Представители РПЦ прокомментировали тему венчания до регистрации брака
Видные представители духовенства Русской православной церкви ответили на вопросы РИА "Новости", связанные с получившей сейчас определенное распространение практикой венчания до официальной регистрации брака в ЗАГСе.
Поводом к этому опросу послужил комментарий главы комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, рассказавшей недавно в ходе беседы с журналистами, что в настоящее время существует тенденция, когда желающие жить вместе юноша и девушка венчаются, не вступив перед этим в законный брак. По ее словам, этот момент, в частности, учитывался при разработке проекта "Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года".
Согласно проекту концепции, свидетельство о венчании предлагается отнести "к документам, являющимся основанием для государственной регистрации заключения брака и выдачи свидетельства о заключении брака".
Кроме того, тема венчания также получила особый резонанс в связи с недавним заявлением лидера ЛДПР Владимира Жириновского об отказе декларировать доходы супруги, поскольку их брак только церковный.
Между тем госрегистрация брака в традиционном народном сознании свидетельствует о серьезности намерений супругов.
В РПЦ приветствуют стремление государства повысить в глазах общества ценность венчания
Представители Церкви отметили, что не одобряют практику венчания до официальной регистрации брака в ЗАГСе. Вместе с тем внимание государственных деятелей к задаче укрепления института брака и, в частности, стремление повысить в глазах общества ценность венчания можно только приветствовать, считают они.
В соответствии со сложившейся в Русской православной церкви практикой, священнослужители перед венчанием, которое является одним из семи церковных таинств ("таинство брака"), должны ознакомиться со свидетельством о браке.
Однако, по словам председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерея Всеволода Чаплина, "бывают ситуации, в которых люди иногда воспринимают венчание как нечто ни к чему не обязывающее, не влекущее за собой серьезных последствий, и поэтому думают, что венчанный брак расторгнуть легче, чем зарегистрированный в государственных органах -это совершенно неправильный подход".
Относительно же мер, предлагаемым в концепции семейной политики, глава ОВЦО сказал, что "это вопрос дискуссионный".
"Если государство станет принимать во внимание венчание как дополнительное свидетельство серьезности намерений вступивших в брак - это бы всячески приветствовалось. Но я убежден в том, что венчание, оторванное от государственной регистрации брака, никак не соответствует христианской ответственности за брак", - подчеркнул Всеволод Чаплин.
При этом он напомнил, что в некоторых странах Церкви и другие религиозные общины уже обладают правом регистрации брака. "Я не уверен, что это нужно современным российским религиозным организациям, но факт венчания должен по достоинству оцениваться в нашем обществе", - добавил священник.
Настоятель университетского храма: священники никогда не венчают и не должны венчать людей незнакомых
Настоятель храма святой Татианы при МГУ имени Ломоносова, экс-глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский в свою очередь заявил РИА "Новости", что "не замечал такую тенденцию", о которой говорит депутат Мизулина, - чтобы верующие супруги венчались без предварительной регистрации в ЗАГСе.
"Священники никогда не венчают и не должны венчать людей незнакомых. Мало того, их знакомство, жениха и невесты, у нас имеет продолжительное время, и то испытание, которое дается в государственных конторах - два-три месяца, для Церкви, наоборот, очень маленький срок. У нас до года примерно люди знакомятся друг с другом. Скоропалительных венчаний в Церкви не происходит", - сказал Вигилянский.
Он отметил, что "вообще венчаться намного сложнее, чем зарегистрироваться в государственных институтах, то есть в ЗАГСе". По его словам, священнослужители венчают только верующих, воцерковленных людей, которые регулярно участвуют в других таинствах Церкви - таинствах исповеди и Причастия, и которые "на глазах у священника".
"Других людей в Церкви не венчают. Вернее, не должны венчать. Что происходит на самом деле, я не знаю. В моей практике я не венчал таких людей, и в нашем храме такого не происходит", - отметил Вигилянский.
До революции 1917 года, рассказал он, церковная практика в сфере заключения брака была еще более строгой: помимо венчания, в России существовало еще обручение, "и после обручения люди иногда годами ждали венчания". Сейчас обряды обручения и венчания соединены в одном чинопоследовании венчания.
Комментируя проект концепции семейной политики, экс-глава патриаршей пресс-службы предположил, что, видимо, разработчики учитывают то обстоятельство, "что Церковь более серьезно относится к этому акту, к этому таинству (брака)". "Поэтому то, что в концепции написано, это вполне приемлемая вещь, она может существовать", - сказал Вигилянский, добавив при этом, что священник "никогда не должен потакать" человеческому лукавству.
Канонических запретов на венчание не зарегистрировавших свой брак молодых людей в Церкви не существует
Председатель Московской епархиальной комиссии по социальному служению протоиерей Михаил Потокин со своей стороны уточнил в беседе с РИА "Новости", что канонических запретов на венчание не зарегистрировавших свой брак молодых людей в Церкви не существует.
"Мы имеем венчания и церковный брак уже тысячелетия, а государственная регистрация - она последние сто лет совершается, до революции ЗАГСов не было. <…> Другое дело, что есть сложившаяся практика, которая обусловлена многими причинами и подразумевает определенные условия, при которых людей можно венчать", - сказал Потокин.
По его словам, одним из таких условий как раз является государственная регистрация брака. Как заметил Потокин, было бы странно, если бы человек, изъявляя желание венчаться и взять на себя определенные духовные обязательства, не был бы готов принять на себя при этом и материальные обязательства по отношению к своей будущей семье, которые "все-таки менее значимы, чем обязательства, связанные с порядочностью, с соблюдением чистоты брачных отношений".
"Возникает вопрос: почему тогда решили венчаться? Почему "сверху" начали, не "снизу"? Я не могу одни обязательства принимать, а другие не принимать - я все принимаю", - пояснил Потокин.
Кроме того, добавил он, для мегаполисов, больших городов характерно то, что священник может просто не знать хорошо людей, решивших в его храме венчаться, они могут не относиться к числу постоянных прихожан, и в этом случае документ о регистрации брака в ЗАГСе может быть дополнительным свидетельством серьезности намерений двух супругов.
Говоря об идеях концепции семейной политики до 2025 года, глава епархиальной комиссии по соцслужению отметил, что в некоторых странах уже есть практика, когда государство признает брак действительным после его церковной регистрации. "Думаю, что это не новая практика, и, наверное, это достаточно разумно", - заключил Потокин.