Вообще-то книги Лобсанг Рампы, коих довелось прочесть больше дюжины, относятся к разряду тех, выписок после которых не остается. (То же касается и книг Блаватской и Агни-йоги; что надеюсь, порадует тех, кто с нетерпением ждет окончания моей оказавшейся долгоиграющей затеи). Коль кто заметил, выписывается все больше то, что связано не с информацией, а с трансформацией. И еще - выписки в основном носят не информирующий, а мотивирующий характер. Мне не стыдно выписывать для себя (многократно, многоустно, многоавторски, по-разному высказанный, а потому обладающий новым импульсом) "ликбез". Напротив: вижу в нем фундамент, основу и попросту - основное.
Лобсанг Рампа - Мудрость древних
"Эта книга не просто давно ожидаемый читателями словарь эзотерических символов и понятий от А до Я, хотя она достаточно ценна уже и в этом качестве.
Здесь:
— дыхательные упражнения, которые сделают нас здоровее, улучшат зрение, научат согреваться при любом холоде по методу тибетских лам;
— раздел, посвященный камням, которые могут оказывать сильное влияние на жизнь каждого из нас;
— информация о том, как питаться полноценно и сбалансировано, чтобы поддерживать тело в состоянии, идеальном для возможности духовного совершенствования."
Полностью - тут:
http://yogalib.ru/rampa/1477-lobsang-ra … st-drevnih
ЛОБСАНГ РАМПА МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ
АБХИНИВЕША (Abhinivesha) — Это слово означает чувство собственности, связанное с привязанностью к земной жизни. Абхинивеша проявляется как зависимость от вещей и страх перед смертью, которая означает потерю всего, что человек накопил. Скупой любит свои деньги и боится смерти, потому что смерть отнимет их у него. Тем, кто страдает этим недугом, я скажу, что никому еще не удалось пронести хотя бы пенни в следующую жизнь!
АВАСТХА (Avastha) — Это одно из трех возможных состояний сознания:
1. Бодрствование, во время которого человек находится в теле и в той или иной мере осознает происходящее.
2. Сон со сновидениями, в котором фантазии разума смешиваются с реальностью, переживаемой в ходе неполноценного астрального путешествия.
3. Глубокий сон тела, при котором человек не видит сновидений, но способен осуществлять астральные путешествия.
АДЖАПА (Ajapa) —Это специальная мантра. На Востоке считают, что воздух выходит наружу со звуком «Ха!», а вдох сопровождается звуком
«Са!». «Ханса» — так звучит дыхание человека. Со звуком «Ха» воздух выходит наружу, «Н» служит связкой, а вдох сопровождается звуком «Са». Не подозревая об этом, мы издаем эти звуки 15 раз в минуту, или 21600 раз в сутки. Животные также имеют свой личный ритм дыхания: кошка делает 24 вдоха и выдоха в минуту, а черепаха — только 3.
Принято считать, что аджапа-мантра — это бессознательная или, скорее, подсознательная молитва, которая означает «Я есмь То».
АИ (Ai) — Кратчайший из всех известных способов выразить уважение ко всем людям независимо от расы и вероисповедания. Когда человек постигает всю глубину смысла аи, он не может уже долго оставаться в этом мире. Он становится слишком чист, чтобы находиться здесь.
АНАХАТА-ШАБДА (Anahata Shabda) —Это звук, который не может быть услышан обычным слухом. Однако на определенной стадии своего развития человек может воспринимать анахата-шабда во время медитации. Это, конечно же, и есть подлинное звучание мантры «Ом».
АННАМАЙЯКОША (Annamayakosha) — Это длинное слово обозначает тело — физическую оболочку, в которую заключен дух. Возвращаясь в свое физическое тело после пребывания в астральном мире, человек не использует для обозначения того холодного, липкого месива, в которое погружается, такие заумные понятия. Нет, ему приходят в голову гораздо худшие слова. Однако аннамайякоша — это традиционный термин.
АНТАХКАРАНА (Antahkarana) — Восточная философия, а также философия веданты используют это слово для обозначения разума, который контролирует
АПАРИГРАХА (Aparigraha) — Это пятое из воздержаний. Оно означает, что нужно придерживаться умеренности во всем — не быть слишком хорошим или слишком плохим. Следует быть уравновешенным и избегать крайностей.
АРХАТ (Arhat) —Так называют того, кто достиг совершенного понимания того, что находится за пределами жизни, а значит, отказался от
1) мыслей о том, что тело имеет значение;
2) неуверенности в отношении выбора правильного Пути;
3) зависимости от жестких правил;
4) симпатий, возникающих вследствие воспоминаний о предыдущих жизнях;
5) неприязни, возникающей вследствие воспоминаний о предыдущих жизнях.
АСАНА (Asana) — Это положение или сидячая поза, которую человек принимает при подготовке к медитации.
Великие мастера никогда не устанавливали четких правил по поводу того, как нужно сидеть. Они утверждали, что человеку должно быть удобно и легко. Однако в наши дни различные люди, ни в коей мере не являющиеся мастерами, стремятся создать сенсацию и улучшить свой имидж саморекламой, заставляя своих учеников принимать различные смехотворные и уродливые позы.
Сесть так, как тебе удобно, — это единственное, что ты должен сделать при подготовке к медитации. При этом любое положение, которое ты принимаешь, правильно. Не имеет значения, сидишь ли ты скрестив ноги, распрямив их или вытянув во всю длину. Тебе должно быть удобно — вот единственное требование, которое ты должен предъявлять к положению, в котором собираешься медитировать.
АСАТ (Asat) — Это все, что нереально, все, что иллюзорно. Другими словами, это наш нереальный мир, наши иллюзии. Единственный подлинный мир — это мир духовный. Противоположностью понятию асат является понятие cam, относящееся к реальным вещам.
АСМИТА (Asmita) — Это тщеславие, эгоизм и самодовольство, которые наблюдаются у духовно неразвитых людей. Когда человек совершенствуется, асмита исчезает.
АСТЕЙЯ (Asteya) —Это название третьего воздержания. Оно призывает никогда не воровать. Следуя этой заповеди, ты не должен стремиться ни в мыслях, ни в поступках завладеть чужой собственностью.
АХАМКАРА (Ahamkara) — Наш разум разделен на несколько частей. Ахамкара — это наш внутренний инспектор, получающий чувственные впечатления и классифицирующий их в связи с уже известными нам фактами, которые мы можем по желанию воспроизвести в памяти.
АЧАМАНА (Achamana) — Это ритуал, характерный для индуизма. В ходе этого ритуала верующий очищается, думая о чистых вещах. При этом он пьет воду маленькими глотками и, кроме того, разбрызгивает ее вокруг себя. В чем-то это похоже на христианскую церемонию кропления водой. После выполнения ритуала верующий уединяется в умиротворенном состоянии для погружения в медитацию.
БОГ (God) — В раджа-йоге нет представления о Боге. «Веды» и «Бхагавад-Гита» определенно утверждают, что йог, достигший освобождения от тела, обнаруживает себя Богом.
Для того, кому это интересно, скажу, что Бог у ведантистов называется Ишвара. Их учение гласит, что все человечество — это часть Бога, и существует четыре стадии приближения к нему:
1. Близость к Богу.
2. Понимание учения о Боге.
3. Общение с богоподобными сущностями.
4. Жизнь с Богом.
БОДХИ (Bodhi) — Это буддийское слово, обозначающее ясное понимание того, что находится за пределами этой жизни. Это совершенное знание, подлинное понимание того, что во плоти мы представляем собой лишь плод воображения нашего «я», возникающий в ходе накопления им жизненного опыта.
БОЖЕСТВЕННОСТЬ (Divinity) — Это одно из первых слов санскрита, возвращающее нас к самым ранним дням человечества. Оно значит «сиять». «Сияющим» часто называют дэву, или богоподобное существо.
В связи с этим, возможно, будет интересно вспомнить, что, когда Моисей спускался с горы, его лицо сияло, и он должен был набросить покрывало, чтобы скрыть это сияние от постороннего взгляда.
БРАХМА (Brahma) —Брахма — это состояние, в котором познается источник перемен. Таким источником оказывается перевоплощающийся разум, который придает форму настоящему и будущему. Этот разум постоянно «расширяется», отражая общую тенденцию развития жизненного опыта всех живых существ.
БРАХМАЛОКА (Brahmaloka) —Это такой уровень бытия, на котором те, кто преуспел в течение земной жизни, могут соединиться с другими существами, находящимися на более высокой ступени развития. На уровне брахмалока практикующий живет в божественном обществе и готовится к следующим перевоплощениям.
Фактически это ступень, на которой практикующий попадает в Чертог Воспоминаний, где обращается к «Хроникам Акаши» и узнает все, что ему нужно совершить в следующей жизни.
Таким образом, тот, кто способен заглянуть в эту сокровищницу жизненного опыта, может спланировать свое следующее воплощение так, чтобы исправить предыдущие ошибки и сделать следующий шаг в преодолении своей кармы.
ВАЙДХИ-БХАКТИ (Vaidhi Bhakti) —Так называется поклонение Богу, особенно когда соблюдается много ритуалов и церемоний. Эти ритуалы очень часто приводят к гипнотическому состоянию.
ВАСАНЫ (Vasanas) —Это привычки или склонности. Например, человек курит. Чем больше он это делает, тем сильнее привязывается к куре¬нию. В конце концов он становится заядлым курильщиком. Подобно тому как должно быть преодолено желание курить сигареты, должны быть преодолены и другие вредные привычки, которые привязывают человека к Земле, не только когда он во плоти, но и когда путешествует в астральном мире.
Часто васанами называют желания, однако это неправильный подход. Васаны лишь заставляют человека думать, что у него есть определенные желания, тогда как это просто привычки, которые могут быть преодолены.
ВИДЕХАМУКТИ (Videhamukti) — Это понятие относится к состоянию, пребывая в котором можно добиться освобождения и выйти из тела. Находясь вне тела, можно передвигаться куда угодно со скоростью мысли, но всегда следует помнить, что пребывание в теле дает возможность переживать то, что не доступно за его пределами. Мы приходим на Землю и на другие планеты для того, чтобы воплотиться, попасть в тело, обладающее плотью. При этом мы «получаем уроки», которые не могут быть постигнуты в астральных мирах.
ВИКАЛЬПА (Vikalpa) — Это один из пяти видов идей, которые существуют в нижнем уме. Викальпа — это форма воображения. Нечто может существовать у нас «в уме», оно может казаться очень реальным для нас. Это и есть викальпа.
ВИПАРЬЯ (Viparyayas) — Это мысли, которые приходят в голову и тут же распознаются как ложная информация, исходящая из подсознания. В качестве иллюстрации можно рассмотреть следующий пример. Предположим, что поступает сообщение о том, что улицы Лондона вымощены золотом. Такое сообщение немедленно распознается как ложная информация.
ВИРAT (Virat) — Это Many, который несет ответственность за всю Вселенную. Земной человек может назвать его «Богом», но это не так, потому что Бог является иной сущностью. Вират — это Дух Вселенной.
ВРИТТИ (Vritti) — Это мыслительная волна в уме, которая кружит и кружит вокруг чего-то, подобно водовороту. Вритти приводит человека в состояние смущения, которое длится до тех пор, пока он не предпримет каких-либо мер. Это не прямая мысль, которая приходит и уходит. Напротив, эта мысль упорно продолжает существовать, пока не будут выполнены определенные действия.
ДАМА (Dama) — Это слово связано с успокоением десяти органов чувств и действий. Очевидно, что, не успокоив эти органы восприятия, невозможно правильно практиковать медитацию или созерцание. Достижение дама есть одно из шести достижений.
ДИКША (Diksha) — Это акт инициации ученика в духовную жизнь, проводимый Учителем, или Гуру.
ДХАУТИ (Dhauti) — Это слово означает очищение.
КУТХАСТХА (Kuthastha) —Это наше подлинное Я, Высшее Я, та часть каждого из нас, которая находится за пределами видимой панорамы феноменов.
Можешь считать, что кутхастха — это тот, кто стоит выше всех и взирает вниз на наши поступки. Эта сущность чем-то напоминает ангела-хранителя, который всегда наблюдает за тем, что ты делаешь.
Кутхастха всегда находится вне сферы действия всех иллюзий и поэтому не может быть обманут или введен в заблуждение. Это цель духовного пути.
МАУНА (Маипа) — Это слово означает молчание и неразглашение.
МИТЬЯ (Mitya) —это ложное понимание вещей, которое следует преодолеть, прежде чем человек сможет скинуть с себя бремя плоти, избавиться от иллюзии этого мира и постигнуть Высшее Я.
Митъя — это то, что лучше всего оставить позади, ведь до тех пор, пока человек не проснется и не осознает свое реальное положение, он просто бессмысленно теряет время, воплощаясь на Земле снова и снова.
Когда мы молимся, наш хозяин, Высшее Я, получает сообщения. Если теперь он сочтет, что предмет наших молитв важен для нас, он вполне может посодействовать осуществлению наших упований.
МОХА (Moha) — Это состояние неведения, глупости и смущенности. Оно связано с недостатком понимания относительно того, что может и что не может быть сделано. Моха приводит к страданию и печали. Преодолевая моху, человек избавляется и от митъи, и лишь тогда он может достичь состояния мокши.
МУМУКШУТВА (Mumukshutva) — Это очень сильное желание освободиться от бремени плоти. Мумукшутва также представляет собой желание выйти из колеса перевоплощений и вернуться домой .
НАДАС (Nadas) — — это особая форма звука, доступная внутреннему слуху, это звук, который можно услышать без помощи ушей. Другими словами, это голос совести, голос внутреннего Бога, Высшего Я, которое взывает к тебе. Он подсказывает тебе, как следует поступать, и — что, пожалуй, даже более важно — как не следует.
Внутренний голос говорит нам: «Будьте спокойны и знайте, что Я — внутри». Я — или Тот, Который знает, — это и есть Надас.
ПАРАМАТМА (Paramatma) — Это еще одно слово с префиксом пара. В данном случае речь идет о Высшем Я, или Высшей Атме, которая выходит далеко за пределы плоти. Это наше Высшее Я управляет телами всех живых существ на Земле и на других планетах.
ПРЕПЯТСТВИЯ (Obstacles)
Таким образом, главным препятствием в данном случае является инфантильность, леность и склонность находить оправдания своим неудачам во внушаемых себе болезнях. Любые подобные объяснения не слишком хорошо подходят для этого мира, не говоря уже о том, что они совсем неуместны и в потустороннем мире. Еще одним препятствием является глупость — ментальная заторможенность и нежелание прилагать усилия. Люди идут по пути наименьшего сопротивления; им не хватает смелости открыто посмотреть на реальное положение вещей и увидеть, какими кретинами они в действительности являются.
Привычка — очень важная сторона жизни. Хорошие привычки помогают человеку, а плохие затрудняют его развитие.
Вместо того чтобы пытаться уничтожить все привычки, замени плохие хорошими.
САМАТВА (Samatwa) — Это спокойствие темперамента, ясность ума и полное отсутствие раздражения, недоброжелательности или беспокойства. В состоянии саматва человек способен беспристрастно относиться к происходящему.
СВАХА (Svaha) — Это мантра, произносимая после молитвы или во время религиозного ритуала. Она означает то же самое, что и «Аминь». Другими словами, ее смысл можно выразить словами: «Да будет так!»
СПХОТА (Sphota) — Это то, что, подобно какой-то мысли или особому звуку (такому, как «Ом»), открывает ум реальности так, как в полдень цветок открывается солнечному свету. Спхота выводит ум на высокий уровень восприятия, дарует нам просветление. Это объект наших устремлений до тех пор, пока мы находимся на Земле.
ТАЙЦЗИ (Таг Chi) — Мудрецы Китая употребляли слово тайцзи для обозначения того, к чему мы возвращаемся, покинув этот мир. Это предел или конец всего воплощенного. Это воссоединение с Богом. Состояние человека, достигающего тайцзи, можно сравнить лишь с блаженством.
ТАРА (Тага) — В метафизическом мире Тара означает «Спаситель», но в данном случае спасителем является Божественная Мать, Супруга Шивы.
ТАРАКА (Taraka) — В действительности это центр, находящийся между бровями. При правильной медитации обучающийся получает возможность увидеть или почувствовать свет в этой точке.
УПАДАНА (Upadana) — Это материал, из которого создано все существующее.
УПАДХИ (Upadhi) — Это неведение, которое Бог посылает на человека во плоти.
УПАРАТИ (Uparati) — Это то, к чему мы все должны стремиться. Это конец всех личных желаний.
ФО-ЧАО (Fo Chiao) —— это китайское название буддизма.
ФО-ШУЭ (Fo Hsueh) — Это слово означает такое изучение буддизма, которое рассматривает его не как религию, а как философию или жизненный путь.
Это также обусловлено китайской концепцией трактовки буддизма.
ХАРИ (Hari) — Иногда этим именем называют Вишну, однако на самом деле хари означает «убирать». изначально предполагалось, что Вишну своей любовью и мудростью помогает избавляться от грехов и невезения.
ХАРИ БОЛ (Hari Bol) — Это значит: «Произноси имя Господне, и ты очистишься и смоешь с себя грехи».
ХАРИ ОМ (Hari От) — Здесь Хари означает «священный» и относится к слогу Ом, хотя точнее будет сказать, что речь идет не об одном слоге, а о многих.
Повторяя наедине «Хари Ом, Хари Ом, Хари Ом», можно, конечно, усилить свои вибрации, воодушевиться и тем самым приблизиться к своему Богу.
ЧАЙТАНЬЯ (Chaitanya) — Это состояние, возникающее сразу же после пробуждения сознания, когда практикующий понял главное и готов совершенствоваться дальше, направляя свои усилия на то, чтобы оставить позади каузальное тело.
ШЕЯ (Neck) — Шея представляет собой узкий участок тела, соединяющий голову и мозг со всем остальным организмом. Если с шеей что-то не в порядке, нельзя ожидать, что сообщения из мозга будут нормально доходить до соответствующих энергетических центров. К тому же, если у тебя в шее артерии передавлены, тогда ты не можешь ожидать, что мозг получит достаточное количество питающей его крови. Если же ты передавишь нервы, проходящие через шею, сигналы от органов чувств будут приходить в мозг с задержкой или вообще затеряются по пути.
Поэтому представляется нелишним изложить здесь несколько простых упражнений, которые выполняются с определенной целью: освободить закрепощенные нервы и артерии. Их, конечно, не следует путать с асанами хатха-йоги или какими-то оккультными действиями, потому что в них нет ничего таинственного — они просто улучшают самочувствие.
Вот как их выполнять. Устройся как можно удобнее на кухонном стуле. Стул должен быть твердым и со спинкой. Кресло для этой цели не подходит.
Сядь ровно, положив руки на колени. В течение нескольких секунд держи голову вертикально, а затем медленно поверни ее влево до тех пор, пока это возможно. В конце движения сделай усилие и поверни ее еще чуть-чуть. Тебе это удастся, потому что в действительности она может поворачиваться больше, чем ты думаешь. Затем медленно верни голову в прежнее положение так, чтобы снова смотреть прямо перед собой. Сделай паузу на несколько секунд, а затем поверни голову вправо. Как и раньше, поверни ее немножко больше, чем тебе кажется возможным.
Проделай это так, чтобы ты практически почувствовал, как ржавчина осыпается с твоих костей, как скрипят и щелкают шейные позвонки. Повтори это упражнение несколько раз, а затем сядь снова ровно — можешь ли ты сидеть как-то по-другому после такой прекрасной разминки! — и сделай несколько глубоких вдохов. Это должны быть по-настоящему глубокие вдохи с задержкой дыхания на промежуток около десяти секунд.
Подышав так в течение минуты, наклони голову влево как можно сильнее и постарайся коснуться ухом левого плеча. Когда это произойдет, постарайся прижать ухо к плечу как можно сильнее. Задержи голову в этом положении на секунду, а затем верни ее в исходное положение. Через секунду или около того сделай то же самое в другую сторону. Постарайся сделать так, чтобы голова опускалась каждый раз немножко ниже, чем тебе казалось возможным. Во всех паузах между движениями делай глубокие вдохи и выдохи.
И теперь еще один шаг, но сначала глубоко вдохни и выдохни весь воздух до конца. Снова глубоко вдохни и дай возможность голове опуститься как можно ниже, так чтобы она почти касалась подбородком груди. Затем опусти ее еще ниже — от этого шея может даже затрещать. Дай возможность голове вернуться в исходное положение и оставь ее так на некоторое время, а потом, после нескольких глубоких вдохов, наклони ее как можно дальше назад.
Для того чтобы не причинить себе никакого вреда, все эти движения не следует выполнять слишком быстро. После некоторой практики ты сможешь делать их все быстрее и быстрее.
После окончания этой серии упражнений сядь и подними руки так, чтобы они коснулись затылка. Теперь помассируй шею большими пальцами. Ты заметишь, что это помогает улучшать самочувствие и сосредоточиваться.
ШИН (Hsin) — Это китайское слово означает «добрая вера».
ШРИМАТИ (Sritnati) — Так в Индии обращаются в женщинам.
Ю-ВУ (Yu Wu) — Это состояние бытия и не-бытия. Ю-ву — это состояние бытия в мире и одновременно состояние пребывания вне этого мира.