИТИКИ, ОТ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, В РОССИИ, В БЕЛАРУСИ!!!
Обсудить политику и ситуацию в Украине вы можете на других форумах и в соц.сетях!

Обращаю ваше внимание, заголовки взяты с видеороликов. Это не мое мнение, это не мнение администрации форума!
Администрация форума не имеет никакого отношения к публикуемым, републикуемым сообщениям, видео, фотографиям, статьям, новостям.
Мнение участников форума принадлежит абсолютно участникам форума и администрация форума не несет ответственность за мнение участников форума.

Пожалуйста, имейте ввиду, мнение астрологов, предсказателей, тарологов, экстрасенсов является сугубо субъективным мнением.
Предсказания, пророчества, прогнозы о России, Украине, США, Беларуси, и вообще о войне и мире в Мире публикуются исключительно для доведения до вашего сведения данной информации, и для проверки вами лично всех этих предсказаний, пророчеств и прогнозов от экстрасенсов, магов, астрологов, тарологов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы » Ислам » Карен Армстронг. «Ислам: краткая история от начала до наших дней»


Карен Армстронг. «Ислам: краткая история от начала до наших дней»

Сообщений 31 страница 40 из 44

1

Книгу британского религиоведа Карен Армстронг можно рассматривать как дополнение к книге Алексея Журавского.
https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1003281957.jpg

Вероучительным проблемам в ней уделяется не так много места, зато история, как следует из названия, освещена хоть и кратко, зато в максимально широких хронологических рамках — от истоков до начала 2000-х годов. История для мусульман — сфера проявления Бога, поэтому призывы отделять религию от политики для них не релевантны. Справедливое общест­венное устройство — это не только политический, но и религиозный идеал. Политическая история равна истории религиозной — собственно, об этом книга. Современный ученый, пишущий об исламе, помимо просветительской цели, преследует этическую — разоблачение стереотипа «ислам — религия террористов». Армстронг предлагает посмотреть на проблему в комплексе, в том числе призывает Запад взять на себя часть ответственности за возникновение экстремистских форм ислама.

0

31

Династия Омейадов (661-750 гг)

      Когда в 661 г. последний праведный халиф Али был убит, государственную власть взял Муавия. Его сыновья, Иазид I (680-683) и Абд ал-Малик  (685-705)упрочили его порядки и подготовили халифат к дальнейшим завоеваниям.

     При Валиде I(705-715) полководец Гебель аль Тар переправился через пролив (названный в честь него Гиблартаром) и начал вторжение на Пиринейский п-ов. Это было в 711 г. В сражении под Хересом испанские вестготы потерпели поражение и уже к 714 г. большая часть их владений в Испании (в т.ч. Толедо, Севилья, Наварра и др.) были заняты арабами.
     Тогда же др. военачальник, Кутейба, вступив в сговор со знатью Ср. Азии, подчинил халифату Хорезм и Бухару, а в 715 г – Самарканд.

     Халиф Сулейман I (715-717) упрочил эти завоевания. В это же время эмир (т.е. наместник) Медины Омар перестроил скромную мечеть Пророка в роскошное здание (к работе были привлечены и византийские мастера) и так прославился, что был избран новым халифом под именем Омара II (он был правнуком Омара I).
     Омар II (717-720) правил недолго и прекратил экспансию, всецело посвятив себя делам благочестия и культуры. Предание рисует его идеальным правителем – единственным праведным халифом среди Омейядов. Поступающие в казну средства он тратил на прибавки к жалованию своих поданных, а сам вёл очень скромный образ жизни, соблюдая все предписания Корана и сунны. Хариджитов он призвал к соглашению, а христианских священников освободил от уплаты налогов. Поразительно благожелательно относясь к христианам, он перед смертью даже завещал похоронить себя в монастыре св. Симеона (Дайр Симан). Однако, его преемник –

     Иязид II (720-724) сразу столкнулся с истощением казны и мятежами в провинциях. Особенно опасными оказались восстания в Закавказье и в Средней Азии. Пора было «закручивать гайки». Поэтому

     Хашам (724-743) прошёл с огнём и мечом по Средней Азии, Армении и Азербайджану, окончательно подчинив Кавказ (включая Грузию). На Западе арабы вышли на просторы франкской Галлии. Однако победоносные походы не могли длиться бесконечно. И в 732 г. объединённые силы франков во главе с Карлом Мартеллом разбили арабов в битве при Пуатье, остановив их продвижение на север.

0

32

Возникновение теологии мусульманства.

     В это время зарождается мистико-аскетическое течение в исламе, известное, как суфизм (от слова «суф» - «шерсть», т.к. его последователи носили шерстяные одеяния отшельников, схожие с одеждами христианских монахов). Главным для суфиев было даже не столько само богословие, сколько мистическое единение с Аллахом. Основателем этого направления считается

     Хасан ал Басри (642-728)
     – он родился в Медине, но жил и умер в Басре. Группировавшийся вокруг него теологический кружок стал центром интеллектуальной жизни не только Басры, но и всего Омейядского государства (даже рационалисты мутазилиты числили его среди своих учителей). Прославился, как тонкий психолог, создатель целой науки о «сердцах и помыслах» (ал-кулуб ва-л-хавитир) и о человеческих намерениях (нийат). Поэтому человек несёт всю полноту ответственности за свои деяния. В частности, он свободен для отречения от житейской суеты ради созерцательного постижения Бога (тасаввув).
      Однако, слабым местом последующих суфиев было скатывание в мистический пантеизм.

0

33

Тогда же начинает складываться базовая теология мусульманства – исмаилизм, на которую оказали влияния, как персидские учения, так и неоплатоники, изгнанные из Византии имп. Юстинианом. Основной вопрос стоял о границах божественного предопределения. Виднейшим теологом-рационалистом этого времени стал 

     Васыл Ибн-Ата (700-748).
     Уроженец Ирака, знакомый с сирийской апофатикой, он убедительно показал, что единство и вечность Бога исключает множественность и, тем более, антропоморфность Его атрибутов, о которых аллегорически говорит Коран. О Боге, в сущности, можно утверждать лишь то, что Он существует. При этом справедливость Аллаха исключает предопределение людей на вечные муки. Поэтому человек должен обладать свободой воли. Ибо только в этом случае может идти речь об его ответственности за свои поступки.
     Однако слабым местом Ибн-Аты было положение о том, что Коран (как условная человеческая речь) не может быть совечен безусловному Аллаху, а сотворён во времени и передан через Мухаммада. Тем не менее, именно положение о сотворённости Корана было принято в качестве первоначального догмата мусульманства при халифе аль-Мамуне (813-833), а само это богословское направление дало начало влиятельной школе т.н. мутазилитов.

0

34

Династия Аббасидов (750-1258 гг)

     Аббасиды были прямыми потомками ал-Аббаса (+653 г) – второго (после Абу Талиба) дяди Мухаммада. Поначалу они не стремились к власти и были вполне лояльны к Омейадам, но в правление Омара II возглавили народную оппозицию. В год кончины 1-го мусульманского теолога-рационалиста Ибн-Аты (748) они подняли в Хорасане народное восстание. И 29 июня 749 г. при Нехавенде омейадские войска были разбиты. После этого произошла инсценировка поисков «угодного Аллаху» и, наконец, 28 ноября 749 г. истинный инициатор события явился себя миру. Им оказался –

     Абу-л-Аббас (750-754), пра-правнук дяди Мухаммада, который, прежде всего, приказал отравить своего брата Ибрахима, а затем учинил резню членов дома Омейадов. Спасся лишь внук халифа Хашима – Абдаррахман, который бежал на Пиренейский п-ов и в 756 г. основал там Кордовский эмират (I раздел Халифата).

     Ал-Мансур (754-775) прославился тем, что перенёс столицу из Дамаска (где было слишком много сторонников Омейадов) на реку Тигр. Там, недалеко от развалин древнего Вавилона и столицы Сасанидов Селевкии-Ктесифона он основал новый город Багдад. Он же впервые допустил к управлению не только арабскую, но и местную иракскую аристократию, что обусловило особую роскошь Багдатского периода.

     Ал-Махди (775-785) – сын предыдущего, унаследовал от отца не только Багдад, но и войну с Карлом Великим (778 г. – битва в Ронсенвальском ущелье, воспетая в «Песни о Роланде»). При нём произошло крупное восстание Муканны (776-783), который опирался на секту хуррамитов (дуализм тёмного и светлого начал, которое проявлялось в следовании социальной справедливости).

     Харун ар-Рашид (786-809) – сын предыдущего, прославился своей распущенностью и сластолюбием (при том, что нравы двора копировали пристрастия халифа). Очень скоро этот пресыщенный богач стал легендарной фигурой, героем сказок Шехерезады и др. Воевать он не умел и не любил, а карлу Великому в 801 г. прислал «позорное» посольство с предложением мира и дружбы.

     Аль-Мамун (813-833) – сын предыдущего, считал себя учёным:  создал в Багдаде «Дом мудрости» (Бейт ал-хикма) с обсерваторией и библиотекой. Именно он в 827 г. объявил каноническим государственным исповеданием учение рационалистов-мутазилитов о том, что Коран не вечен, а сотворён и т.д.

0

35

При «Доме мудрости» сложился целый круг интеллектуалов, который занимался научно-переводческой деятельностью и вдохновлялся изгнанными имп. Юстинианом греческими философами (нео-плптониками и парипатетиками). Возглавлял его любимец Аль-Мамуна сын йеменского эмира

     Абу-Юсуф Аль-Кинди (ок. 800-879), которого справедливо именуют основоположником арабоязычной философии. Он знал греческий язык, комментировал Аристотеля, Порфирия и др. В духе неоплатоников-апофатиков он подчёркивал абсолютность и непознаваемость Божественного Существа (Аллаха), Который создал мир «из ничего».
     В этом он был близок мутазилитам, которым так же покровительствовал брат и преемник аль-Мамуна халиф аль-Мутасим (833-842). Но, когда при халифе Мутавакиле (847-861) начались гонения на мутазилитов, они коснулись и аль-Кинди.

     Халиф Мутавакил (847-861), сын аль-Мутасима, ориентировался на школу правоверных традиционалистов, которые назывались мутакаллимы (от арабского калам – слово). Они были по-своему правы, напоминая, что Аллах неоднократно говорит о Коране:
     «Находится он у Нас в главной части Записи небесной» (43:3-4)
     «Хранится Коран в свитках, на небеса вознесённых» (80:13-14)
     «Коран преславный в Хранимой скрижали небесной…» (85:21) и т.д.
Эта «Хранимая скрижаль» (ал-Лаух ал-махфуза) – явный аналог предвечным логосам (Максима Исповедника и др.), согласно которым сотворён мир. Видимо, речь о них идёт уже в самых первых сурах:
     «Он – Тот, Который научил человека писать…» (96:4-5, т.е. знаковой системе),
     «Клянусь Я каламом и тем, что записано…» (68:1)
Впоследствии глава мутакаллимов
     аль-Ашари (873-935) уточнит это откровение в том смысле, что сущность Корана от вечности существует в уме Бога, а конкретная словесная форма была создана во времени. От аль-Ашри происходит направление ашаритов, которые стремились к синтезу теологии и философии. Например, учили, что абсолютное предопределение не мешает человеческой  воле быть субъективно свободной.

0

36

Продолжателем же рационалистической школы аль-Кинди стал крупный философ –

     Аль-Фараби (870-950) был тюркского происхождения (из нынешнего Казахстана), в Багдаде изучал науки под руководством христианских философов-перипатетиков, затем переселился в Дамаск и Алеппо. Здесь он, прежде всего, переосмыслил логическое наследие Аристотеля, а затем создал всеобъемлющую систему, за что  получил почётный титул «Второго учителя».
     Наиболее интересна его метафизика, в которой он различает два рода бытия:
      Глубинное самодостаточное бытие (не требующее для себя никакой причины) принадлежит только Богу (Аллаху), в Котором сущность совпадает с существованием.
     А прочие вещи могут, как существовать, так и не существовать, в зависимости от порождающей их причины.
     Т.о. Бог – это «Первый Сущий», сама сущность бытия, которая не требует никакого доказательства, а наоборот само служит доказательством всего. Личностные характеристики Первосущего минимальны: Бытие, воля, разум, всемогущество. Проблему возникновения мира и человека из Бога аль-Фараби решает с помощью неоплатоновской концепции эманации:
     Уже Первый разум раздвоен в силу того, что он познаёт Самого Себя. Эта акция порождает Второй разум. Аналогично протекает и дальнейший процесс эманации – появление небесных сфер (со своими душами) и последней подлунной сферы, порождающей Мировую душу и души отдельных людей. В таком эманационизме творение рассматривается, как вневременный процесс и выступает в виде своего рода неоплатоничесого эволюционизма.
     Однако «Второй учитель» отвергает, как предсуществование душ, так и их реинкарнацию. Душа зависит от тела, потому что не может осуществляться без опоры на чувства. А главные инструменты чувственного знания – восприятие и воображение. Разуму же же дана обобщающая способность на основе чувственных образов. Т.о. мистический элемент в доктрине аль-Фараби подчинён интеллектуальному элементу (ср. со св Фомой Аквинским).

0

37

Продолжателями же суфийской традиции стали:

     Ал-Мухасиби (781-857) багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма.
По характеру был бескомпромиссным аскетом (отказался от большого отцовского наследства только потому, что отец принадлежал к мутазилитам), жил затворником и умер в крайней нищете.
     Учил, что Бог есть любовь (махабба): Он Сам возлюбил свои творения и зажигает в их сердцах свет (нур) ответной любви. Однако, чтобы «возгореться» необходимо следовать Божественной воле, избегать мирской скверны и не искать удовлетворения (рида) и в чём, кроме Бога. Для этого следует тщательно контролировать все намерения (нийат) и движения души (хатарат), ибо они определяют наши поступки.
     Он был учителем целого поколения багдадских суфиев, среди которых – знаменитые ан-Нури (+907) и ал-Джунайд.

    Ал-Джунайд (+910 г)  основатель рационалистического суфизма – «учения о трезвости» (названного по его имени «джунайдийя»). По происхождению он был персом, а жизнь провёл в Багдаде, где учился у суфийского наставника ал-Мухасиби (781-857). Человек (как и всё сотворённое) имеет своё начало в Боге, и должен, в конечном счёте, вернуться к своему Первоисточнику, соединиться с Ним (джам), обретя первоначальное состояние. Это возможно в результате погружения в медитацию о единстве Божественного Бытия. Собственное бытие суфия при этом полностью исчезает, растворяется в Божестве – наступает состояние фана. Эти состояния преображают душу мистика, обновляет его и окружающий его мир.

     Ал-Халладж (858-922)
     Родился на юге Ирана, учился у известного суфия ат-Тастари, в 878 г. специально приехал в Багдад, чтобы встретиться с ал-Джунайдом, который был очень осторожен в своих высказываниях. В отличие от него Халладж выступил с открытой проповедью мистических истин на городских площадях.
     Учил, что в любви осуществляется соединение Бога и человека: Дух Божий (рух) нисходит в душу мистика, который при этом как бы обожествляется: все его слова и поступки определяются божественной волей. Бог свидетельствует о Себе через его сердце (сирр), так что мистик, не утрачивая своих личных качеств, становится живым свидетелем Бога, Его человеческой ипостасью в материальном мире. Концентрацией этого учения стала знаменитая фраза:
     - Я Бог (анна-л-Хакк).
     Разумеется, его обвинили в самообожествлении и подвергли преследованиям. Через три года ал-Халладж был арестован и заключён в Багдадскую тюрьму (913). Остаток жизни он провёл в заключении, но не смирился. Наоборот – пришёл к выводу, что истинная любовь к Богу требует от человека страданий и жертвы (от рук «своих»). Кораническим оправданием подобной позиции послужило «отступничество» Иблиса, отказавшегося поклониться человеку из любви к Богу и жестоко наказанного за свою верность (7:11-13).
     Его вызывающее поведение привело к возобновлению процесса и, не смотря на заступничество некоторых суфиев, ал-Халладж был казнён.

0

38

При Аббасидах завершилось создание Арабского халифата – крупнейшей после империи Александра Македонского восточной державы. Эпоха Аббасидов стала периодом расцвета мусульманской государственности и культуры.

     Важно отметить, что именно при Аббасидах приняли ислам предки татар, жившие тогда в Волжско-Камской Булгарии. С исламом они познакомились ещё в VIII веке, т.к. вели торговлю с купцами из арабского мира. Но официально принял ислам только хан Альмуш (886-929 гг), который обратился к Багдадскому халифу Муктадиру с простбой прислать учёных людей. Посольство из Багдада прибыло на Волгу весной и 15 мая 922 г. воздвигло ислам в качестве официальной религии булгар.
Как видим, Древняя Русь приняла ислам ещё при князе Игоре, т.е. на 66 лет раньше, чем приняла христианство (в 988 г).

0

39

Однако к Х веку Аббасиды утратили политическую власть над значительной частью своих владений (так испанская Андалусия стала центром самостоятельного эмирата, в Х  веке превратившегося в независимый халифат и т.п.).
     По мере ослабления династии вырождалась и философская культура, становясь всё более «светской» (исключение – Ибн-Араби, но он был «испанцем»).
     В борьбе с крестоносцами (с 1096 г) Аббасиды уже не играли организующей роли (Иерусалим был отвоёван уже султаном Салах ад-Дином в 1180 г).
     Окончательно халифат был уничтожен во время нашествия монголов (Чингиз-хана) в 1258 г.

0

40

Ослабление власти халифов в Х в. сопровождался усилением иранских и среднеазиатских эмиратов и султанатов. Одним из них стало государство Саманидов со столицей в Бухаре. Здесь в 980 г. родился знаменитый философ –

     Ибн-Сина (через передачу с фарси Авен-Сена латинизирован, как Авиценна +1037).
     Маленький Абу Али уже к 5-ти годам знал Коран наизусть, а затем овладел математикой, логикой и через неё вышел на «Метафизику» Аристотеля, который оказал на него определяющее влияние (через комментарии аль-Фараби). Он занимался в придворной библиотеке Саманидов, когда же династия их была свергнута тюрками, переехал в Хорезм, а затем – в Иранский султанат.
     Как философ, Ибн-Сина является, конечно, перипатетиком, но в своей метафизике, подобно аль-Фараби, использует эманационистскую концепцию неоплатонизма. Поэтому углубление знаний у него – особый путь к Богу. Ведь общие понятия – не просто человеческие обобщения, но признаки чистых форм (универсалий), которые и до конкретных вещей существуют в уме Бога.
     Существуют четыре рода бытия:
- Бог и чисто духовные существа.
- Небесные сферы и связанные с ними души.
- Общие свойства мира (субстанция, возможность, необходимость и т.п.).
- Конкретные материальные предметы.
     Как и у аль-Фараби, Божественное бытие совпадает с существованием, остальное же существует по воле Божией путём процесса эманации. Например, Бог присутствует (просвечивает) в мире, как свет.

0


Вы здесь » Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы » Ислам » Карен Армстронг. «Ислам: краткая история от начала до наших дней»