Династия Аббасидов (750-1258 гг)
Аббасиды были прямыми потомками ал-Аббаса (+653 г) – второго (после Абу Талиба) дяди Мухаммада. Поначалу они не стремились к власти и были вполне лояльны к Омейадам, но в правление Омара II возглавили народную оппозицию. В год кончины 1-го мусульманского теолога-рационалиста Ибн-Аты (748) они подняли в Хорасане народное восстание. И 29 июня 749 г. при Нехавенде омейадские войска были разбиты. После этого произошла инсценировка поисков «угодного Аллаху» и, наконец, 28 ноября 749 г. истинный инициатор события явился себя миру. Им оказался –
Абу-л-Аббас (750-754), пра-правнук дяди Мухаммада, который, прежде всего, приказал отравить своего брата Ибрахима, а затем учинил резню членов дома Омейадов. Спасся лишь внук халифа Хашима – Абдаррахман, который бежал на Пиренейский п-ов и в 756 г. основал там Кордовский эмират (I раздел Халифата).
Ал-Мансур (754-775) прославился тем, что перенёс столицу из Дамаска (где было слишком много сторонников Омейадов) на реку Тигр. Там, недалеко от развалин древнего Вавилона и столицы Сасанидов Селевкии-Ктесифона он основал новый город Багдад. Он же впервые допустил к управлению не только арабскую, но и местную иракскую аристократию, что обусловило особую роскошь Багдатского периода.
Ал-Махди (775-785) – сын предыдущего, унаследовал от отца не только Багдад, но и войну с Карлом Великим (778 г. – битва в Ронсенвальском ущелье, воспетая в «Песни о Роланде»). При нём произошло крупное восстание Муканны (776-783), который опирался на секту хуррамитов (дуализм тёмного и светлого начал, которое проявлялось в следовании социальной справедливости).
Харун ар-Рашид (786-809) – сын предыдущего, прославился своей распущенностью и сластолюбием (при том, что нравы двора копировали пристрастия халифа). Очень скоро этот пресыщенный богач стал легендарной фигурой, героем сказок Шехерезады и др. Воевать он не умел и не любил, а карлу Великому в 801 г. прислал «позорное» посольство с предложением мира и дружбы.
Аль-Мамун (813-833) – сын предыдущего, считал себя учёным: создал в Багдаде «Дом мудрости» (Бейт ал-хикма) с обсерваторией и библиотекой. Именно он в 827 г. объявил каноническим государственным исповеданием учение рационалистов-мутазилитов о том, что Коран не вечен, а сотворён и т.д.