Сущий — (אהיה אשר אהיה эхие ашер эхие — «Я есмь Тот, Кто есмь»; с иврита «быть» переведено на русский «Сущий») «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14)
Элóхи́м (однокоренные слова: Эль, Элóах, Элóга[1])
Саваóф
Адонáй
Эль-Шаддáй — в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий». Шадай (или Саддай) — корнем его является шад (שד — «сила»[источник не указан 914 дней]) и в этом смысле это слово и производные от него, например, «ШАДдай», «меШАДед» неоднократно встречается в еврейском тексте Писания (например, в Книге Мишлей (Притчах Соломона). В Средние века это имя стало «расшифровываться» как это аббревиатура «Шаддай» — שדי, состоящая из начальных букв трёх слов на иврите Шóмер длатóт Исраэ́ль שומר דלתות ישראל — «Охраняющий двери Израильские». Данное имя используется иудеями в мезузе[2].
Эль-Олам — в русском синодальном переводе «Бог вечный» (Быт. 21:33)
Эль-Гибор — «Бог Крепкий» (Исх. 9:6, 7)
Эль-Эльон — «Бог Всевышний»
Ветхий днями (Атик Йомин) — образ Бога из книги Даниила
Шем ха-мефораш (שם המפורש; Shem ha-Mephorash) — древнееврейская фраза, означающая «72-буквенное имя Бога». Считается увеличенным тетраграмматоном[3].
Иногда к имени Бога прибавляется уточняющее определение (эпитет), выделяющее одно Его качество, характерное для проявления в общении с конкретным человеком или для места, на котором Он действовал.
YHWH-Рóи — «Яхве (Иегова) — Пастырь мой» (Пс. 22:1)
YHWH-Шало́м — «Яхве (Иегова) — Мир» (Суд. 6:24)
YHWH-Рóфеха — «Яхве (Иегова) — Целитель твой» (Исх. 15:26)
YHWH-Ци́дкену — «Яхве (Иегова) — Оправдание наше» (Иер. 23:6)
YHWH-Ша́ма — «Яхве (Иегова) — там» (Иез. 48:35)
YHWH-Ни́си — «Яхве (Иегова) — Знамя моё» (Исх. 17:15)
YHWH-Мкáдишхем — «Яхве (Иегова) — Освящающий вас» (Лев. 20:8)
В Ветхом Завете Бог Сам открывает Себя Моисею как «אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה» — «Я есмь Сущий» (лат. Ego sum qui sum, греч. ἐγώ εἰμι; Исх. 3:14). Наряду же с другими именами-эпитетами Бога, Ветхий Завет признаёт как «имя собственное» — «Ягве» или «Яхве» (יְהוָה), «священная тетраграмма». Следует понимать условность термина «имя собственное» в данном случае, поскольку ни одно имя не может выразить сущности Бога в полной мере, лишь указывая на Его качества [2]. Имя Бога Самим Богом было запрещено произносить напрасно (Исх. 20:7).
При чтении Святого Писания иудеи заменяли непроизносимое имя «Ягве» (Яхве) словом «אדני» (Адонáй) — Господь (о современном употреблении подобного правила см. конец этой статьи). Поэтому 4-буквенное имя Бога יְהוָה (Ягве) в Септуагинте переведено как «Κύριος» (Господь), а в Вульгате — «лат. Dóminus», что на русском означает «Господь». Произношение тетраграмматона с 1518 года часто транслитерировалось некоторыми европейскими переводчиками искажённо, как «Иегова»).
Бог открывается в Ветхом Завете под именами, которые условно можно разделить на 3 группы:
Основная группа — «Бог»: Эль, Элóах/Элóга или Элóги́м (Быт. 1:1); «Сущий»: Ягве (Иегова) (Быт. 2:2; Исх. 34:6), «Владыка»: А́дон или Адонáй (Быт. 15:2)
Вторая группа — составные с Эль (Бог): Бог Всемогущий — Эль Шаддай (Быт. 17:1), Бог Всевышний — Эль Эльон (Быт. 14:18), Бог Вечный — Эль Олам (Быт. 21:33), Бог Крепкий — Эль Гибор (Исх. 9:6, 7)
Третья группа — составные с Ягве (Иегова), Сущий (в русском переводе — Господь): Господь Бог — Ягве (Иегова) Элогим (Быт. 2:4, Исх. 34:6); Владыка Господь — Адонай Ягве (Иегова) (Быт. 15:2); Господь Саваоф (то есть «воинств») — Ягве (Иегова) Цеваоф (1 Цар. 1:3)
Новый Завет
Nuvola apps important recycle.svg
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Бог послал Cвоего Cына Иисуса Христа для выполнения определённой миссии: Иисус пришёл, чтобы соединить в Себе человека с Богом, дав тем самым спасение человечеству.
Имя Иисус Христос состоит из двух частей:
Иисус (греч. Иесу́с от евр. Иéшуа — сокращённая форма имени, которое кириллицей пишется как Йéхошуа или Иéгошуа), переводится как «спасён [силой] Яхве»
Христос (арам. Мши́ха, Маши́ах) или «Месси́я» (греческая форма еврейского «Маши́ах») — «Помазанник»
В то время имя «Иéшуа» было распространённым еврейским мужским именем. Потому люди не всегда называли Иисуса только по имени, а говорили, например, «Иисус-назарянин» (Мк. 1:24; Лк. 4:34) или Иисус Назорей (Мк. 10:47; Деян. 2:22).
В Библии и христианских конфессиях употребляются также следующие эпитеты Иисуса Христа: Агнец Божий (жертва за грехи мира), Предвечное Слово, Жених, Премудрость Божия, Солнце правды, Воздаятель (Рим. 12:19).
Сам же Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6), а также:
Сын Человеческий (Мф. 8:20),
Сын Божий (Ин. 10:36),
Господь (Ин. 13:14),
учитель (Мф. 23:8), наставник (Мф. 23:10),
хлеб живый (Ин. 6:51),
свет миру (Ин. 8:12),
дверь (Ин. 10:9),
пастырь добрый (Ин. 10:11),
воскресение и жизнь (Ин. 11:25),
истинная виноградная лоза (Ин. 15:1),
господин субботы (Мф. 12:8)
судья (Ин. 5:22).
Альфа и Омега, начало и конец (Откр. 1:8), Первый и Последний (Откр. 1:10),
Вседержитель (Откр. 1:8).
Иисус также называет себя «от начала Сущий» (Ин. 8:25) — так, как должен был называться Мессия согласно Ветхому Завету (Мих. 5:2). В других приведённых фрагментах Иисус называет себя «Я есмь» (Ин. 8:24, 28, 58). В Ин. 18:6 такое самоназвание повергает в ужас иудейскую стражу.
Со стороны других лиц в Синодальном переводе Нового Завета Иисус именуется чаще всего словом Господи (Мф. 8:2), также Сыном Божиим (Мф. 14:33), учителем (Мф. 8:19), Господом (Ин. 20:28), Судьёй живых и мёртвых (Деян. 10:42), и, кроме того, следующими наименованиями:
Бог (Ин. 20:28),
Слово (Ин. 1:1, Ин. 1:14),
Христос (Мк. 8:29),
Агнец Божий (Ин. 1:29)[4]
Спаситель мира (Ин. 4:42)
Сын Давидов (Мф. 9:27), сын Авраамов (Мф. 1:1),
Царь Иудейский (Мф. 27:29) и Царь Израилев (Мк. 15:32),
Господь господствующих и Царь царей (Откр. 17:14),
краеугольный камень (Еф. 2:20),
Божия сила и Божья премудрость (1Кор. 1:24),
великий Первосвященник (Евр. 4:14),
священник по чину Мелхиседека (Евр. 7:17),
галилеянин (Мф. 26:69),
назарянин (Мк. 1:24), назорей (Лк. 18:37),
плотник (Мк. 6:3),
Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов (Откр. 3:7),
Господь с неба (1Кор. 15:47).
Список имён Бога, Иисуса Христа и Святого Духа
Имена Бога
Ссылки на источники
В разделе не хватает ссылок на источники.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2020 года.
Яхве
Элохим
Адонай
Альфа и Омега
Господь Саваоф — Господь Воинств
Эль-Шаддай — Бог Всемогущий
Эль-Эльйон — Бог Всевышний
Эль-Гибор — Бог Крепкий
Отец
Творец
Любовь
Эль-Олам — Бог Вечный
Яхве-Кана — Бог Ревнивый
Яхве-Рои́ — Иегова — Пастырь мой
Яхве-Ирэ́ — Иегова усмотрит
Яхве-Шалом — Иегова — Мир
Яхве-Рофэха — Иегова — Целитель твой
Яхве-Цидкейну — Иегова Праведность наша
Яхве-Шамма — Иегова там
Яхве-Нисси́ — Иегова — Знамя моё
Яхве-Мекаддишхем — Иегова, освящающий вас
Имена и эпитеты Иисуса Христа
Ссылки на источники
В разделе не хватает ссылок на источники.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2020 года.
Агнец Божий[5]
Альфа и Омега[6]
Аминь[7]
Бог истинный[8]
Воскресение и жизнь[9]
Второй человек[10]
Господь[11]
Дверь[12]
Друг[13]
Еммануил[14]
Жизнь вечная[8]
Звезда утренняя[15]
Испытующий сердца и внутренности[16]
Истинная виноградная лоза[17]
Краеугольный камень[18]
Лев от колена Иудина[19]
Мессия[20]
Назорей[21]
Отрасль[22]
Пастырь добрый[23]
Первый и Последний[24]
Последний Адам[25]
Путь и истина и жизнь[26]
Свет Миру[27]
Слово[28]
Сын Бога Живого[29]
Сын Божий[30]
Сын Давидов[31]
Сын Человеческий[32]
Хлеб жизни[33]
Хлеб, сшедший с небес[34]
Царь Иудейский[35]
Я есмь[36] (греч. «Эго эйми», парафраз еврейского «Я есмь Сущий»), тождественно ему в греческом тексте Это Я (Ин. 18:5,6)
Имена Духа Святого
Ссылки на источники
В разделе не хватает ссылок на источники.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2020 года.
Эль-Кадош — «Святой»
Дух Господень[37][38][39][40][41][42][43][44][45][46][47]
Дух Христов[48]
Дух Божий[49]
Утешитель[50]
Дух истины[51]
Дух премудрости и разума[52]
Дух совета и крепости[52]
Дух страха Господнего[источник не указан 156 дней]
Дух Обличитель[источник не указан 156 дней]
Дух помощи[источник не указан 156 дней]
Христианские традиции
Многие христиане признают ипостаси Святой Троицы:
Бог Отец
Бог Сын
Бог Святой Дух