Я сейчас хочу рассказать об еще одной истории, очень похожей на Культ Карго, которая началась в начале нашей эры, как раз приблизительно в то время, когда родился Иисус Христос, и когда Иудея была римской колонией, которой правили, собственно, римские прокураторы, марионеточные короли и храмовые священники. Собственно, был готовый рецепт катастрофы, потому что иудейская религия и без того была воинственна, и она начала превращаться в то, что, вот, по аналогии с исламизмом и коммунизмом можно назвать «миссионизм», потому что вскоре вся Иудея кишела сектами, пророками точно так же, как Папуа Новая Гвинея середины XX-го века культами Карго. И все те пророки предрекали одно и то же – скорый Армагеддон, во время которого Римская империя погибнет, она будет разрушена по воле бога мессией из дома израилева.

Их было очень много. Была, например, такая замечательная секта Ессея, которая воздерживалась в числе прочего от плотских сношений, потому что согласно ессеям конец света должен был бы наступить вот-вот и, соответственно, от физического размножения и вовсе не было толку.

У них был даже целый программный документ, который так и был назван «Война сынов света против сынов тьмы», он был полон конкретных деталей. Это был такой, знаете, оперативно-тактический план по борьбе с Римской империей. Армия должна была возглавляться, как я уже сказала, сыном света. Основной ударной силой должны были быть ангелы. Кроме того, должно было участвовать 28 тысяч человек пехоты и 6 тысяч колесниц. И, соответственно, после того, как Римская империя рухнула, она должна была замениться новой всемирной империей со столицей в Иерусалиме.

Вот, один из гимнов в этом плане был совершенно прекрасен: «Грабь, храбрец, наложи твою руку на врагов и попри ногой кучи убитых».
...

Подробности

Очень много было разных пророков. Был Иуда из Галилей, который происходил из секты ессеев. Упоминается он, кстати, и в Библии. Он уверял, что единственным правителем является господь, на этом основании отказывался платить налоги. Современником его был другой Иуда из Галанита, который даже угрожал сжечь храм, потому что первосвященник его не слушался.

Около 40-го года нашей эры некий пророк из самаритян собрал большую толпу на горе Гризим. Он утверждал, что именно там Матвей закопал священные сосуды. Это очень походило на многие (НЕРАЗБОРЧИВО) акты, например, на тот самый культ Карго, пророк которого в мае 1971 года привел своих последователей на вершину горы в Новой Гвинее и сказал, что вот тут стоит бетонный маркер, который установили ВВС США, и вот всё Карго находится под этим маркером.

То есть выкапывание этих священных сосудов должно было стать поводом для восстания. Вместо сосудов толпа наткнулась на римские войска, которые послал Пилат. Толпу перерезали.

В Риме в это время правил Калигула. Поскольку это был человек совершенно сумасшедший, то он решил установить в храме… Когда он услышал, что евреи не поклоняются его алтарям, он решил на всякий случай установить в храме свою золотую статую. Чудо его совершенно удержало от этого – просто он немножко пораньше помер.

Даже тогдашний местный легат Сирии Петроний понимал, что это приведет к восстанию, он попросил императора немножечко задержаться. Император так обиделся этому письму, что приказал Петронию совершить самоубийство, но по счастью умер раньше.

Около 50 года новый пророк был некто Теудас. Он собрал своих последователей на реке Иордан, потому что воды Иордана должны были разойтись перед ним как перед Иисусом Навином, после чего он должен был проследовать во главе собравшейся армии на Иерусалим. Вместо разошедшихся вод толпу встретила римская кавалерия. Соответственно, голову Теудаса выставили в Иерусалиме в назидание будущим поколениям.

Около 52-го года возникает новая секта секариев. Она начинает с того, что убивает римского первосвященника. А секариями она называется потому, что они носят спрятанными под одеждой кинжалы. И после того, как они убили человека, эти самые моджахеды тут же начинают кричать, вместе с другими возмущаться убийству и оплакивать жертву.

Еще один пророк (на этот раз родом из Египта) приводит толпу своих последователей на Масличную гору возле Иерусалима. То есть идея такая, что стены города должны пасть перед этим пророком как пали стены Иерихоны перед Иисусом Навином, и его последователи захватить город. Опять вместо сынов света ожидают римские легионы. Толпа перебита, пророк бежит.

В конце концов, в 66-м году, все-таки, вспыхивает восстание, которое вызвано, действительно, чрезвычайными злодействами нового прокуратора иудеев. Причем, естественно, восставшие тут же передираются между собой. Собственно, восставшие начинают с того, что они выходят… те же самые секарии входят в храм с кинжалами под платьями, устраивают резню. Причем, будучи близкими сторонниками царства божия, проявляют необыкновенную финансовую проницательность, потому что они не только дворцы сожгли, они сожгли здание архива, где хранились долговые расписки.

Значит, римские войска в Иерусалиме сдались, были все перерезаны кроме командира, который согласился принять обрезание. Тут же два руководителя восстания – Манаим и Елеазар – перерезались между собой.

Когда правитель Сирии приходит к Иерусалиму, оказывается, что город невозможно взять. Когда он пытается отступить, по дороге со всех сторон начинается партизанская война и римские войска бегут, бросив осадные машины и теряя гигантское количество народа. Наконец, римляне понимают, что серьезная проблема, поручают Веспасиану наведение порядка в Галилее и осаду Иерусалима. А в Иерусалиме в этот момент ... идет резня, потому что воины света убивают всех, кто был за мир с римлянами, а заодно всех, кого можно было в этом обвинить, чтобы ограбить.

Соответственно, там действуют целых три партизанских отряда, целых три армии света, которые не знают, которая из них светлее. Один зовут Елеазар, другого Иоанн, третьего некто Симон. Значит, борцы за социальное равенство обертываются дорогими женскими тряпками, обвешиваются драгоценностями. Бежать из города можно только за деньги, уплаченные воинам света. Причем, бежавших было не так много, потому что по Иерусалиму, соответственно, ходят пророки, которые вещают о помощи божьей. И чем более отчаянным становится положение города и распри внутри него, тем более исступленное население свято верит, что господь вот сейчас расточит стоящие вокруг римские легионы и в мир снизойдет царство божие.

Соответственно, в августе, наконец, 70-го года храм берут – он сожжен во время грабежа, и римская солдатня, которая дорвавшаяся до золота и серебра, грабит направо и налево. Жертвы среди мирного населения чудовищны, потому что один из пророков, ходивших по городу, как раз заявил в момент взятия храма, что бог велит вам идти к храму, где вы узрите знамение вашего спасения. То есть несколько тысяч человек пошли туда дополнительно и погибли.

И, собственно, главное, что побудило евреев к войне, как писал Иосиф Флавий, это двусмысленное пророческое изречение, находящееся также в их священном писании и гласящее, что к тому времени один человек из их родного края достигнет всемирного господства.

Ну, собственно, после Иерусалима было еще взятие Масады, когда несколько сотен человек секариев, вот тех вот самых фанатиков-моджахедов предпочли перебить себя, нежели сдаться римским властям. И, вот, история Масады всегда рассматривалась еврейским государством последние несколько десятилетий как символ мужества. Но кроме того, что они перебили себя, эти люди, на самом деле, были просто практически разбойниками, которые сидели в Масаде и грабили окрестные деревушки. В том числе в одной они перебили десятки людей, и сейчас это раскопано, и сейчас видно, что эти люди убиты не римскими мечами – они убиты ударами дубинок, потому что… Ну как? Они не верили в царствие небесное и тем самым уже были виноваты.
...
И вот в свое время, когда я стояла на вершине Масады, я думала «Вот, как так получилось, что именно Иудея с ее культом мстительного мессии породила Иисуса Христа, который проповедовал всепрощение и ненасилие?»

Так вот я должна сказать, что в 1974 году американский антрополог Марвин Харрис написал замечательную книгу «Cows, Pigs, Wars and Witches: The Riddles of Culture», в которой, собственно, попытался ответить на этот вопрос и ответ был очень прост. Он назывался так, ничем. Точнее, тем, что Иисуса Христа распяли раньше, чем он успел поднять восстание.

По Марвину Харрису точно так же, как и все остальные мессии, первоначально Христос проповедовал разрушение мира, провозглашал себя царем из дома Давидова, появление которого приведет к чудесному падению римской власти. А мирный характер Евангелий был обусловлен по Харрису прежде всего тем, что они как раз были записаны уже после поражения восстания 66-го года, когда в целях выживания христиане должны были доказывать свой мирный характер. Ну, это было что-то вроде современных исламистов типа Муаззама Бега, которые изо всех сил пытаются создать образ мирного ислама, безвинно преследуемого неверной Америкой.

Собственно, с тех пор значительное количество исследователей раннего христианства (например, Роберт Грант или Реза Аслан) пишут, в общем-то, то же самое, что Марвин Харрис, только слова выбирают осторожные. И, собственно, вот о чем писал, например, Марвин Харрис.

Что есть Иоанн Креститель, который провозглашается предшественником Христа и которого Библия описывает как мирного пророка, который критиковал царя Ирода за то, что он так неправильно женился на жене своего брата и из-за этого потерял голову. Ну, в общем, проповеди Иоанна Крестителя – они один в один напоминают проповеди воинственных мессий: «Я крещу вас в огне и покаянии, но идущий за мной сильнее меня – он будет крестить вас духом святым и огнем. Лопата его в руке его, и он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».

Ну, лопата для веяния, неугасимый огонь. Вот, как-то все эти слова заставляют усомниться, что единственной причиной казни Иоанна Крестителя было неодобрение брака Ирода.

Из 12-ти учеников Иисусовых одного зовут Симон Зелот, другого Иуда Искариот, то есть Иуда Секарий, то есть Зелот и Искариот – названия двух главных воинственных сект. Два других ученика – Яков и Иоанн, сыны Зеведеевы – имеют прозвище Воанергес. В Евангелии это переводится как «сыны громовы», это можно перевести как «мстители».

Собственно, в Евангелии прямо имеется указание на то, что ученики Иисуса были вооружены: «Продайте одежду свою и купите мечи», — говорит Иисус.

И, собственно, modus operandi Иисуса Христа в точности повторяет modus operandi других мстительных мессий, потому что все они проповедуют в пустыни, все они набирают там себе последователей.

В точности как описано в книге пророка Захарии Иисус въезжает в Иерусалим на осле, окруженный ликующими толпами, возглашающими «Осанна! Благословен грядущий во имя господне царь Израилев», что, конечно, более практично, чем попытки войти в Иерусалим через рухнувшие стены или расступившиеся воды Иордана. Характерно время, избранное Пасхой – это время, когда в Иерусалим из сельской местности стекались все зелоты, бандиты, люмпены и нищие. И, собственно, в этой толпе Христос чувствует себя в безопасности, он передвигается окруженный этой толпой или кочуя из дома в дом тайных сторонников. Собственно, спецоперация по его поимке как раз и заключалась в том, чтобы вычислить место и время, когда он окажется без прикрытия толпы.

Таким оказывается ужин с учениками – тайная вечеря. Во время ареста, по крайней мере, ученики Иисуса вытаскивают мечи, которые, кстати, как и подобает секариям, заметим, они носят скрытыми под одеждой.

Но самое важное другое. Вот именно воинственный характер проповедей Иисуса может объяснить кажущееся иначе необъяснимым поведение учеников и обожавшей его недавно толпы. Потому что ученики после ареста Иисуса немедленно разбежались, Петр отрекся от него 3 раза, толпа орет «Распни его!» И всё это как раз легко можно объяснить, если предположить, что и с точки зрения учеников, и с точки зрения толпы Иисус был, действительно, царь Израилев, потомок дома Давида, одно появление которого разметет в прах римские легионы. При аресте этот человек должен повергнуть своих противников ниц одним щелчком пальцев. То, что это не произошло, характеризовало его как лжепророка.

То есть переворот, соответственно, совершается в умах его учеников, только спустя несколько ней, когда Иисуса распяли, когда вдруг тело его исчезает и к ним Иисус Христос приходит в видениях. Они вдруг осознают невероятную истину, что бессилие сына бога перед римской государственной машиной вовсе не означало то, что он лгал, а что, напротив, он дал себя добровольно распять за грехи.

Собственно, это поразительное открытие вовсе не означает, что культ Христа тут же становится мирным. Ну, точно так же, как, в принципе, те исламисты, которые веруют, что Америка ни за что ни про что преследует их товарищей, они вовсе не перестают взрывать перед этим блокпосты.

Вот, имеется очень много свидетельств, что в период между казнью Иисуса и падением храма большинство евреев, верующих в Иисуса, продолжали ждать его немедленного возвращения, соответственно, сокрушения Рима и основания всемирного государства с центром в Иерусалиме.

И я могу вам напомнить, что тот римский трибун, который арестовал апостола Павла, заподозрил, собственно, в нем того самого пророка-египтянина, который днями сими произвел возмущение, вывел в пустыню 4 тысячи человек разбойников. А спустя несколько лет Иаков, брат Иисуса, на Пасху громко возгласил о скором сошествии Христа с неба на облаках, по приказу первосвященника был сброшен со стены и забит камнями. То есть, вот, иными словами, с точки зрения Марвина Харриса, изначально культ мирного Иисуса, ни за что ни про что распятого злобными римлянами, психологически имел куда больше со свойственным современным исламистам культом мирных мусульман, которых эти проклятые неверные ни с того, ни с сего взрывают, чем с последующей картинкой в Евангелии. И что практическая обстановка, в которой были написаны Евангелия, описывающие исключительно мирного всеобщего мессию, была следствием неуспеха в войне евреев против Рима. Но даже при этом в Евангелии сохранилось достаточно указаний на воинственный характер проповедей, потому что на каждую цитату непротивления злу насилия, можно найти контрцитату «Не мир я принес, но меч», «Думаете ли вы, что я пришел мир дать на земле? Нет, говорю вам, но разделение».

И, собственно, я почему это так рассказываю? Да потому что, в конце концов, мы недоумеваем, почему в течение 100 лет поклонники культа Карго продолжают ждать Карго и удивительно приноровляются к каждому новому политическому изменению и культ не умирает. И никакая реальность не действует на тех людей, у которых в умах сложилась определенная картинка.

...
Ну, в конце концов, 2 тысячи лет назад пришел человек, сказал, что скоро будет второе пришествие. И вот с тех пор его ждут и ничего, и как-то ничего христианству не сделалось.

Более того, в общем-то, эта вера, которая сначала выглядела достаточно странно и сначала совершенно правильно характеризовалась римскими чиновниками как «удивительное и ужасное суеверие», она с течением времени преобразовалась и дала много совершенно удивительных вещей человечеству. Хотя, конечно, предварительно она погрузила мир в темные века.

...

Но я просто хочу, с одной стороны, сказать, что это печально и грустно. А с другой стороны, сказать, что человечество верило в самые удивительные вещи. И вот видите, как оно иногда оборачивалось.

Юлия Латынина (Ссылка)
С сокращениями.