Глава 11.
Состояния, несовместимые с переживанием тихой внутренней радости, должны быть исторгнуты из нашей жизни. Об этом я уже сказал. Здесь нет никаких компромиссов - либо я делаю это, либо нет. Либо я начинаю войну и веду ее с напряжением всех своих сил, либо все это просто разговоры.
Состояния, способствующие возникновению переживания тихой внутренней радости, должны культивироваться. К ним относятся: чувство внутренней решимости; сосредоточение на ощущении загадки, живущей внутри меня, таинственности и непредсказуемости моего существа; чувство доверия своей природе; чувство доверия обстоятельствам, чувство благодарности всем обстоятельствам, которые случаются и осознание их как жеста доброты, который жизнь делает нам. Деятельность, способствующая сосредоточению на благоприятных состояниях, должна всемерно поддерживаться.
К такого рода деятельности относится разговоры на эту тему, записи своих мыслей, возникающих в процессе переживания радости и в процессе борьбы, т.е. все то, что привлекает позитивное внимание к переживанию радости. Однако эта деятельность не должна превратиться в самоцель - разговаривать об этом можно только с тем, кто искренне разделяет мое стремление и сам его испытывает, иначе разговор из средства привлечения своего внимания превратится в дискуссию и личные отношения и станет средством усыпления. Записи не должны становиться последовательными. Последовательность - это сон. Если пять минут назад я испытал нечто, что было выражено в тех или иных выражениях, а сейчас я испытываю нечто, что я выражаю в совершенно противоположных по буквальному смыслу выражениях, то это не должно меня останавливать.
Работу надо начинать с любого момента - любой момент годится.Для того, чтобы вести такую напряженную работу по полной перестройке, очистке своего внешнего сознания, необходимо иметь запас энергии. Чем больше у меня энергии, тем больше у меня шансов на то, что я смогу изменить стереотипы, которые годами, десятилетиями поддерживались мной. Надо понять, что эта работа - невероятно сложное предприятие. Фактически ставится задача полного разрушения личности и полного ее выращивания заново. Для всего этого потребуется полнейшая самоотдача, напряжение всех своих сил. Нельзя пренебрегать ничем. Нельзя пренебрегать и таким мощным источником энергии, как сексуальная энергия. В этом вопросе особенно распространяться нечего - необходимо вести определенную сексуальную практику, иначе вся моя решимость просто не будет поддержана необходимой энергией. Повторяю - только полное напряжение всех имеющихся сил может быть получен результат.
Не вдаваясь в рассуждения, просто расскажу - какова должна быть сексуальная практика для того, чтобы максимально полностью и максимально позитивно применить сексуальную энергию. Необходимо заниматься сексом только с теми людьми, к которым испытываешь любовь, так часто, как только этого хочется. При этом надо доводить себя до максимальной степени возбуждения, но никогда не испытывать семяизвержения для мужчины и не испытывать оргазма для женщины. Если позволяет опыт, можно испытывать оргазм, направленный внутрь. Это происходит тогда, когда секс наполнен любовью, и в точке на самой грани оргазма совершается "воспоминание" о своей главной задаче, совершается глубокий вздох и задержка дыхания и воображается, что энергия не истекает наружу, а течет обратно - внутрь и вверх к сердцу. Прекращение обычного оргазма должно быть полное и продолжаться до тех пор, пока это возможно и пока в этом чувствуется необходимое условие для изменения себя. Лично я предпочитаю полностью исключить обычный оргазм вообще их своей жизни, но возможно это только тогда, когда исчерпан необходимый опыт, когда "отданы все долги" и честно испытано все, что влечет в сексе. Для того, чтобы совершить все это, необходима долгая и искренняя практика. Если такого опыта нет, то лучше попросту прекратить всякую сексуальную жизнь на время совершения усилий по очистке сознания и вернуться к исчерпанию себя в сексе после того, как будет достигнут значительный сдвиг. В любом случае требуется воздержание от оргазма как минимум на протяжении нескольких месяцев. При этом желательно не запрещать себе эротических переживаний и фантазий, но если это приводит к невозможности прекратить оргазм, то и это должно быть прекращено.
Как видите, все это крайне непросто и в самом деле требует полной самоотдачи и полного доверия к инстинкту, который влечет меня к этой работе, и высокой степени отчаяния от того, что я больше не могу жить так, как живу, и высокой степени потребности в реализации себя в любви, в тихой излучающей радости. Ничего не получится у того, кто не переполнен решимостью, отчаянием, любовью. Это труднейшая задача - это поворотный шаг во всей жизни.
Требуется отодвинуть в сторону все, что этому мешает. Мнения окружающих людей или авторитетов, страхи, что со мной что-то может случиться опасное. Необходимо быть в готовности потерять все, что может быть потеряно, и даже самую жизнь - можно даже прекратить прием пищи с полной решимостью не принимать ее до тех пор, пока не наступит какой-то внутренний прорыв - должны быть использованы абсолютно все средства, иначе ничего не случится. Требуется поставить на карту все, и если у меня проскальзывают мысли о том - как бы облегчить все это дело и нельзя ли как-то совместить эту работу с потворством тем или иным глупостям, значит - я не готов и просто увлечен словотворчеством и попросту пустой человек на сегодняшний день.Глава 12
Для того, чтобы работа велась успешно, необходимо освоить все ее аспекты с тем, чтобы в результате иметь возможность охватывать вниманием все ее стороны. На это может потребоваться значительное количество времени, проведенного в усилиях, но это не должно стать оправданием бездействия.
Должен быть создан эмоциональный фон отчаянной решимости во что бы то ни стало победить в этой работе. Должен быть создан ментальный фон - необходимо почувствовать - какая именно фраза, мысль на данный момент может стать таким фоном.
Каждый вид раздражения должен быть соотнесен с категорией и немедленно уничтожен. Детали этого процесса желательно прочувствовать и описать самостоятельно.
Раздражение бывает: (сортировка по причине возникновения)
а) происходящее по причине неадекватного поведения других людей
б) происходящее по причине неадекватного поведения себя
в) происходящее по причине нежелательного стечения обстоятельств
г) происходящее по причине "неадекватного поведения" предметов, приборов и т.п.
д) словно беспричинное - состояние общей раздражительности "на весь мир".Вряд-ли стоит предполагать, что существует несколько видов раздражения - скорее раздражение - это единое чувство, проявляющее себя как тот или иной вид в зависимости от того - какой "стороной" оно соприкасается с другими явлениями жизни и с какими именно явлениями. Это предположение тем более кажется достоверным, что оказывается не очень важным в точности описать все виды раздражения, и работа над теми видами, которые легко различимы, приводят к общему уничтожению раздражения во всех его проявлениях.
Эмоциональная вакансия, образовавшаяся после конкретного акта убийства раздражения, может быть оставлена пустой или может быть заменена позитивным чувством:
а) решимостью довести дело до результата
б) уверенностью в том, что рано или поздно тихая радость придет и заполнит собой все.Необходимо производить рассмотрение любого душевного движения на протяжении всего дня с тем, чтобы выявить в нем возможное наличие элемента раздражения. Это необходимо, поскольку чувства редко бывают выражены в чистом виде - они в смешанном виде пронизывают все. Только пристальное просеивание чувства за чувством может выловить раздражение даже в самых малых примесях - даже когда оно не чувствуется явно. Задача работы выглядит недвусмысленно - уничтожить раздражение окончательно, полностью, во всех ее проявлениях, поэтому нельзя позволить ему проскочить сквозь сито ни в чистом, ни в смешанном виде.
Раздражение - как и любое другое проявление личности - ощущается как нечто "свое", как нечто, что жалко отвергнуть и уничтожить, потому что это проявление "меня". Происходит это потому, что любое проявление личности человек отождествляет с собой. В процессе убийства раздражения происходит разрыв отождествления себя с раздражением, и это имеет ценность, выходящую далеко за рамки данного конкретного эксперимента.Раздражение, как и любое другое проявление личности, имеет "основу" или качество "законности", "справедливости". То есть испытывая раздражение мы чувствуем, что оно "справедливо", что его возникновение "естественно".
Таким образом раздражение можно классифицировать как по причине возникновения, так еще и качественно:
а) Качество "проявления себя"
б) Качество "естественной основы"Каждый вид раздражения должен быть соотнесен с категорией причины, определен по качеству и немедленно уничтожен.
Соотнесение акта раздражения с его категорией имеет ту ценность, что для того, чтобы определить его категорию и качество, мы вынуждены достаточно пристально "рассмотреть" его, таким образом происходит концентрация внимания в такой степени, что это позволяет нам совершить это - соотнести раздражение с тем или иным конкретным его видом и качеством. Опыт показывает, что эта степень концентрации является достаточной, чтобы начался процесс естественной внутренней динамики чувства, который становится самостоятельным процессом в работе над раздражением.Таким образом появляется вторая линия работы над раздражением. Она существенно отличается от первой линии, поскольку не является деятельностью, а протекает сама по себе вне связи с внешним сознанием, ответственным за целенаправленную деятельность, и ее переживание и рассмотрение имеет самодовлеющую ценность. Каждое чувство под влиянием сосредоточения на нем внимания начинает себя как-то "вести". Одно чувство начинает ослабевать и растворяться, другое - усиливаться, расслаиваться и углубляться. В соответствии с первым или вторым типом поведения мы можем условно назвать их "отрицательными" или "не имеющими собственной природы" и "положительными" или "имеющими собственную природу" чувствами. Чувство раздражения оказывается отрицательным, поскольку в результате сосредоточения на нем, в нем начинаются некие процессы, приводящие к его внутреннему распаду.
Процесс внимательного просеивания личных реакций с целью выделения и уничтожения всех проявлений раздражения имеет и еще один побочный результат, имеющий самодовлеющую ценность: тщательный перебор эмоциональных состояний возможен в том случае, если я начинаю отдавать себе отчет во всем, что со мной происходит, таким образом я не просто живу и что-то делаю и переживаю, но и "отдаю себе отчет" в том - что именно со мной происходит, то есть внимание соприкасается со всеми аспектами моей жизни. Просто жить и делать что-то и "отдавать себе отчет" в том - что именно ты делаешь - это огромная разница. Такое тщательное просеивание приводит к началу бурного процесса расслоения личных реакций, т.е. возникает общее творческое состояние - появляются захватывающие идеи, раскрываются неожиданные аспекты переживаний, возникает понимание тех или иных явлений, и возникает ощущение глубины жизни - жизнь словно раздвигается и в нас вливается чувство особой полноты. Эта полнота дает нам чувство беспредельности мира, чувство особой внутренней опоры - когда чувствуешь, что я сам по себе являюсь источником жизни и во мне сосредоточена вся полнота жизни.
"Побочное" последствие уничтожения раздражения таким образом таково: Испытывается реальный опыт сосредоточения внимания, испытываются удивительные свойства сосредоточения внимания:
а) Возникает чувство внутренней полноты и целостности - назовем это чувство "переживанием абсолютного существования"
б) Возникает свойство расслаивать явления и вносить ясность - назовем это чувство "переживанием абсолютного знания"
в) Уничтожение раздражения приводит к возникновению "эмоциональной пустоты" на некоторое короткое время. Эта пустота либо заполняется намеренно выбранным фоном, или, когда это уже станет ненужным, пустота начинает заполняться другой эмоцией - "положительной" или "отрицательной". Когда работа с "отрицательными" эмоциями проводится достаточно долго и последовательно, то возникновение "положительных" эмоций также прекращается, и пустота заполняется переживанием "тихой радости" - назовем это чувство "переживанием абсолютной любви".
г) Возникает еще и четвертое свойство, которое является дверью в следующие миры, но о нем я скажу позже.Эти три составляющие являются составными потоками состояния сознания, которое мы назовем "самадхи". Описание этих трех потоков и описание их как единого целого отложим также на потом. Все, что можно сделать сейчас - это почувствовать все это хотя бы в слабой степени, и понять, что до тех пор, пока мы не завершим работу на этом этапе, никакое продвижение дальше практически невозможно. С одной стороны мы получаем общее прикосновение к каждому потоку в отдельности и даже может быть к самадхи в целом, мы можем даже испытать существование четвертого свойства, о котором я скажу позже, и тем не менее все это будет постоянно и неизбежно ускользать от нас до тех пор, пока последовательно не будет проведена напряженная и последовательная работа со всеми чувствами, которые попадаются нам "на глаза". Добив раздражение, мы должны обратиться к гневу, затем - к ревности, затем - к алчности и так далее и так далее в любой последовательности, если нет каких-то особых предпочтений, диктуемых интуицией или учителем. А потом мы должны предпринять окончательное усилие и решить вопрос в целом.
В процессе убийства одного за другим, и перейдя затем к решению вопроса в целом, я обнаруживаю, что нет таких обстоятельств, которые бы мне было помехой. Чем более ситуация мне "мешает", тем в большей концентрации в ней проявляется как раз то, что является для меня предметом убийства. Таким образом исчезает предпочтение и появляется особое чувство глубокого принятия обстоятельств. Обстоятельства начинают переживаться не как слепое действие бесчисленных сил, но как часть моего сознания. Этот "побочный" эффект также имеет самодовлеющую ценность и в дальнейшем - когда данная работа будет закончена - все эти "побочные" явления станут для нас дверью в миры непостижимого.Проводя раз за разом работу по образу и подобию работы с раздражением, мы каждый раз будем словно с новой стороны подходить к переживания трех потоков, единого самадхи и четвертого свойства. Мне нравится такая аналогия, что мы как бы очищаем некий стержень от окружающей его корки, последовательно обходя его кругом со всех сторон. Есть еще такая аналогия: представим небо, затянутое тучами. Сверху светит солнце, но мы его не видим. Убрав одну тучу, мы на мгновение сможем ощутить на себе солнечный свет и тепло, после чего небо снова затянется близлежащими тучами. Чем больше туч мы уберем, тем дольше будут длиться просветы, тем больше мы будем находиться под влиянием солнечного света, тем сильнее мы становимся и тем яснее понимаем смысл своей деятельности и ее относительность. Вообще потребность в поиске аналогий мне нравится испытывать - ведь для того, чтобы почувствовать точную аналогию, я должен довольно точно вчувствоваться в то - что я переживаю, а для этого я должен сосредоточиться на переживаемом, таким образом потребность в поиске аналогий надо признать проявлением потребности в сосредоточении и таким образом проявлением той же потребности, что движет нами во всей этой работе - потребности найти себя - смысл и суть своего существования.
Четвертое свойство. Время сказать пару слов и о нем. Именно пару слов, не больше, потому что пока не время для большего. Мы видим, что пустота заполняется потоками самадхи. Но иногда пустота остается пустотой, и тогда мы "переживаем пустоту", вернее это уже неверное выражение, поскольку "переживать что-то" - это именно переживать тот или иной поток, а в данном случае правильнее будет сказать, что "я становлюсь пустотой". Это может продолжаться также секунду-другую поначалу, и даже на тех дальних стадиях работы, когда переживание самадхи станет интенсивным и глубоким и мы перейдем к его практическому исследованию, даже тогда пустота будет оставаться призрачной и ускользающей и загадочной в высшей степени. Говорю я о ней сейчас просто для того, чтобы где-то на заднем плане сознания была информация о том, что такое бывает. Более близкое прикосновение к этому плану жизни приведет нас к тому, что можно назвать "областью несуществования". Больше ничего об этом я не считаю нужным сказать.
Когда я пытаюсь почувствовать - кто именно воспринимает, я периодически испытываю состояние пустоты. Я - это область специфической пустоты. Эта пустота сознает, существует и излучает блаженство. Переживание себя-как-воспринимающее-существо в виде такой области творящей пустоты неописуемо. Уместно привести цитату из древних мастеров: "Вы должны уподобиться засохшему дереву, рождающее цветы".
Эта пустота бескачественна. Вдумайтесь. Она бескачественна. Она неразличима. Она не имеет свойств. Это абсолютная пустота. Когда переживаешь себя как такую пустоту, возникает еще вопрос: а в чем тогда разница между пустотой-я и пустотой-ты? Если у этой пустоты нет атрибутов, то как же мне отличить одну пустоту от другой? Как я-пустота и ты-пустота - как мы отличим себя друг от друга, в чем различие, если нет ничего, что можно было бы сравнить?