Индуисты во всем мире отмечают Гаурапурниму
Накануне Гаурапурнимы практически повсюду в Индии отмечают знаменитый веселый праздник Холи (праздник красок), имеющий, как и все традиционные праздники, духовный подтекст
В Индии, а также во всех вайшнавских (кришнаитских) храмах вне Индии, в том числе в России, начались торжества по случаю 530-й годовщины со дня рождения Шри Кришны-Чайтаньи Махапрабху (1486-1534), известного также под именем Гауранги (Золотого Аватара Кришны).
Это праздник чаще называют Гаурапурнимой (на санскрите "гаура" означает "золотой", а "пурнима" - "полнолуние").
Вайшнавы (кришнаиты) убеждены в том, что Чайтанья - это сам Кришна, снизошедший из духовного мира в мир материальный для спасения людей, забывших о Боге. Последователи современной вайшнавской традиции, возрожденной свыше 500 лет назад усилиями Чайтаньи, поклоняются ему как самому милостивому воплощению Кришны, явившемуся для того, чтобы дать людям наиболее простой способ пробуждения в себе любви к Богу (бхакти), поскольку это считается высшей целью человеческого бытия. Метод Чайтаньи выражается в совместном пении святых имен Бога (санкиртана), поскольку в нашу эпоху Кали (век раздоров и лицемерия) постижение Бога как личности и личностных отношений с Ним не представляется возможным ни через аскезы, ни через умозрительное философствование, ни с помощью показной ритуалистики. Вайшнавы знают, что Чайтанья - это сам Кришна, явившийся в образе человека, чтобы показать пример преданности Богу.
Шри Чайтанья (1486-1534) - одна из самых загадочных личностей в истории человеческой цивилизации. Его жизнь окутана завесой тайныы, несмотря на довольно подробное описание в трудах его последователей. Чайтанья родился в семье Джаганнатхи Мишры и Шримати Шачиматы. При рождении родители дали ему имя Нимай, поскольку он родился под деревом нима. Чайтанья с детских лет поражал всех своим сверхчеловеческим интеллектом, который был уникален даже для Навадвипы, считавшейся тогда центром учености во всей Индии. Вскоре он открыл свою школу санскритской грамматики, а в возрасте 24 лет принял санньясу (отречение от мира), став странствующим монахом и проповедником. В те годы Чайтанья стал, пожалуй, наиболее яркой фигурой в жизни всей Индии, несмотря на то, что большинство провинций страны находились под властью правителей династии Великих Моголов, насаждавших исламскую культуру и преследовавших индуистов. Поднятое Чайтаньей движение санкиртаны охватило не только всю Бенгалию (тогда еще не разделенную на западную, оставшуюся в составе Индии часть, и часть восточную, ставшую впоследствии государством Бангладеш), но и другие области средневековой Индии. Фактически Чайтанья возродил классическую бхакти - ведическую традицию служения Богу с бескорыстием и преданностью.
"Я не верю, что бхакти, любовь к Творцу, можно отнять у людей. Бхакти никогда не может исчезнуть, - сказала Индира Ганди, выступая на церемонии посвященной 500-летию Чайтаньи. - Бхакти должна существовать вечно, независимо от того, в каком положении мы находимся. Наша страна дала миру множество святых. Некоторых из них мы по своему невежеству унижали. Скольким из них выпала нелегкая доля, скольких из них мы поносили и оскорбляли, сколько их ушло, так и не узнав, приняли ли мы всерьез то, чему они учили. Но это не заставило их прекратить свои старания. Только ничтожные люди могут испугаться угроз и оскорблений. Но те, кто осознает важность своей миссии, черпает силу даже в страданиях, которые причиняет им мир. Можно причинить вред их телу и даже уничтожить его, но их идеи и миссию уничтожить нельзя.