В недельной главе «Ноах» рассказывается о потопе, погубившем все живое на земле.
За что человечество постигло такое наказание? И как изменилась жизнь на земле после потопа?
«И извратилась земля перед Б-гом, и наполнилась земля грабительством» (6:11). А выше сказано: «И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них. И увидели сыны судей дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жен, каких выбирали» (6:1—2). О чем говорит последовательность этих стихов? Сыновья высокопоставленных чиновников, пользуясь положением своих родителей в обществе, силой брали себе в жены помолвленных девушек и чужих жен — таким образом, слово «извратилась» в первой цитате указывает на распутство. Согласно толкованиям наших мудрецов, здесь идет речь также об идолопоклонстве.
В Талмуде (Санhедрин, 108а) сказано: «Поколение потопа возгордилось из-за того, что слишком хорошо им жилось». Сказано также: «Дома их безопасны от страха, и наказания Б-жьего нет на них… Поют под [звуки] бубна и струн… Проводят свой век в блаженстве» (Иов, 21).
Эти люди жили не зная, что такое голод, тяжелый труд, мучительные болезни, лагеря, тюрьмы… Плодородная земля была щедра к ним, и они, что называется, стали «с жиру беситься». Им было прекрасно известно, что Б-гу противно скотоложество, гомосексуализм, совращение замужних женщин. Но они рассуждали так: чем Он нас накажет? Не даст дождей? Так на нашу долю рек да родников хватит. И пустились в «эксперименты», спариваясь со всякими животными.
«И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти настал предо Мною, ибо наполнилась земля грабительством… и Я истребляю их с земли» (6:13).
Б-г велел Ноаху строить ковчег, и Ноах строил его 120 лет. Это продолжительное строительство было предупреждением человечеству. Ноаха спрашивают: Что это ты строишь? — И он объясняет: Люди испортились, грабят и распутничают. Если положение не улучшится, Б-г наведет потоп и все погибнут. — В ответ раздается смех: Ну да, еще чего! Мы уже сотни лет так живем, и никто нас не трогал. Но если и вправду начнется потоп, то мы разнесем твой ковчег вдребезги.
Мидраш Раба говорит, что Б-г щадил людей, пока они не легализовали гомосексуализм. Но когда люди стали поговаривать, что смешно, мол, молчать о том, что делается повсеместно, и легализовали извращение, — Б-г навел на них потоп. В Талмуде (Санhедрин, 108а) приводится и другая причина. Говорит р. Йоханан: «Посмотри, как велико [наказание за] грабеж, ибо поколение, жившее во время потопа, нарушило все [человеческие заповеди], но приговор был подписан, лишь когда они стали [усиленно] грабить: И сказал Б-г …ибо наполнилась земля грабительством… и Я истребляю их с земли».
Случается, что утрата самой ничтожной суммы подвергает опасности человеческую жизнь. Отец достал путевку в туберкулезный санаторий для больного ребенка, но в день отъезда у него обманом отняли небольшую сумму денег, и ему не хватило на билет, чтобы доехать до санатория!
Тора, сообщающая нам о потопе, дана в 2448 году от сотворения мира, спустя 792 года после него. Представьте себе, что нам сегодня сообщают о потопе, будто бы случившемся 800 лет назад. Вот бы шум поднялся! Опровержения так бы и посыпались…
Содержание Торы ни для кого из народов, существовавших во время ее дарования, не было тайной. И никто из них — ни египтяне, ни ассирийцы, ни вавилоняне и др. — не оспаривали достоверность этого события…
«И было: поклонялся он (Санхерив, царь Ашшура. — И.З.) в капище Нисроха божеству своему, и Адрамелех и Сарэцер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Арарат. И воцарился Эсар-Хадон, сын его, вместо него» (Йешаяhу, 37:38).
Какое отношение к нашей теме имеет этот эпизод? Талмуд (Санhедрин, 96а) рассказывает, что знаменитый ассирийский завоеватель Санхерив поклонялся бревну, отломанному от ковчега Ноаха. Его идол так и назывался — «Нисрох», от слова «несер» — «бревно».
Есть и другие интересные факты, связанные с кораблем Ноаха.
Халдейский астроном и историк Берусус (родился в 350-340 гг. до н.э.), известный своей точностью, рассказывает: «Говорят, что часть корабля Ноаха еще находится в Армении, и некоторые берут кусочки от него как амулеты».
У подножия Арарата стоит армянская деревушка Бейзит. Из поколения в поколение в деревне передаются рассказы о людях, видевших остов ковчега.
В 1892 году д-р Нури сообщил, что лично видел обломки ковчега, и об этом же рассказал русский летчик Руковицкий в 1916 году. Пролетая над Араратом, он ясно видел остов корабля. Очевидно, раз в несколько лет, во время оттепели, когда лед тает, его можно заметить. Снимки, сделанные летчиком, пропали во время революции. Более подробную информацию об этих и подобных им случаях желающие смогут найти в книге немецкого археолога-популяризатора Вернера Келлера «Танах как история».
В 1952 году французский ученый Фернанд Наварра поднялся на высоту 4200 метров и наткнулся на корабль длиной в 150 метров, находящийся подо льдом. (По Торе длина ковчега составляет 300 локтей, а локоть равен приблизительно полуметру.)
В 1969 году группа американских ученых, среди них — сотрудники Американского института исследований Арктики, в составе 25 человек отправилась на гору Арарат. Из экспедиции ученые вернулись с образцами древесины от найденных на горе бревен, которые и исследовали, чтобы установить их возраст. Они же беседовали с одним из старожилов тех мест, Геворгом Гагофяном, который рассказал, что, живя у подножия горы, видел в 1904 году выступающий из-подо льда корабль и даже пытался подняться к нему.
В 1972—73 годах это место посетил исследователь Джон Д. Моррис и выпустил книгу «Ковчег на горе Арарат». Проф. Клиффорд Бордик, советник по геологии горы Арарат от США и Турции, говорит, что вода поднималась выше горной вершины и тому есть доказательства.
Все эти сведения взяты из книги Авраhама Курмана «Творение и потоп».
Интересно отметить, что сюжет о потопе широко распространен в мировой культуре. У всех народов, даже у примитивных племен Америки, Австралии и Африки, не имевших связи с цивилизацией Азии и Европы, есть легенды о потопе. Очевидно, это предание получено ими от ушедших поколений.
Историк д-р А. Смит, специалист по изучению потопа, собрал библиотеку о потопе — 80 000 книг на 72 языках, и в 70 тысячах из них говорится об остатках ковчега Ноаха!
Ноах был праведником «в своем поколении». Несмотря на то, что все над ним смеялись, он шел своей дорогой. Мидраш Раба приводит предания о том, с какой любовью Ноах и его дети, особенно Шем, кормили животных, находившихся в Ковчеге. У них почти не оставалось времени для сна: ведь звери едят в разные часы, кто — днем, а кто — ночью. Для какой-то птички пришлось искать живых червячков среди запаса веток. Так благодаря Ноаху спаслись человечество (ибо все народы — потомки его сыновей) и животный мир.
«И благословил Б-г Ноаха и сынов его, и сказал им: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. И страх и трепет перед вами будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной, от всего ползающего по земле и до всех рыб морских, — в ваши руки они отданы. Все движущееся, что живо, вам будет в пищу; как зелень травяную даю вам все» (9:1—3).
До потопа люди не ели мяса. Б-г сказал Адаму и Хаве, что они должны питаться растительной пищей (см. 1:29). Теперь, после потопа, когда Ноах спас в ковчеге все живое, человеку было разрешено есть мясо.
«Только плоть при ее душе (пока в ней жизнь. — И.З.), кровь ее (что течет в теле. — И.З.) не ешьте» (9:4). Что это значит? Запрещено есть от живого — «эвер мин а-хай» (то, что отрезано от животного при жизни).
И далее сказано: «Но за вашу кровь с вашей души взыщу; со всякого животного взыщу за это. И от руки человека, от руки [пролившего кровь] брата взыщу за душу человека. Кто прольет кровь человеческую, [пусть] человеком пролита кровь его будет, ибо по образу Б-жию создал [Б-г] человека. А вы плодитесь и размножайтесь, распространяйтесь по земле и умножайтесь на ней» (9:5—7).
В человеке есть Б-жественная душа, искра от Б-га, поэтому пресечь его жизнь — смертный грех. Человек — не хозяин своей жизни. Только тот, кто дал душу, имеет право ее отнять. Как бы жутко и плохо ни жилось человеку, ему нельзя покончить с собой. «Пусть не заверяет тебя твой искуситель, что могила станет твоим убежищем, — ибо не по твоей воле ты был создан и не по твоей воле ты рожден, и не по твоей воле ты живешь, и не по твоей воле ты умираешь, и не по твоей воле тебе предстоит дать отчет перед Царем над царями, Святым, благословен Он» (Пиркей Авот, 4:29).
«За вашу кровь с вашей души взыщу»! Здесь четко сказано, что существует посмертное наказание, т.е. существует новое состояние человека, наступающее после физической смерти. Иначе говоря, есть мир душ, и в нем человек получает наказание и награду за свои поступки на этом свете. Если ты себя убил, Б-г с тебя взыщет, ты не уйдешь от наказания! «Со всякого животного взыщу» — с того, кто убил не своей рукой, а натравил собак, бросил на съедение львам. «Кто прольет кровь человеческую, [пусть] человеком пролита кровь его будет» — за сознательное, преднамеренное убийство надо карать только смертью.
«И не берите выкупа за душу убийцы, на котором вина смертная; ибо смерти должен быть предан… И не делайте грешной землю, на которой вы, ибо кровь делает грешной землю, а земле не будет искупления за кровь, пролитую на нее, разве только кровью пролившего ее. И не оскверняйте землю, на которой живете, среди которой Я пребываю; ибо Я, Г-сподь, пребываю среди сынов Израиля» (Бемидбар, 35:31, 33, 34).
Этими словами Б-г говорит евреям, что, войдя в страну, они должны особенно упорно бороться с кровопролитием и ни за какой выкуп на свете не заменять сознательному убийце смертный приговор, допустим, пожизненным заключением. Предание гласит, что первому человеку (Адаму) были даны шесть заповедей (пять запретов и одно предписание): запреты служить идолам, проклинать имя Всевышнего, проливать кровь человека (убивать), развратничать (сожительствовать с матерью, мачехой, чужой женой, сестрой от одной матери, с мужчиной, со скотом), воровать и грабить — и предписание организовать суды, которые будут за все это судить. Ноаху, поскольку ему было разрешено есть мясо, добавлена седьмая заповедь: не есть части от живого. Заповедь не проливать кровь подразумевает также — не проливать кровь человеческого зародыша, т.е. не делать абортов.
Это общечеловеческие обязанности, за нарушение которых Б-г в свое время покарал людей потопом и в разные времена — другими катастрофами. Семь заповедей Ноаха обязательны для всего человечества, но у еврейского народа — и об этом мы не раз будем еще говорить — заповедей много больше. У потомков Авраhама, Ицхака и Яакова, которых Б-г вывел из Египта и которые у горы Синай поклялись выполнить все, что Б-г скажет, вся жизнь идет по законам Торы, от утреннего пробуждения и до вечернего сна: тфилин, молитва, святость еды (кашерная пища), святость времени (суббота и праздники), святость семейных отношений, святость отношений между людьми (не сплетничать, не сквернословить, не оскорблять) и многое-многое еще. «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6).
по материалам сайта http://toldot.ru