Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия.
В книге немецкого врача-психотерапевта Н. Пезешкяна собрано около ста восточных историй, которые иллюстрируются примерами из психотерапевтической практики. Наряду с необычайной занимательностью, поэтичностью и яркостью изложения восточные истории содержат нечто неожиданное и непредвиденное. Читатель увидит, что иной образ мыслей, казавшийся до этого непривычным, становится вдруг близким и понятным. Это изменение позиции автор считает самой важной функцией восточных историй и надеется, что читатели смогут понять, как увлекательно бывает по-иному взглянуть на привычные и знакомые вещи.
В последнее время я нередко слышу высказывания вроде этого: «Терпеть не могу Коэльо и всяких прочих Бахов за то, что они не умеют простыми словами выразить то, что иногда стоит сказать. Есть огромное количество простых вещей, о которых мы забываем за лукавым мудрствовавнием. Притчи, притчи... Это от неумения говорить прямо и от желания показаться умнее, чем на самом деле». Но притчи все так же популярны, как и прежде. Сборники дзенских коянов расходятся огромными тиражами по всему миру. А Баха-Уллу читают не только бахаи. Нельзя не задуматься, отчего так происходит. Мне в этом разобраться помогла книга Носсрата Пезешкиана «Торговец и попугай». В ней на наглядных примерах рассматривается применение историй в рамках позитивной психотерапии. Но она будет интересна не только и не столько психотерапевтам. Нередко, оглядывая рынок психологической литературы, становится немножко страшно. Многие психологические книги с полок магазинов, попадая в жизнь людей определенного склада, могут разрушить и погубить их жизнь, в лучшем случае, просто сделать их клиентами психотерапевтов и консультантов. Но к книге Пезешкиана это не относится. Я бы вообще рекомендовала её многим людям в качестве настольной книги.
В первой главе Пезешкиан вкратце и очень обобщенно знакомит читателя с позитивной психотерапией и с применением в ней историй, выделяя основные их функции:
Функция зеркала. Человек может идентифицировать себя с одним из героев истории. И увидев себя в зеркале наряду с другими персонажами посмотреть на ситуацию по-новому.
Функция модели. Любая история строится вокруг какой-то проблемы и имплицитно содержит модели её решения.
Функция опосредования. Абстрактный характер истории нередко облегчает взаимодействия терапевт-клиент, снимая излишнюю конфронтацию и решая некоторые сложности в принятии проблемы.
Функция хранения опыта. Истории легко запоминаются и продолжают работать даже тогда, когда пациент покинул кабинет психотерапевта.
Истории – носители традиций. Они помогают выйти за приделы индивидуального видения, включая человека в более широкий контекст опыта поколений. Но тем не менее, каждый раз одна и та же история трансформируется и воспринимается по-своему.
Истории – посредники в межкультурных отношениях. Они незаменимы для работы с разного рода предрассудками и неприятием чуждых традиций и новых веяний.
Истории – помощники в возвращении на более ранние этапы индивидуального развития. Использование историй апеллирует к воображение и мечтательности взрослого человека, обращаясь к внутреннему ребенку. Они делают общение более мягким и эмоциональным. А мышление – более гибким.
Истории – альтернативные концепции. Предлагая клиенту историю, психотерапевт предлагает ему альтернативную концепцию, которую тот может либо принять, либо отвергнуть.
Вторая глава книги целиком посвящена реальным случаям применения историй на практике в различных ситуациях. Каждая история сопровождается случаем из практики Пезешкиана и его комментариями. В заключении он приводит ряд притч для раздумий, чтобы читатель сам на себе почувствовал их действенность.Многие истории, приводимые в книге, легко узнаваемы. Некоторые из них давно уже стали анекдотами, а некоторые – сократились до пословиц и поговорок. В книге Пезешкиана, где часто встречаются отсылки к первоисточнику, они вновь наполняются смыслом. При чем, каждый из читателей может в них увидеть что-то свое.
Полностью - тут:
http://www.psyinst.ru/library.php?part= … mp;id=2324
История-напутствие
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Пятьдесят лет вежливости
Эта предупредительность, это замалчивание своих собственных потребностей и желаний приводят не только к недоразумениям, но и к одностороннему распределению ролей, которое с течением времени будет восприниматься как обуза и порабощение.
На всех не угодишь!
Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».
Розовое масло ассенизатора
Ассенизатор, всю жизнь занимавшийся чисткой сточных канав города и перевозом нечистот на поля, пришел однажды на базар. К отвратительному запаху клоаки он привык с течением времени. Ему ничего не стоило весело ходить вдоль сточных канав и, не поморщившись, очищать самые глубокие ямы с нечистотами. Когда же этот славный человек, проходя по базарным рядам — там его еще никогда не видели, — подошел к прилавку торговцев розовым маслом, то аромат, приятный для каждого, подействовал на него так сильно, что ассенизатор упал в обморок. Как ни пытались привести его в сознание, все было напрасно. Тут появился лекарь. По одежде он узнал профессию больного, поднял с земли кусок помета и дал ему понюхать. Вдруг, будто по мановению волшебной палочки, ассенизатор открыл глаза. Люди, стоявшие вокруг, смотрели, разинув рот, на это чудо. Лекарь же произнес спокойно: «Этот человек никогда не знал запаха розового масла. Его «розовое масло» сделано из другого вещества. Тот, кто не познал сути бытия, как может он понять, что такое суть бытия».
(По Саади)
Протяни ты ему руку
В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! — кричал он ему. — Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку!» — все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».
Небольшая разница
История, иллюстрирующая позитивный подход
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав, сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать».