Дорого, хоть святых выноси!
Хорошо, что мощи св. Георгия не задержались на выставке в фойе Госдумы — могли и купить ненароком
«Почем опиум?» — спрашивает женщина в строгом костюме, указывая на золотое колечко с молитвой внутри. Молодая продавщица смотрит в прайс-лист и называет цену. «А что, изделия продаются?» — не отводя глаз от таблички с надписью «Выставочные образцы: не для продажи», интересуюсь я. «Нет, конечно! Мы тут получаем эстетическое удовольствие, — по-учительски поправляет покупательница. И тут же бросает продавщице: — Я щас приду».
14 апреля в коридоре Госдумы открылась пасхальная выставка «Победа, победившая мир — вера наша!». Ее организатором выступил думский Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. «Одна из задач экспозиции — показать роль религиозных организаций в период Великой Отечественной войны», — заявил на церемонии открытия руководитель профильного комитета и депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. «Об этом мало говорили, но многие наши маршалы держали у себя на столике Библию, перед началом наступлений обращались к Богу, спрашивали совета и благословения», — вторил ему единоросс Сергей Попов (два года назад предлагал разработать единый учебник по истории).
«Хедлайнером» выставки стали мощи святого Георгия Победоносца, Святого Пантелеймона и частица креста, на котором был распят Иисус Христос. Православные реликвии были доставлены с горы Афон. Всего на один день. И только в Госдуму. Это первый случай, когда в стенах нижней палаты выставляются объекты поклонения верующих.
По-божески
«Я щас приду» — секретный код, которым обмениваются клиенты с продавцами. Это значит, что элегантная «бюджетница» добежит до банкомата, снимет с карточки деньги и вернется за украшением, отложенным в сторону. «А что там? — любопытствует седовласый мужчина, указывая на шкафчик под витриной. — У нас такой менталитет. Психология советского человека: все лучшее под столом».
Пасхальная экспозиция продлится до конца недели. Несмотря на запрет, самые смелые ее участники торгуют прямо у выставочного стенда. Другие ждут конца мероприятия или удобного момента, третьи — выходят на улицу, чтобы там осуществить акт купли и продажи.
«Нас церковь перед приездом благословила, — рассказывает представитель ювелирной мастерской «София». — И завещала сделать скидку в 20%». «По-божески», — отмечает депутат и заходит за прилавок, чтобы тайком купить толстый крест.
Через полчаса продавщица созванивается с коллегой по телефону и умоляет подменить себя на неделе: «Мне тяжело — спрос очень большой. Ценников нет, и все требуют внимания. Но я тебя должна предупредить: работать здесь тяжело. Начальство плохо разрешает продажу. Сплошная нервотрепка».
Царский пряник
За «ювелиркой» следует стенд с имбирно-медовыми пряниками ручной работы фирмы «Царский пряник». Самые дорогие и большие лакомства, покрытые глазурью с изображением партийной символики, стоят 1100 рублей. «Они не продаются. К сожалению, уже заказаны, — объясняет продавщица. Женщина осматривается по сторонам и продолжает: — Ругаются на нас, не дают вас обслуживать. Подходите ближе к вечеру, пусть отработают немножечко. Может, будут более благосклонны к нам… Вон, смотрите, только что мимо нас прошла ваша начальница. Благо руки у меня были в карманах».
Ближе к концу дня к прилавку подходят молодые мужчины и рассчитываются за «Царские пряники» с партийными логотипами. «Вы же нам и запрещаете!» — торопится рассказать о наболевшем продавщица. Парни хихикают. «Спасибо за пожертвование!» — добродушно произносит она после заключения «сделки».
Подходит моя очередь. «Сколько стоит пряник с надписью «Спасибо деду за победу»?» — спрашиваю я. «Пряники не продаются. 160 рублей», — без запинки произносит продавщица. Захожу за стенд, который служит импровизированной ширмой, и отсчитываю 480 рублей.
Стенд с иконами, украшенными золотом, не пользуется большим спросом. Цены на них начинаются от десяти тысяч долларов. «Моя любимая работа 1880 года стоит десять миллионов рублей, — говорит представитель «Российского союза антикваров» в деловом костюме и с медалью «За службу России» на груди. — Это подлинный герб Российской империи. По версии историков, он был вмонтирован в здание Госдумы».
Мужчина рассказывает, что ведет переговоры с руководством парламента по поводу покупки экспоната. «Может, в музее выставят или подарят какому-то государственному деятелю… Путину, например», — говорит он.
«У вас же тут целое состояние выставлено! — не выдерживаю я. — Как вы оставляете пост?» «Боимся, сменяем друг друга, чтобы отлучиться по нужде, — отвечает он. — Но все равно предоставляем людям возможность увидеть то, что они нигде не увидят».
Спустя полчаса на его месте застаю помощника с бородой и айпадом в руках. «Я надеялся, что внимания к нашей мини-Третьяковке будет побольше. Но большая часть людей проходят мимо — атеисты, — говорит он. И продолжает рассуждать вслух: — Кризис кризисом, а богатые люди есть всегда. Одни собирают Мазератти, другие — иконы. Это же хобби».
В розницу — только Грозный
У последнего стенда люди останавливаются, чтобы сделать фотографию на телефон. Там продается набор из десяти оловянных государственных правителей (размером с ладонь): Сталин, Путин, Ельцин, Медведев, Николай II, Хрущев… Стоят российские государственники, которые, по словам находчивого продавца, «украсят любой депутатский стол», три миллиона рублей. В розницу можно купить только Ивана Грозного. «Кать, прикинь, одна фигурка стоит 300 тысяч рублей», — бросает одна студентка с пакетом ЛДПР другой. «А что ты удивляешься, какие лица — такие и цены».
Высокий мужчина, который называет себя историком, долго и внимательно изучает «государственный набор» на предмет соответствия деталей историческим фактам. Но потом спускается на землю: «А почему так дорого? За идею, говорите? Но какая тут идея? В оловянные солдатики мы и в детстве играли… Вот если бы можно было нажать на Путина и из него выскочила бы идея».
Здесь же продается айфон, наряженный в чехол с российским гербом. Стоит этот гаджет 140 тысяч рублей. По желанию можно выбить на нем факсимиле президента и подпись «От Путина».
Торг возможен
«Прямая торговля в стенах парламента запрещена — тут нет кассовых аппаратов. Но всегда можно договориться», — заговорщически улыбается продавец золотых кубков за 850 тысяч рублей. Молодой человек, который является совладельцем интернет-магазина, не упускает момента и предлагает мне «икорницу с брюликами». «Она стоит 35 тысяч рублей, но так как мы с вами уже давно знакомы (15 минут. — Д.Х.), скину вам пятерку. Скажу по секрету, что в первый день, когда выставка еще даже не открылась, такую икорницу купили в подарок художнику Никасу Сафронову и одному известному русскому кинорежиссеру».
«А вы как сюда попали? По конкурсу?» — спрашиваю я своего «давнего» знакомого. «Да нет, — отвечает он. — У нас есть некое расположение Госдумы, некие отношения, которые позволяют нам здесь выставляться». По его словам, один стеклянный ящик (каждый стенд состоит из 16) обошелся ему в 30 тысяч рублей. Всего таких стендов на выставке представлено четырнадцать.
«Это символические деньги, — объясняет мне хозяин интернет-магазина. — Я в первый день продал пару таки-и-и-х изделий, что могу теперь отдыхать».
«Своих заморочек хватает!»
Один из участников выставки рассказывает, что церемония открытия началась в понедельник в два часа дня. Несколько депутатов (в этот день не было пленарного заседания) и представители разных конфессий произнесли торжественную речь и ушли на фуршет. Приложиться к мощам, отгороженным от публики красным бархатным канатом, разрешили только в шесть часов вечера. К этому времени уже выстроилась длинная очередь, состоящая из женщин в платках и мужчин в деловых костюмах. Люди фоткали святыни на айфон, но, по свидетельству очевидцев, почти не крестились. Охраняли мощи два крепких представителя объединения молодежных православных движений «Георгиевцы!».
«Не было ни одного випа, — вспоминает один из участников выставки. — В основном в очереди стоял простой народ — сотрудники аппарата. Дума — это же целый город, здесь трудится огромное количество людей. Вот и решили, наверное, иногда завозить святыни в Госдуму, Совфед и другие госучреждения, но не особо это дело освещать. Помните, какое столпотворение было в храме Христа Спасителя, когда туда доставили пояс Пресвятой Богородицы? Это же неправильно».
«Хоть бы объявление написали, что святыни выставят в коридоре, — жалуется сотрудница буфета. — Мы все пропустили». Мощи проводили на самолет в Грецию уже на следующее утро, оставив на их месте пишущую машинку — ту самую, на которой митрополит Сергий в 1941 году, после начала войны, печатал воззвание к верующим. Организаторы выставки напоминают: именно ему принадлежит авторство слов «священная война».
«Вы к мощам-то приложиться успели?» — спрашиваю двух пожилых гардеробщиц на выходе из Думы. «У нас своих заморочек хватает!» — отвечает мне женщина и передает пальто.
P.S. После публикации статьи на сайте «Новой» в редакцию обратился депутат Ярослав Нилов:
«Я благодарен, что вы провели это расследование. В данный момент я еду из Смоленска прямо в Думу. Я лично закрою эту выставку. Потому что в понедельник на ее открытии я видел, как люди пытались организовать торговлю. Я запретил им это делать. Они поставили специальные таблички и заверили меня, что этого больше не будет. Но я уехал в регион по думским вопросам.
Этот случай еще раз подчеркивает, что нужна въедливая и дотошная оппозиционная пресса, которая влезет в любую щель и покажет обществу, как обстоят дела на самом деле. То, что происходит в Думе, недопустимо и противозаконно. Представители Русской православной церкви, которые обратились к нам с предложением, подвели нас. Больше я никогда с ними никаких выставок проводить не буду».
(С)Диана Хачатрян
16.04.2015
novayagazeta.ru
Источник