Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в храме в честь святых Мефодия и Кирилла на Дубровке
13 декабря 2015 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, празднование памяти апостола Андрея Первозванного, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, на Дубровке, а затем возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, днем памяти святого апостола Андрея Первозванного и с освящением первого из храмов, строящихся по «Программе-200» в городе Москве.
Сегодня действительно знаменательное событие. Оно наполнено многими смыслами, но любая попытка выразить их вне связи с Евангелием будет поверхностной. Поэтому мы будем говорить об этих смыслах после того, как скажем о сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 13:10-17).
А чтение удивительное. Господь присутствует в синагоге на молитве, и среди молящихся — женщина согбенная, скорченная. Трудно понять, что за болезнь так страшно поразила эту несчастную, но долгие годы она не могла выпрямиться. Господь исцеляет ее, а начальник синагоги с раздражением говорит: «Есть шесть дней недели, когда можно исцелять, но в субботу исцелять нельзя». Он будто бы защищал некий религиозный порядок, но ведь не мог человек с добрым сердцем такое сказать. Такие слова не могли вырваться из доброго сердца. И Господь говорит ему: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола и осла в день субботний и не ведет ли его поить? Как же эту несчастную, связанную дьяволом на 18 лет, нельзя исцелить в субботу!»
Это были резкие, гневные слова. Наверное, они не были бы обращены к человеку, который говорил бы просто по недомыслию, по желанию сохранить некий порядок в том месте, куда собирались на молитву. Но начальник синагоги был жестоким. А иначе как можно было не порадоваться тому, что получила исцеление женщина, 18 лет пребывавшая в страшном болезненном состоянии и с верою приходившая на молитву в дом Божий? Не возблагодарить Господа, а осудить Того, через Кого Божественная сила исцелила немощную?
Жестокость — одно из самых страшных проявлений греха в человеке. Грехи могут быть разные — и зависть, и осуждение, и пустословие, и плотские грехи, от которых так часто страдают люди. Но жестокость особым образом парализует духовную жизнь человека. Жестокий человек не способен ни на какое доброе дело. Жестокость есть некий признак господства темной силы в жизни человека.
Не может быть жестокости, которая передавалась бы по наследству, которая связывала бы человека с предшествующими поколениями, в недрах которых она родилась. Жестокость всегда формируется в сердце человека под влиянием его собственного мировоззрения, его собственного отношения к жизни. И нет ничего более страшного и более разрушительного для человеческих отношений. Все можно простить, но простить жестокость чрезвычайно тяжело, потому что в жестокости зло проявляется в максимальной степени. Вот почему Господь и отреагировал столь гневно на то, что сказал начальник синагоги.
Полностью - http://www.patriarchia.ru/db/text/4294632.html