В глубоком сне человек не имеет владений, включая и его собственное тело, но вместо горестей он испытывает совершенное счастье, а поэтому каждый желает спать крепко. Вывод состоит в том, что Счастье присуще человеку и не зависит от внешних причин. Чтобы открыть клад чистого счастья, он должен постичь Себя .
И: Шри Бхагаван говорит, что Сердце является местопребыванием Сознания и что Оно тождественно А т м а н у. Что жв-именно значит Сердце?
М: Называйте его любым именем — Бог, Атман, Сердце или местонахождение Сознания, — это все одно и то же. Главное, что должно быть схвачено здесь, это что Сердце означает само ядро бытия, центр,, без которого нет ничего. Не физическим, но духовным является Сердце. Хридаям равносильно хрит плюс аям, что означает «это — центр»—центр, из которого поднимаются мысли, где они живут и распадаются. Мысли — это содержание ума, и вселенная создается ими. Именно Сердце — центр всего. То, из которого существа входят в жизнь, Упанишады называют ^Брахманом. Это — Сердце. Брахман есть Сердце,
И: Как осознать Сердце?
М: Нет никого, кто хоть на мгновение утрачивает пережи-|вание А т м а н а, ибо никто не допускает, что он когда-либо |отделен от Себя. Он — Атман, а Атман — это Сердце .
Сердце — центр, из которого берет начало все. Из-за того,
что вы видите мир, тело и т. д., говорят, что существует центр
всего видимого, названный Сердцем. Когда вы находитесь
в Сердце, то Оно уже и не центр; и не периферия. Нет ничего
отдельного от Него.
Сознание, которое есть подлинное Бытие и которое не стремится к познанию чуждых А т м а н у объектов, одно есть Сердце. Поскольку истина Атмана познается только бездействующим Сознанием, то это Сознание, всегда остающееся внимательным к ATMа ну, только и есть сияние чистого
Знания.
Если мы принимаем Себя, Атман, за эго, то становимся эго, если за ум — умом, и если за тело — телом. Именно мысль воздвигает оболочки многоразличными способами. Тень на воде двигается, и может ли кто-нибудь прекратить движение тени? Если бы это удалось, то вы заметили бы не воду, а только свет. Подобным образом не обращайте внима¬ния на эго и его активности, но наблюдайте только свет за ним. Эго — это мысль «я». Истинное Я есть Атман.
Реализация уже здесь. Состояние свободы от мыс¬лей — единственно реальное состояние, и нет такого действия, как Реализация. Есть ли кто-нибудь, не осознающий Себя? Разве можно отрицать свое собственное существование?
Что есть Блаженство, как не ваше собственное Бытие? Вы не отделены от Бытия, которое есть то же, что и Блаженство. Сейчас вы думаете о себе как об уме или теле, ко¬торые изменчивы и временны. Но вы — неизменное и вечное. Это все, что вам следует знать.
Будьте Собой, и это есть Блаженство. Вы всегда ТО.
Атман всегда реализован. Нет необходимости искать реализации того, что уже и всегда реализовано, ибо вы не можете отрицать своего собственного существования, а это существование есть Сознание, Атман.
Концепция наличия цели и пути к ней ошибочна. Мы есть цель, или покой, всегда. Все, что требуется, — это избавиться от представления, что мы не есть Тишина.
Если ум умолк, то исчез и целый мир, так как причина всего — ум. Если он умолкает, то естественное состояние является само. Атман все время свидетельствует Сам как «Я—Я». Он самолучезарен, Он здесь. Все это есть ТО. Мы есть только ТО. Будучи в ТОМ, зачем искать ЕГО?
Древние говорят: «Погрузив свое зрение в джняну, человек представляет мир как Брахмана»