ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ПЯТЬ ОБОЛОЧЕК
Тело человека — это Брахмапура, или город Брахмана. Ишвара Сам входит в мир как джива. Именно поэтому махавакъя «Ты есть То» (Тат твам аси) означает, что эго (которое воспринимается как джива только с точки зрения упадхи: видимое обусловленное ограничение Абсолюта) естьБрахман.
За сушупти следует турия, за турией — трансцендентное пятое состояние без названия. В четвертом состоянии достигается шуд-дха-видья, и только она является чем-то реальным для йога, достигающего ее посредством самадхи-йоги. Джива в состоянии турия погружена в великое причинное тело (махакарана).
Пятое состояние возникает из решительной устремленности к совершенству в четвертом. Тот, кто пребывает в этом состоянии, становится равным Шиве, или, более строго, устремляется к полному равенству, ибо выше этого есть лишь то, что «безупречный достигает высшего равенства», которое есть единство. Отсюда видно, что даже в четвертом и пятом состоянии нет того полного совершенства, которое, составляет самое Высшее.
НАДИ
Сушумна проявляется как бы в форме «пламени» (вахни-сварупа) и имеет внутри себя еще ваджрини-нади «в форме солнца» (суръя-сварупа). Внутри же последней находится бледная, сочащаяся нектаром читра, или чит-рини-нади, называемая также Брахма-нади, «в форме луны». Сушумна, таким образом, может быть охарактеризована как тригуна. Все лотосы в различных чакрах тела как бы подвешены на читра-нади, а сами чакры описываются как узлы из пади, тонкие, как тысячная доля волоса. От меру по обе стороны сушумны находятся нади ида и пингала. Ида располагается по левой стороне и, обвиваясь вокруг сушумны, достигает левой ноздри, где у нее имеется выход. Пингала находится справа от сушумны. Обвиваясь аналогичным образом, она выходит в правую ноздрю. Сушумна, переплетаясь с идои и пингалой и огибая аджня-чакру, напоминает собой как бы изображение кадуцея Меркурия. Эти три «реки», соединяющиеся в аджня-чакре, стекают с нее тремя раздельными потоками, и поэтому аджня-чакра именуется мукта-тривени. Муладхара именуется юкта (соединенная)-триве-пи, так как это место встречи трех нади. Отверстие на конце сушумны в муладхареназывается брахмадварой, оно закрыто витками спящей Деви Кундалини.
ЧАКРЫ
МУЛАДХАРА
Муладхара Описывается как вишнево-красный лотос с четырьмя лепестками, расположенными между основанием полового органа и анусом. В четырех лепестках, обращенных к четырем сторонам света, пребывают четыре формы блаженства: йогананда (блаженство йоги),параманапда (высшее блаженство), сахаджананда (естественное блаженство) и виранапда (блаженство героя). В центре лотоса пребываетсваямбхулинга, красновато-коричневый, подобно цвету молодого лотоса. Читрини-нади изображается в виде канала, а отверстие на ее конце в основании линги называется дверью Брахмана (брахмадварой), сквозь которую поднимается Деви. Деви Кундалини, более тонкая, чем волокно лотоса, и светящаяся подобно молнии, пребывает как бы во сне, свернувшись подобно змее вокруг линги и закрывая своим телом брахмадвару. Ее тончайшая форма в теле, называется кундалини. Эта форма Пракрити, наполняющая и поддерживающая всю вселенную и проявленная в образе всей вселенной; «Блистающая танцовщица», «покоящаяся на лотосоподобной вершине йоги». Пробуждаясь, Она дает рождение миру, сотворенному возглашением животворящей мантры. Красный огнецветный треугольник окружает сваямбхулингу, а внутри него имеется красный кандарпа-вайю, или дыхание Камы, форма апана-вашо, поскольку здесь пребывает обитель творческого желания.CAXACPAPA-ПАДМА
(также рассматриваются:
манас-чакра. Сома-чакра, «дом без опоры» (нираламба-пури), где йоги зрят сияющего Ишвару,пранава, блистающая, подобно пламени, и уже над ней — белый серповидный нада, а еще выше — точечная бинду; а над ним — океан нектара (судха-сагара), остров драгоценностей (мани-двипа), алтарь драгоценностей (мани-питха). Поверх нады и бинду, как на алтаре, покоится Парамахамса, служащий алтарем для стоп Гуру. Это здесь следует созерцать всеобщего Гуру. )
Поблизости от тысячелепесткового лотоса расположена шестнадцатая доля Луны, именуемая ама-кала, она — чистого красного цвета и сверкающая, подобно молнии, тончайшая, подобно нити лотоса, обращенная вниз, вместилище лунного нектара. Внутри нее — серповиднаянирвана-кала, сияющая, солнцеподобная и тончайшая, словно тысячная часть волоса. Здесь находится всеобщий Ишта-девата. Возле нирвана-калы располагается Параманирвана-шикти, бесконечно тонкая, сияющая подобно солнцу, создательница таттва-джняны. Над ней — бинду и висарга-шакти, корень и обитель всякого блаженства.
Сахасрара-падма, или тысячелепестковый лотос всех цветов, обращает себя вершиной книзу из брахмарандхры, возвышаясь над всеми чакрами. Здесь находится сфера первопричины (Брахмалока), причины шести последующих причин. Это — великое Солнце, одновременно космическое и индивидуальное, в сиянии которого пребывают Парама-Шива и Адья-Шакти. Сила — это Вачака-Шакти, или Сагуна-Брахман, содержащий потенциально внутри себя гуны, силы и миры (планы). Парама-Шива проявляется здесь в форме Великого Эфира (Парамакаша-рупи), Высшего Духа (Параматмы), Солнца среди тьмы невежества. В каждом лепестке расположены все буквы алфавита; и то, что есть в нижележащих чакрахили во вселенной (брахманде), существует и здесь в потенциальном состоянии.МАНТРА
Мантры представляют собой все аспекты Брахмана и проявления Кула-Кундалини. шабда — это гуна акаши, или эфирного пространства. Однако она не порождается акашей, а проявляется в ней. Шабда сам является Брахманом. Однако, как в физическом пространстве волны звука производятся движениями воздуха (вайю}, так и пространстве внутри тела дживы волны звука производятся от движений жизненного воздуха (прана-вайю) и процессов вдоха и выдоха.Шабда возникает сперва в муладxape, и то, что нам известно как шабда, есть в действительности, шакти, дающая жизнь дживе. Ее присутствие в муладхаре является причиной сладостного, смутного и жужжащего дхвани, звучащего подобно жужжанию пчелы.
Мантра — это и есть Девата. Поклонник пробуждает и оживляет ее усилием чит-шакти, проходя шесть чакр и созерцая Непорочную.
Мантра Деваты тождественна самому Девате. Ритмические вибрации ее звуков не только регулируют неустойчивые вибрации оболочек поклонника, тем самым трансформируя его, но из нее возникает та форма Деваты, которой она является.ПРАТЬЯКША: ДХЬЯНА
пусть садхака размышляет о великом океане нектара в своем сердце. Затем садхака медитирует на теджомайя-Брахмана или, иначе, между бровями на пранаватмаку, пламя, испускающее юный блеск.Самадхи, рассматриваемое как процесс, есть интенсивный способ умственной концентрации, свободный от всех самкалъпи привязанностей к миру, от всякого самоощущения и самозаинтересованности (маматы). Рассматриваемое как результат такого процесса самадхипредставляет собою соединение дживы с Параматмой.
ФОРМЫ САМАДХИ-ЙОГИ
размышляя о себе как о Шакти и о Параматме как о Пуруше, ощущает себя в единении (сангаме) с Шивой, наслаждаясь вместе с Ним блаженством, которое есть шрингарараса, и сам становится Блаженством, или Брахманом. 5. бхакти-йога, в которой с преданностью(бхакти) совершается медитация на Ишта-девату, не прекращающаяся до тех пор, пока вместе со слезами, истекающими от избытка блаженства, не будет достигнуто экстатическое состояние; 6. раджа-йога, достигаемая с помощью маномурччха-кумбха-ки, при этом манас,отрешенный от всех мирских объектов, фиксируется между бровями в аджня-чакре, и делается кумбхака; соединением манаса с Атмой достигается раджа-йога-самадхи.ШАТЧАКРА-БХЕДА
...Поднимаясь все выше и выше, Кундалини вбирает в себя двадцать четыре таттвы, начиная с грубых элементов. Она соединяется и становится единой с Парама-Шивой. Это майтхуна (соитие) саттвика-панъчататтвы. Нектар, истекающий от этого соединения, заполняет человеческое тело. И тогда, забыв обо всем в этом мире, садхака погружается в невыразимое блаженство.
... Потом он размышляет о том, что черный «человек греха» (папа-пуруша) в левой части полости живота иссушается (воздухом), и, размышляя таким образом, он выдыхает через правую ноздрю (пингалу), совершая джапу биджи тридцать два раза. Делая джапу, он размышляет о том, что тело «человека греха» сжигается дотла, превращаясь в пепел (огнем). Затем он выдыхает через правую ноздрю, делая джапу тридцать два раза. Во время вдоха, задержки дыхания и выдоха садхаке следует утвердиться в мысли, что нектаром, сочащимся из «луны», творится новое, небесное тело. Наконец, с мантрой «со 'хам» садхака вводит дживатму в сердце.
Так Кундалини, насладившись единением с Парамашивой, отправляется в обратное путешествие, проходя тем же путем, которым она пришла. При ее прохождении через каждую из чакр, все, вобранное в нее при единении с ней, вновь исходит из нее и занимает свои надлежащие места в чакрах.КАРМА
Даже добрые дела, если они делаются ради их плода, никогда не могут гарантировать освобождения. Тот, кто помышляет о вознаграждении, получит благо в виде этого вознаграждения. Освобождение — это работа Шива-Шакти, и достигается только брахма-джпяной, разрушением стремления к отдельной жизни и реализацией единства с Высшим. Все сопутствующие действия должны быть без мысли о себе С прекращением желания узы, которые привязывают человека к сансаре, разрываются.ЧЕТЫРЕ ЦЕЛИ БЫТИЯ
Есть только один предмет, к которому все стремятся — счастье, хотя оно бывает разных видов и обретается различными путями.МОКША
Из четырех целей бытия только мокша (или, иначе, мукти) является действительно конечной целью, тогда как три другие постоянно преследуемы страхом смерти и разрушения .
Мукти означает освобождение от уз сансары (феноменального существования), имеющее результатом соединение с той или иной степенью полноты воплощенного Духа (дживатмы), или индивидуальной жизни, с Высшим Духом (Параматмой). Освобождения можно достичь только духовным знанием (Атма-джняной).
Кайвалъя есть состояние единства без атрибутов, состояние, в котором, полностью гасятся модификации энергии сознания, и сознание устанавливается в своей собственной подлинной природе.
На самом деле душа не является по настоящему связанной, так что усматриваемое противоречие оказывается иллюзорным. В действительности есть свобода, но, хотя мокша — уже нечто, чем все обладают, тем не менее, из-за иллюзии, что она еще не достигнута, следует применить некоторые средства, чтобы удалить иллюзию, а джива, преуспевшая в этом упражнении, становится дживанмуктой.
Просветленный знает, что Брахман — это все, что Высшая Душа (Параматма) и индивидуальная душа (дживатма) суть одно, и, свободный от всех привязанностей, он — дживанмукта, или освобожденный еще при жизни. Средством, с помощью которого достигается мукти, служит процесс йоги.СИДДХИ
Сиддха — это тот, кто завершил свое духовное развитие. Величайшим сиддхи представляется духовное совершенство, так как могущественнейшим из всех сиддхи является полное освобождение (маханирвана) от уз феноменальной жизни и единство с Параматмой. Это единение обозначает реализацию высшей из целей (парамартху), достижимой посредством человеческого рождения.ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА:
115. Следует особо подчеркнуть, что не предполагается, будто в действительности есть какие-то лотосы с написанными на них буквами. Эти и иные формы употребляются для представления реалий йогического опыта. Лотос — это сплетение пади.