Поклонники шоу «Битва экстрасенсов», листающие на досуге оккультные сайты и книги заклинаний, могут и не задумываться, что являются частью большой и серьезной бизнес-идеи. Она состоит в том, что магию можно конвертировать в услуги и продавать, призывая к служению силы, существование которых пока что не признает официальная наука. Призывает же сантехник к служению силы гидравлики, а маг работает с силами, которые действуют в реальности, недоступной для большинства! Есть, впрочем, те, кто в состоянии увидеть, услышать и попробовать на вкус эту параллельную вселенную, есть, повторим, те, кто на самом деле оперируют недоступными энергиями, но в громадном большинстве существуют те, кто имитируют и профанируют чудо.
Золотой поток
Тут еще вопрос, что магия, а что нет, потому что у каждой эпохи свои рамки того, что может быть, а чего – не может. С точки зрения какого-нибудь доиндустриального сельского неуча, магия сантехника будет покруче деревенского ведовства. А уж абстрактный древнетибетский обыватель как должное воспринимал реинкарнацию лам, явления бодхисаттв и перелет ритуальных предметов с одного конца страны в другой, но вид движущегося самолета или автомобиля мог бы стать фатальным для его рассудка.
В наше время, когда материя почти задавила дух, чудеса видятся не в науке, а именно в тонкой, нематериальной сфере. Именно там многие ищут ответ на вопросы об устройстве мироздания, а также пытаются обнаружить волшебное решение всех проблем. Часто – не имея ни критериев подлинности, ни внутренних понятий, что можно, а что нельзя. И в этом случае уж лучше толстокожие материалисты, чем ушедшая в мрачные культы публика, офонаревшая от дешевых киношек и собственной безнаказанности.
Опять же, раз есть спрос, возникает и предложение – в больших количествах и очень странного качества. «Почетные паломники России», гарантирующие приворот за один сеанс, терминаторы в сарафанах на фоне церквей, устраняющие соперниц и вообще всякие проблемы по жизни, могущественные целители, которым подвластно все – от прыщей до онкологии. Великие маги, победившие смерть. Такой царит бедлам, что нашумевший законопроект о запрете на рекламу услуг гадалок, ясновидящих, магов при всем своем максимализме кажется спасением.
Напомним, осенью прошлого года такое предложение комитета по экономической политике и предпринимательству получило поддержку парламента и правительства. Кабинет министров одобрил поправки в ФЗ «О рекламе», полностью запрещающие рекламу любых мистических услуг, а также требующие от целителей регистрироваться в Министерстве здравоохранения и социального развития. Поправки разрешали рекламу только экстрасенсам, имеющим специальный диплом. Как писали федеральные СМИ, депутаты были убеждены, что законопроект повредит только шарлатанам, зато поможет принести в бюджет страны большие деньги, которые в данный момент находятся в слабо контролируемой сфере оккультизма.
В 2009 году, как пишут федеральные СМИ, Минэкономразвития РФ приравняло колдунов и экстрасенсов к бизнесменам. Любой чародей может зарегистрировать фирму, установить прейскурант и платить налоги, но ни качество его работы, ни содержание рекламы никто не отслеживал. Зато в прошлом году, анализируя проблему, подсчитали и денежки. В СМИ появились данные со ссылкой почему-то на МВД, что в позапрошлом году только в Москве к услугам магов и целителей прибегали 300 тысяч человек, а Русская Православная Церковь считает, что 800 тысяч. По данным соцопросов, примерно 20% россиян хоть раз да обращались к чародеям. Количество же только целителей, как сообщала первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме прошлого созыва, член Комитета по охране здоровья, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Татьяна Яковлева, достигло 800 тысяч человек, при том, что врачей всего 620 тысяч. Экс-депутат подсчитала также, что годовой оборот всевозможных целителей, колдунов, ясновидящих, а также бизнеса на медицинских лжеприборах и лжелекарствах достигает в России 2 млрд долларов. А вот еще цифры: только в Москве в прошлом году насчитывалось более 10 тысяч магов и 2 тысячи экстрасенсов, годовой оборот на столичном рынке магии оценивался в 10-15 миллионов долларов.
Понятно, что цифры эти в лучшем случае можно считать ориентировочными. Но тем не менее: если из 11,5 миллионов официальных москвичей 800 тысяч обращались к магам и целителям, то в клиенты бизнеса на чудесах попадает каждый 14-й житель столицы. На эти пропорции и будем ориентироваться, пытаясь измерить объемы рынка в Саратове. Как пишут столичные коллеги, самые популярные в Москве услуги – это наведение порчи: от 2 тысяч рублей; егильет (секс-привязка, приворот): от 5 тысяч; снятие венца безбрачия: около 10 тысяч рублей. Короче, не скажешь, что так уж все у них там дорого, не считая эксклюзива, типа общения с душами умерших, что стоит порядка 200 тыс. рублей.
А что в Саратове?
Продолжение читайте на wwwom-saratov.ru Общественно-политический и экономический журнал, г. Саратов
Автор: Елена Кравцова