Фрагмент из опубликованного в интернет-издании "The Internet Times" интервью с журналистом Александром Невзоровым.
...
- 13 августа Собор епископов Украинской Православной Церкви избрал новым главой Митрополита Онуфрия. Патриарх Кирилл лично одобрил эту кандидатуру.
- Кирилл одобрил бы, даже если Украинская Православная Церковь в качестве нового главы избрала бы меня. Ему ничего не остается, кроме как одобрять сейчас.
- А может ли это как-то повлиять на дальнейшее существование УПЦ, вызвать раскол?
- Никакого раскола не будет. Они бы давным–давно свалили, но у них там есть несколько канонических зацепочек, по которым они не имеют права на свободное плавание. Сейчас тихий Онуфрий, тихий и благостный, нескандальный, не делавший никаких громких заявлений, он все оформит именно так, как надо. Вероятно, будут предприняты очень точные именно в каноническом смысле решения, чтобы УПЦ не осталась бы самопровозглашенной, канонически незаконной. Это их больше всего интересует. А затем они начнут спокойно, совершенно дружелюбно отвязывать канаты и отталкиваться веслами. Они уже начали, потому что, в любом случае, из Почаева перестали идти деньги в РПЦ, перестали идти деньги из Киево-Печерской Лавры. Это немного – это миллионов 12-15 евро в месяц, это я знаю по Почаеву. Это действительно немного, но там есть еще 11-12 тысяч приходов и там есть еще Киево-Печерская Лавра, которая на порядки больше Почаевской, как предприятие, как бизнес-проект.
- То есть идет борьба за сферы влияния?
- Нет, это не идет борьба за сферы влияния. Московскую патриархию уже давно от украинских денег отпихнули, и она уже давно их не получает. Но это связано еще и с тем, что в России проект под названием «РПЦ» обескровился и протух. Уже даже неловко становится их тягать за бороды и за их красные носы. Они постепенно переходят все в более и более робкий обслуживающий персонал, и с идеей всегосударственной духовности, похоже, что Кремль покончил. Потому что надули жутко и позорно бедняжку Владимира Владимировича: Гундяев (прим. редакции - мирская фамилия Патриарха Кирилла) ему лично обещал, что православие – это тот клей, который народы делает вообще неразделимыми, что у Украины и в мыслях никогда не будет отделяться или каким-либо образом отпочковываться, что есть единство веры и это гарантия. Но, как выяснилось, православие не в состоянии склеить не только верующих, но даже и попов формально разных церквей. Когда прибыл Алфеев (прим. редакции - мирская фамилия Митрополита Иллариона) на чьи-то похороны или на чей-то день рождения, я уже не помню, то его даже не впустили на Украину. А приехавшие в аэропорт украинские попы, наблюдавшие за бедняжкой Алфеевым, который сидел в транзитной зоне, ему показывали языки. И бедный Митрополит Илларион пробыл там без воды и туалета шесть часов, подвергаемый глумлению и посмеянию. Украинские попы всегда очень весело издевательски комментируют канонические инициативы Русской православной церкви. Там не то, что какое-то сотрудничество, это как кошка с собакой. Украинская Православная Церковь, открою вам страшный секрет, в три раза, как бизнес-предприятие, оборотистее русской. Поэтому для РПЦ здесь идет по всем статьям и по всем каналам швах.
- Вы позиционируете себя как атеиста. У вас есть видеоблог...
- Это не блог. Я не знаю даже, что это такое. Я записываю в своей редакции, оператор ставит камеру и записывает, а дальше уже все происходит вне меня. У меня нет ни электрического адреса, ни скайпа. Я живу без этого всего, и мне это ни сколько не мешает. Я абсолютно неинтернетный человек. Никакого отношения к слову «блогер», я не имею, и иметь не хочу.
- В данных эфирах Вы со свойственной Вам критичностью разбираете многие церковные догматы детально. В данный момент, при той ситуации, которая сейчас сложилась в обществе, это не может никоим образом грозить Вам последствиями, вопросами со стороны РПЦ.
- Нет, я просто очень аккуратно все делаю.
- А если Русская Православная Церковь станет более радикальной и пойдет дальше закона «О защите чувств верующих», Вы также останетесь публичны в своей позиции или, может быть, смените методы?
- Я, естественно, не буду сам садиться на кол, увидев где-нибудь заточенное и заготовленное острие. Но, поверьте, я за многие десятки лет своей деятельности научился делать это опытно и неподсудно. Жестоко, больно и при этом неподсудно. Это всего-навсего профессионализм, когда ко мне очень трудно и практически невозможно предъявить какие бы то ни было претензии. Поверьте, их пытались предъявлять, и каждый раз с моей стороны всегда была абсолютно доказательная и жесткая база, и корректность моего права высказываться по этим вопросам. По поводу того, что РПЦ может радикализироваться – да нет, она не может радикализироваться. Мы уже наблюдаем посадку этого кукурузника. Он еще рычит моторами, машет крыльями, но все уже. Что меня лично огорчает.
- Вы как-то сказали, что попы для вас – это спорт.
- Конечно.
- В любом спорте существуют определенные правила…
- В том числе и в боях без правил.
- …и цели. Если относиться к этому как к спорту, который Вы сами для себя и создали, какие здесь можете назвать правила и цели?
- Все правила здесь прописаны для меня в уголовном кодексе, и это единственные правила и ограничители. А все остальное, не забывайте, что это же вечный конфликт свободолюбия, вольнодумства. Он будет продолжаться достаточно долго. Ему еще не меньше века-двух предназначено быть, и будут различные исполнители этого конфликта. Я же ничего не имею против, они могут верить во все, что угодно, даже в совокупление офисной мебели по ночам с громкими или тихими стонами, это их личное дело. Я просто за то, чтобы они верили в специально отведенных местах и за собственный счет и не пытались бы мне усложнять жизнь своим хобби. В любом случае, православие – это хобби для большого или маленького количества людей. Я не очень верю в искренность тех, кто называет себя православными. Мы знаем, что существуют прекрасные образцы православного поведения – они прописаны в Житиях святых. Там предложена модель, конструкция того, что такое верующий человек, как он себя ведет, каковы внешние обязательные проявления этой веры.
Мы помним, как преподобный Макарий надолго погружал гениталии и зад в муравейник, чтобы избавиться от каких-то греховных мыслей. Мы помним Никиту Переяславского, который, в течение всей своей жизни, не снимая, носил огромную каменную шапку. Мы помним Святую Агнессу, которая пылающим бревном прижигала себе большие и малые половые губы, чтобы избавиться от греховных помышлений. Семен Столпник, который мазал свое тело собственным калом и в образовавшихся язвах разводил червей. Вот это верующие люди, действительно, здесь я готов поверить. Потому что я вижу, что они во имя своих убеждений на что-то идут и здесь они последовательны.
У нас верующий человек в стране один – это Милонов. Я считаю, что необходимо срочно ставить вопрос о его канонизации, и хотелось бы поучаствовать в сборе средств на нимб, но, соответственно, запретив Милонову без нимба появляться на заседаниях законодательного собрания или даже в туалете. Люди должны видеть настоящего профессионального православного подвижника. Все воспринимают его как фанатика и дурака, а это не так. Он всего-навсего верующий человек в очень облегченной форме. Он не может как Семен Столпник, мазать тело калом или погружать зад в муравейник. Он исполняет предписания Вселенских соборов, он всего-навсего верующий.
...