ВОШЕДШИМ В КАББАЛУ (КРИТИЧЕСКОЕ ЭССЕ)
(ЧАСТЬ 1)
Всем, кто услышит
СОДЕРЖАНИЕ:
Об Истине
О разделении
О поиске
О каббалистическом учении
О разуме
О вере
О метафизической и нравственной частях каббалы
Ложь обособления
Ложь убийства
Ложь непогрешимости
Ложь посредничества
Ложь спецэффектов
Ложь пропаганды
Ложь ортодоксальности
Ложь борьбы с инакомыслием
Ложь дискриминации
Ложь чудес
В заключение
ОБ ИСТИНЕ
1. Обращаюсь к моим братьям и сестрам. К людям, которые, пробудившись к поиску Смысла Жизни (то есть – к Истине) и, встретив «науку каббала», в той или иной мере углубились в это учение.
Примечание: Полагаю, что такие понятия, как «Альтруизм», «Бесконечность», «Благо», «Бог», «Высшая Сила», «Добро», «Душа», «Жизнь», «Истина», «Любовь», «Отдача», «Свет», «Совесть», «Творец» означают для нас, если не одно и то же, то, по крайней мере, что-то весьма близкое. Сейчас, к примеру, я выбрал слово «Истина», ибо считаю его наиболее привычным для всех людей и не вызывающим столь запутывающих, а для кого-то и отпугивающих ассоциаций, как такие слова как «Бог», «Творец» или «Высший Свет». И вкладываю я сейчас в слово «Истина» не только лишь понятие «того, что есть» (отсюда, видимо, и происходит слово «истина» - «естина»), но и понятие «того, что должно быть» или «того, к чему мы должны стремиться». Для нас, думаю, понятия эти неразрывно связаны, ибо Истина вечна (вне времени) и всегда находится внутри нас. А потому то, что есть, и то, что должно быть, суть две стороны одной медали.
2. По моему мнению, каббалистическое учение имеет несомненную ценность, ибо как раз таки содержит в глубине себя именно то, что мы ищем – Истину. И Истина эта светила и светит всем без исключения людям с самой зари человечества, когда не делились еще мы на расы, народы, веры и страны.
3. Истина эта проста и заключается в следующем: Все люди – братья. А потому Смысл Нашей Жизни может быть связан лишь только с тем, чтобы, борясь со злом разделяющего нас эгоизма, все больше и больше проявлять любовь друг к другу.
4. Принимая всевозможные формы, более или менее ясные, Истина эта на протяжении всей нашей истории выражалась многими людьми. Присутствует она и в литературе, и в философии, и в так называемой религии.
Примечание: под понятием «религия» я подразумеваю не «веру в сверхъестественное», а именно «учение жизни». То есть то всеобщее знание, что дает нам понимание, во-первых, того, для чего мы живем, то есть раскрывает перед нами цель нашей жизни и, во-вторых, того, как нам нужно жить, чтобы достичь этой цели. Религия должна отвечать на простой человеческий вопрос: «Что делать? чтобы жизнь моя личная, ограниченная, имела вечный, неограниченный смысл». Или еще проще: «В чем смысл моей жизни?». Именно этот вопрос, думаю, и указывает на суть религии, то есть является ее признаком.
5. И тот, кто захочет, отыщет свет Истины (перечисляю по алфавиту) и в буддизме, и в брахманизме, и у древнегреческих мыслителей, найдет ее в зороастризме, иудаизме, исламе, каббале, индуизме, конфуцианстве, суфизме, христианстве, шаманизме различного рода и многих-многих других учениях. Перечислять далее нет смысла, ибо Истина не только вечна, но и беспредельна. А это значит, что принадлежала и принадлежит она всем и не может быть «авторским достоянием» каких-либо отдельных людей (будь то один человек или множество), живущих там-то или там-то и якобы получивших эту Истину от кого-то извне: Бога, богов или каких-нибудь посредников.
6. Кроме того, пробудившись к поиску смысла жизни, мы постепенно осознаем, что Истина не нуждается ни в доказательствах, ни чьих-либо толкованиях. Потому что ценна уже сама по себе, самоочевидна и с самого рождения записана в сердце каждого из нас.
7. Повторюсь, что заключена Истина в следующем: все мы – братья. От осознания этого и должен начинаться весь наш духовный путь, путь внутреннего развития от «того, что есть» (себялюбия) к «тому, что должно быть» (любви ко всем). Об этом-то пути и должно говорить истинное религиозное учение, Учение Жизни.
8. А если все мы – братья, и ни о какой Истине, ни о каком смысле жизни вне этого понимания не может быть и речи, то не может быть среди нас ни больших (великих), ни малых (простых), ни учителей, ни учеников (в исключительном смысле, ибо, разумеется, что все мы друг-другу и учителя, и ученики), ни святых (отделенных), ни грешников (обделенных), ни начальников, ни слуг, ни центральных, ни крайних, ни «избранных», ни «неизбранных», ни «вершины», ни «основания».
9. Все мы, живущие на этом свете, суть единое братство равных и свободных людей. И не когда-нибудь в будущем, когда, по словам пророка, перекуем мы мечи свои на орала, а сейчас.
10. И вот тут, может быть, кто-то из нас скажет: «Но ведь очевидно, что нет между нами никакой свободы, равенства и братства. Ну, братство – это еще куда ни шло: все мы, как говорится, божьи дети, хоть зачастую того не осознаем. Но где же равенство? Способности-то у всех разные, а уж про «духовный уровень» и говорить нечего. И где свобода? Все мы целиком и полностью зависим от природы, от окружения. Да и вообще, категории «равенства» и «свободы» друг другу явно противоречат».
11. Думаю, что если кто-то из нас и не видит той простой Истины, что все мы братья, равны меж собой и свободны, то это лишь признак непонимания сути этого, набившего уже всем оскомину, высказывания. Непонимания того, что, во-первых, человеческое «братство» уже подразумевает «равенство», и нет тут места старшим и младшим, как в животных семьях. Нет тут места какой-либо откуда-то «сверху» навязанной иерархии. А во-вторых, «свобода» означает только лишь то, что, так как все мы равны, то ни один человек не имеет права каким бы то ни было образом насиловать другого (убивать, мучить, сажать в тюрьму, навязывать какую-либо идеологию, заставлять творить зло и так далее). Вот это, думаю, понимаем уже все мы, но, к сожалению, еще не все признаем.
12. «А как же относиться к личной свободе? Есть ли у человека все-таки свобода воли или нет?» – спросит еще кто-нибудь. Перефразируя слова одного мыслителя, скажу: рассуждать о «свободе воли» – это лить воду на мельницы богословия и криминалистики. Занятие это лишь усыпляет разум, а сон разума, как сказал еще кто-то, порождает чудовищ. Думаю, что тот, кто пробудился к поиску Истины, всегда видит свою личную свободу. И видит ее в том, чтобы в данный момент, в настоящем, делать усилие над собой и продвигаться к все большему и большему единению с другими людьми.
О РАЗДЕЛЕНИИ
13. Итак, все мы – единое братство равных и свободных людей. А истинно свободному человеку, то есть уже сознающему свою свободу, думаю, должно быть до омерзения противно любое деление между нами. Деление как по расовым, национальным, географическим, политическим, половым, религиозным, так и по всяким другим признакам, ненадуманным и надуманным.
14. Человек, стремящийся к Истине, не станет причислять себя ни к какому-либо народу или государству, ни к какой-либо партии, ни к какой-либо группировке, ни к какому-либо товариществу, если, конечно, не иметь в виду то Единое Товарищество всех без исключения людей, когда-либо живших и живущих сейчас на свете. Такой человек не будет делить окружение на друзей и врагов, своих и чужих или «тех, кто с нами» и «тех, кто не с нами». Ибо всякое такое разделение – явный признак лжи, а не Истины.
15. Разделение (пускай даже с самыми, на первый взгляд, гуманными, возвышенными, духовными намерениями) – это и есть то самое зло, что препятствует нашей общей свободе, препятствует Истине (недаром до сих пор говорят: «разделяй и властвуй»). Свобода же наша может быть только в единстве.
О ПОИСКЕ
16. «Ну, хорошо, – скажет кто-нибудь из нас, кто еще только начал свой духовный путь. – Смысл жизни заключается в увеличении любви к братьям-людям, во все большем единении между нами. Цель, вроде бы, ясна. Правда, не волне понятно, зачем все это нужно, но цель ясна. И как же теперь достигать этой цели? Вокруг ведь столько разных учений, верований, религий. И во многих чувствуется Истина. Но методики-то у всех разные. Мало того, каждое учение говорит, что его методика – наиболее верная или же вообще единственно-верная. Одни утверждают, что спасаться надо, объединяясь в Боге-Сыне, искупителе, втором лице Троицы, а уж потом, после смерти тела, мы и получим истинное благо. Другие – что для достижения «загробного рая» следует регулярно молиться, поститься, делать добрые дела, совершить хадж и много других действий. Третьи – что Бог, творец неба и земли, заключил союз с избранным народом, так что теперь, войдя в этот народ, выполняя определенные заповеди и изучая Тору, можно достичь истинной жизни. Кто-то же говорит, что жизнь наша – сплошные страдания, вызванные нашими же желаниями, и потому надо, уменьшая желания и освобождаясь тем самым от страданий, уходить в нирвану, сливаться с космосом, и лишь в этом одном есть спасение. И так далее, и так далее, и так далее. И что же мне выбрать? Куда двигаться?».
17. Действительно, каждый из нас, опасаясь быть обманутым, задается подобными вопросами. И очевидно, что опасения эти разумны. Учений множество, и целой жизни может не хватить на то, чтобы все их подробно разобрать. К тому же пропагандисты практически любой доктрины открыто заявляют, что для раскрытия Истины (Бога, Высшей силы, Творца и т.п.) требуется приложить массу усилий и потратить уйму времени – годы и даже десятилетия. И это тоже видится нам разумным, оправданным – ведь, как говорится, без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
18. Но, глядя на все многообразие религиозных теорий, мы уже начинаем подозревать, что ни одно из предлагаемых учений не истинно, а все это лишь придумки людские да домыслы. И тогда приходит к нам отчаяние и безысходность. «Как же так? – говорим мы. – Но должна же быть где-то Истина! Ведь если Истина есть Истина, то кто-то уже, несомненно, ее раскрыл, записал и донес до других. А если нет, то зачем же тогда себя мучить, совершая бессмысленную работу? Разве я умнее и мудрее всех остальных?». И закрадывается в нас ужасная мысль, что если бы и действительно существовало такое правильное учение, то уже давно сами собой бы разрушились все остальные, неправильные учения. И осталась бы на земле лишь одна, истинная религия, Учение Жизни. Но ситуация говорит нам совсем об обратном. Различные, противоречащие друг другу учения процветают, и указывает это лишь на то, что все они (за исключением, наверное, какого-то одного, скрытого, утерянного) – заведомо ложные.
19. И начинаем мы лихорадочно метаться из стороны в сторону, пробуя и одно, и другое, и третье. Отчаянно молимся кому-то, медитируем, копаемся в различной литературе (в том числе – научной), «лазим» в интернете, посещаем какие-то собрания. В общем, стараемся как можно скорее проникнуть буквально во все, что ни предлагается. И, в конце концов, доходим мы до такой степени отчаяния, что уже начинаем ощущать себя, мягко говоря, не вполне вменяемыми. Начинаем ощущать, что идем мы туда, сами не знаем куда, и ищем то, сами не знаем что. То ли бессмертия, то ли блаженства, то ли каких-то таинственных знаний, то ли просто некоего счастья или уже даже успокоения.
20. Но ведь для нас остановка – смерти подобна. Ибо не верим мы в то, что не существует нигде до сих пор этого истинного учения и что пламенное желание наше – лишь игра поврежденного ума, ошибка, обман, злая шутка слепой природы. Верим же мы в высшую справедливость, в разум, в добро, в любовь. В то, что, кто ищет, тот всегда найдет. А ищем мы не что-нибудь, а Истину. Только вот, что есть Истина? На этот лукавый вопрос мы уже и не можем себе ответить. И потому готовы принять решительно все, что угодно. Иными словами, готовы принять правду, какой бы горькой и печальной она ни была. Лишь бы понять, увидеть, в чем же все-таки Истина, и как ее достичь. А уж потом, когда поймем и увидим, мы, как нам кажется, будем готовы на любые страдания и жертвы.
21. И именно тогда, думаю, складывается то опасное положение, когда нам можно внушить практически любую ложь, разумеется, щедро разбавив ее Истиной (ведь иначе ни один здравомыслящий человек в эту ложь не поверит).
О КАББАЛИСТИЧЕСКОМ УЧЕНИИ
22. Так вот теперь об учении, известном как «каббала» или «наука каббала» (под этими названиями это учение распространяется известной организацией среди русскоязычных людей). Сразу же сделаю то замечание, что никоим образом не намереваюсь кого-либо обидеть или, не дай бог, оскорбить. Но если все же и выйдет так, что своими высказываниями о каббале я задену чье-то религиозное чувство, то заранее прошу у вас прощения. Прошу вас понять и не забывать, что моя цель – выявить Истину и обличить ложь. И все, о чем говорится в этом тексте – лишь мое мнение, которое, глядя на то, что происходит, я уже не могу не высказывать. Думаю, что раз все мы – братья, то в обязанности каждого из нас входит указывать друг другу на те явные и вероятные заблуждения, что, появляясь между нами, уводят или могут увести нас от Истины. Не верю я во всяческие коварные заговоры (не потому что таковых не бывает – это не имеет значения – а потому что одни лишь мысли о них отравляют и извращают наш разум), – не верю в коварные заговоры и поэтому не хочу углубляться в выяснения возможных мотивов тех наших братьев-людей, от которых эти заблуждения приходят. Все мы знаем, что то, что сегодня мы считаем правдой, уже завтра может оказаться ложью. И потому прошу вас отнестись к моим словам не только лишь с критикой, но и с братским пониманием. В особенности же к тому, что я буду излагать далее.
23. Для начала несколько слов о каббале с точки зрения общественно-исторической (как это видится лично мне). Вопреки мнению некоторых людей, считаю, что каббала, в том виде, в котором она сейчас распространяется, – относительно молодое учение, корни которого глубоко уходят в иудаизм. Думаю, можно даже сказать, что это и есть иудаизм, только иудаизм модернизированный, адаптированный под конкретные исторические условия. О том, что это были именно за условия, как адаптировался иудаизм в различные периоды времени, и какие другие учения влияли на такое его развитие, можно без особого труда узнать из интернета и книг (кое-какую информацию можно почерпнуть из книг, распространяемых все той же известной организацией).
24. Так же в интернете, исторических книгах и статьях можно навести справки о том, кто и когда, все-таки, написал книгу «Зоар», сколько авторов было у «Торы», откуда было позаимствовано «Учение десяти сфирот», какие еще направления в иудаизме существуют сегодня и о многом другом. Если эти факты представляют для кого-то из нас решающую важность, то, как говорится, достаточно лишь залезть в интернет. По моему же мнению, все эти вопросы являются второстепенными, если не сказать – пустыми. Ведь прямо перед нашими глазами находятся тексты, в которых черным по белому сообщается, что говорят они о непогрешимой вечной Истине. И, думаю, при таком раскладе не важно, кем и когда они были написаны. Тысячи лет назад Моисеем в Синайской пустыне или же мальчиком Петей на скамейке в парке сегодня утром.
25. И поэтому то обстоятельство, что каббала есть относительно, но все-таки молодое учение, не должно ни на йоту умалять ее ценность. Даже наоборот. Ведь, как мы знаем, любая система знаний со временем развивается – отметаются лишние, отжившие себя представления о предмете постижения. Появляются новые идеи, гипотезы, теории. При добросовестном подходе нечто подобное происходит и с религиозными учениями. Истина, заключенная в них, как бы выкристаллизовывается, преподносится человеку все более простым языком. Отбрасываются так называемые суеверия, ошибки. Изобличается ложь, намеренная и ненамеренная.
26. Но это, как я уже отметил, происходит только при добросовестном, разумном подходе, и относится уже, скорее всего, к некоему общечеловеческому религиозному учению, то есть к совокупности всех наших учений. И выражается эта совокупность, как правило, в трудах обычных свободных людей, то есть не принадлежащих к той или иной конфессии. Именно так, думаю, и появляются поистине новые направления религиозной мысли – старые учения отживают себя, а на их основе возникают новые.
27. К сожалению, как показывает история, при развитии именно религиозных учений зачастую (и это еще мягко сказано) выходит обратное: заключенная в них Истина затеняется, а ошибки и заблуждения укореняются и растут. Посмотрите, что случилось, к примеру, с христианским учением, с исламом (далее перечислять не стану).
28. Так происходит, думаю, тогда, когда на определенном этапе своей эволюции учение (текст) признается неким собранием людей непогрешимым откровением Бога, богов или какого-нибудь «великого просветленного», «пророка», «мудреца» и т.п. При этом на дальнейших этапах развития старое учение уже, разумеется, отмениться не может, а все те ошибки, что с неизбежностью остаются в нем, отравляют учение новое. Вернее, отравляют вовсе не новое, а лишь в той или иной степени видоизмененное, но фактически все то же старое учение. Подчеркну, что отменяться должно не все учение, а лишь те элементы в нем, что противоположны Истине или затеняют ее.
29. О мотивах же тех из нас, что держатся за старое и препятствуют развитию нового, рассуждать не буду. Скажу лишь одно: богатство, слава и власть (какие бы формы эта власть ни принимала и на чем бы она ни основывалась: на насилии, знании или так называемой духовности) всегда привлекали род человеческий. А потому, если и лежит на ком-то ответственность за то, что Истина скрывается и затуманивается, то лежит она на всех нас, то есть на каждом. Ибо Истина внутри нас.
30. Итак, полагаю, что каббала («наука каббала») есть относительно молодое религиозное учение, основанное на иудаизме. То есть каббала – это адаптированный иудаизм. Заверения некоторых наших братьев в том, что каббала и иудаизм никак не связаны, видятся мне (и, думаю, всем), по меньшей мере, заблуждением. Все иудейское учение целиком и полностью содержится в каббале, причем безо всяких изменений, ибо ни одна буква из иудейского Закона (Торы), как нам известно, не могла быть самовольно кем-либо отброшена. И по ясной причине – из-за признания непогрешимости текста. Закон лишь перетолковывался, в результате чего учение к настоящему времени только изменило форму, но в самом Законе ничего не убавилось.
31. Кажущиеся же прибавления, позаимствованные из других систем знаний (неоплатонизма, гностицизма и других), сути учения, думаю, не изменили. Что же тогда в нем нового? Так вот нова именно форма, а не содержание. Это не скрывается и самой каббалой. Правда, говорит она, почему-то, о том, что это она есть корень иудаизма, а не наоборот. Споры по этому поводу, думаю, бессмысленны и лишь создают дополнительную путаницу. Так что предлагаю называть вещи своими именами, то есть считать, что каббала и иудаизм суть одно и то же, не ломая голову над тем, что из чего вышло.