Тит Нат Хан - Сутра полного осознавания дыхания
Полностью - тут:
http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CDsQFjAB&url=http://dharma.the-serial.ru/books/tit_nat_han_-_sutra_polnogo_osoznavaniya_dyhaniya.doc&ei=QHpWUejyOo3y9gS71YHAAg&usg=AFQjCNGYFAH0MFhDfjtTCeIjX4SK-nkFQQ&sig2=PgHTOXpQooU1Xz8aKFw6HQ&bvm=bv.44442042,d.eWU
СУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ
(с комментариями Тхить Ньят Ханя)
Эти состояния
медитации, в которых практикующий уже отбросил сферу форм и вошел
в бесформенную сферу:
1) сфера безграничного пространства;
2) сфера безграничного сознания;
3) сфера отсутствия материальности;
4) сфера, где нет "восприятия" и "невосприятия".
Часть 2
Краткое изложение содержания
Шестнадцать различных методов вдохов и выдохов в сочетании с
Четырьмя Основами Осознанности являются сущностью сутры Полного
Осознавания Дыхания.
Дыхание - это средство пробуждения и поддержания полного внимания
для того, чтобы иметь глубокое продолжительное видение природы
вещей и достичь освобождения.
Шестнадцать методов дыхания могут быть
разделены на четыре группы по четыре метода в каждой. Первая
группа использует тело как объект Полного Осознавания, вторая
использует чувства, третья - психику и четвертая - объекты
психики. После объяснения шестнадцати методов Полного Осознавания
Дыхания Будда говорил о Четырех Основах Осознанности и Семи
Факторах Пробуждения. Он напоминает нам, что если методы Полного
Осознавания Дыхания практикуются постоянно, они приведут к
успешному достижению Семи Факторов Пробуждения.
Главный же момент этой сутры заключается в том, что
практика Полного Осознавания Дыхания сочетается с практикой
Четырех Основ Осознанности.
Часть 3
Анализ содержания сутры
Часть вторая. Шестнадцать методов.
Вторая часть - это суть сутры. В этой части разработаны 16 методов
Полного Осознавания Дыхания в связи с Четырьмя Основами
Осознанности.
1. Четыре подготовительных метода.
В первом и втором методах объектом осознанности является само
дыхание. Психика является субъектом, а дыхание - объектом. Дыхание
может быть коротким, длинным, тяжелым или легким. Мы видим, как
наше дыхание воздействует на психику. Дыхание и психика становятся
едиными. Мы также видим, что дыхание - это аспект тела и что
осознание дыхания - это одновременно и осознание тела.
В третьем методе дыхание связывается со всем телом, а не с какой-
то конкретной его частью. Осознание дыхания является в то же самое
время осознанием всего тела. Ум, дыхание и все тело становятся
едиными.
В четвертом методе дыхания телесные функции приостанавливаются.
Успокоение дыхания сопровождается успокоением тела и психики.
Психика, дыхание и тело успокаиваются в равной мере.
Только в четырех дыхательных упражнениях мы можем осознать
единство тела и сознания. Дыхание - это прекрасный инструмент для
успокоения и установления психики на данном этапе.
2. Следующие четыре метода.
Пятый метод приводит нас во взаимодействие с нашими ощущениями.
Существуют три рода ощущений: приятное, неприятное и нейтральное
(не приятное и не неприятное). В результате осознанного дыхания и
успокоения тела возникает радость. Это приятное чувство
естественно возникает из четвертого метода.
В шестом методе радость трансформируется в мир и чувство счастья и
мы полностью осознаем это. Седьмой и восьмой методы распространяют
наше внимание на все возникающие чувства и ощущения. Когда мы
осознаем все телесные и все ментальные действия, мы осознаем все
ощущения.
Восьмой метод успокаивает тело и психику и приводит их к
умиротворению. С этого момента мы можем объединить тело, психику,
ощущения и дыхание мирно и полно.
3. Следующие четыре метода.
С девятого по двенадцатый методы психика является объектом.
Психика состоит из всех функций психики, включая чувства, ощущения
и все психические состояния. Буддийская психология насчитывает 51
ментальную функцию. Однако психика также включает в себя и
сознание, различающее и отражающее. Осознание в девятом методе
включает в себя все, что бы ни возникало в психике в настоящий
момент.
Десятый метод приводит психику в состояние радости, поскольку
психика легче концентрируется, находясь в спокойном и счастливом
состоянии, а не в состоянии горя и беспокойства. Мы сознаем, что
имеем возможность практиковать медитацию и что нет более важного
момента, чем настоящий. Когда успокоенная психика входит в данное
состояние, возникает безмерная радость.
Используя психику для наблюдения за психикой, одиннадцатый метод
приводит нас к глубокой концентрации. Психика есть дыхание.
Психика есть единство субъекта, который наблюдает и освещает, и
объекта, который наблюдается и освещается. Психика исполнена мира
и счастья. Психика стала полем света и сил от сосредоточения.
Двенадцатый метод может освободить психику, если она все еще
связана. Психика связана или причинами прошлого или будущего, или
результатами скрытых желаний и гнева. Ясно наблюдая, мы можем
обнаружить эти узлы и можем развязать путы, которыми связана
психика. Полное Осознавание Дыхания вдыхает в психику свет
наблюдения, который может сделать ее свободной.
4. Четыре заключительных метода.
Психика не может быть отделена от своих объектов. Психика есть
сознание, чувства, привязанности, отвращение и т.д. Сознание
должно быть всегда сознающим что-либо.
Чувствование - это всегда чувствование чего-то. Любовь и ненависть
- это всегда любовь и ненависть к чему-то. Это что-то и есть
психический объект. Психика не может проявиться, если отсутствует
ее объект. Психика не существует, если не существует психический
объект. Психика в одно и то же время является субъектом сознания и
объектом сознания. Все физиологические феномены, такие, как
дыхание и нервная система, органы чувств и все психологические
феномены, такие, как чувства, мысли и сознание, и все физические
феномены, такие, как земля, вода, трава, деревья, горы и реки,
являются психическими объектами. Все они могут быть названы
"дхармы".
Тринадцатый метод дыхания проливает свет на постоянно меняющуюся
природу всего существующего - психологическую, физиологическую и
физическую. Само дыхание также непостоянно.
Факт преходящести очень важен, поскольку он открывает для нас
возможность видеть взаимно связанную и взаимообусловленную
природу, а также природу отсутствия "я" (ничто не имеет отдельного
независимого "я") всего, что существует.
Четырнадцатый метод позволяет нам видеть, что каждая дхарма уже
находится в процессе распада (затухания), и, таким образом, мы
больше не захвачены идеей фиксации на какой-либо дхарме как на
отдельной сущности, и даже на психологических и физиологических
элементах в нас самих.
Пятнадцатый метод позволяет нам войти в осознанность великой
радости, радости освобождения, посредством избавления от желания
схватывать и удерживать какую-либо дхарму.
Шестнадцатый метод устраняет то, что должно быть оставлено,
отбрасывает все оковы невежества и хватания. Быть способным
оставлять (что бы то ни было) уже означает пребывать в
освобождении.
Эти шестнадцать методов могут изучаться и практиковаться разумно.
Хотя четыре подготовительных метода очень сильно помогают нашей
концентрации, каждый момент нашей практики сам способствует этому
и нет необходимости практиковать эти шестнадцать методов в этом
порядке. К примеру, вам может подойти практика только
четырнадцатого метода в течение нескольких дней или месяцев.
Хотя эти методы представлены очень просто, их эффект огромен. В
зависимости от вашего опыта вы можете войти в них или углубленно
или поверхностно.
Будда не собирался разрабатывать новые теории для того, чтобы
смущать умы: привнося что-то новое в практику, он использовал
такие простые термины, как преходящесть, затухание, освобождение и
оставление. Действительно, понятие преходящести также включает в
себя концепцию несуществования "я", концепции пустотности,
взаимосвязанности, отсутствия признаков (алакшана) и отсутствие
цели (апранихита). Поэтому важно наблюдать то, что устраняет и
ведет к освобождению.
Часть третья. Четыре Основы Осознанности.
Четыре Основы Осознанности (Сатипаттхана): 1) Осознание тела
в теле; 2) Осознание чувств в чувствах; 3) Осознание ума в уме; 4)
Осознание объектов ума в объектах ума. Более подробные разъяснения
приводятся в книге "Суть Буддийской медитации" Ньянапоника Тхера
или в другом переводе Сатипаттана сутты. См. также Тхить Ньят
Хань, "Обретение мира"
В этой сутре работа по полному осознанию Четырех Основ ведется
через осознанное дыхание.
Я хочу сказать немного относительно выражения "наблюдение тела в
теле", "наблюдение чувства в чувствах", "наблюдение психики в
психике" и "наблюдение объектов психики в психике". Ключ к
медитации наблюдения в том, что наблюдающий субъект и наблюдаемый
объект не являются двумя отдельными сущностями. Ученый может
отделить себя от объекта своего наблюдения или
измерения, но изучающий медитацию должен отбросить разделение
между субъектом и объектом. Когда мы наблюдаем что-либо, мы уже
есть этот объект.
Недвойственность - вот ключевое слово.
Наблюдение тела в теле означает, что в процессе наблюдения мы не
стоим в стороне от нашего тела как независимый наблюдатель, но мы
идентифицируемся с объектом, который наблюдается. И это
единственный путь, который может привести нас к проникновению и
непосредственному переживанию реальности. В медитации наблюдения
тело и психика - это одна сущность, и субъект и объект медитации -
это тоже одна и та же сущность. В медитации наблюдения нет меча
разделения, который рассекает реальность на части. Медитирующий -
это полностью вовлеченный участник, а не обособленный наблюдатель.
Медитация наблюдения - это ясная осознанность того, что происходит
с Четырьмя Основами: телом, чувствами, умом и всеми дхармами,
"настойчивость, полная пробужденность, ясное понимание своего
состояния, выходящее за пределы всякого влечения и отвращения к
этой жизни".
"Жизнь означает то, что существует. Упрямое хватание за то, что
существует или отвержение его, или отвращение от него - обе эти
противоположности ведут к утрате ясности пробужденного ума. Для
того чтобы иметь успех в практике наблюдения, мы должны идти за
пределы влечения и отвращения".
Часть четвертая. Семь Факторов Пробуждения.
В четвертой части сутры Будда обсуждает возникновение, рост и
достижение Семи Факторов Пробуждения посредством пребывания их в
связанном с сознанием дыхании.
1. Полное Внимание - это главный Фактор Пробуждения. Полное
Внимание - это полностью пробужденное осознание. Если Полное
Внимание развито и сохранено, практика наблюдения ясно освещает
все, что существует, и оно будет воспринято должным образом.
2. Работа наблюдения по освещению и ясному видению всего, что
существует, есть исследование дхарм.
3. Энергия - это настойчивость и старание.
4 - 5. Восторг, легкость и мир являются радостными чувствами,
питаемыми энергией.
6. Концентрация дает начало пониманию. Когда мы имеем понимание,
мы можем выйти за пределы всех сравнений, измерений, различений и
взаимодействия с влечением и отвращением.
7. Запредельный выход - это Равностность. Тот, кто достиг
Равностности, будет обладать внутренней улыбкой, которую дают
сострадание и правильное понимание.
Третий объект Полного Осознавания: Реализация единства тела и ума
(метод 4).
Во время другого периода медитации пронаблюдайте все ваше тело, не
проводя различий между его частями: "Я вдыхаю и осознаю все мое
тело" (метод 3). С этого момента соберите ваше тело, ваш
наблюдающий ум в одно целое. Дыхание и тело едины. Во время
наблюдения ум не является некой сущностью, которая независимо
существует вне вашего дыхания и тела. Границы между субъектом и
объектом наблюдения больше не существует. Мы наблюдаем "тело в
теле". Ум не находится во вне объекта, для того чтобы наблюдать
его. Ум един с объектом, который он наблюдает. Этот первый принцип
- "субъект и объект - пусты (субъект и объект едины)" был
тщательно разработан в традиции Махаяны.
Дыхание дает большую радость в медитации. "Тонкая радость в медитации" - это большое счастье,которое приносит медитация. Это пища. Если вы питались радостью медитации - вы стали радостным, свежим и терпимым, и каждый вокруг вас получит пользу от вашей радости.
Хотя цель четвертого метода дыхания, предложенного Буддой -
вдыхания и выдыхания для успокоения и умиротворения тела
заключается в привнесении покоя во все движения вашего тела, его
следствием является также успокоение вашего дыхания и ума.
Успокоение одного приводит к успокоению всех трех.
И в этом успокоении разграничения тела и ума не существует, вы
пребываете в состоянии покоя, когда тело и ум приходят к единству,
и нет больше чувства, что субъект медитации существует вне объекта
медитации.
Тем, кто практикует медитацию, следует знать, как питать себя
радостью медитации, миром и радостью медитативной концентрации для
того, чтобы достичь подлинной зрелости и помочь миру. И мы тогда ощущаем огромное облегчение, мир и радость. Что за радость, что за облегчение
И вы ощутите огромную радость! Это
внутреннее ощущение мира и радости от медитации в пятом методе
дыхания "Я вдыхаю и ощущаю радость. Я выдыхаю и чувствую радость"
помогает нам осознавать эти ощущения.
Шестой метод устанавливает осознанность мира и счастья: "Я вдыхаю
и чувствую счастье, я выдыхаю и чувствую счастье".
Только после прозрения мы можем
оценить, что имеем глаза, и понять, что видеть белые облака -
поистине чудесно. Радость подпитывает медитирующего и нет никакой
необходимости искать ее вовне. Все, что нужно, так это осознавать
существование счастья, и оно проявится немедленно. Приятное
чувство подобно воздуху вокруг нас - мы можем наслаждаться им,
Пятый объект Полного Осознавания: Наблюдение чувств (методы 7 -
8).
Когда мы переживаем какое-либо чувство, медитирующий определяет, что оно имеет место, и направляет свое осознание для того, чтобы его высветить. Такова практика наблюдения. К примеру, если вы раздражены, вы долины знать: "Это раздражение во мне. Я раздражен", и вы вдыхаете
и выдыхаете с этим осознанием.
В буддийской практике медитация наблюдения основывается на не-
двойственности. Поэтому мы не должны рассматривать раздражение как
внешнего врага, пришедшего поработить нас. Мы видим, что мы в
данный момент и есть это самое раздражение. Благодаря этому
пониманию, нам больше не нужно сопротивляться, развеивать или
разрушать это раздражение. Когда мы практикуем медитацию
наблюдения, мы не возводим в себе барьеры между хорошим и плохим,
а превращаем себя в поле брани. Это главное, чего буддизм
старается избежать. Мы должны лечить раздражение с состраданием и
непротивлением. Мы можем встретить лицом к лицу наше собственное
раздражение с сердцем, наполненным любовью, так же, как мы
встречались лицом к лицу с нашей маленькой сестрой. Мы можем
зажечь свет осознанности, который возникает из медитативной
стабильности, посредством вдыхания и выдыхания, осознанно давая
возможность свету светить ровно. И под светом осознанности
раздражение постепенно трансформируется (не подавляется).
Каждое чувство наполнено энергией. Приятное чувство - это энергия,
которая питает. Раздражение - это чувство, которое может
разрушать. В свете осознанности энергия раздражения превращается в
творческую энергию. Посредством ясного наблюдения и обнаружения узлов в нашем понимании, вы можете уменьшить болезненные чувства, происходящие из восприятия.
Когда присутствует чувство раздражения или страха, мы можем
осознавать это, стимулируя осознанность через дыхание. Полностью
осознавая свое дыхание с терпением, мы подходим к более глубокому
видению подлинной природы этого чувства. В видении мы приходим к
пониманию, а это свобода. Седьмой метод обращается к активности
ума: "Я вдыхаю, и я осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и
осознаю активность ума во мне". "Активность" - это возникновение
чувств, их продолжительность, их исчезновение и превращение в
нечто другое.
Восьмой метод помогает в трансформации энергии чувств: "Я вдыхаю и
привожу активность ума к покою и миру. Я выдыхаю и привожу
активность ума к покою и миру". Наблюдая подлинную природу любого
чувства, мы можем превратить эту энергию в энергию мира и радости.
Когда мы кого-нибудь понимаем, мы можем его принять и полюбить
его. Приняв его, мы теряем чувства упрека или раздражения против
него. Энергия чувства раздражения в этом случае может быть
превращена в энергию любви.