Религиоведы соберутся на московском пивзаводе, чтобы поговорить об алкоголе и религиях

Пятница, 6 ноября 2015 г. 14:02

На территории завода Московской пивоваренной компании в подмосковных Мытищах в пятницу состоится круглый стол, в рамках которого религиоведы обсудят культуру распития алкогольных напитков, самоограничения и аскезы в условиях современных реалий. Арт-проект "Варочный цех" проводит образовательную программу для всех желающих, сообщили организаторы.

"Представление о религии как каком-то институте, который прежде всего ограничивает, не вполне правильно. Если человек ограничивает себя, чтобы похудеть, это не аскетизм - это диета. Аскетизм имеет целью духовное совершенствование, которое тоже не обязательно должно быть связано с религией", - рассказала ТАСС участница круглого стола кандидат культурологии, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Людмила Жукова. Она отметила, что есть устойчивая связь религии и ограничений: "Часто приходится слышать, что человеку трудно быть религиозным, потому что это предполагает много ограничений".
- В РПЦ определили отношение к "абсолютному злу"

Иудеям предписано употреблять только кошерные алкогольные напитки, которые не составляет труда найти в специальных магазинах, а также в десятке кошерных ресторанах и кафе Москвы. Традиция ислама запрещает вообще распитие алкогольных напитков. "Этот запрет стоит рассматривать в одном разрезе с запретом на употребление свинины, и опять-таки к аскезе это не имеет отношения", - сказала Жукова.

Она отметила, что "ни одна религия пьянство не поощряет, разве что в некоторых религиозных традициях распитие алкогольных напитков становится способом вхождения в экстатическое состояние". "Но в исламе и христианстве такой практики легитимной нет", - добавила религиовед.
Кашрут и халяль

Наличие маркировки на продуктах питания "кошер" и "халяль" является приоритетным для выбора у иудеев и мусульман. Это связано с вполне конкретными диетарными ограничениями, которым следуют уже тысячи лет верующие. "Это запреты, которые относятся к сфере табу: это запрещено, но мы не всегда можем объяснить, по каким причинам", - отметила Жукова.

"В православии таких строгих запретов на какие-то виды продуктов в целом, вне ситуации поста, нет. Для православных людей важна маркировка продуктов, которая появляется во время поста: является продукт постным или нет", - сказала Жукова. Она уверена, что "введение православного бренда было бы избыточным", хотя в СМИ сейчас обсуждается возможность введения некого "православного стандарта" по типу "кошер" и "халяль". С инициативой выступил председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Владимир Слепак и даже направил по этому поводу письмо патриарху. В Русской православной церкви на инициативу отреагировали не без энтузиазма.

Жукова также напомнила, что крупный российский производитель молочной продукции, позиционирующий себя православным, выпускает товары с перечеркнутым штрихкодом. "Это якобы один из прообразов печати антихриста. И те, кого штрихкоды беспокоят, могут покупать эту продукцию", - отметила религиовед.

В круглом столе также приняли участие профессор, директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров и кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ и Российско-американского центра библеистики и иудаики РГГУ Наталья Киреева.
В РПЦ определили отношение к "абсолютному злу"

Священный синод РПЦ летом нынешнего года утвердил Концепцию Русской православной церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.

Текст документа был опубликован на официальном сайте Московского патриархата.

В документе подчеркивается, что злоупотребление алкогольными напитками является одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской православной церкви, поэтому "долг Церкви - возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни".

Православная церковь, сказано в концепции, "рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой".

При этом авторы документа ссылаются на Библию. Например, в Ветхом Завете хотя и "содержатся положительные высказывания об употреблении вина", но даются и "строгие предупреждения злоупотребления им", а "также примеры абсолютной трезвости". "Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно, священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения", - отмечается в концепции.

"В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина, указывается на пагубность злоупотребления им, а также содержатся призывы к трезвости", - говорится в документе.

"Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а святые отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (об этом говорится в правилах святых апостолов 51, 53), запрещает пьянство (правила 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях соборов Русской православной церкви (Стоглавый собор 1551 года, гл. 49 и 52; Московский собор 1681 года, определения 3 и 12).

Полностью - http://www.newsru.com/religy/06nov2015/ … tisch.html