Глава Римско-Католической Церкви завершил визит в Южную Корею. За несколько месяцев до того некоторые обозреватели выдвигали предположения, что по пути в Сеул Папа Римский Франциск может сделать кратковременную остановку в Китае. Эти догадки основывались на некоторых «деталях», которые периодически просачивались в католическую прессу. И, конечно, словах самого Понтифика. Так, 19 марта этого года Понтифик в интервью Corriere della Sera заявил, что существует переписка между председателем КНР Си Цзиньпином и Ватиканом, а также «установлены контакты с китайским правительством». Заодно эксперты вспомнили о том, что новый государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин имеет хороший опыт дипломатических отношений с Пекином. Поэтому когда Китай дал согласие на пересечения своего воздушного пространства самолету с Папой Римский Франциском, хотя некогда отказал в том же Папе Римскому Иоанну-Павлу II, это заставило задуматься.

Нажать для чтения продолжения статьи

Ожидания не оправдались. Но в Сеуле мысли Понтифика все равно обращались к большому северному соседу Южной Кореи. Vatican insider так и озаглавил один из материалов, посвященных визиту Папы Римского – «Протянутая Китаю рука Франциска», а сам Папа Римский призвал Пекин открыть посольство в Ватикане. Однако главную интригу внесли все же не католики, а сами китайцы. China Daily сообщила, что в стране «в связи с развивающейся напряженностью между коммунистическими властями и церковными общинами возможно создания собственной «христианской теологии», которая будет согласовываться с национальной культурой и основами социализма. Подробности пока отсутствуют, что не помешало выдвинуть несколько версий японской газете The Diplomat.

По мнению издания, «почти наверняка эти планы предусматривают некую форму репрессий против христиан». Для этого имеются следующие основания: в последние годы в Китае взрывными темпами увеличивается число приверженцев христианства, в частности, протестантизма. Укрепление позиций религии в стране «наделяет ее способностью действовать в качестве объединяющей и сплачивающей силы, которая может стать политическим соперником Компартии». Также такая кампания может стать «элементарной попыткой применить суровые меры к обширной сети подпольных церквей в Китае». Наконец, курс на придание национального характера христианству может быть связан с желанием «подавить иностранное религиозное влияние в стране». Но при чем здесь Ватикан и католицизм?

На наш взгляд, добросовестно перечислившая противоречия между правительственным курсом и христианством японская газета сознательно или несознательно опустила важнейший процесс, который может сплотить Китай и Святой престол. А именно, жесткую и последовательную критику Франциском современного мирового капитализма. Не случайно понтифик еще раз обратился к этой теме в своей проповеди в Южной Корее, сказав: «Нет экономической модели, которая создает бесчеловечную бедность!». В осуждении этого диктата транснациональных корпораций и банков понтифик бывает настолько резок, что его недавнее апостольское послание «Evangelii Gaudium» католических теологам и представителям Святого престола пришлось впоследствии «уточнять» в том смысле, что папа вовсе не отрицает капитализм.

Однако в одном лишь июле во время проходившего в Риме международного семинара «Всеобщее благо: на пути к более открытой экономике» прозвучали поистине революционные лозунги. Ряд участников мероприятия призвали оказать давление на G-20 с целью побудить провести глобальную реформу банковской системы, например, установив налог на транснациональные финансовые трансферты. Многие подчеркнули необходимость борьбы с так называемыми «налоговыми гаванями». Представители стран, которые не входят в G-20, выступили за более инклюзивный механизм для управления мировой экономикой, что получило публичную поддержку епископа Марио Тосо, секретаря Папского совета по вопросам правосудия и мира. Спустя несколько дней по окончанию семинара ватиканский официоз, газета L`Osservatore Romano, можно сказать, «чужими руками» обозначила интерес Святого престола.

Издание привело мнение бангладешского банкира и лауреата Нобелевской премии мира Мухаммада Юнуса, в которой тот пишет: «Задача Церкви –  стремиться адекватно соединить капитал, духовное, социальное и материальное в мире. На мой взгляд, нынешняя экономическая система препятствует достижению этой цели. Она сопоставима с машиной, которая питается, высасывая жизненную энергию человечества, чтобы перенаправить ее наверх, к узкой прослойке элиты. Я предлагаю и сам применяю на практике новый тип бизнеса, основанный на альтруизме. Я называю это компаниями без дивидендов, созданные для решения социальных проблем. Акционер может вернуть вложенные деньги, но не более того, потому что прибыль будет реинвестирована в предприятие, чтобы улучшить его. Этот тип предприятия находится на полпути между благотворительной помощью и корпорацией, нацеленной на максимизацию прибыли».

Переход от экономики потребления к экономики распределения – непростая задача. На этом пути Ватикану будут противостоять не только транснациональные корпорации c банками , но и подконтрольные им правительства со своими армиями и спецслужбами, мировая индустрия средств массовых информаций и развлечений. Чтобы смести подобную систему требуются неимоверные усилия, «христианский джихад», вовлекающий сотни миллионы людей в свою орбиту (и как тут не вспомнить резко активизировавшийся за последний год интерес Святого престола к мигрантам, униженным и обездоленным, готовым на все ради куска хлеба). А что может предложить Пекин городу и миру?

Доктор миссиологии Папского Григорианского Университета в Риме Кин Шеунг Ян замечает: «Хорошо известно, что в Китае сегодня транснациональные корпорации распространили культуру потребления. Папа Римский Франциск осуждает материализм и «грубую и наивную уверенность» в финансовой власти, которая представляет собой новую форму невидимой тирании». Ученый подчеркивает, что китайские руководители тоже нацелены на решение этих проблем. И важно – в последнее время китайские СМИ комплиментарно отзываются о понтифике. Когда в мае этого года Понтифик назвал китайских католиков «закваска гармоничного сосуществования среди своих сограждан», некоторые местные комментаторы интерпретировали его слова как указание на «социалистическое гармоничное общество», каковую концепцию продвигал бывшей председатель КНР Ху Цзиньтао.

Не станет ли в конечном счете полуторамиллирдный Китай движущей силой будущего «христианского джихада», который опрокинет современное мироустройство и капиталистический «заговор» транснациональных корпораций и банков? Будем внимательно следить за ночным небом Пекина, выглядывая новую «Вифлеемскую звезду».

http://www.iarex.ru/articles/50073.html