Вся философская мысль средних веков носит религиозный характер. Где-то с V века нашей эры в европе начинает распространятся христианство, а с VII века в азии получил распространение ислам. Здесь я выложу основы только европейско-христианского мировоззрения, так как о азиатско-мусульманской я знаю очень мало. Тех, кто знает о ней побольше, прошу опуликовать эти материалы.
Итак, средневековая философия делится на два периода: патристика (V-VIII вв.) и схоластику (VIII-XV вв.). В целом же средневековая философия отличается от других период тем, что она была связана с проблемами религии. Философия была как бы вспомогательной наукой для религии и любые философские вопросы этого периода носят религиозный характер. Самые выдающиеся философы и теологи того времени: Августин Аврелий Блаженный и Фома Аквинский.
Августин Аврелий Блаженный жил в 354-430 гг. Он полчил хорошее образование, был преподавателем риторики, позже основал свое братство и стал епископом. Наиболее значимые его труды: "О троице", "Исповедь" и "О граде Божием".
Августин Аврелий рассматривал историю мира и человечества в целом. Историю мира он делил на 6 эпох: от Адама до потопа, от Ноя до Авраама, От Аврааа до царя Давида, от Давида до Вавилонского пленения, от пленения до рождения Иисуса Христа и последний период длится от Христова рождества до страшного суда
Он также учил, что у человека есть бессмертная душа, которая после смерти тела передается от родителей к детям, а души новорожденных творит Бог. В процессе своей жизни человек быстрее всего склоняется ко греху и злу. Зло же Августин Аврелий рассматривал не как отдельную силу, а как отсутствие добра (как тьма - отсутствие света, болезнь - отсутствие здоровья и т.д.). В общем же человечество на протяжении своей истории образует два "града": светский (царство зла и греха) и христианскую церковь (царство света и добра). Эти два "града" развиваются параллельно и будут существовать до страшного суда. После страшного суда души грешников отправятся на вечные мучения, а души праведников будут вечно блаженствовать.
Другой видный теолог Фома Аквинский жил в 1225-1274 гг. Родился в семье графа и уже с детства мечтал посвятить себя богу. Несколько раз он даже убегал из дома для этой цели, но его возвращали. Наиболее его значимые произведения: "Сумма Теологии" и "Сумма против язычников". Впервые попытался доказать существование Бога логическим методом, но на сегодняшний день это доказательство выглядит несколько наивным. Взгляды, высказанные им, считались официальной позицией церкви вплоть до XIX в.
Фома Аквинский представляет мир, как систему, состоящую из разных ступеней: Самая широкая и сама низшая ступень - неживая природа. Затем идет ступень растений и животных, затем - мир человека и высшая ступень, вершина развития и цель всего существующего - Бог.
Философ поддерживал взгляды античных философов на добродетели, которыми должен обладать человек, но также говорил, что человек должен еще иметь веру, надежду и любовь.
Бертран Рассел: История западной философии. В 2-х томах.
Аннотация к книге "История западной философии. В 2-х томах. Том 1"
"История западной философии" - самый известный, фундаментальный труд Б. Рассела.
Впервые опубликованная в 1945 году, эта книга представляет собой всеобъемлющее исследование развития западноевропейской философской мысли - от возникновения греческой цивилизации до 20-х годов двадцатого столетия. Альберт Эйнштейн назвал ее "работой высшей педагогической ценности, стоящей над конфликтами групп и мнений".
Классическая Эллада и Рим, католические "отцы церкви", великие схоласты, гуманисты Возрождения и гениальные философы Нового Времени - в монументальном труде Рассела находится место им всем, а последняя глава книги посвящена его собственной теории поэтического анализа.
Вульф де: Средневековая философия и цивилизация
Аннотация к книге "Средневековая философия и цивилизация"
Книга выдающегося ученого Мориса де Вульфа представляет собой обзор главных философских направлений и мыслителей жизненно важного периода Западной цивилизации. Автор предлагает доступный взгляд на средневековую историю, охватывая схоластическую, церковную, классическую и светскую мысль ХII-ХIII веков. От Ансельма и Абеляра до Фомы Аквинского и Вильгельма Оккама Вульф ведет хронику влияния великих философов этой эпохи, как на их современников, так и на последующие поколения.
Другие книги по философии можно посмотреть и купить в интернет-магазине.