Сутра- Это вещь, которую совершающий молитву ставит перед собой таким образом, чтобы она оказалась между ним и между теми, кто проходит перед ним.
Шариатское постановление (фикх) относительно сутры
Сутра является сунной, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ставить сутру, как имаму, так и мунфариду (тому, кто совершает молитву индивидуально). Поэтому мусульманину следует молиться к сутре и не позволять кому-либо проходить между собой и сутрой, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не молись, кроме как к сутре. И не позволяй никому проходить перед тобой. Если же он воспротивиться, то сражайся с ним».69
Однако следует учесть, что повеление, которое пришло в хадисах в отношении сутры, по единогласному мнению ученых, носит желательный характер (Доктор Уахба аз-Зухейли «Исламский фикх и его доказательства», ч. 1, с. 752).
Некоторые положения, связанные с сутрой
1 – Сутра узаконена в отношении имама и мунфарида. Что же касается того, кто молится позади имама, то сутра имама является сутрой и для него. Передается, что ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе с людьми в Мине, и я приблизился к ним верхом на ослице, а в то время я уже был близок к совершеннолетию. Затем я прошел перед некоторыми молящимися, стоявшими в ряду, и, отпустив ослицу пастись, я присоединился к ряду. И никто меня не упрекнул за это».
2 – Проходить перед совершающим молитву человеком является запрещенным, более того, это является одним из больших грехов, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся человеком знал, что на нем, то простоять сорок было бы лучше для него, чем проходить перед (молящимся)». И сказал Абу Надр: «Я не знаю, сказал ли он сорок дней или сорок месяцев, или сорок лет».
Исключением является прохождение за сутрой, а также прохождение вдали, за пределами места земного поклона того, кто не установил себе сутру.
3 – Совершающий молитву человек должен препятствовать тому, кто хочет пройти перед ним. Сообщается от Саида аль-Хъудри, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Если кто-либо из вас молится к чему-либо, прикрывающему его от людей (то есть к сутре), а затем кто-нибудь захочет пройти перед ним, то пусть он оттолкнет его. Если же тот воспротивиться, то пусть сражается с ним, ведь, поистине, это не иначе, как шайтан».
4 – Некоторая часть ученых сделала исключение для Заповедной мечети, посчитав дозволенным проходить в ней перед теми, кто совершает молитву ввиду общих доказательств о том, что шариат устранил излишние неудобства.
А также ввиду того, что в Заповедной мечети это зачастую приводит к затруднениям (однако если есть возможность без излишних затруднений обойти молящегося, то это следует сделать).
5 – Сутрой может служить и стена, и колонна мечети, а также можно установить что-либо наподобие палки.
6 – Расстояние между человеком, совершающим молитву (намаз), и его сутрой соразмерно расстоянию прохода овцы, так как в хадисе Сахля, да будет доволен им Аллах, сказано: «Между местом, где молился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и между стеной было расстояние прохода овцы».