Скачать "Аттические ночи" Авла Геллия
Авл Геллий (лат. Aulus Gellius; ок. 130—180 гг.) — древнеримский писатель и филолог. Любитель древностей и представитель архаизирующего направления латинской литературы II века.
Авл Геллий в Википедии
Авл Геллий. Аттические ночи
Книга V. Глава 12
Об именах богов римского народа Диовиса (Diovis) и Ведиовиса (Vediovis) {87} {87 Рукописное чтение — Diiovis и Vediiovis; Diovis и Vediovis появляются только в печатных кодексах.}
(1) Мы обратили внимание на то, что в древних молитвах {88} присутствуют такие имена богов: Диовис (Diovis) и Ведиовис (Vediovis). {89} (2) С другой стороны, в Риме также был храм Ведиовиса между акрополем и Капитолием. {90} (2) Я узнал следующее объяснение этих имен. (4) Iovis древние называли от juvare (помогать), {91} и, соединив с другим словом, именовали также pater (отец). (5) Ведь то, что с пропущенными и измененными буквами имеет вид Iupiter, то полностью и в неискаженном виде - Iovis pater. Так и Neptunuspater (отец Нептун) произносится слитно, <и> Saturnuspater (отец Сатурн), и Ianuspater (отец Янус), и Marspater (то же, что Marspiter) (отец Марс), и также от Iovis назван Diespiter, то есть отец дня (dies) и света. (6) И потому Иовис (Iovis) {92} сходным образом именуется Диовисом (Diovis) и Люцетием (Lucetius), {93} поскольку он дарует нам день и свет (lux), словно саму жизнь, и помогает. (7) Люцетием же Юпитера называет в книгах "Пунической войны" Гней Невий. {94} {88 Рукописное чтение — spectationibus (в созерцаниях) — не дает удовлетворительного смысла; перевод по принятой всеми издателями конъектуре Преллера — precationibus (в молитвах).}
{89 Диовис — древнеиталийское название Юпитера, хотя многие римские антиквары считали его самостоятельным божеством, позже трансформировавшимся в одну из ипостасей Юпитера. Ведиовис, или Вейовис (Vejovis), — бог подземного царства, связанный с культом манов и иногда рассматриваемый в качестве ипостаси Юпитера как бога мщения. Согласно Варрону, культ Юпитера был введен Ромулом, а культ Ведиовиса — сабинским царем Титом Тацием (Ар. Serv., VIII, 275).}
{90 Этот храм упоминают также Овидий (Fast., III, 429) и Витрувий (IV, 8, 4).}
{91 Имя этого бога связывает с juvare и Цицерон (De nat. deor., II, 25, 64). В действительности, этимология сомнительна; нет связи и с именем бога дня. Jupiter — первая основа, представляющая собой форму вокатива. Jovis и Diovis — формы именительного падежа, восстановленные из основы генитива. Ср.: Varr. De ling. Lat., V, 65.}
{92 Рукописное чтение — Diiovis, что бессмысленно. Гертц исправляет на Jovis.}
{93 О Люцетии, как об имени Юпитера ср.: Serv. Ad Verg. Aen., IX, 567; Macr. Sat., I, 15, 14. Этот эпитет, отражающий важную функцию божества, был распространен по всей Италии.}
У Авла Геллия Юпитер именуется Люцетием, но пишется на латыни Lucetius, а Макробий пишет Lucetium.
Отредактировано Crusader (Пятница, 2 октября, 2015г. 18:57)