О природе сознания
С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения - Гарри Хант
Каково соотношение между мистическим опытом и обыденным сознанием, между принципами современной физики и механизмами восприятия у всех передвигающихся существ, между нашим человеческим самосознанием и более первичной чувствительностью простейших организмов? Эта книга посвящена исследованию сознания в диапазоне от представлений античной Греции до экспериментальной нейропсихологии и эмпирических традиций интроспекции и медитации.
Харри Хант (Harry T. Hunt) получил докторскую степень по Психологии в Университете..., где он исследовал медитацию с поддержкой Абрахама Маслоу.
Он Профессор Психологии ... Университете. Он автор книг «Множественность снов» (1989) и «О природе сознания» (1995) переведенные на русский, а так же «Жизнь в духе" (2005), опубликованная State University of New York Press.
Он опубликовал эмпирические исследования на темы: осознанных сновидений, странных снов, медитативных и интроспективных состояний сознания, креативности и метафоры, трансперсональные и синэстетические опыты в детстве; теоретические доклады о когнитивной психологии мистического опыта, метафоры и высшие состояния сознания, и феноменологические-экзистенциальные основы психологии.
Полностью - тут:
https://www.koob.ru/hunt/
Гарри ХАНТ
О ПРИРОДЕ СОЗНАНИЯХант Г.Т.
О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зренияСОДЕРЖАНИЕ
Код:Часть I. Сознание в контексте: психология, философия, культура ....................................................................................... 25 1. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: Что такое сознание? .................... 27 Сознание и его противоречия ............................................... 27 Место сознания в психологии и его фрагментарная история ................................................ 30 Направления дальнейших исследований............................. 34 Преобразования сознания как первичные данные для когнитивной теории..................................................... 34 «Высшие состояния сознания» и социальная наука: возобновление диалога между наукой и религией ........... 37 Сознание и физическая метафора.......................................... 40 Вокруг сознания, с разрешения «Оксфордского словаря английского языка» ............................................................. 41 Некоторые философские огбворки в отношении понятия сознания: Виттгенштейн и Хайдеггер ............... 53 2. Познавательная способность и сознание .............................. 60 Возобновление спора о сознании: вторичный побочный продукт или фундаментальная способность? .................. 60 Система сознательной осведомленности и ее многообразные проявления ........................................ 68 Когнитивное бессознательное: отдельная система или прото-сознание? ........................................................... 73 Переживание когнитивного бессознательного: микрогенез осознания ......................................................... 79 «Поглощенность» непосредственным состоянием как размерность индивидуальных различий.................... 88 Часть II. Сознание, мозг и организм: Насколько много нейрофизиология может рассказать нам о сознании?......... 93 3. Сознание как эмерджентное качество: неуместность специфической нейрофизиологии ............................................. 95 Эмерджентный холизм Сперри............................................. 96 Концепции синтеза и самоорганизации как эмерджентных свойств нервной системы.................. 98 Холономия (закон целого) ...................................................... 98 Коннекционизм ........................................................................ 101 Нелинейная динамика и теория хаоса ................................. 104 Искусственный интеллект: функции сознания как эмерджентные качества рекурсивного вычисления........ 108 Джеймс Гибсон и экологический строй: примат восприятия .............................................................. 114 Объемлющий зрительный ряд Гибсона................................. 114 Две системы восприятия: «непосредственное восприятие» по Гибсону и «распознавание».................... 121 Сознание и мир у Гибсона, Хайдеггера и Лейбница ........... 123 4. Сознание как локализованное: Нервные зоны конвергенции и система сознательной осведомленности....... 128 Локализация функции: объяснение или конкретное воплощение? ............................................ 128 Пенфилд и таламо-ретикулярная система ........................... 132 Эдельман и Тулвинг: «вспоминаемое настоящее» и его лимбическая локализация......................................... 135 Самосоотносительное сознание............................................ 140 Газзанига: традиционный примат языка в противовес правополушарному сознанию ..................... 140 Гешвинд: межмодальное преобразование, самоосведомленность и многообразие символических форм............................................................ 144 5. Сознание животных: возникновение первичной чувствительности у простейших и самосоотносительного сознания у высших приматов..................................................... 159 Возобновление споров о сознании у животных ................. 159 Первичная осведомленность у подвижных организмов .... 163 Отражение первичной чувствительности у простейших ... 167 Потенциал действия нейрона как движение простейших ... 171 Возникновение самосоотносительных познавательных способностей у высших обезьян........................................ 179 Часть III. Феноменология сознания........................................ 189 6. Уильям Джемс и поток сознания: метафора снаружи, зеркало внутри.............................................................................. 192 Идея феноменологии у Джемса и ее множественное влияние...................................................... 192 Поток сознания как само-преобразующий диалог ............. 197 Поток как метафора — поток как реальность..................... 205 Неразделимость сознания и мира в поздних работах Джемса................................................. 205 Метафора................................................................................ 206 Реальность .............................................................................. 210 Внутренние и внешние отражения динамики потока и турбулентности................................................................. 218 Архетипы опыта: метафора или мир? .................................. 221 Часть IV. Образные основы сознания: ординарного и неординарного, древнего и современного........................... 225 7. Синестезия: внутренний лик мысли и смысла ..................... 227 Разрешение Вюрцбургского спора: мысль как синестезия...................................................................... 227 Противоположная позиция: синестезии как до-символический феномен ............................................... 239 Межмодальные слияния в ге'ометро-динамических паттернах образов и жестов ............................................... 248 Опыт «белого света» и сходные состояния: межмодальные или до-сенсорные? ................................... 254 8. Множественность образов: феноменология и некоторые ограничения лабораторных исследований................................ 259 Современные исследования образов.................................... 259 Образ как восприятие или суждение: спор, который выиграли все стороны ......................................................... 261 Зрительные образы и обращения гештальта: решающая проверка или разные формы образности? ........................ 266 Из чего сделаны сновидения: множественность образов сновидений............................................................. 269 Абстрактные образы: еретическая революция ................... 274 Некоторые следствия метафорически-образной теории символического познания...................................... 282 9. Sensus Communis: история межмодальной теории разума ... 286 Аристотель и sensus communis: неопределенность и отрывочность ранних представлений ............................ 287 «Мысль сердца» в романтизме: восстановление sensus communis в качестве воображения......................... 295 Происхождение sensus communis: феноменология сознания в древнегреческой и древнеиндийской мысли.................................................. 300 Древнегреческая феноменология обыденного ума.............. 300 «Ум как таковой» в Греции и Индии: вертикальная ось сознания, связывающая сексуальность и духовность, время и вечность ........................................ 303 Значение и следствия: примат опыта и его периодическое восстановление................................ 308 Часть V. Надличностный опыт и рефлексивность человеческого существования ................................................. 313 10. Когнитивная психология надличностных состояний........ 315 Опыт присутствия и открытости как сложная синестезия...................................................... 315 Тонкое тело или тело воображения при шизофрении, в классической интроспекции, биоэнергетике и медитации.......................................................................... 317 Осознание сущности у А. X. Алмааса: измерение присутствия-открытости и его связь с дилеммами в ощущении самости ........................................................... 330 Измерение присутствия-открытости и его связь с символическим познанием и объемлющим строем Гибсона .................................................................... 336 Кое-что, требующее разъяснения: критические вопросы с позиций когнитивной, психоаналитической и трансперсональной психологии . 338 11. Хайдеггер, буддизм махаяны и объемлющий строй Гибсона: Логос чувствительности .................................. 347 Поздний Хайдеггер и буддизм махаяны: параллельные феноменологии Бытия ............................... 349 Хайдеггер ................................................................................. 349 Буддизм махаяны как феноменология человеческого существования..................................................................... 353 Сближение понимания присутствия-открытости у Хайдеггера и в буддизме ................................................. 358 Некоторые различия между Хайдеггером и медитативным буддизмом — с Гибсоном в роли посредника ............................................................... 362 Место истории ....................................................................... 362 Отношение человеческих существ к присутствию-открытости ............................................ 363 Место животных: объемлющий строй как матрица присутствия-открытости ........................ 364 Присутствие-открытость как сострадание: проективный анимизм или само-осознание Бытия? ....... 369 Часть VI. Сознание и реальность ............................................ 375 12. Сознание как время ............................................................... 377 Восприятие и стрела(-лы) времени: пульсации и течение, появление и исчезновение ............................... 378 Co-зависимое порождение живого времени и самосознания в символическом познании .................... 383 Феноменология: общий поток времени и сознания.............. 383 Когнитивные исследования сознания времени: время как момент, время как поток................................. 385 Переживание времени в презентативных состояниях ....... 388 Околосмертный опыт и Вечность: мнение прагматика..... 394 13. Сознание как пространство: физика, сознание и примат восприятия ................................................................... 400 Сознание и квант: некоторые конкурирующие варианты ... 402 Физика и сознание: метафора и колеблющаяся граница между сознанием и миром.................................................. 407 Пространства-времена восприятия как первоисточник современной теоретической физики ................................. 411 Представление опыта: некоторые взаимные ограничения в теоретической физике и теоретической психологии ... 414 Топологии жизненного пространства: несопоставимости в изобразительном представлении опыта......................... 416 Топологическая психология Левина и ее ограничения.......... 416 Динамика изменения в жизненном пространстве и теория катастроф .......................................................... 419 Граница между жизненным пространством и чужеродной оболочкой как двойной тор ...................... 421 Восприятие, мир, вселенная.................................................. 427 Часть VII. Заключительное социологическое послесловие.................................................................................. 429 14. Сознание как общество ......................................................... 431 Двойной кризис смысла в современной жизни................... 431 Дюркгейм о коллективном сознании ................................... 437 Социологическая переинтерпретация парапсихологических исследований................................. 442 «Эффект Махариши» как социальное поле ........................ 442 Лабораторная парапсихология как коллективные флуктуации образов............................................................ 446 Некоторые социокультурные следствия.............................. 453В статье «Сознание и его собственник» Г. Г. Шпет убедительно показывал, что сознание ни в каком собственнике нужды не имеет, что сознание как таковое, рассматриваемое в своей сущности, — ничьё. Насколько индивидуальное сознание способно черпать из «ничейного» или чистого сознания, «ничейного» языка, зависит от него самого. Как справедливо заметил Г. Г. Шпет, хитро не «собор со всеми» держать, а себя найти мимо собора, найти себя в своей свободе, а не соборной.
По ходу обследовательского тура читатель встретит и узнает в изложении автора много знакомого. Он, несомненно, узнает идеи полифонии и диалогизма сознания М. М. Бахтина; пространство «между» М. Бубера; идеи о символической природе сознания П. А. Флоренского, А. Белого, М. К. Мамарда-швили и А. М. Пятигорского; идеи Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания; преодоление субъект-объектной парадигмы и замену ее парадигмой бытие-сознание и парадигмой человек-мир С. Л. Рубинштейна; размышления А. Н. Леонтьева о жизненном мире, стоящим за деятельностью и сознанием; представления В. А. Лефевра о рефлексивных структурах сознания и их рангах; нейропсихологические и вместе с тем антиредукционистские взгляды А. Р. Лурия; аналоги замечательных исследований субсенсорного диапазона Г. В. Гершуни; идеи об участности мышления и сознания в бытии М. М. Бахтина; идеи о спонтанности сознания В. В. Налимова и многое другое.
В.П. ЗинчепкоПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга представляет собой синтез когнитивного, феноменологического и трансперсонального подходов к сознанию.
В результате такого взаимно преобразующего сопоставления начинают выявляться три темы: 1) возможность того, что состояния сознания дают уникальные, по большей части не принимаемые во внимание данные для общей когнитивной психологии; 2) фундаментальное значение сознания и, особенно, его проявления в многообразии мистического опыта, для формирования главной парадигмы психологии, социологии и антропологии; и 3) необходимость для любого описания сознания физической метафоры и вытекающей из нее идеи неразделимости сознания и мира.
Третья часть является поворотным пунктом в движении книги от когнитивного к надличностному. В Пятой части книги предлагается новая когнитивная теория надличностного опыта в медитативных и подобных им состояниях. Здесь я, вслед за Гербертом Гюнтером, предпринимаю синтез представлений буддизма махаяны о медитативном постижении и эмпирического объяснения Бытия у позднего Хайдеггера. Это дополняется дальнейшим развитием начатого Гибсоном анализа примата восприятия, который отсутствует у Хайдеггера. Понимание медитативных состояний с точки зрения базовой организации восприятия позволяет избежать различных «сверхнатурализмов» «нового века», которыми часто страдает трансперсональная литература.
Сознание — это не «механизм», который следует «объяснять» с точки зрения когнитивной психологии или нейрофизиологии, а первичная категория. оно является контекстом нашего бытия. по контрасту с представлениями о сознании, как о чем-то по самой своей природе личном.Часть I
Сознание в контексте: психология, философия, культураМистические высказывания отражают очень своеобразный и важный способ смотреть на вещи, который является столь же определенным и характерным, как любой другой...
Это мистическое мировосприятие, далеко не будучи особым даром странных людей, именуемых мистиками, скорее составляет часть опыта большинства людей во все времена, подобно тому как представления о горизонте и открытом небе входят в большинство обычных представлений о мире. На горизонте объекты становятся неясными или сильно вытянутыми, параллельные линии сходятся, и так далее; точно так же в мистических областях опыта некоторые вещи выглядят и ведут себя совсем не так, как в ближних или средних пределах опыта... Есть люди, у которых из-за неспособности к математике развивается отвращение ко всему этому предмету, и есть люди, у которых сходное отвращение развивается из-за неспособности к мистицизму, однако отсюда не следует, что та или иная из этих способностей не представляет собой разновидность обычного человеческого дарования, которое выражается в своеобразном типе высказываний и дискурса, по существу, с такой закономерностью, что заслуживает названия «логики».
Дж. Н. Финдли. Логика мистицизмаСознание и его противоречия
Что такое сознание? Это «нечто» такое, что находится перед каждым из нас в этот самый момент, но чего мы не ищем или не замечаем, как такового, до тех пор, пока не задаемся этим вопросом. Тогда, подобно воде, в которой плавает рыба, оно находится везде и нигде.
Наше непосредственное осознание столь же явно наличествует, как и не поддается однозначному описанию. По отношению к сознанию во многом справедливо то, что Августин говорил в своей «Исповеди» о времени: нам кажется, что мы его вполне хорошо понимаем, до тех пор, пока нас не спрашивают о нем, и именно тогда мы оказываемся в замешательстве.
…постепенно сформировалась «трансперсональная психология» — дисциплина, занятая изучением преобразований сознания — в особенности, связанных с различными медитативными традициями — как потенциальных выражений максимума синтеза и интеграции, доступных сознанию.Направления дальнейших исследований
Преобразования сознания как первичные данные для когнитивной теории…это отсутствие поддающейся описанию структуры привело к утрате интереса к сознанию среди экспериментальных психологов в 1920-е гг.
Именно здесь мы можем обратиться к спонтанным преобразованиям сознания, представляющим собой «эксперименты природы» над разумом, которые получили различные названия — «измененные состояния сознания», «надличностные состояния», или, как они именуются ниже — «презентационные состояния». Представляется, что эти феномены дают как раз те эмпирические данные как о природе сознания вообще, так и о его когнитивно-символических процессах, которые теряются в прозрачности обычного осознания. По существу, эти субъективные состояния представляют собой уникальный привилегированный «микроскоп» для синтетической психологии сознания.Сознание в контексте
в основе не только невербального символического мышления, но даже вербального мышления и синтаксиса.
…Наконец, возьмем описания так называемого «опыта выхода из тела», иногда возникающего при засыпании или встречающегося в качестве типичного элемента в «околосмертных» переживаниях…«Высшие состояния сознания» и социальная наука: возобновление диалога между наукой и религией
Наше предыдущее определение социальной науки как синтезирующего, свободного объединения модусов мышления естественных и гуманитарных дисциплин, ставит вопрос об отношении подлинной «когнитивной науки» к духовному и религиозному опыту — наиболее полному воплощению модуса осознания в гуманитарной области. Что представляет собой этот опыт с психологической точки зрения и что он мог бы рассказать о человеческом разуме вообще?… Вероятно, Ницше был первым, кто призывал к «естественной физиологии» экстаза., чистейшим выражением его программы были психоделические исследования 1960-х. По мнению Уильяма Джемса (1902) и Карла Юнга (1953), как наследников проекта Ницше, непосредственное переживание того, что Рудольф Отто (1923) назвал «нуминозным» — культурно инвариантной общей чувственной основы религиозного опыта, — представляет собой эмпирический факт ума. Поэтому его можно изучать «научно». И Джемс, и Юнг, подобно современным трансперсональным психологам, считали, что хотя существование спонтанных религиозных переживаний невозможно установить в качестве «объективной» истины, такого рода переживания можно эмпирически изучать как в плане их когнитивных процессов, так и с точки зрения их влияния на жизнь людей и сообществ. Поэтому наш типично западный спор между наукой и религией можно вести на новом уровне дискурса, где духовность становится рядом эмпирически переживаемых состояний, а социальные науки пытаются понять их следствия для теории человеческого разума.
*) Это в точности соответствует идее К. Уилбера о существовании относительно независимых линий развития различных способностей в эволюции сознания.Джемс (1890) писал свой двухтомный труд «Начала психологии», умело обобщая психологию своего времени специально для того, чтобы рассмотреть вопрос о свободе воле в рамках научного мировоззрения. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он описывал эмпирическое разнообразие религиозных переживаний, полагая, что их функция состоит в том, чтобы придавать необходимые основу и уверенность нашему ничем не связанному уму. Фрейд и Юнг, разумеется, расходились в вопросе о том, является ли религиозный опыт защитной иллюзией или реальным выражением врожденного архетипического воображения. Природа религии и религиозного опыта занимала важное место и в социологических теориях Эмиля Дюркгейма (1912) и Макса Вебера (1922), а также в значительной части ранней антропологии.
Вот вопрос, который оставили нам эти «предтечи»: действительно ли «нуминозные» или «надличностные» переживания отражают специфически человеческое развитие аспекта нашей символической самосоотносительной способности, или даже саму ее суть, как утверждал бы Юнг? Или же прав Фрейд, и наша явно культурно инвариантная склонность к такого рода опыту, напротив, демонстрирует «примитивный» модус мышления, возможно,
даже остатки младенческого «океанического» чувства, которое составляет основу примитивного нарциссизма? Говорят ли нам эти состояния что-либо о наиболее полной способности символического ума к синтезу или же, напротив, являются признаком встроенной тенденции к распаду и упрощению, возможно, проистекающей из самой нашей когнитивной сложности и чрезмерных требований, которые она предъявляет к нам, как к биологическому виду.Хайдеггер в своем труде «Бытие и время» (1927) утверждает, что наша способность к переживанию чувства трансцендентного основывается на нашей уникально человеческой форме восприятия времени — того измерения человеческой жизни, которое постоянно ведет вперед, в открытость и неизвестность. Наша способность напрямую ощущать эту открытость как таковую является непосредственной предпосылкой осознания Бытия. Переживание Бытия — это ощущение открытости, которое лежит в основе любого религиозного опыта и которое пытаются концептуально очерчивать религиозные мифологии. Эта способность человека к удивлению и благоговению перед тем, что он и мир вообще есть, невозможна в «замкнутых» мирах низших животных.
Сама идея социальной науки требует рассмотрения таких вопросов о природе религиозного опыта и традиционной духовности на этом новом уровне дискурса, где «переживания» считаются полноправными «фактами». Трудность состоит в том, чтобы наметить линию исследования, которая будет избегать ложного редукционизма, попросту отмахивающегося от тех наших аспектов, которые не согласуются с нашими современными представлениями о себе с точки зрения рациональности и контроля, занимающими столь важное место в сегодняшней когнитивной науке. В то же время оно должно избегать и противоположной крайности «сверхверы» (James, 1902),
при которой большая часть сегодняшней гуманистической и трансперсональной психологии перестает быть наукой о человеке и сползает к новому собственному мистицизму.