Интегрирование состояния присутствия с обстоятельствами и страстями
Для того чтобы достичь полной самореализации, мы должны совершать
интегрирование со всем, что нас окружает во внешнем мире, но мы не должны
останавливаться на этом. Очень важно интегрировать свои страсти. Если мы
испытываем гнев, мы должны научиться интегрировать этот гнев, иначе мы
просто начнем делать все то, что мы обычно делаем, когда мы обусловлены
гневом. Если это происходит, то энергия гнева не имеет для нашей практики
абсолютно никакой пользы. Точно так же мы должны интегрировать все
эмоциональные состояния радости и печали, сомнения и надежды, все
эмоциональные препятствия, все эмоциональные проявления в состоянии
бодрствования и в состоянии сна. И как конечный итог, в момент смерти
мы должны совершить интегрирование с самой смертью. Это окончательное
интегрирование и достижение самореализации.
Как практикующие высшего уровня, мы совершаем все свои действия, постоянно
пребывая в состоянии присутствия, свободного от дуальности. Если мы не
обладаем такими способностями, то, как практикующие среднего уровня, мы
используем приложение мудрости медитации ко всем своим действиям. Если
мы не можем сделать и этого, то, как практикующие низшего уровня, мы
принимаем решение совершать все свои действия в повседневной жизни с
полным вниманием и намерением принести пользу всем живым существам.
Этим трем уровням соответствуют три уровня постижения идеи (лта ба):
конечное, или абсолютное постижение; индивидуальное, или медитативное
постижение; и полнота внимания, или концептуальное осознание.
Первый уровень постижения - высший и характерен для практикующего высшего
уровня. Здесь происходит интегрирование всех действий с абсолютным,
свободным от дуальности состоянием присутствия. Это значит, что мы
способны без каких-либо усилий оставаться в состоянии созерцания и
привносить мудрость и бесконцептуальное познание в каждое совершаемое
нами действие. Именно этому уровню соответствует тибетская поговорка:
"Не-медитация - лучшая медитация", поскольку в медитации всегда
присутствует усилие, направленное на контроль ума и управление им.
Есть одна история о человеке, который спросил мастера Дзогчен: "Что
вы практикуете?" Мастер ответил: "Нет ничего, что нужно было бы
практиковать". Я также не считаю, что есть что-то, что нужно было бы
практиковать. Практиковать или не практиковать - какая разница?
Если мы неспособны осуществить непосредственное интегрирование созерцания
с переживанием каждого совершаемого нами действия, мы должны начать со
второго уровня, то есть уровня среднего практикующего, который выполняет
медитацию и прилагает усилия к наблюдению с полнотой внимания. Мы
прилагаем усилия к тому, чтобы пребывать в состоянии созерцания, а также
прилагаем мудрость медитации и свое понимание идеи к тонким движениям
энергии во время практических занятий и сразу же после них. Как гласит
тибетская поговорка: "Посредством медитации практикующий совершает
наблюдение и естественным образом достигает свободы". Если мы неспособны и
на это, то мы должны начать с третьего, низшего и самого скромного уровня,
на котором мы работаем с полнотой внимания и прилагаем концептуальное
осознание ко всему, что мы совершаем телом, произносим и обдумываем в уме.
В этом случае, как только мы замечаем, что мы отвлеклись, мы прилагаем
еще большее усилие полноты внимания к тому, чтобы вернуться в состояние
созерцательного осознания и посредством концептуального размышления
пытаемся интегрировать отвлекающую мысль или страсть в состояние
созерцания.
В практическом аспекте третий уровень является наиболее подходящим
для начала практики - с точки зрения общения с другими людьми и
непосредственного осознания окружающих. Если мы пытаемся сразу же
практиковать высший уровень, то часто происходит то, что мы попадаем в
некий мир фантазий относительно абсолютной истины пустоты и нереальности
феноменальных объектов, и тем самым пренебрегаем практикой относительной
истины сострадания к другим существам, не достигая таким образом развития
осознания своего собственного положения и положения других существ в мире
дуальности. Это действительно необходимый предварительный шаг к высшему
интегрированию. Так что лучше всего начать с полноты внимания
Три пути интегрирования созерцания с действиями соответствуют высшему,
среднему и низшему уровню способностей практикующих.
Практикующий высшего уровня, мастер или ученик, обладает наивысшей
способностью связывать действия тела, речи и ума с абсолютной идеей, в
которой нет ни самсары, ни нирваны, а только полная пустота. Это подобно
действию в сновидениях, где нет ни смерти, ни страха смерти. Это состояние
вне пределов каких бы то ни было ограничений, поэтому все действия
являются благостными. Поскольку никто, пребывающий в дуалистическом
состоянии, не свободен от ограничений, важно не судить ограничения других,
лучше попытаться увидеть свои собственные и особенно увидеть их с точки
зрения этой конечной идеи. Однако, если мы попытаемся действовать согласно
этой идее до того, как будем готовы к этому, мы просто попадем в
замешательство, поскольку мы по-прежнему ограничены, а пытаемся
действовать с точки зрения конечной идеи. Это лишь вызовет увеличение
наших собственных ограничений, вместо того чтобы указать нам путь как
избежать фундаментального ограничения.
Видеть зеркало - значит видеть объект как отражение своего состояния присутствия.
Вообще, мы не должны отвлекаться ни на одно мгновение, ни на секунду.
Как практикующие низшего уровня, мы работаем с полнотой внимания,
На абсолютном уровне, как практикующие с высшими способностями, мы выполняем практику таким образом, что больше нет никакого ментального усилия, и мы постоянно и без отвлечения
пребываем в бесконцептуальном и недуальном состоянии присутствия во время
совершения всех своих действий. Все, что мы делаем, совершается в полном
естественном осознании; не происходит ничего, что было бы отдельно
от этого осознания, поэтому все является интегрированным; постоянство
осознания поддерживается во время размышлений, движений, принятия пищи и
совершения всех других действий. Если мы не обладаем такой способностью,
это значит, что наша практика ограничена определенными периодами ее
выполнения. Как индивидуальные практикующие на уровне индивидуальной
медитации, то есть как практикующие среднего уровня, мы используем
медитативное постижение того, что ум подобен зеркалу, отражающему
восприятия. Мы не цепляемся за восприятия и не выносим никаких суждений
относительно них. И не оценивая восприятия и не цепляясь за них, мы
их освобождаем. На уровне полноты внимания, как практикующие с низшими
способностями, мы прилагаем концептуальное осознание к действиям, с
тем чтобы не следовать за мыслями. На уровне абсолютного созерцания
все действия совершаются и само-освобождаются в состоянии, свободном
от действий. На уровне индивидуальной медитации освобождение действий
происходит через их восприятие, свободное от привязанности; на уровне
полноты внимания освобождение действий происходит через приложение к ним
внимания концептуального осознания.
На третьем, низшем уровне, существует самая большая трудность
интегрирования с состоянием созерцания и самоосвобождения мыслей и
страстей. Мы должны больше работать с осознанием посредством полноты
внимания в отношении тела и чувств, осознавать страсти, когда они
возникают, и не следовать за ними. Просто признать, что
такая страсть, как гнев, возникла, недостаточно, поскольку, рассердившись,
очень легко забыть о всех своих намерениях работать с гневом. Мы должны
признать, что страсть иллюзорна, подобно сновидению; поэтому должна
присутствовать полнота внимания. Это освобождение происходит через
осознанное внимание и требует усилия для его приложения, с тем чтобы
не следовать за мыслями и страстями.
В качестве примера мы можем взять такое чувственное восприятие, как
слышание звука. Когда чувственное сознание уха слышит звук, то ли
прекрасный, то ли неприятный, возможны три пути развития ситуации. Первый
путь, путь практикующего высшего уровня, состоит в том, чтобы позволить
звуку самоосвободиться, оставляя его в состоянии присутствия как только
он возникнет. Это естественное самоосвобождение. Второй путь, путь
практикующего среднего уровня, состоит в том, чтобы освободить звук,
осознав его при его возникновении; это "самоосвобождение при возникновении".
И третий путь, путь практикующего низшего уровня, состоит в том, чтобы
намеренно не следовать умом за чувственным восприятием, когда оно
возникает. Это "самоосвобождение посредством полноты внимания".
Есть три примера трех различных путей интегрирования, или освобождения,
страстей. В случае с практикующим высшего уровня, основа ума
сравнивается с океаном, а страсть, возникающая из пустотного пространства
ума, сравнивается со снежинкой, падающей в океан. Снежинка обладает той
же природой, что и океан, точно так же как страсть имеет ту же пустотную
природу, что и ум. Океан растворяет и интегрирует снежинку автоматически
и без усилий, точно так же как практикующий высшего уровня интегрирует и
освобождает все проявления движений ума: мысли и страсти возникают,
сохраняются и самоосвобождаются в основе-кунжи.
В случае с практикующим среднего уровня возникновение страсти сравнивается
с изморозью; для того чтобы ее растопить, требуется тепло. Тепло - это
находящийся в уме наблюдающий, который растапливает страсть; и для
наблюдения и осознания возникающей и расворяющейся страсти требуется
некоторое усилие. Усилие обязательно присутствует. Недостаточно просто
сказать: "Это самоосвобождение", так как это не сработает: мы должны
что-то делать.
есть игра, заключающаяся в том, что необходимо молотком наносить удары по мишеням в форме голов. Если вы действуете быстро, вам хватает времени на то, чтобы ударить по всем головам по мере их появления. Когда я играл в эту игру, я увидел в ней хорошую аналогию возникающих мыслей. Если мы неспособны сохранять состояние созерцания или интегрировать страсти при их возникновении в повседневной жизни, тогда мы должны пытаться замечать их и что-то делать с ними после того, как они возникают; таким образом мы наносим "удар по страстям".
Лучше всего, конечно, начать с низшего уровня практики, с приложения
полноты внимания ко всем своим действиям тела, речи и ума. Поэтому когда мы начинаем практику, в первую очередь мы должны
развивать полноту внимания, то есть, прилагать усилие к тому, чтобы
внимательно наблюдать за совершаемыми действиями, это будет некой основой
для нас. Развитие этого низшего уровня интегрирования поможет нам развить
свои способности для практики второго уровня, где для интегрирования
необходимы лишь незначительные усилия наблюдения и осознания. Когда мы
разовьем это качество, пребывание в созерцании станет легким, свободным
от усилия, и интегрирование приобретет спонтанный характер. Но если
мы не овладели простой полнотой внимания, то я уверен, что поддержание
непрерывного осознания будет очень трудным, поскольку это означает,
что мы упустили фундаментальные вещи. Мы не прилагаем полноту внимания,
а пытаемся интеллектуально понять непрерывность состояния созерцания.
Часто мы, как практикующие, проводим все свое время в попытках оставаться
в состоянии созерцания, не попытавшись вначале определить, что же мы должны
делать на самом деле, чтобы достичь в этом успеха.
Достижение самореализации - не такой уж длинный путь, если мы достигли
способности интегрировать все свои движения энергии в свою практику,
поскольку в этом случае каждое действие управляется состоянием присутствия
и становится началом пути и выражением добродетели. Практика - это не
просто сидение в медитации, повторение мантр или распевание песнопений.
Это приложение практики к повседневной жизни, что является самым сложным,
это работа с нашей энергией во всех жизненных ситуациях, с каждым
чувственным восприятием, с каждым человеком, которого мы встречаем, желаем
мы этой встречи или нет.
Практика смотрения на небо
Учения Дзогчен говорят об интегрировании ума с пространством посредством практики смотрения на небо,
Именно через глаза мы видим мудрость-основу, когда смотрим
в пространство. Внутреннее сияние рождается в сердце и проходит через
два канала, соединяющие пустотное пространство сердца с внешним пустотным
пространством неба посредством глаз, "дверей водного света" внутреннего
сияния. Так что именно через глаза происходит проецирование внутреннего
света во внешнее пространство. И таким образом элемент пространства
сердца, элемент пространства чувственного сознания глаз и элемент внешнего
окружающего пространства оказываются связанными между собой. Это и есть
интегрирование с пространством, и мы больше не ощущаем себя ограниченными
своими телами и привязанными к какому-то одному конкретному месту, мы
находимся во всем пространстве, не имеющем никаких границ.
Существует два традиционных тибетских примера, используемых для
демонстрации того, что внешнее пространство является проекцией внутреннего. Первый пример - дом. Если мы зажигаем внутри дома свет, он проецируется через окна наружу, точно так же как внутренний свет проецируется из пустотного пространства наших внутренних элементов через наши чувственные сознания во внешнее пространство. Второй пример: внутрь куклы-марионетки с отверстиями вместо глаз помещается масляная лампа, кукла в свою очередь помещается в темную комнату. Свет, который мы видим исходящим из отверстий-глаз, является аналогом внутреннего ясного света внутреннего пространства, это свет состояния присутствия, который мы проецируем через свои глаза и через все свои чувства. Это и есть единство матери и сына.
Используя классификацию разделения на внешнее и внутреннее, мы можем
сказать, что когда великая сфера тотальности проявляется внешне, она
именуется внешним пространством или пространством "примера". Когда она
проявляется внутренне, она именуется тайным пространством, природой ума,
состоянием Будды или "знаком". Когда она проявляется как единство внешнего
и внутреннего, она именуется внутренним пространством, естественным
состоянием феноменальных объектов или пространством "значения".
Переживание матери в медитации
В своей практике мы можем достичь непосредственного переживания
неразрывного единства матери и сына. Если во время медитации мы
наблюдаем за источником мыслей, мы можем увидеть, что они возникают
и растворяются в естественной основе ума. Если мы осознаем, что они
приходят из пустоты и позволяем им быть как они есть, мысли уходят, и
мы пребываем в состоянии созерцания, в котором сохраняющаяся пустота
становится еще более ясной. Эта пустота и есть кунжи, ясность же -
это ригпа, ясное осознание пустоты в состоянии созерцания. Их
неотделимость представляет собой единство пустоты и ясного осознания
в естественном состоянии, подобно тому как лучи солнечного света
представляют собой энергию, являющуюся неразрывным единством солнца
и неба. Пустота без ясности была бы подобна сну. Когда мы спим, мы
не находимся в состоянии присутствия, но в своей практике мы должны
удерживать это присутствие. Этот вопрос должен быть ясно понят. Мы
не должны пытаться делать так, чтобы ригпа присутствовала в кунжи; мы
сами должны в своем созерцании присутствовать в состоянии неразрывного
единства кунжи и ригпа. В состоянии созерцания мы можем достичь
осознания единства кунжи и ригпа, пустоты и ясности, в котором мать
и сын пребывают в состоянии счастья от такого воссоединения. В этом
состоянии воссоединения мы ощущаем особую радость. Теперь мы уже
прошли стадию ограниченных по времени практических занятий и достигли
стадии, на которой нет различия между практикой и не-практикой. Именно
относительно этой стадии учения Дзогчен говорят, что лучшая медитация
- это не-медитация, медитация, свободная от намерений ума. Окончательная
реализация мудрости, когда ригпа осознается как проявление энергии
кунжи, подобна возвращению сына в объятия своей матери.