Сингулярность снова близко
Реймонд Курцвейл. Фото: invaderbiz.org
Футуролог Реймонд Курцвейл: через десять лет мы будем жить в виртуальной реальности и водить беседы с искусственным интеллектом
Американский изобретатель Реймонд Курцвейл — футуролог с двадцатилетним стажем. Пресса называет его неутомимым гением и безупречной мыслящей машиной; бизнес-журнал Inc зачислил его в список топ-предпринимателей всех времен и народов, охарактеризовав как законного наследника Томаса Эдисона.
Курцвейл прославился в 1970-х, создав одну из первых машинных систем распознавания речи; в 1980-х он основал компанию Kurzweil Music Systems, производящую одноименные синтезаторы. В 1990-х предсказал скорое появление беспилотных автомобилей и мобильных телефонов, которые будут отвечать на вопросы владельцев. Он верит, что будет жить вечно — благодаря биотехнологиям и загрузке своего сознания в компьютер; с 2012 года работает директором по инженерным разработкам Google.
В четверг CNN опубликовал пять предсказаний Курцвейла на ближайшее десятилетие. Во всех своих прогнозах футуролог опирается на так называемый закон ускоряющейся отдачи — экспоненциальное ускорение технического прогресса, который, в свою очередь, подталкивает к переменам все остальные аспекты жизни человека — от экономики до биологии.
Медицина
Через десять лет клиническая практика радикально изменится — человечество в совершенстве овладеет технологиями по преобразованию собственной биологии для защиты от болезней и старения. Сейчас мы уже десять лет как располагаем полным кодом человеческого генома и достигли значительных успехов в соотнесении тех или иных генов с процессами, за которые они ответственны.
Благодаря этим открытиям появляются средства, позволяющие перепрограммировать организм человека точно таким же образом, как человек перепрограммирует свой компьютер.
Например, РНК-интерференция может отключить гены, которые связаны со старением и с предрасположенностью к различным заболеваниям. Генотерапия позволит модернизировать человеческий геном, совершенствуя одни признаки или добавляя новые.
Медицину в корне изменит недавно разработанный метод создания так называемых индуцированных стволовых клеток. Он позволяет выращивать стволовые клетки, аналогичные эмбриональным, из обычных клеток человеческого организма — например, из клеток кожи. Благодаря этому можно обойти этически спорный вопрос об использовании эмбрионов — и сколько угодно выращивать человеческие органы.
«Уже сейчас мы можем починить разбитое сердце — пока что не от любви, а от сердечного приступа, — омолаживая его перепрограммированными стволовыми клетками», — говорит Курцвейл.
Современная медицина тоже подчиняется «закону ускоряющейся отдачи». Сегодня технологии, которые перепрограммируют «софт», лежащий в основе человеческой биологии, уже в тысячу раз эффективнее, чем в 2003 году, когда проект «Геном человека» только завершился. И если сейчас их клиническое применение — это прорыв, то в 2020-х оно станет ежедневной рутиной.
Энергетическая и пищевая революции
Курцвейл уверен: к 2030 году солнечная энергетика сможет удовлетворить все нужды человечества. Суммарное число ваттов, произведенных солнечными батареями, растет экспоненциально, удваиваясь каждые два года.
«Если мы сможем хотя бы частично использовать десятки тысяч солнечных лучей, падающих на Землю, то сможем удовлетворить на сто процентов наши потребности в энергии», — прогнозирует футуролог.
Солнечные батареи в Индии. Фото: Ajit Solanki / AP
Стоимость одного ватта солнечного электричества начнет стремительно снижаться, как только при проектировке солнечных батарей повсеместно начнут применять новейшие молекулярные технологии. В недавнем отчете Deutsche Bank отмечается, что «в Индии и Италии стоимость несубсидированной солнечной энергии равняется стоимости электричества из сети. К 2014 году еще больше стран достигнут паритета солнечной энергии и обыкновенного электричества».
Энергетическая революция повлечет за собой пищевую. Как только на планете станет доступна недорогая энергия, ускорится и подешевеет процесс очистки и опреснения воды. Оптимизация коснется и сельского хозяйства — от традиционного агропромышленного комплекса до вертикальных автоматизированных ферм, на которых искусственный интеллект будет выращивать овощи и фрукты гидропонным способом.
От животноводческих ферм можно будет избавиться вовсе, предсказывает Курцвейл, ограничившись выращиванием «мяса» (то есть мышечных тканей животных, идентичных «натуральным») в пробирке.
3D-принтеры
Через семь-десять лет большая часть предметов быта будет производиться 3D-принтерами. Конечно, сегодня их функционал предельно ограничен — трудно себе представить, что к концу десятилетия они окажутся действительно незаменимыми в повседневной жизни. По словам Курцвейла, такой скепсис не оправдан.
«Если посмотреть на жизненный цикл технологий, мы увидим ранний период гиперэнтузиазма, потом спад и разочарование, за которым следует настоящая революция. Помните интернет-бум в 1990-х и последовавший за ним в 2000-х пузырь доткомов? Примерно тогда же стартовал и Google, а сейчас мы видим многомиллиардные интернет-компании», — пишет инженер.
Аналогично, сейчас 3D-принтеры находятся на самой ранней стадии развития, но уже в 2020-х наступит их золотой век. При этом возможность «распечатать» себе гардероб за сущие копейки, скачав опенсорс-схемы, не поставит крест на индустрии моды. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на другие отрасли, также пережившие «дигитализацию», — книгоиздание, кино и музыку. Даже в далеком будущем, когда на 3D-принтере можно будет дома «распечатать» пистолет или биоразлагаемый каркас для протезов внутренних органов, промышленное производство все равно останется рентабельным.
Искусственный интеллект
В течение пяти лет все поисковые системы полностью перейдут на человеческий язык. Пару лет назад суперкомпьютер IBM «Уотсон» стал лучшим игроком в телешоу Jeopardy! — аналоге российской «Своей игры». В викторине задают довольно запутанные вопросы, зачастую включающие каламбуры, шутки и метафоры. Несмотря на то что еще недавно чувство юмора и способность понимать иносказания считались привилегией человеческого разума, искусственный интеллект ответил на все вопросы без запинки, обойдя тандем двух самых удачных игроков-людей.
Суперкомпьютер IBM «Уотсон» побеждает в телешоу Jeopardy. Фото: Jeopardy Productions / AP
Большую часть своих знаний «Уотсон» подчерпнул из «Википедии» и еще других энциклопедий; всего суперкомпьютер прочитал около 200 миллионов страниц. Сейчас Курцвейл работает в Google над искусственным интеллектом, который был бы способен на полноценную беседу с пользователем.
«Например, он будет вовлекать вас в диалог, чтобы прояснить двусмысленности или сложные вопросы», — говорит он.
Виртуальная реальность
В 2020-х мы привыкнем с полным погружением работать и общаться друг с другом в виртуальной реальности — совокупности искусственно вызванных визуальных, звуковых и тактильных ощущений. Фактически, говорит Курцвейл, телефон — это уже виртуальная реальность, в которой люди могут «встречаться», правда, пока только в рамках акустического восприятия. Видеоконференции в мессенджерах и смартфонах добавили визуальное восприятие — хоть еще и не в трехмерное. Полное визуальное погружение появится в течение десяти лет, полагает футуролог.
«Мы сможем дополнять реальность таким образом, что я смогу видеть вас сидящим на диване в моей гостиной, хотя нас будут разделять сотни миль. Ваши очки "дополненной реальности" будут подсказывать вам интересные шутки и истории, уместные в разговоре, который вы ведете», — прогнозирует он.
Последний штрих к виртуальной реальности добавят тактильные ощущения. Их симуляция станет возможной благодаря нанороботам, формирующим в головном мозге сигналы, идентичные сигналам от нервного рецептора.
В своей книге «Сингулярность сегодня» Курцвейл предрек, что к середине XXI века homo sapiens эволюционируют в новый вид — «людей на программном обеспечении», которые будут «жить в интернете, проецировать тела туда, куда им нужно или хочется, включая голографические и туманные (паровые) проекции тел, и физические тела, состоящие из роев нанороботов».
Чтобы дожить до появления этой технологии, 65-летний Курцвейл, по его словам, ежедневно употребляет «250 добавок (таблеток)» и получает «шесть внутривенных вливаний (питательные добавки, которые поступают в кровь напрямую, минуя пищеварительный тракт)». Несмотря на то что Курцвейл действительно точно предсказал многие события современной истории, включая распад СССР и победу компьютера над живым шахматистом, не все прогнозы футуролога точны — в 2012 году журнал Forbes публиковал список его несбывшихся пророчеств.
(С)Станислав Наранович
rusplt.ru
источник