Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме - религиозные форумы

Объявление

ДРУЗЬЯ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОЛИТИКИ, ОТ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ! Я ВАС ОЧЕНЬ ПРОШУ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ОБСУЖДЕНИЯ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ, В РОССИИ, В БЕЛАРУСИ!!!
Обсудить политику и ситуацию в Украине вы можете на других форумах и в соц.сетях!

Обращаю ваше внимание, заголовки взяты с видеороликов. Это не мое мнение, это не мнение администрации форума!
Администрация форума не имеет никакого отношения к публикуемым, републикуемым сообщениям, видео, фотографиям, статьям, новостям.
Мнение участников форума принадлежит абсолютно участникам форума и администрация форума не несет ответственность за мнение участников форума.

Пожалуйста, имейте ввиду, мнение астрологов, предсказателей, тарологов, экстрасенсов является сугубо субъективным мнением.
Предсказания, пророчества, прогнозы о России, Украине, США, Беларуси, и вообще о войне и мире в Мире публикуются исключительно для доведения до вашего сведения данной информации, и для проверки вами лично всех этих предсказаний, пророчеств и прогнозов от экстрасенсов, магов, астрологов, тарологов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



19. Миры Гурджиева (Вокруг Гурджиева)

Сообщений 21 страница 30 из 103

21

Соня написал(а):

В ветке отсутствуют выписки из основных трех работ Гурджиева, равно как и из главных книг П.Д. Успенского.
Все это было читано в юные годы в бумажном виде, когда мысль о таких дайджестах была технически нелепа.

0

22

Соня написал(а):

Вы странно воспринимаете слово "должны".

Мне кажется, что сейчас вообще не странно. Или ещё поднажать?
Да, да ...на

И шо так засуетились?
Вес мир - для вас.
Или я зря это говорил?

И, конечно, розы в стhttps://forumupload.ru/uploads/0000/0c/61/566/t144007.jpg
удию.

0

23

Слава написал(а):

сейчас вообще не странно

это добрый совет предположительно достаточно опытного человека.

0

24

Сознание

Интересно подумать о том, куда вы деваетесь, когда не помните себя. Вы тихо исчезаете, обкрадываемые вором воображения.
Природа не поощряет нашу цель пробудиться, она приготовила для нас множество заманчивых, но пустых отвлечений.
Пробуждение - это простая вещь. Разделенное внимание - это одновременное осознавание себя и того, на что вы смотрите.
Это то состояние, которого мы ищем день за днем. Путь к бытию извилистый, не прямой. Мишель Монтень говорил, что мы подобны пьяному, который бредет, шатаясь, к своей цели.
Есть много светильников, ведущих нас по нашему мучительному пути, но лишь немногие желают, чтобы свет проник в их тьму.
Усилия делать необходимо, и попытки присутствовать приближают нас к третьему состоянию сознания. попытки присутствовать выталкивают нас в настоящее. Влияние “С» держит волшебную палочку в одной руке и дубину в другой, и мы чувствуем и то, и другое, в течение всего периода нашего созревания.
Третье состояние - наша истинная индивидуальность. Высшие центры всегда рядом.

Каковы характеристики третьего состояния сознания?
Третье состояние некомфортабельно, но оно приносит удовлетворение. Когда третье состояние начинает проявляться, примите его. Нет ничего более изящного и благородного, что вы могли бы принять, чем ваше Истинное "Я".
Рабочие “я”, советующие вам помнить себя, всё ещё не ваше Истинное “Я”, которое помнит себя. Бесценное рабочее “я” - “Будь здесь и сейчас” - ещё не состояние присутствия, хотя оно определенно ближе к вашему Истинному “Я”.
И помните: мы искали и нашли чудесное.
Пробуждение значительно больше, чем вы можете себе вообразить, потому что это не воображение, это реальность.
Если вы пробуждены - вы можете любить; если вы пребываете во сне, вы любить не способны.

Как увеличить наше желание пробудиться?
Через понимание того, что пробуждение - осуществимая идея. И помните: сон делает всё хуже, самовоспоминание делает всё лучше.
Вы должны помнить, что сознание - это не умственная деятельность.
По мере того, как вы пытаетесь вспоминать себя, вы накапливаете определенные вещества, которые вы можете использовать для дальнейшего пробуждения.
Интенсивность и продолжительность вашей работы определяет уровень вашего развития. Когда вы пытаетесь вспоминать себя, и через час пробуждаетесь и обнаруживаете, что были во власти ваших механических "я" - у вас есть наблюдающее "я".
Пробуждение требует гораздо больше терпения, чем вы можете себе представить. Но у нас нет выбора - разве у узника есть выбор?
Не принимайте ничего всерьез, кроме вашей цели пробудиться; не  отвлекайтесь ни на что, кроме настоящего.

Упражнения на смотрение и слушание - лучшие способы помочь вашему пробуждению.
Вы должны полностью посвятить себя пробуждению. Трудно жить с этой решимостью, но без нее - невозможно.
Самовоспоминание - сознание - вот скрытый смысл Луча Творения, и смысл нашего существования. Сознательные существа должны быть созданы для того, чтобы Луч Творения рос: Абсолюту нужна помощь.
Для того, чтобы пробудиться, водород 12 должен циркулировать внутри вашей машины, поскольку он является сознательным материалом и поставляет вещество для сознания, памяти и воли. Это - электронный водород, и его тяжело выносить.
Кристаллизация начинается с процессом самовоспоминания, который изменяет нашу внутреннюю химию.

Самовоспоминание активизирует эмоциональную и интеллектуальную части центров, и устанавливает связь между центрами и шишковидной железой. Если вам суждено кристаллизоваться в этой жизни, то это произойдет, по моему опыту, в течение десяти лет.
Сознание имеет разные уровни, и один из этих уровней - его постоянство. Если вы действительно вспоминаете себя, вы сознательны, хотя ясность вашего присутствия может быть разной.
Какая это тайна - существование!

Свернутый текст

Высшие центры

Присутствие Высших центров является наградой, достаточной самой по себе, так как они существуют в вечном Сейчас.
Систему возможно понять - и вынести - только из Высших центров.
Самовоспоминание делает вас творением другого порядка.
Высшие центры начинают очень скромно. Когда мы впервые испытываем их, что может длиться всего пять секунд, простое присутствие без слов исходит от наших машин.
Высшие центры могут проявиться, только если вы забудете о себе. Ваша жизнь станет интереснее настолько, что вы уже не станете говорить о себе или думать о себе.

Пробуждение - процесс математический, и его результаты пропорциональны вашим усилиям. Те, кто вступил на Путь, оказываются вовлечены в долгую и упорную борьбу за свое Истинное "Я". Требуется десять - пятнадцать лет, чтобы стать по-настоящему хорошим художником; сколько же лет требуется, чтобы создать свое Истинное "Я"? Множество "я" порой напоминает волны океана, которые вновь и вновь бьются о нас.

Давление и только давление способно вызвать к жизни ваши скрытые Высшие центры.
необходимо быть четвертым измерением, чтобы понять четвертое измерение.

Как можно научиться выносить высокие водороды?
Высокие водороды являются синонимом вашего Истинного "Я" или Высших центров. Чтобы поддерживать Высшие центры, надо быть в состоянии контролировать ложь четырёх низших центров.
Каждый из четырех низших центров старается занять ведущее место, мешая проявлению Высших центров. Более того, каждый из низших центров обладает своей собственной индивидуальностью, которая ничтожно мала по сравнению с вашим Истинным "Я".
У нас есть воображаемая картина о том, что мы из себя представляем, которая очень далека от реальности. Мы можем увидеть наш уровень бытия, наблюдая уровень отождествления, который сводит нас на нет. Попытка противостоять мелким предметам отождествления составляет нашу реальную внутреннюю жизнь.

Самовоспоминание живет дольше, чем галактики и звезды.
Водороды 6 и 12 - всё это учебные названия для вашей эмбриональной души. Каждый раз, когда мы испытываем шок, мы производим микроскопическое количество неисчезающей божественной субстанции. Аполлон, правящий четырьмя лошадьми своей колесницы, эзотерически соответствует Миру 6, контролирующему четыре низших центра.
водород 48 подобен чистому листу бумаги. Когда мы смотрим на него, ничего не происходит: он нейтрален. Самовоспоминание представляет собой водород 12 или 6, и оно не нейтрально. Водород 24 - это сущность во всей её привлекательности.

Если в течение дня вы помните себя секунду, или две секунды, или минуту, или столько, сколько можете, вы проникаете в бесконечность. Будьте благодарны за эти мгновения, вместо того, чтобы быть негативными из-за своей неспособности присутствовать чаще. Из всего этого только эти секунды идут в счет: они неразрушимы, они навеки ваши, они - вы.
Вы должны быть терпеливы и позволить времени уровнять ваше бытие с вашим знанием. Пребывание в настоящем работает со скоростью света, и ничто не сравнится с вашим собственным внутренним светом.

Какова связь между надежностью человека номер четыре и сознательной любовью?
Быть надежным значит не отклоняться от цели, которую дает вам жизнь - пробудиться. Помните, что слово "любовь" (love), прочитанное наоборот, означает "развиваться" (evolve).
Для того, чтобы произвести Высшие центры, необходимы органы чувств. Созерцание природы или слушание музыки может вызвать Высшие центры.
Каждое мгновение, когда вам удаётся присутствовать, добавляется к вашей бессмертной душе; все начинается с присутствия. Без самовоспоминания вы подчиняетесь закону случайности. мы учимся использовать негативные мысли, трансформируя их. Настоящее - это единственное, что у нас есть, и оно навеки наше.
Высшие центры означают любовь, волю и сознание - одного не может быть без двух других.

Самовоспоминание создает Высшие центры, которые не знают времени. Когда Высшие центры функционируют, время перестаёт существовать.
Высшие центры наблюдают мир как он есть, вне шаблонов мышления. Те моменты, в которые вы переживали Высшие центры, вечны и нерушимы. Попытайтесь понять величие этой идеи - это значит, что вы можете быть бессмертными, потому что для восходящей души не существует завершений.
Душа больше того, что она видит. Чтобы видеть целое, вы должны быть целым, так как в этом случае должны функционировать Высшие центры.
Бессмертие доступно для нас. Книги просвещают нас, но только самовоспоминание делает нас бессмертными.

Вспоминание себя в течение трех секунд или более увеличивает наше астральное тело, нашу душу.
Трансформация гусеницы в бабочку - это поэзия богов. Влияние “C” настойчиво добивается от нас создания астральных тел.
Это - не фантазия, это - реальность.
. Не важно, понимаете вы это или нет, потому что самовоспоминание - всегда правильное действие.
Красота питает наше астральное тело. Фридрих Шиллер говорил, человека нужно учить тому, что красота необходима. Простая истина состоит в том, что когда вы разделяете внимание, вы создаете астральное тело. Настоящее - это всё.
Мы можем трансформировать наше физическое тело с помощью астрального тела.

0

25

Истинное "Я"

У души есть много имён, в том числе: Суть, Мастер, Хозяин, Истинное "Я", Высшие центры, Высший Ментальный и Высший Эмоциональный центры, Бог, Сын Человеческий, Царство Божие, Свидетель, третий глаз, Управляющая Способность.
Человек должен быть обучен тому, как распознать свою душу и затем ценить её превыше всего. Всю жизнь человек получает бесчисленные уроки без слов, цель которых - достичь души и обойти интеллектуальный центр.
С этого уровня вы не можете взять ничего вечного, за исключением своей души.
Как беспорядочна и жалка наша внутренняя жизнь. Упражнение на смотрение является одним из лучших способов прервать этот хаос. Можно смотреть на эти цветы, или на фактуру дерева, из которого сделан стол. Все мы порой бываем измучены своими "я". То, что их наблюдает, или, ещё лучше, их игнорирует, и есть наше Истинное "Я".
Ничто из того, что мы можем видеть, не реально. Мы путаем физическую форму с жизнью, но ничто, кроме самовоспоминания, не реально, хотя машина по-ошибке думает, что она реальна.
Внутри нас есть и друзья и враги; только вы сами стоите между собой и своей душой.

Что значит создать своё Истинное "Я"?

Свернутый текст

В наших телах есть душа; самовоспоминание обладает способностью - накапливаться. Душа становится сильнее и творит себя, прибавляя к себе понемногу через присутствие. Душа неподвластна смерти.
Воистину, нет ничего, что можно было бы взять у других; но есть нечто, что можно найти и обрести внутри себя.
Всё должно быть фоном для вашего Истинного "Я". Мы коснулись струны более глубокой, чем жизнь, и поэтому мы здесь: для того, чтобы обрести своё Истинное "Я".
Тайная функция наших машин - это создание бессмертной души. Душа состоит из неразрушимой субстанции, которая становится постоянной. Мы не можем видеть её, как не можем мы видеть запах розы, но она есть. Она молекулярна. При рождении, когда душа входит в физическое тело, дух входит в материю.

Влияние "С" - просто учебная фраза, используемая нами для обозначения ангелов и богов. Ангелы - это невероятная сила.
Каждое мгновение когда мы помним себя, принадлежит нам навечно

Настоящая битва - это битва с множеством "я". В действительности, только одно важно: быть или не быть здесь и сейчас. единственное, чего от нас хочет Влияние "С" - это присутствия.
Если бы мы знали то, что знает Влияние "С", мы вздохнули бы с облегчением, потому что насколько мне известно, те, кто вступил на Путь, не могут не стать бессмертными.

Искусство

Наша специальность - самовоспоминание. Ничто не может сравниться с ним, даже искусство.
Искусства очень хороши, но они являются отдалённым эхом нашего Истинного "Я", нашей собственной божественности. Интересно то, что звуки музыки не живут долго, но то, что слушает их с разделённым вниманием - живёт вечно. Так музыка служит нам.
К счастью, не только трансформация страдания, но и трансформация впечатлений создаёт энергию для самовоспоминания. Искусство цивилизует и вдохновляет нашу душу. Быть в настоящем в момент, когда вы воспринимаете произведение искусства - это замечательный способ развития, потому что, чем больше мы растём, тем больше мы видим и слышим.

Необходимо расширять своё знание искусства, музыки и литературы. по своей значимости оно даже не приближается к самовоспоминанию.. Наше Истинное "Я" является самым большим нашим достоянием. Когда вы слушаете музыку или смотрите на картину, постарайтесь использовать эти виды искусства для того, чтобы разделять внимание и цивилизовывать свою душу.
Музыка может создать то замечательное чувство неотложности, которое требуется для самовоспоминания. Сознание очень разборчиво, и Высшие центры не позволят себе открыться ничему, кроме самовоспоминания.

Быть восприимчивым к впечатлениям, к искусству, к природе; а главное - друг к другу. Искусство несравнимо лучшее занятие, чем наша безынтересная умственная деятельность; оно даёт нам то, к чему мы можем присутствовать

Мы много говорим о культуре, но её наивысшее достижение - привести человека к самовоспоминанию. Это мост, один из многих мостов, ведущих к Высшим центрам. Гёте сказал о восприятии искусства: “Рано или поздно мы возвращаемся к безмолвному созерцанию.»

Сократ сказал: "Все люди пребывают в состоянии духовного и физического созревания и нуждаются в обстановке красоты, способствующей их рождению."

Искусство - это синоним для вашего Истинного "Я", и нет более высокой его формы, чем ваша неповторимая душа.
Вы не сможете прикоснуться к великому искусству, пока не трансформируете великое страдание.

Человек оставляет работу, но работа не оставляет человека.
Четвёртый Путь обходится без ритуалов, и вся жизнь человека становится благородным искусством вспоминания себя. Успенский сказал, что все идеи Системы подчиняются самовоспоминанию и вращаются вокруг него. Не ждите, что Система предложит что-нибудь более ценное, чем самовоспоминание - его более чем достаточно.
Также человек находится на Пути, когда он лично убедился в том, что возвращаться некуда.

Человек номер четыре

Человек номер четыре несёт ответственность за то, чтобы оставаться верным своей цели: пробудиться.
Человек номер один, также как и человек номер два или три существует для Луны и Земли, в то время как человек номер четыре существует для себя самого. Развитие сознания - вот скрытый смысл человеческой жизни.
Человек номер четыре колеблется между раем самовоспоминания и адом сна, и число его поражений превышает число его побед, но не бесконечно. каждый раз, когда вы будете терпеть поражение, вы будете вспоминать себя.

Человек номер четыре испытывает унижение от того, что находится под властью мелких, проходящих "я". На своей ранней стадии человек номер четыре не наблюдает этот процесс, но зрелый номер четыре может иногда прекратить ассоциативное мышление.

Что значит быть человеком номер четыре?

Это значит иметь постоянную цель: пробудиться. Человек номер 4 и находится на Пути. Более того, человек номер четыре предпочитает трансформацию страдания сну.
Они быстро развивают в себе наблюдающее "я - это может быть одно "я" или небольшая группа "я". Заместитель Управляющего является результатом дальнейшего роста наблюдающего "я" и обладает большей способностью наблюдать и фотографировать механические проявления. И всё же Заместитель Управляющего практически неспособен контролировать то, что он наблюдает, поскольку его ослабляют механические "я". Когда человек вступает на Путь, он развивает, в большей или меньшей степени, Управляющего, который обладает значительно большей, по сравнению с Заместителем Управляющего, способностью наблюдать и направлять четыре низших центра. Контроль над центрами должен быть оставлен для вашего Истинного "Я", поскольку мы стремимся к господству Мастера, а не Управляющего. Более того, имея Управляющего, человек переходит с уровня истинной личности - мира 48, в мир сущности - мир 24; к этому времени он уже накопил достаточный опыт третьих состояний сознания. И всё же Высшие центры проявляются в человеке номер четыре неосознанно, поскольку миры 6 и 12 находятся в нём лишь в зачаточном состоянии. Ребёнок не осознаёт свои первые шаги, и ваше Истинное "Я" начинается из точно такого же положения.

Наши машины всегда недовольны самовоспоминанием, потому что оно не механично.
Человек номер четыре имеет тенденцию распадаться на множество различных личностей. Обычно он может изучать части себя, но ему трудно ухватить целое.
Полезно помнить, что для человека номер четыре никакое состояние не является постоянным, самовоспоминание в том числе. Нежелательные состояния проходят, но, к сожалению, проходят и желательные состояния.

Для человека номер четыре чрезвычайно трудно помнить себя даже в течение трёх секунд после того, как он поставил перед собой эту цель, потому что битва всегда идёт от мгновения к мгновению.
Сделайте правильный выбор: выберите самовоспоминание, а не жалость к себе.
Управляющий использует такие выражения как: "не увлекайся тем, что наблюдаешь" и "слушая музыку, будь в настоящем".
Будьте признательны за то, что вам удалось собрать за сегодняшний день, ибо нет ничего более прекрасного, чем настоящее.
Разделённое внимание, когда вам удаётся его удерживать, есть всё; остальное не имеет никакого смысла.

  Насколько абсурдно думать о чём-то кроме самовоспоминания.

Самовоспоминание является первой линией работы; претворение знания в жизнь - третьей.

СИ-ДО" ИНТЕРВАЛ: Интервал в конце восходящей ОКТАВЫ, например, борьба за то, чтобы довести проект до состояния полного завершения и закончить все, что необходимо доделать.
БУФЕР: Психологический механизм, препятствующий переживанию реальности настоящего момента и видению своего истинного состояния; в частности, механизм, с помощью которого ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ защищает воображаемую картину человека о себе.   
БЫТИЕ: Накопленная масса или результат непосредственного опыта; по отношению к пробуждению - способность человека переживать и сознательно участвовать в собственной жизни. В учении Роберта Бертона бытие человека эквивалентно его способности помнить себя.
БЫТЬ В НАСТОЯЩЕМ: Практика обращения внимания на свою непосредственную окружающую обстановку одновременно и внешне, и внутренне, без ВООБРАЖЕНИЯ или ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ.
ВЛИЯНИЕ С: 1. Прямое влияние СОЗНАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВ.
2. Сознательные существа, не имеющие физических тел, которые непосредственно работают для того, чтобы помочь людям, пытающимся пробудиться.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО: Группа "я", большая, чем НАБЛЮДАЮЩЕЕ "Я", но меньшая, чем УПРАВЛЯЮЩИЙ, которая наблюдает за МАШИНОЙ и пытается управлять ею в соответствии с целью пробудиться.
КОРОЛЬ ЧЕРВЕЙ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА. Его называют воротами к высшим центрам, ибо он способен при соответствующей подготовке переживать жизнь в несловесной, небуквальной, символической форме, очень близкой к переживанию высшего эмоционального центра.
МИРЫ 96, 48, 24, 12 И 6: Различные уровни ЛУЧА ТВОРЕНИЯ. В психологических терминах, Мир 96 соответствует уровню ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТИ; Мир 48 - уровню ИСТИННОЙ ЛИЧНОСТИ; Мир 24 - уровню СУЩНОСТИ; Мир 12 - уровню высшего эмоционального центра; и Мир 6 - уровню высшего интеллектуального центра.
РАБОЧИЕ "Я": "Я", напоминающие человеку о необходимости делать усилия по продолжению его работы для пробуждения.
РАЗДЕЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ: Намеренное усилие осознавать две или более вещи одновременно, в противоположность ОТОЖДЕСТВЛЕНИЮ, при котором внимание сосредоточено на чем-то одном. В частности, разделенное внимание часто подразумевает САМО-ВОСПОМИНАНИЕ в смысле усилия одновременно осознавать свое окружение и самого себя в этом окружении.
СОЗНАНИЕ: Способность использовать внимание для осознавания чего-либо. Сознание может быть измерено тем, что человек осознает, как долго может поддерживаться это осознание, и насколько это осознание глубоко и полно.
СУЩНОСТЬ: Переживание сущности часто сопровождается чувством детского удивления и любопытства. Согласно учению Роберта Бертона, сущность может развиться за пределы ограничений человеческой машины: когда сущность осознает себя, наблюдая некий объект, а не находится в состоянии очарованности, это ведет к пробуждению у человека ВЫСШИХ ЦЕНТРОВ.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАДАНИЯ: Практика ОТДЕЛЕНИЯ от страдания и переживания его таким образом, чтобы его можно было принять свободно и без НЕГАТИВНОСТИ. В своем высшем проявлении, трансформация включает в себя деятельность ВЫСШИХ ЦЕНТРОВ и приводит к сильным переживаниям повышенного СОЗНАНИЯ.
УПРАЖНЕНИЕ НА СМОТРЕНИЕ: Практика смотрения на некий предмет достаточно долго для того, чтобы ПРИСУТСТВОВАТЬ к самому действию смотрения на него, а затем, прежде чем у человека появляются "я" об этом предмете, перемещение своего внимания на другой предмет. Обычно при этом упражнении человек удерживает свой взгляд на одном предмете около трех секунд.

***
Аудиозапись конспектов тут:
Роберт Бертон - Осознание себя (самовоспоминание). Аудиокнига.

https://www.youtube.com/watch?v=L0SzkXVfRfk

0

26

Практика внимательности

Полностью - тут:
http://www.lib.ru/DPEOPLE/tart.txt_with … tures.html

Упражнения на развитие внимательности

Свернутый текст

Первое упражнение: "Музыкальное тело"

Выберите приятную мелодичную музыку без слов, длящуюся около получаса. При прослушивании музыки обращайте внимание на свои ощущения в разных точках тела.
Начните с пальцев ног, постепенно перемещайте луч внимания выше, по голеням, коленям, бедрам. Дойдя до верхней части бедра, переместите луч внимания в кончики пальцев рук, и снова ведите его - по кистям рук, предплечьям, плечам.
Теперь очередь туловища. Внимание перемещается в низ живота, мышцы пресса грудную клетку, бока, поясницу, мышцы спины. Следите за своими ощущениями -. Возможно, вам трудно будет вести луч внимания по обеим ногам или обеим рукам одновременно, сделайте это по отдельности. Ваши ощущения могут оказаться любыми: правильных или неправильных не существует. Это могут быть ощущения тепла или холода, тяжести или легкости, свободы или скованности и т.д.
Мышцам шеи и головы всегда недостает нашего внимания. Если почувствуете напряжение или "зажатость", пошевелитесь, чтобы ее снять. После этого становится понятно, что помимо тех мышц, которые участвуют в поддержании позы или перемещении тела, у нас привычно напряжены еще многие другие. Например, мышцы челюстей (зачем стискивать зубы?) или мышцы шеи.

Стоит осознать, что какие-то мышцы напряжены зря, как они расслабляются практически сами собой (или начинают «громко требовать», чтобы их помассировали). Когда шея становится менее «зажатой», улучшается зрение.

Второе упражнение: "Следите за руками"

У этого упражнения должно быть четкое время начала и окончания – например, "во время обеда", "пока не дойду до поворота","пока еду в метро" и т.д. Задача обманчиво проста: что бы вы ни делали в этот период времени, следите за руками. Чувствуйте, что в нихпроисходит, что они делают. Если получается, пробуйте быть внимательным не только к ощущениям в руках, но и к ощущениям в ступнях ног. Получается и это? Следите за ощущениями в ягодицах, когда сидите, идете или стоите.

Третье упражнение: "Стоп!"

Для него вам понадобится звукозаписывающее устройство (или программа) и плеер. Запишите звук колокольчика или гонга, разделенный нерегулярными, непредсказуемыми временными интервалами. Запись может длиться полчаса, 45 минут или час  - как вам удобнее. Дальше вы включаете эту запись в плеере и живете своей обычной жизнью, но с одним условием: когда вы слышите звуковой  сигнал, вы замираете (как в игре "Море волнуется раз") и стараетесь быть внимательным ко всему, что происходит в вашем теле, к тому, что  вы чувствуете, какие мысли приходят вам в голову.
Что же получилось?
Эмоции. Практикуя внимательность, начинаешь замечать чувства и эмоции, когда они только-только зарождаются – от этого распознаешь их более четко и можешь выбирать, хочешь ли действительно им поддаться. Внимательность дает совсем иное отношение к собственным эмоциям – более спокойное и вместе с тем более интенсивное.
Общение. В результате внимательности в общении появляется некоторый «зазор» между «я слышу, что он говорит», «я задумываюсь, что это могло бы значить», «я выстраиваю свою интерпретацию», «я действую в соответствии со своей интерпретацией».

В начале освоения практики внимательности я ощутила «отделенность», отдельность от других людей – и то, что на самом деле я, кроме своих представлений о них, ничего на самом деле не знаю.
Общение с другими, контакт, близость возможны только в настоящем.
Личные отношения. Если продолжать быть внимательным во время занятий любовью, то в случае, если отношения между партнерами гармоничны, оба – и тот, кто практикует внимательность, и другой – испытывают ни с чем не сравнимые переживания встречи, со-присутствия, со-прикосновения.

Внимательность к боли превращает ее в «ощущение», внимательность к неболевым ощущениям тела превращает их в удовольствие. А уж во что превращается удовольствие, если быть к нему внимательным, - словами не передать. Внимательность к процессу дает возможность радоваться не только достижению целей и «сбыче мечт», но и «радоваться, что живу», просто так.
Внимательность – это не погоня за счастьем, не движение к какой-нибудь цели, это более полное проживание процесса жизни, от момента к моменту.

0

27

Школа Четвёртого Пути

Полностью - тут:
http://www.ezoterik.info/4way/

Свернутый текст

Греко-армянин по происхождению, мистик и учитель священных танцев, Г. И. Гурджиев заново открыл Четвертый Путь во время своих путешествий по Востоку. Это послужило основанием для его книги "Встречи с замечательными людьми". Возможно, он даже более известен благодаря другой своей книге "Рассказы Вельзевула своему внуку".
Один из главных учеников Г. И. Гурджиева, П. Д. Успенский стал самостоятельным учителем и записал идеи Четвертого Пути в серии ясно написанных и четко аргументированных работ, к числу которых относятся "Четвертый Путь" и "В поисках чудесного", опубликованные уже после его смерти, в 1947 году.

Одной из характеристик этого учения, как его толковали Г. И. Гурджиев и П. Д. Успенский, является использование специализированного языка, который гарантирует точность выражения и понимания среди учеников. Некоторые обычные слова получили новый смысл, и читателю настоятельно рекомендуется обращаться к словарю, помещенному в конце книги, по поводу любых слов, которые кажутся незнакомыми или вызывают сомнение.

Поскольку Четвертый Путь основывается на индивидуальной проверке и понимании, так же как и на личной передаче от учителя к ученику, каждый учитель интерпретирует его заново. Учение Роберта Бертона, основанное на знании, переданном Г. И. Гурджиевым и П. Д Успенским, включает в себя наследие духовно развитых людей всех времен и народов, от Марка Аврелия и С& Павла до Лао Цзы и Авраама Линкольна. Подход Гурджиева к Четвертому Пути состоял в строгой физической тренировке в его священных танцах, П. Д Успенский подчеркивал необходимость столь же строгой интеллектуальной дисциплины.

Роберт Бертон придает особое значение необходимости воспитания и дисциплины эмоций. Уникальные качества, которые он развивает в своих студентах, это любовь к красоте и понимание ее способности создавать высокие состояния сознания, принятие людей и событий такими, как они есть, без суждений, а также глубочайшая скромность и послушность перед лицом высшего разума. "Если бы у меня было три желания, - сказал он однажды, - они были бы "Да будет воля Твоя, да будет воля Твоя, да будет воля Твоя"".

Пожалуй, самым большим вкладом Роберта Бертона в традицию Четвертого Пути является его способность безошибочно ухватить суть учения. Несмотря на то, что Система предлагает большой выбор теорий, Роберт Бертон всегда сопротивлялся любым соблазнам отклонения от самого высокого применения этой Системы - создания высшего сознания у ее студентов. Он никогда не переставал повторять, что работа проста, но не легка. Из великой сокровищницы знаний Четвертого Пути он извлек и поставил во главу два принципа: самовоспоминание и трансформация страдания.

Самовоспоминание представляет собой попытку в каждый отдельный момент быть более сознательным, более осознающим, более присутствующим. Это форма активной медитации, которая может происходить в любое время и в любой ситуации, когда ученик работает над тем, чтобы осознавать и себя, и свое окружение одновременно, а не быть полностью погруженным в свой внутренний мир или полностью потерять себя в реакциях на воздействия окружающего мира. Повторяющиеся усилия помнить себя ведут к высоким состояниям сознания и к совершенно новому пониманию места человека во Вселенной. Это глубоко личная, внутренняя битва за то, чтобы быть свидетелем собственной жизни; это и есть процесс, с помощью которого человек создает свою душу.

Роберт Бертон не устает ставить самовоспоминание в самое сердце своей школы. Несмотря на то, что Роберт Бертон призывает своих студентов испытать все лучшее, что жизнь может им дать, а также развивать свои навыки и таланты, он никогда не терял из виду тот факт, что даже великие гении блекнут перед лицом простой сознательности; то есть, как он говорил не раз:
"Нет дела более высокого, чем присутствие в молчании".

Трансформация страдания влечет за собой приобретение способности использовать любой негативный, или болезненный, опыт или эмоцию, как большую, так и малую, для создания самовоспоминания. Этот процесс требует продолжительной работы над изменением предвзятых отношений с тем, чтобы ученик понял, что вся ответственность за любые негативные эмоции - гнев, раздражение, страх, жалость к себе и так далее - лежит целиком на нем, а не на событиях, их вызвавших. "Все страдают - и со школой, и без нее, - говорит Роберт Бертон, - но мы стараемся пользоваться своим страданием, а не давать ему пользоваться нами".

Год за годом ученики Роберта Бертона приходят к нему со своими вопросами, своими проблемами, своими возражениями. Год за годом, с неистощимым терпением, он учит, что единственное настоящее решение любой так называемой "проблемы" лежит в наших усилиях помнить себя и трансформировать данное нам страдание Какими бы обоснованными ни казались наши жалобы, какими бы несправедливыми ни были события нашей жизни, у нас нет иного выбора, кроме как принять их. Такое всеприятие является ключом к настоящей трансформации негативных эмоций в высшее сознание, которое создает в нас способность к бескорыстной, самоотверженной любви, в чем и состоит истинный смысл каждого духовного учения. То, что каждый отдельный человек получает в результате этого процесса, может быть передано другим. "Есть тайна, - сказал однажды Роберт Бертон, - выдать которую было бы почти святотатством. Вот она: то, что становится достоянием одного, становится достоянием всех".

Учение этой Школы, основанное на знании, принесенном на Запад Гурджиевым и Успенским, значительно расширено и включает духовное наследие сознательных личностей разных времён и культур, от Будды, Лао-Цзы, Сократа до Леонардо да Винчи, Гёте и Уитмена.
Гурджиев работал с учениками, используя жёсткую физическую тренировку своих священных танцев, Успенский требовал столь же жёсткой интеллектуальной дисциплины.
Содружество выделяет воспитание и дисциплину эмоций. Школа развивает в своих студентах любовь к красоте и понимание её роли в создании высших состояний сознания, принятие целей высших сил и следование им.

Литература
Книги Четвёртого Пути дают понятия об идеях этого Пути:
Роберт Э. Бёртон «Самовоспоминание»
Успенский П.Д. «Четвёртый Путь»,
«В поисках чудесного»,
«Психология возможного развития человека»,

Гурджиев Г.И. «Всё и вся»,
«Взгляды из реального мира»
Родни Коллин «Теория небесных влияний»

0

28

Михаил Чехов  - О технике актера

Книга М. А.Чехова — один из самых знаменитых в XX веке "учебника" по актерскому мастерству, без знания которого актер, задумывающийся о своем искусстве, не может считать себя образованным.

Полностью - тут:
https://royallib.com/book/chehov_mihail … ktera.html

https://b.radikal.ru/b04/2004/65/01e645f4cc93.jpg

Власть над образами   Активно ждать

Что же делаете вы в период ожидания? Вы задаете вопросы являющимся перед вами образам, как вы можете задавать их вашим друзьям. Меняясь и совершенствуясь под влиянием ваших вопросов, образы дают вам ответы, видимые вашему внутреннему взору.
Но есть два способа задавать вопросы. В одном случае вы обращаетесь к своему рассудку.
Другой способ противополжен первому. Его основа - ваше воображение. Задавая вопросы, вы хотите увидеть то, о чем спрашиваете. Вы смотрите и ждете. Под вашим вопрошающим взглядом образ меняется и является перед вами как видимый ответ. В этом случает он продукт вашей творческой интуиции. И нет вопроса, на который вы не могли бы получить ответа. Все, - все это вы можете превратить в вопросы. Но, разумеется, не на всякий вопрос вы получите немедленный ответ. Образы часто требуют много времени, для того чтобы совершить необходимое им превращение.

Внимание

По мере того как путем систематических упражнений вы развиваете свое воображение, оно становится все более гибким и подвижным. Образы вспыхивают и сменяют друг друга со все возрастающей быстротой. Это может привести к тому, что вы будете терять их раньше, чем они успеют воспламенить ваше творческое чувство. Вы должны обладать достаточной силой, чтобы быть в состоянии остановить их движение и держать их перед вашим внутренним взором так долго, как вы этого захотите. Вы должны развить ее в себе. Успех этого развития будет зависеть столько же от упражнений, сколько и от правильного понимания природы и сущности внимания.

Внимание есть процесс

Если вам случалось наблюдать себя в такие периоды вашей жизни, когда вы в течение дней и недель с нетерпением ждали наступления важного для вас события или встречи с человеком желанным и любимым, вы могли заметить, что наряду с вашей обыденной жизнью вы вели еще и другую - внутренне деятельную и напряженную.

В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него.
Все четыре действия, составляющие процесс внимания совершаются одновременно и представляют собой большую душевную силу. Часто упражнения не внимание ошибочно строятся на напряжении физических органов чувств (зрения, слуха, осязания и т.д.), вместо того чтобы рассматривать физическое восприятие как ступень, лишь предшествующую процессу внимания. В действительности органы внешних чувств освобождаются в тот момент, как начался процесс внимания. И даже (вы заметите это при дальнейших упражнениях) чем меньше напряжены органы ваших чувств, тем скорее вы достигаете сосредоточения внимания и тем значительнее его сила.

https://d.radikal.ru/d22/2004/60/c4fe7bb5f46d.jpg

Внимание. Упражнение 1.

Проделайте внутренне (психологически) все четыре действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т.д.
продолжайте упражнение, следя за теми, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались
Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:
1. Простой, видимый предмет.
2. Звук.
3. Человеческая речь.
4. Простой предмет, вызванный в воспоминании.
5. Звук, вызванный в воспоминании.
6. Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.
7. Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
8. Образ, взятый из пьесы или литературы.
9. Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т.п., созданный вами самими.
Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом.
Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось. Регулярность в упражнениях (два-три раза в день) важнее, чем их длительность. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям.
Переходите к упражнениям, развивающим гибкость вашего воображения. Возьмите образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте его превратиться в другой: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний, осенний и снова зимний и т.п. То же с фантастическими превращениями: заколдованный замок постепенно превращается в бедную избу и наоборот; старуха нищенка превращается в красавицу ведьму; волк - в царевича, царевна - в лягушку и т.п. Продолжайте это упражнение с образами, находящимися в движении: рыцарский турнир; пламя лесного пожара; возбужденная толпа; бал; фабрика; железнодорожная станция и т.п.
Начните сами создавать и прорабатывать в деталях образы людей и фантастических существ.
Репетировать в воображении.

Упражнение 3.

Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой (как оно может быть наполнено светом или запахом). Представляйте вначале простые, спокойные атмосферы, например: уют, благоговение, одиночество, предчувствие (радостное или печальное) и т.п. не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание воображаемым обстоятельствам, якобы создающим данную атмосферу. Представляйте себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас в вашем окружении. Продолжайте это с целым рядом различных атмосфер.
Выберите одну атмосферу. Сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас атмосферой. Повторяйте это простое движение, пока вы не почувствуете: ваша рука пронизана атмосферой и в движении своем выражает и отражает ее.
Представляйте себе ее с возможной ясностью. Когда она появится в вашем окружении - вы почувствуете ее. Она пробудит также постепенно ваши индивидуальные чувства.
перейдите к следующему варианту упражнения. Окружите себя атмосферой. Вживитесь в нее. Найдите простое движение, органически вытекающее из атмосферы.
Создайте вокруг себя атмосферу и, побыв в ней некоторое время. Вызовите в своей памяти соответствующие ей образы из жизни
Вы много теряете, если, недооценивая эту первую творческую стадию - жизнь в общей атмосфере, - сосредоточиваете свое внимание исключительно на работе над деталями вашей роли. Как зерно невидимо заключает в себе все будущее растение, так и атмосфера скрывает в себе все будущее вашего произведения. Но, как и зерно, она не может принести плода раньше времени. Игнорируя период радостного пребывания в общей атмосфере, вы неизбежно уродуете свою роль, как уродуете растение, с первых же дней лишая его света, тепла, влаги.

Творческим чувствам нельзя приказать непосредственно. Они не лежат на поверхности души. Они приходят из глубин подсознания и не подчиняются насилию. Их надо увлечь. Своим действием, которому придана определенная окраска, вы вовлекли ваши чувства, пробудили их. Из этого вы вправе заключить, что действие (всегда находящееся в вашей воле), если вы произведете его, придав ему определенную окраску (характер) вызовет в вас чувство.

http://s017.radikal.ru/i402/1305/eb/612783289138.jpg

Отредактировано Соня (Среда, 29 апреля, 2020г. 05:43)

0

29

Арнольд Минделл - «Вскачь, задом наперед»

Арнольд Минделл — создатель одной из самых многообещающих школ терапии на Западе — школы процессуальной работы. Это подробное описание одного из практических семинаров, является лучшим из имеющихся руководств по всему набору методов процессуальной работы.

Полностью - тут:
http://royallib.ru/book/mindell_arnold/ … pered.html

  http://s018.radikal.ru/i513/1305/ac/40798c618967.jpg   

Свернутый текст

Сопротивление процессу — тоже процесс.  Бессознательное и отсутствие осознания — тоже часть вашего естества. Даже при всем желании вы не можете «не следовать». У вас есть только выбор: осознавать или не осознавать то, что происходит. Мы все следуем своему процессу, даже если не следуем ему.
мы верим — переживаемое нами плохо, его надо подавить и вылечить, а не полюбить и дать ему жизнь.
Медитация состоит только из одного вопроса — что происходит с тобой: Tbi видишь что-то, ты слышишь что-то, ты чувствуешь что-то? Это в основном неделимые сенсорные сигналы. Давайте поработаем с этими тремя сигналами. Что вы делаете — видите? слышите? чувствуете? Просто отметьте, в каком вы находитесь канале. В этом и состоит работа. Пока это все.

усиление
Если вы устали или у вас болит живот — возьмите и распространите ощущение, возникшее в области живота или груди на другие части тела. Такого рода работа с телесными симптомами очень полезна. Сосредоточьтесь на неком локальном ощущении и генерализуйте его. Позвольте ему занять как можно больше места в вашем теле, пока вы сами полностью не сольетесь с этим ощущением. Таким образом можно осуществить интеграцию локальных телесных ощущений.

переключение КАНАЛОВ
Вместо того чтобы позволить каналам переключаться как попало, мы поучимся менять их произвольно. К примеру, для начала стал бы слушать внутреннего комментатора. Кто он такой? Я бы заговорил с этой внутренней фигурой и в определенный момент переключил канал, чтобы увидеть его. Я бы посмотрел на говорящего, создал из этого голоса образ, чтобы завершить паттерн. Дальше я бы попробовал ощутить, что это означает — быть этим голосом. С этим голосом и образом должно быть связано какое-то чувство. Внутренние комментаторы в своем большинстве — критики. И почти все критики, которых я когда-либо встречал, выглядели так. {Арна садится, выпрямив спину, смотрит сверху вниз и жестом судьи указывает пальцем. Среди участников проносится смешок.}
Если у кого-то из вас есть критик — попробуйте понять, что значит быть этим критиком. Можно, как я уже говорил, почувствовать это, пропустить через свое тело, ощутить себя в шкуре этого критика. А затем переключить канал и спросить себя, где у меня внутри располагается этот критик. Ответ на этот вопрос может оказаться самым смешным. Поищите, где в вас засел критик.

два тИПА ОСОЗНАВАНИЯ
Замечали ли вы когда-нибудь, что у вас бывает два типа осознавания? Одно такое рассеянное, рассредоточенное. Оно как бы посиживает без цели с ленивым видом, как рыбак, ожидающий клева. Вы так ведете себя, будто плывете по течению и выглядите этаким глупышом. Второй тип осознавания — сосредоточенный и четкий. Это предельно сфокусированное осознавание. Вы предельно собранны, сосредоточенны и бодры. Эти два типа осознавания прекрасно сочетаются друг с другом. Если бы вы были только напряжены и сосредоточены, неизвестно, захотела бы рыбка приплыть к вам или нет. А если бы вы были только рас слаблены, вы бы просто упустили момент, когда она потянет за крючок. Я часто чувствую себя, будто я курортник, и в то же время я полностью присутствую здесь-и-сейчас и ни одно из моих чувств не дремлет. Осознавание замечает все, включая самого себя. Ваше осознавание отмечает, что вы стали рассеянным и расслабились или настороженным и готовым к действию. Осознавание замечает, как вы используете разные типы осознавания.

Давайте опять приступим к работе. Вновь задайте себе вопрос, в каком канале вы сейчас находитесь. Сосредоточьтесь на том, что вы слышите, видите или ощущаете. Усильте свое переживание, оставаясь все в том же канале, а потом переключитесь на другой канал. Постройте целостный образ, наполните его, сделайте его многомерным. К примеру, если вы услышали море, взгляните на него. Что получится, если поместить его внутрь себя и ощутить физически? Возможно ли двигаться, как море, звучать его звуком, стать им и вступить в отношения так, как сделайте бы оно? Все это поможет вам получить полное и законченное впечатление. Присоедините все незанятые каналы. Позже мы подключим движение. Даю приблизительно десять минут на работу с переключением каналов.

ГЛАВА ПЯТАЯ
Движение

Истинно творческое движение не может состояться в отсутствие сосредоточенности и внимательности, благодаря которым вы сможете заметить незаконченное или навязчивое движение. Невозможно стать спонтанным просто потому, что этого захотелось. Необходимо развить способность осознавать то, что происходит непреднамеренно. Попытки двигаться естественно, не обладая таким осознаванием, без сосредоточенного наблюдения, вряд ли ждет успех, ибо, не осознав свой край или вторичные движения, вы просто вернетесь к своему прежнему обычному опыту, надоевшему до оскомины.

медитация ДВИЖЕНИЯ
Сфокусируйтесь внутренне на видении, слышании, чувствовании, и плюс к этому я попросил бы вас сосредоточить ваше осознавание на спонтанных движениях.
Будем считать, что я углублен в медитацию и следую за тем, что происходит внутри меня. Я что-то вижу, слышу и чувствую. В данный конкретный момент я замечаю, что делаю крошечные движения, слегка покачивая торс, изменяя точки опоры таза.
Моя задача состоит в том, чтобы отметить и проследить эти маленькие движения. Они настолько медленные и едва ощутимые, что находятся на грани движения и проприоцепции. {Арни делает в речи паузы, его внимание сфокусировано на совершаемых им крошечных движениях.} Я замечаю, что начинаю двигаться сильнее. Я бы хотел, чтобы вы тоже подвигались таким образом, чтобы понять суть движения. Какие вы задействуете суставы? Какие мышцы создают это вращение в сидячей позиции? Когда я делаю движения тазом, я ощущаю смещения в суставах, а также мышцах спины.

После того как мы выявили эти движения, усилим их. Не просто следите за тем, как вы двигаетесь, а двигайтесь с большей амплитудой, медленно, глубже осознавая происходящее. Обратите внимание на механику движения, увеличьте его размах, измените ритм, двигайтесь чаще или реже. Мы все время делаем осознанные или неосознанные движения. Даже то, что вы заметили неосознанное движение, уже является мощной интервенцией. Развив эти движения до их предела, вы можете открыть в себе что-то поистине замечательное.
{Арни возвращается к своему движению. Вращая тазом, он очень медленно перемещается вперед.}
Итак, сидя в этой позе, я почувствовал слабое покачивание. Теперь я мчу достигнуть края. Я собираюсь продолжать это движение до тех пор, пока напряжение моих мышц не достигнет максимума, до точки, когда я больше не смогу двигаться. Требуется время, чтобы таким образом осознать это движение. Я чувствую, что все больше пригибаюсь к полу, я чувствую, что голова моя склоняется все ниже к земле, чтобы — молиться! [Он на миг замолкает, оставаясь все в той же позе, затем медленно садится по-прежнему и снова начинает говорить.]
Иной раз кажется, из этой формы медитации и развилась хатха-йога. Медитация над малозаметными движениями, усиление их приводит к архетипическим позам, имеющим сходство с теми, что известны в хатха-йоге. Осознавая, развивая скрытые движения, следуя за ними, вы заново создаете йогу, хотя до этого вы, возможно, имели весьма смутное о ней представление.
В ходе двигательной работы вы можете обнаружить себя ползающим или медитирующим на четвереньках, как кошка. Поза «кошка», кстати замечу, очень полезна для начальных этапов медитации, поскольку дает доступ к самым разным мышцам спины. .

Ваше тело непредсказуемо. Основной принцип состоит в том, чтобы, не программируя себя, полностью осознавать свои движения уже в самом их начале. Доведите движение до края, до экстремальной точки, чуточку усильте их. Но не подгоняйте себя, пусть будет так, как для вас привильно.
Прочувствуйте, как ваши мышцы соединены с сухожилиями, а также точку соединения сухожилий с костями. Это собенно важно для тех, кого интересуют артриты и ревматизмы. Отслеживайте все ваши движения, даже если они загадочные и странные. Усиливайте их, используйте другие инструменты, к примеру переключение каналов. В точке, когда движение застряло в развитии, переключите каналы и визуали-зируйте опыт, который ищет реализации в движении. Можно употребить слуховой канал и послушать звук или произвести звук, который выразит это движение. Если, поднимаясь с постели, вы неожиданно подпустили ветру или вам стало больно, не пропускайте это мимо себя. Это — критические переживания, требующие, чтобы на них сосредоточили внимание. Если вам посчастливится испытать небольшую боль, задержитесь в этой точке. Это — сказочное сокровище.

Один участник просит Арни объяснить, что означает «задержаться в точке» боли или другого переживания.
АРНИ: Поэкспериментируйте с этим, осознайте. Прочувствуйте. Как было построено движение? Соберите его вновь. Если вы заметите, что что-то происходит, — посмотрите что и как. Все происходящее с вами пропускайте через свои чувства, зрение. Создайте подходящие звуки. Озвучьте свои переживания. Переключите каналы, совершите движение, которое этому соответствует. Смысл состоит в том, чтобы все исследовать и понять.

Не пренебрегайте даже самыми незначительными сигналами, движениями, уколами боли. Эта работа — форма экологии. Если не усилить небольшую боль и не поработать с ней, она появится вновь в других областях тела или в других каналах, к примеру во взаимоотношениях. Вам не удастся просто отбросить сообщение. Все, что вы можете, — отодвинуть его в сторону и какое-то время игнорировать. Разворачивая мелочь, почти ничего — в нечто, вы обретаете выбор — болеть или нет.

упражнение В СОСТОЯНИИ МЕДИТАЦИИ

А теперь я предлагаю начать работу из какой-либо позы, которая способствовала бы рождению движений. К примеру, можно принять йоговскую позицию на четвереньках, напоминающую кошачью, или близкую к ней, делающую вас открытым для движения. Положение лежа на полу ограничивает движения, можно только перекатываться. Возможно, вам захочется начать медитацию движения из такой позы. {Арна встает на четвереньки, опираясь об пол локтями, и кладет голову на кулаки, которые устраивает один на другом. Медленно поднимается и продолжает.^ Вы знакомы с этой позой? У меня любимая поза для медитации такая: лечь спиной на сиденье стула, позволив голове свободно свисать с сиденья вниз, а ногам — торчать в воздухе.
{Изменяет позу.} Положение сидя на пятках с прямой спиной — хорошо для движений бедер и таза. Можно начать, опершись о стену и расслабившись. Еще один хороший способ для начала — очень медленно подниматься. С этим можно работать целый день напролет. Можно начать и в позиции стоя.
Есть один интересный вопрос, который стоит задать во время медитации: «Кто медитирует?» или «Для кого предназначаются эти события?» То, что вы переживаете, не адресовано просто кому попало и не свалилось с ясного неба. В вас есть некто, кому необходимы именно эти переживания, кто не получает их в нужном количестве. Существует совершенно определенная часть вас, которая нуждается во вполне конкретных переживаниях, в сообщении медитации. То, что с вами происходит, черезвычайно важно для кого-то в вас, именно он-то и погружен в сосредоточенное наблюдение. Если понять, для кого предназначен этот опыт, медитация приобретет особое значение.

ГАРИ: Мой процесс сопровождался звучащими в голове предписаниями. Как мне кажется, там были разные голоса. Не могли бы вы немного рассказать об этом? Как вы поступаете с этими аналитическими комментариями?
АРНИ: Обычно голос архетипа звучит в форме этакого объяснения за кадром. Он всегда все истолковывает и анализирует, объясняет, какой смысл имеют ваши переживания. Настройтесь на него и постарайтесь понять, хорош ли он в своем деле. Не стоит сразу подавлять его. Большинство внутренних критиков не так умны, как им кажется. Если сосредоточиться на нем, может статься, вы обнаружите, что кому-то из них не мешало бы вернуться в школу.

ГАРИ: Что значит: «Сосредоточиться на нем?»
АРНИ: Получите как можно больше информации о голосе. Сколько ему лет? Какого он пола? Представьте человека, которому принадлежит этот голос. Вступите с ним в общение. Сделайте движение, которое бы соответствовало его или ее образу. Постройте вокруг голоса личность. Добейтесь полного, завершенного переживания, затем работайте с ним. У меня нет рецептов. Один из моих внутренних критиков долго был моей большой проблемой. Я изучил его и обнаружил, что у него есть масса соображений, но умным его не назовешь. Я заставлял его читать книги о символике, чтобы он по крайней мере знал, о чем говорит. Какое-то время спустя он исчез. Я не знаю, что с ним стало. Я полагаю, он сбежал из школы.
ЭМИ: А мой комментатор постоянно возвращается, так как у меня недостаточно инфомации о нем. Очень полезно использовать движение и визуализацию и другие каналы, чтобы добраться до того, что стоит за-критиком.

А вы знаете, кто это? МАЙК {вдруг посветлев]: Это я сам! Я зол на себя за то, что скверно к себе отношусь!

    http://s019.radikal.ru/i603/1305/63/9ec30d22dd9c.jpg 

0

30

Бахтияров  Деконцентрация

Деконцентрация — техника управления вниманием, формирования заданных психических состояний и построения новых форм мышления.
В ее основу положен материал многолетних разработок в области подготовки для деятельности в экстремальных условиях.

Технология деконцентрации как средство развития человеческих возможностей. Деконцентрация как основа медитации и прочих психотехник. Очень толковый, грамотный научный материал. На основе исследований и практического применения, в т.ч. в прикладных сферах. Еще из советской эпохи.

Полностью - тут:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1403466

      http://s51.radikal.ru/i134/1306/2c/98cb73eba58d.jpg   

Свернутый текст

Бахтияров  Деконцентрация

Глава 1. Деконцентрация как психотехнический прием.

1.4. Виды деконцентрации.

В первом случае оператор наблюдает фрагмент реальной окружающей среды так, как если бы он проецировал все визуальные восприятия на плоский прозрачный экран перед собой и был сосредоточен только на поверхности этого экрана. Ключевой инструкцией в формировании плоскостной дКВ является указание оператору сосредоточить внимание не на каком-либо объекте  в поле зрения, а на участке поля зрения безотносительно тому, какой объект или фрагмент внешнего мира попадает в этот участок. Роль "плоского экрана" выполняет все поле зрения или его фрагменты, лишенные наполняющих их визуальных элементов. В этом случае фиксируются все элементы, попадающие в  поле зрения или его фрагмент независимо от их принадлежности различным предметам и расстояния, на котором они находятся по отношению к оператору.
Внешний мир предстает перед оператором в виде хаотичного набора цветных пятен различной формы и  интенсивности. В каком-то смысле внешний мир перестает восприниматься как набор эффективных стимулов, поскольку его предметная организация разрушена. Но если все стимулы становятся равнозначными, то все поле зрения становится единым нерасчлененным стимулом. Амплитуда спонтанных движений глазных яблок при этом резко уменьшается. Внимание и взор привязываются не к отдельным элементам, а к фрагментам поля зрения, и можно наблюдать характерный феномен плоскостной дКВ, который служит внешним признаком правильности выполнения приема оператором: при поворотах головы глаза не "цепляются" за отдельные предметы и сохраняют свое неподвижное положение  относительно головы.

Иначе производится объемная дКВ. Оператор после первичной дКВ должен ввести в качестве параметров, подлежащих дКВ, расстояние между собой и каждым из попавших в поле зрения объектов и свое положение в окружающем пространстве по отношению к ним. Этот прием заставляет оператора перейти от сосредоточения внимания на фрагменте поля зрения к сосредоточению на совокупности наблюдаемых предметов. Как правило, наблюдается скачкообразное повышение тонуса и возникает переживание интенсивного включения в окружающую среду. В этом состоянии сохраняется возможность перемещения в пространстве без разрушения дКВ.

Эти два вида дКВ очевидным образом различаются и по результатам и по прагматическому использованию. Плоскостная дКВ может рассматриваться как начальное звено в формировании состояний сознания медитативного типа. Возможно также использование ее как замены аутогенного погружения в реабилитационной практике. Объемная дКВ предполагает оперативное использование в условиях реальной деятельности, когда оператор сталкивается с необходимостью обработки массивов информации, превышающих по своему объему его возможности, а также при необходимости ориентации в среде, содержащей скрытые значимые параметры. Кроме того, этот прием может служить эффективным средством мобилизации при состояниях монотонии и утомления.

Аналогичным образом различаются плоскостная и объемная дКВ различных модальностей.   
Плоскостная дКВ по полю слуховых восприятий (аудиодеконцентрация) производится следующим образом. Оператору предлагают выделить из общего звукового фона источники самого громкого и самого тихого звука и сосредоточить на них внимание, а затем фиксировать все звуки, которые одновременно попадают в интервал времени, выделяемый как длящееся настоящее (как правило, речь идет о длительности 0,5 - 1,5 сек). Подобно тому, как это происходит при визуальной плоскостной дКВ, поле слуховых восприятий разрушается как связное целое и отдельные последовательности звуков теряют свою осмысленность. Специфическое состояние, возникающее при этом, также может быть расценено как начальное звено медитативного состояния.

Объемная аудиодеконцентрация начинается с сосредоточения внимания на двух (слева и справа) или четырех (спереди, сзади, слева и справа) источников звука с фиксацией расстояния до них и положения оператора по отношению к ним. Затем внимание распространяется на все поле слуховых восприятий с сохранением всего звукового объема. Эффект и использование ее аналогичны таковым при визуальной дКВ.

Плоскостная тактильная дКВ использует в качестве "экрана" всю кожную поверхность. Приемы здесь аналогичны плоскостной аудио-дКВ. В поле внимания выделяются противоположные участки кожной поверхности, например, макушка головы и стопы ног. Затем внимание последовательно распространяется на всю кожную поверхность. Объемная дКВ этого типа, соматическая дКВ, строго говоря, не может быть названа тактильной, поскольку включает в себя поля висцеральной чувствительности. В этом случае поле внимание охватывает весь объем тела, что приводит к новым и достаточно перспективным переживаниям (см. гл.3.).

Наконец, мы можем выделить сочетания дКВ разных модальностей – полимодальную дКВ и полную дКВ, т.е., дКВ по полям восприятия всех модальностей. Полная дКВ может быть как плоскостной или объемной, так и представлять собой их одновременное сочетание. Однако их одновременное сочетание, тотальное внимание,  выводит нас за пределы обычных состояний сознания. Подробнее тотальное внимание рассматривается в гл. 7 и 8.

1.5. Методы усиления дКВ.

Отработка техники дКВ требует длительных усилий. Однако не следует представлять, что развитие навыков дКВ происходит подобно увеличению мышечной массы при наращивании физической нагрузки. Здесь речь идет скорее об уточнении нюансов состояний, усиливающих действие отдельных и дКВ-приемов. Так, не менее существенным чем увеличение сложности подлежащих разрушению фигур-гештальтов является преодоление различных помех, преодоление, которое нужно не столько тренировать, сколько подобрть особую внутреннюю позицию, позволяющую включить помеху в состав стимулов, на которые распространяется дКВ.

На начальных этапах подготовки визуальная дКВ легко разрушается появлением движущихся предметов в поле зрения. Опыт разрушения дКВ в этом случае обладает двоякой ценностью – с одной стороны он позволяет наблюдать динамику внимания (а следовательно, активизирует механизмы наблюдения, несводимые ко вниманию), а с другой - уточнить нюансы дКВ-состояния, позволяющие включить в процедуру дКВ и динамические картины.
Одним из сильнейших приемов, разрушающих дКВ, является прямой взгляд инструктора в глаза оператора. Когда в центральном поле зрения оператора оказываются зрачки инструктора, дКВ, как правило, полностью разрушается и только абстрагирование от личностного восприятия других людей помогает найти правильную дКВ-позицию. 

Среди приемов, помогающих усилить КВ и дКВ, большую роль играют различные телесные жесты – позы, движения глаз и т.д. Каждый жест тела обладает определенным глубинным значением, позволяющим использовать его в качестве усилителя или нейтрализации того или иного состояния. Среди этих жестов наиболее сильными являются движения глаз, которые, как показано классическими работами по нейролингвистическому программированию, обладают глубинным семантическим потенциалом в огромной степени. Особенно сильны в плане навязывания определенной глубинной семантической установки произвольные движения глазных яблок, не связанные с их обычным функционированием. Произвольное сведение (конвергенция) и разведение (дивергенция) глазных яблок вызывает легко различимый (и потому используемый в различных психотехниках) сдвиг общего психического состояния. Так, в йоге мудры, связанные с конвергенцией глазных яблок (шамбхави мудра, аго-чари мудра и др.) являются мощными модификаторами психического состояния (при условии правильной предварительной подготовки).

После полного выполнения приема дКВ любого вида испытуемые отмечают появление специфического состояния, которое трудно описать в привычных терминах, но которое характеризуется подавлением спонтанного потока мыслей и образов и выраженным отличием от обычных состояний сознания. Это состояние может рассматриваться как начальное звено формирования измененных состояний сознания (ИСС). В отличие от ИСС это состояние нестабильно и прекращается после прекращения выполнения приема. ДКВ как прием волевым и силовым образом навязывает сознанию определенную конфигурацию. Однако длительное применение дКВ или его сочетание с другими приемами может спровоцировать и стабильные ИСС, причем каждому виду дКВ соответствует свой вид ИСС.

2.3. "Плоские" и "объемные" состояния и их соответствия процедурам традиционного и алертного гипноза.

При этом «уплощенное» поле восприятия доминирует и возникает особое переживание «плоского сознания», которое с трудом поддается описанию, но которое легко опознается как состояние десемантизации поля восприятия, специфической семантической отстраненности от внешнего мира, превращенного в однородный фон. Внутренний мир при этом актуализируется и его смыслы обретают новую глубину.

Объемная дКВ отличается от плоскостной и по процедуре инициации и по характеру инициируемого состояния. Десемантизируется внутренний мир, а внешний, наоборот, становится насыщенным смыслами, которые усиливаются повышенной интенсивностью восприятий. Фон, обретая видимый смысл, становится не средством отстранения от окружающей среды, а средством втягивания в нее. Объемная дКВ таким образом экстравертирует психику оператора.

дон Хуан утверждал, что если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога.”
«Воин сначала, поджимая пальцы, привлекает свое внимание к рукам, а затем, глядя без фиксации глаз на любую точку прямо перед собой на линии, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией… Важным здесь является то, что несфокусированные глаза замечают огромное количество штрихов мира, не получая о них ясного представления. Он добавил, что глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были бы слишком мимолетными для нормального зрения».

увеличения скорости в несколько раз до панорамного чтения - в качестве главного приема резко расширяющего возможности переработки больших объемов информации используют переход от последовательного поэлементного восприятия к параллельному. По сути дела здесь используется уже описанный выше прием дКВ – взор фиксируется на одном из элементов поля зрения (зеленая точка в центре страницы, реальная или воображаемая вертикальная полоса по центру страницы, вдоль которой рекомендуют перемещать взор и т.д.), а внимание распределяется по всему полю зрительного восприятия. Замена последовательной переработки информации на параллельную обеспечивается подавлением внутреннего проговаривания текста. После подавления внутренней речи, значения слов привязывается не к их звучанию, а к их виду и дКВ по всему просматриваемому массиву слов становится возможным.

http://s45.radikal.ru/i109/1306/35/118535ec7a47.jpg 

2.12. Деконцентрация в сакральных психотехниках.

«Это подобно тому, как все ясно отражается в зеркале вследствие бесформенной чистоты его отражающей способности. Сердце причастных Пути подобно зеркалу, оно пусто и чисто; ты не-сознаешь, но при этом свершаешь все.».
«Теперь не знаешь даже самого себя, твое тело, ноги и руки действуют, но сознание не-сознает; ты ничего не упускаешь и попадаешь десять раз из десяти. Но даже теперь, если допустить мысль об этом в свое сознание, проиграешь. Только когда не фиксируешь сознание, будешь побеждать каждый раз. Однако не фиксировать сознание не значит вовсе не-сознавать; речь идет об обычном сознании».
«Различать вещи с первого взгляда и не фиксировать на них сознание – значит «быть недвижимым». Ведь если сознание привязывается к вещам, появляются различающие мысли, которые двигаются различными путями. Если положить конец различающим мыслям, то даже если цепляющееся за вещи сознание движется, сам остаешься неподвижным.»
«Если смотришь на один-единственный лист  дерева, остальных листьев не видишь. Если же просто смотришь на дерево и не фиксируешь зрение на одном листе, то сможешь увидеть все листья, какие только есть на дереве. Если сознание сосредоточено на одном листе, остальных не видишь; если не концентрируешь внимание на одном, видишь сотни и тысячи листьев».

«Если вы помещаете сознание в какое-то одно место, в результате оно оказывается скованным и утрачивает подвижность. Если вы просто думаете о чем-то, сознание окажется скованным вашими мыслями. Поэтому отстранитесь от мыслей и рассуждений, забудьте о своем теле и не фиксируйте сознание ни на чем. В этом случае когда сознание посетит ваше тело, оно будет работать безупречно и выполнять свои функции без промедления.»

«Правильное сознание не остается в одном месте. Это сознание, которое охватывает все тело и личность.». 

«Предположим, на тебя  один за одним нападают десять человек. Если после отражения первого удара сознание не задерживается на полученном впечатлении, но переходит с одного на другого, оставляя каждого сразу после того, как ты справился с ним, сможешь справиться с десятью противниками. Хотя сознание работает десять раз – по одному на каждого противника, если оно ни на ком не задерживается и переключается поочередно на каждого, сможешь взять верх.».

Дальнейшее углубление и КВ и дКВ приводят к одинаковому результату – состоянию niruddha. В первом случае внимание утрачивает единственный объект КВ и переходит к КВ на чистом сознании, во втором дКВ переходит к основе всех фонов – чистому сознанию.

5.7. Объемное сознание.

Основа объемного сознания– тотальное внимание. После описанных выше процедур внимание становится тотальным, включающим в себя и обычное, и объемное, и видимое и то, что ранее было невидимым. В этом состоянии оно утрачивает характеристики внимания как такового, превращаясь в то, что стоит за вниманием – рефлексивную инстанцию более высокого порядка, позволяющую включить в состав наблюдаемого и сам процесс внимания.
Объемность сознания не зависит от того, какие в нем протекают процессы – линейные или объемные. Объемное сознание охватывает все пространство, в котором реализовано то или иное содержание. Об объемном сознании мы можем говорить только в случае одновременного наличия противоположных полюсов шкал, характеризующих сознание как таковое. Не пытаясь дать исчерпывающий перечень таких шкал, рассмотрим некоторые из них.

Объемность сознания может быть рассмотрена как реализация пространственной метафоры. Речь в данном случае идет не о полипроцессуальности сознания, когда в поле внимания одновременно находится несколько различных процессов. Полипроцессуальность – следствие применения дКВ-техники, не изменяющей одномерный характер сознания. Сознание становится объемным, когда в нем присутствуют несовместимые между собой описания одной и той же реальности. В пределах одномерного сознания одно из описаний с неизбежностью доминирует (как это бывает при обратимых отношениях «фигура – фон»). Объемное сознание возникает тогда, когда несовместимые описания присутствуют как равно истинные и, вместе с тем, принципиально несовместимые. Это совмещение несовместимого - развернутая идея двоемыслия – может быть либо редуцировано до обычных содержаний одномерного сознания путем превращения несовместимых описаний в отдельные аспекты одного объекта, либо спровоцировать скачкообразный переход одномерного сознания в объемное. Тогда несовместимые принципы описания становятся не аспектами одного объекта, а различными измерениями многомерного сознания.

Совмещение несовместимого в рамках одного объемного сознания является психологической основой для формирования феномена метакультуры. Об этом проекте много говорят как о желательном, необходимом и неизбежном, имея в виду построение обширной культурной системы, включающей в себя различные существующие и существовавшие культуры в качестве частных случаев. Однако до сих пор никто не сделал ни одного шага к разработке технологического обеспечения этого проекта. Это неудивительно, поскольку стилистика, ценностные ядра, картины Мира, религиозные и метафизические задачи и соответствующие им формы организации сознания различных культур оказываются зачастую несовместимыми. Попытка создания единого культурного поля, содержащего в себе формы и смыслы различного культурного происхождения в лучшем (и крайне маловероятном) случае привела бы к формированию еще одной культуры, рядоположной остальным, а вероятнее всего к проекции всего богатого и противоречивого мира культурных форм на плоскость посткультурного постмодернистского мира, устраняющего глубинные смысловые измерения каждой из подвергшихся подобной процедуре культур. Объемное же сознание, преодолевшее ограничения индивидуальной психики, позволяет расположить в пределах одного сознания все многообразие культурных форм без потери смысловой глубины.

Другой реализацией пространственной метафоры является совмещение различных состояний сознания в одном психическом пространстве. Механизмы переработки психических содержаний, характеризующие различающиеся нормальные состояния сознания – бодрствование, быстрый сон и медленный сон не совместимы ни по своей работе, ни по своему результату. Тем более не совместимыми оказываются принципы функционирования нормальных и измененных состояний сознания. Объемное сознание предполагает возможность совмещения различных работы этих несовместимых механизмов с получением сложного многомерного продукта.
Началом работы в этом направлении становится разделение общего психического пространства на два и более подпространств на основе техники одновременного восприятия альтернативных фигур (см. выше) и привязки к ним работы различных психических механизмов. Грубо говоря, кубик Неккера как плоская фигура может быть начальным образом, к которому применяется преобразование, характерное для сновидения, и одновременно тот же кубик в качестве объемной фигуры может послужить началом цепочки преобразований под воздействием механизмов бодрствующего сознания. Подпространства единого психического пространства возникают либо в результате использования техники непосредственного формирования альтернативных состояний, либо как воспроизведение воспоминаний о них.

Но объемное сознание может быть рассмотрено и как расширенное во времени актуальное настоящее. Актуальное настоящее всегда обладает определенной длительностью, в течение которой существуют связные целостные процессуальные единицы, составленные из разнесенных во времени элементарных восприятий. Объемное сознание расширяет актуальное настоящее на значительные промежутки времени, превращая удаленные во времени события в одновременные.
Но наиболее интересный результат объемное сознание дает при размещении в нем шкалы дифференциации, по которой движется во времени любая развивающаяся система.

Развивающаяся система подчиняется вполне определенным законам: движению от исходной высокоэнтропийной недифференцированной целостности ко все более дифференцированным состояниям и, в конечном итоге, к старению и смерти. Для систем, обладающих сознанием или являющимся продуктом деятельности сознания, этот закон приобретает иной вид: развивающаяся система последовательно замещает знание реальности ее изображением, представляющим не только реальность как таковую, но и ее виртуальные варианты. При этом ранние стадии развития представляются насыщенными более глубокими смыслами, большими возможностями и большей энергией, чем более поздние. С другой стороны, поздние стадии дают нам гораздо большие объем и разнообразие знаний и технологий, значительно большую техническую изощренность и жизненный опыт, нежели ранние стадии. Отсюда и противоречия между традиционалистским и прогрессистским подходами в оценке эволюции человеческих сообществ.

Объемное сознание позволяет вместить в одном сознании весь континуум состояний развивающейся системы – от начального недифференцированного состояния до конечного пункта, выявляющего все потенции системы. В качестве такой развивающейся системы могут выступать различные культурные феномены. например, естественные языки, преодолевая, тем самым, деградационные аспекты развития. Такой же системой может стать и психика субъекта, сформировавшего объемное сознание.   

         6.3. Принцип калейдоскопа как психотерапевтический прием.

Можно сказать, что принятие принципа калейдоскопа, ведет к тому, что в пределах новой конфигурации жизнь начинается с самого начала без всякой связи с предыдущей фазой. Но и то, что следует за текущей конфигурацией никак не связано с ней. Психологически это означает готовность к любому новому развороту событий без своей ответственности за то, что предшествовало ему.

         http://s47.radikal.ru/i117/1306/22/0edaa78113b7.jpg         

0