Во время Второй мировой войны, Парижская соборная мечеть спасала евреев. Имам мечети (Си Каддур Бенгхабрит, 1868–1954 гг.) организовал для евреев прибежище и выдавал поддельные мусульманские свидетельства о рождении.
https://d.radikal.ru/d36/2010/c3/76c5cf859a8b.jpg

Бенгхабрит, родившийся в Алжире вскоре после того, как эта страна стала территорией Франции, и умерший в год начала войны за независимость, на протяжении всей жизни пытался облегчить процесс интеграции французской и арабской культур, а главным его детищем стала Парижская соборная мечеть, открытая в память о солдатах-мусульманах, воевавших за Францию в Первую мировую войну.

https://d.radikal.ru/d30/2010/ca/3e0db48bae0b.jpg

Именно эта мечеть в период оккупации Парижа стала убежищем для десятков евреев и участников Сопротивления, скрывавшихся от гестапо и вишистской полиции. Гестаповцы устраивали уличные облавы, выискивая обрезанных мужчин, однако в Париже было много мусульман, поэтому на всякий случай гестаповцы запрашивали сведения о родословной у Бенгхабрита — как муфтий главной парижской мечети он был одним из самых влиятельных мусульман в Европе.

На все запросы Бенгхабрит отвечал положительно — да, мусульманин — и вписывал имя человека в список прихожан. Однажды к нему с просьбой о помощи обратился Салим Халали, алжирский еврей, ставший довольно известным в Париже певцом: не желая рисковать, он попросил Бенгхабрита выдать ему документ, подтверждающий, что он мусульманин, не дожидаясь запроса от гестапо. Документ Бенгхабрит выдал, а для убедительности выбил имя деда Халали на безымянном надгробии на территории мечети.

С этого момента к Бенгхабриту стали часто обращаться — с риском для себя и своих прихожан он стал выдавать десяткам парижских евреев и евреев из Северной Африки документы об арабском происхождении и даже прятал в подвале мечети участников французского Сопротивления. Бенгхабрит старался уничтожать свидетельства своей деятельности, поэтому точное количество спасенных им неизвестно. По разным подсчетам, оно составляет от 500 до 1500 человек.

Соборная мечеть в период оккупации Парижа стала убежищем для десятков евреев и участников Сопротивления, скрывавшихся от гестапо и вишистской полиции. Гестаповцы устраивали уличные облавы, выискивая обрезанных мужчин, однако в Париже было много мусульман, поэтому на всякий случай гестаповцы запрашивали сведения о родословной у Бенгхабрита — как муфтий главной парижской мечети он был одним из самых влиятельных мусульман в Европе.

На все запросы Бенгхабрит отвечал положительно — да, мусульманин — и вписывал имя человека в список прихожан. Однажды к нему с просьбой о помощи обратился Салим Халали, алжирский еврей, ставший довольно известным в Париже певцом: не желая рисковать, он попросил Бенгхабрита выдать ему документ, подтверждающий, что он мусульманин, не дожидаясь запроса от гестапо. Документ Бенгхабрит выдал, а для убедительности выбил имя деда Халали на безымянном надгробии на территории мечети.

С этого момента к Бенгхабриту стали часто обращаться — с риском для себя и своих прихожан он стал выдавать десяткам парижских евреев и евреев из Северной Африки документы об арабском происхождении и даже прятал в подвале мечети участников французского Сопротивления. Бенгхабрит старался уничтожать свидетельства своей деятельности, поэтому точное количество спасенных им неизвестно. По разным подсчетам, оно составляет от 500 до 1500 человек.

Это — не уникальный, не единичный случай. В статье, посвященной холокосту и помещенной в выходящей в Катаре англоязычной газете «Пенинсула», исполнительный директор вашингтонского Института по ближневосточной политике Роберт Сатлофф приводит некоторые любопытные факты, рассказывающие о том, как во время Второй мировой войны арабы помогали евреям спасаться от гитлеровцев.

Сатлофф, в частности, пишет: «Арабы приглашали евреев в свои дома, охраняли их ценные вещи, чтобы немцы не могли их конфисковать. Они делились с евреями тем скудным пищевым рационом, которым они сами обладали, и предупреждали лидеров еврейских общин о предстоящих облавах эсэсовцев. Султан Марокко и Бей Туниса оказывали не только моральную поддержку, но и практическую помощь своим еврейским подданным. По словам Якова Зриви из маленького городка Сфакс в Тунисе — «Арабы охраняли евреев».

На холмах, расположенных к западу от города Тунис, 60 еврейских заключенных бежали из трудового лагеря, принадлежавшего силам Оси. Они постучались в дверь фермера Си Али Сакката, который мужественно прятал их до прихода войск союзников…