В РПЦ ведут диалог с органами власти относительно практики проверок религиозных общин
Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО МП) протоиерей Всеволод Чаплин принял во вторник участие в конференции, открывшейся в Институте Европы РАН и посвященной религиозным факторам в социально-политической жизни современной России. В ходе своего выступления священник коснулся вопроса проверок религиозных общин.
В РПЦ, по его словам, поддерживают усиление контроля за процессами в религиозно-общественной сфере, но предостерегают от неподобающего вмешательства государства во внутреннюю жизнь религиозных общин, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
"Мы не против обоснованных и соответствующих закону проверок - нам нечего скрывать. Мы понимаем, что государство усиливает контроль за сферой НКО и в том числе за сферой деятельности религиозных объединений", - заявил Всеволод Чаплин.
Для многих религиозных общин, отметил он, увеличение количества проверок - это новая реальность, к которой нужно по-новому подходить.
В Русской церкви ведут диалог с органами власти относительно практики этих проверок и с Генпрокуратурой, и с Минюстом, и с налоговыми органами. В ходе этого диалога в Церкви ставят такие вопросы, как наличие оснований, например, для проверок со стороны прокуратуры в связи с исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, сказал глава ОВЦО МП.
"В случае проверок органами юстиции возникает вопрос о том, не стоит ли облегчить жизнь религиозным организациям в том случае, если органы юстиции могли бы получать данные финансовой отчетности из налоговых органов, куда все религиозные организации эту отчетность предоставляют", - заявил он.
Представитель РПЦ убежден в том, что нужно вести диалог с органами власти, чтобы, с одной стороны, "исключить неподобающее вмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций до тех пор, пока они не нарушают закон, и с другой - в каких-то случаях подсказать нашим религиозным общинам, что исполнять закон они должны тогда, когда требования закона действительно являются бесспорными".
Как полагает Всеволод Чаплин, государство не только имеет право, но и должно внимательно изучать то, что происходит в сфере религиозно-общественных процессов, "оно не может бездействовать, если возникают процессы, идеи, которые явным образом угрожают в этом государстве общественному спокойствию, нравственности и даже могут привести к пролитию крови".
При этом, продолжил он, очень важно, чтобы эта правильная тенденция противостояния экстремизму, терроризму, безнравственным явлениям "не приводила к антирелигиозной истерии, к попыткам сказать, что любая религиозность - это вредное и опасное явление". Священник констатировал, что в разных кругах, в том числе в государственных, сегодня есть люди, которые пытаются объявить верующих "неблагонадежной группой".
Как отметил Всеволод Чаплин, сегодня религиозным общинам нужно понять, что в условиях, когда повышаются требования к прозрачности деятельности религиозных организаций, усложняется вся сфера нормативных актов, касающихся банковских, финансовых операций, не получится жить так, как жили, в частности, многие православные приходы в 1990-е годы или в советское время, "когда многие решения принимались на неформальном или полуформальном уровне".
"Рано или поздно религиозным общинам придется усложнять бумажную работу, в том числе связанную с отчетностью перед органами государственной власти (...) Если бы мы жили на Западе, нам бы пришлось заполнять в пять-шесть раз больше бумаг. Наверное, то же самое придется делать в России рано или поздно, нравится нам это или нет", - добавил представитель Церкви.
В конце 2012 года в России вступил в силу закон, который обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и финансируемые из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов. В марте в России начались массовые проверки некоммерческих организаций, которые правозащитники считают незаконными. В Минюсте тогда сообщили, что проверки проводятся, чтобы выяснить, соответствует ли деятельность НКО уставным целям и законодательству.