ТВОРИТЕ И МЕНЯЙТЕСЬ - НИ ОДИН КОНТЕКСТ НЕ РАБОТАЕТ ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ.
Активное доверие
Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может быть закончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь — это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.
Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каждого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жизни. Расслабление — как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.
Рецептов нет. Если для вас, для достижения того, что вы хотите, сработает не какой-то принцип, а нарушение этого принципа — значит, вы смогли просто довериться, это против правил, но это работает.
Совершенства внутри жизни нет, но сама жизнь, сам поток в его бесконечности совершенен, потому что кроме него ничего нет. Если вы доверяете жизни, доверяете себе, своему телу, своим ощущениям, своим чувствам, людям вокруг вас, миру вокруг вас, вы становитесь едины с самим потоком жизни. И тогда рецепты просто не нужны.
когда Гаутама стал Пробужденным, Буддой, он «посмотрел на мир живой и неживой долгим и милосердным взглядом». Именно это состояние является для нас эквивалентом: «Есть активное доверие».
Что такое пятый принцип Свободного Дыхания? Это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях. Это когда человек говорит: «Да будет воля Твоя, а не моя». Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает свою индивидуальную волю, намерение, силу желания и нежелания потоку жизни.
Что подразумевает человек, когда говорит: «Я ему полностью доверяю»? Он, наверное, подразумевает полную безопасность в этой ситуации, возможность снятия контроля, ненужность и абсурдность дополнительного волевого усилия. Уже и верить не надо. ЕСТЬ ДОВЕРИЕ.
Безусловное принятие любого факта, события, действия, отношения: зла, добра, этичного, неэтичного, восхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты — всем и всему.
Активное доверие не означает слепоты, а предполагает понимание и принятие самого факта как части потока жизни. Жизнь как великая, Божественная Игра разворачивается в своей бесконечности, и любая попытка выйти из нее — только иллюзия. И выбор человека — либо предаться иллюзиям, либо довериться жизни.Ты всегда свободен и всегда имеешь право на выбор.
Можно следующим образом определить ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ: общая позитивная установка к процессу, к себе в процессе. Чувство гарантированной и осознаваемой безопасности, доверие является психологическим условием полного расслабления и обеспечивает успешность работы с другими элементами Свободного Дыхания.
Нет идеального рецепта Свободного Дыхания. Поэтому доверяйте тому, что процесс идет правильно. Доверяйте себе, , доверяйте самой жизни. Вместе с тем будьте активны в процессе: экспериментируйте со всеми элементами, особенно с дыханием, находите режимы работы, позволяющие добиваться сочетания легкости и эффективности.
Что можно предлагать дышащему в расширенном состоянии сознания:
• нет идеального способа пройти через процесс;
• все процессы отличаются друг от друга;
• нет правильных или неправильных способов пройти через процесс;
• постарайтесь дышать идеально;
• вы прекрасно работаете;
• да, вот так;
• я вижу, как вы стараетесь;
• нормально__________________________;
• не правда ли, это легко ?
• поэкспериментируйте с этим;
• вы можете доверять процессу;
• вы можете просто позволить своему дыханию вести вас;
• это отличается от того, чего вы ожидали, не правда ли?;
• идеально.
Упражнение
Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой уюта, благоговения, радостного предчувствия. Не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание воображаемым обстоятельствам. Представляйте себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас, в вашем окружении.
Сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас атмосферой. Повторяйте его до тех пор, пока ваша рука не будет пронизана атмосферой. Пусть это будет танец или играйте своим движением в атмосферу, не стесняйтесь чувствовать ее. Представляйте ее с возможной ясностью, когда она появится в вашем телесном окружении.
Уже 15 лет я занимаюсь расширенными состояниями сознания и интенсивными психотехнологиями, но все еще не встретил более гармоничную систему практической психологической работы с людьми.ТРЕНИРОВКА ОСОЗНАНИЯ
ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИМедитация — это тот уровень фокусировки осознания, когда существует единение ума и объекта. Любая медитация предполагает концентрацию внимания, его фиксацию на внутреннем или внешнем объекте. Есть два аспекта такой концентрации: отвлечение внимания от мешающих объектов и фокусирование этого обретенного внимания на одном объекте в данный момент.
Определенное развитие навыков самоуглубления является необходимой предпосылкой практики концентрации. Если все пять чувств активны, это может быть похоже на сидение за столом, на котором стоят пять телефонов и все непрерывно звонят. Внешние чувства приносят мысли, а они, в свою очередь, ведут к бесконечным потокам воспоминаний и размышлений.
Цели медитации могут быть очень разные. Но в психодуховном смысле мы их можем выделить три:
• развитие когнтитивной сферы и характера, приобретение таких положительных качеств, которыми вы желали бы обладать, сознательное отношение к этим качествам и к тому влиянию, которое они могли бы оказать на вашу жизнь;
• возвысить базовое состояние сознания, чтобы оно в нормальном состоянии тяготело к духовным и утонченным предметам, чтобы абстрактные мысли и сверхличные чувства в полной мере присутствовали в содержании вашего восприятия;
• фокусировка сознания на высших духовных ценностях и образах и удерживание связи с ними, привлечение их благословения.Медитация — это метод саморегуляции, основыванный на управлении вниманием и фокусировке осознания для изменения психических процессов.
один из основных элементов Свободного Дыхания — тотальное внимание.
В основе многих упражнений в йоге и дзен лежит концентрация внимания на каком-нибудь одном объекте или процессе. Это могут быть наблюдение за собственным дыханием, рассматривание различных воображаемых или реальных предметов, изображений, рисунков («янтры» в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний («мантры»)Процесс медитации включает три стадии:
• расслабление,
• сосредоточение,
• собственно медитативное состояние, глубина которого зависит от опыта занимающегося, некоторых психологических особенностей его личности и продолжительности сеанса.Рассмотрим названные стадии по порядку.
РасслаблениеУстранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является непременным условием начала медитации. Развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению, здесь действуют механизмы положительной обратной связи.
В любом случае голова, шея и туловище должны находиться на прямой линии. Можно заниматься медитацией и сидя в кресле или на стуле, туловище следует держать прямо.
В медитации есть идея срединности — соблюдения тонкого равновесия между расслаблением и бдительностью.
«вы расслабились? Если нет, то расслабьтесь по поводу самого расслабления».
Идея медитации — это срединность: будьте бдительны и одновременно расслаблены настолько, чтобы даже не удерживать саму идею расслабления.Сосредоточение
Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяемые им слова или сочетания звуков, геометрические фигуры, рисунки.Концентрация на выбранном объекте — непростое дело для начинающего: внимание неизбежно будет рассредоточиваться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь.
Важный принцип медитации — пассивность отношения, «пусть это произойдет само собой».
Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них. В древних правилах медитации сказано, что в начале мысли будут появляться одна сразу за другой, без перерыва, подобно горному водопаду, падающему с отвесной скалы. Постепенно, по мере того, как вы будете все лучше выполнять медитацию, мысли станут подобны воде, текущей по глубокому, узкому ущелью, затем — большой реке, медленно и извилисто текущей к морю, и, наконец, ум станет подобен спокойному и тихому океану, чья гладкая поверхность лишь иногда нарушается случайной рябью или волной.
Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному объекту.
Мы не умеем жить не думая. Что с этим делать при медитации? Я думаю, ничего. Просто оставьте ваш ум таким, какой он есть. Один мастер описал медитацию как «ум, подвешенный в пространстве, в нигде».
Собственно, в этом состоит главная характеристика самого человеческого сознания — оно может быть везде во времени и в пространстве. Одновременно мы его не можем локализовать нигде.
Поэтому старайтесь не навязывать уму ничего, не принуждать его. Когда вы медитируете, не должно быть никаких усилий управлять умом, никакого старания находиться в покое. Не будьте слишком серьезны, не ощущайте, что участвуете в каком-то особом ритуале; отпустите даже саму идею медитации. Позвольте своему телу быть таким, какое оно есть, а вашему дыханию — таким, каким оно окажется.
Будьте во время медитации еще больше и тотальнее — переживайте себя как небо, объемлющее всю Вселенную.
Вы должны понять, что сущность вашего сознания такова — пустота и всеобъемлемость, бесструктурность и возможность наполнения любой структурой: ощущением, восприятием, мыслью, чувством...Нужно понять, что ничто не может быть дальше и больше, чем ваше сознание и ваша сущность. Есть такая тибетская пословица:« Это слишком — требовать, чтобы мясо было без костей, а чай — без чаинок». Пока у вас есть ум, будут и мысли, и эмоции.
И если возникают и как бы отвлекают ощущения, образы, чувства, эмоции и мысли, позволяйте им возникать и исчезать, подобно волнам в океане. И что бы ни проявлялось в поле вашего сознания, дайте этому возникнуть и исчезнуть без какого-либо принуждения.
Не цепляйтесь за это, не подкрепляйте и не предавайтесь этому; не удерживайте это и не пытайтесь развить или найти в этом дополнительный смысл.
Не нужно ни следовать порождениям вашего сознания, ни призывать их: будьте подобны океану, взирающему на собственные волны, или небу, взирающему с высоты на облака, проходящие по нему.
Вы скоро обнаружите, что все приходящее в поле вашего сознания подобно ветру: все приходит и уходит — как между деревьев пролетает ветер, не застревая в ветвях и листьях.
Просто не надо ничему придавать особого значения, позвольте всему «протекать» через ваше сознание, сохраняя при этом состояние освобожденности и Равностности по отношению ко всему, что приходит в поле вашего осознания.
Вы думаете, что поток мыслей в вашем сознании непрерывен, но в действительности это не так.
Вы сами обнаружите, что между каждым феноменом есть промежуток — когда одна мысль уже стала прошлым, а следующая еще не возникла. Всегда есть промежуток, в котором открывается природа сознания.
Поэтому работа медитации заключается в том, чтобы позволять всему замедляться и делать этот промежуток все более и более заметным.«Войдите во внутреннюю тишину, туда, откуда вы на мир смотрите. И все, что приходит в поле вашего сознания, воспринимайте просто как объекты вашего восприятия.
Будьте просто наблюдателем. Посмотрите на мир глазами древнего старика, который сидит на завалинке солнечным утром и смотрит, как дети бегают и играют, полностью вовлеченные в свои потешные занятия, как взрослые идут на работу, наполненные заботой, как юные пары идут, обнявшись, наполненные страстью и желанием.
При этом ничто не шелохнется в чистом восприятии древнего старика — он видит игру, но не играет, смотрит на заботу, но не заботится, видит страсть, но не наполняется ею.
Просто смотрите, как происходит жизнь, как приходят в поле вашего сознания ощущения тела, эмоции, образы, мысли, но не будьте охвачены ими...»Собственно медитативное состояние
Во время медитации занимающийся порой испытывает сильные переживания, которые высвечивают его жизнь, заставляют взглянуть на нее по-новому, позволяют увидеть ее смысл, поставить перед собой новые цели и установить новые отношения не только с другими людьми, со своим окружением.