05 мая 2016 года, 12:33
Золотую Орду отличало доброе братство, концепция об иге несостоятельна - муфтий Гайнутдин

*** По его мнению, общая для множества народов России государственность восходит к мусульманскому государству

http://sd.uploads.ru/t/Azjxc.jpg

Москва. 5 мая. ИНТЕРФАКС - Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин высоко отозвался о золотоордынском периоде российской истории.

"Просвещенность, гуманизация всех сфер деятельности, доброе братство и веротерпимость - эти черты золотоордынской цивилизации мы, российские мусульмане, считаем нужным развивать и сегодня", - говорится в приветствии Р.Гайнутдина, зачитанном на международной конференции "Фаизхановские чтения", которая проходит в Петербурге и посвящена наследию Золотой Орды.

Как отметил муфтий, которого цитирует в четверг пресс-служба Духовного управления мусульман РФ, на первоначально завоеванной силой оружия огромной территории ислам послужил "цивилизаторским фактором, развернув вектор развития всего государства в сторону построения цивилизации высокой городской культуры и экономической мощи".

"Давно уже устарела долго господствовавшая только в имперской, а позже, соответственно, в советской и отчасти российской историографии концепция о так называемом "татаро-монгольском иге", несостоятельная по ряду причин", - сказано в приветствии.

По словам Р.Гайнутдина, подобный взгляд на отношения господствующей и подчиненных этнических групп "влечет достаточно субъективную оценку исторического периода в целом".

Указав на то, что Золотая Орда возвела свободу вероисповедания в принцип государственного строительства, и этот принцип окреп после объявления ислама государственной религией, муфтий обратил внимание на то, что "общая для множества народов нашей страны государственность восходит именно к мусульманскому государству, что, как нам кажется, дает основания выделять, соответственно, особый этап в истории российской государственности".

- http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=62912

Приветствие зачитал первый заместитель Председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов:
Некоторые вопросы изучения истории государственности Золотой Орды

Уважаемые участники, гости и организаторы Международной научно-практической конференции XIII «Фаизхановские чтения»!
От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично я приветствую вас братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Я искренне рад тому, что научные чтения в память о чрезвычайно одаренном и преданном делу науки нашем брате Хусаине хазрате Фаизханове проходят в 2016 году в Санкт-Петербурге, где произошло становление Хусаина хазрата как серьезного ученого и где была создана и собрана основная часть его наследия. Имеющие многолетнюю историю чтения впервые имеют международный статус. Наша конференция привлекла ученых из целого ряда стран евразийского континента и это тоже символично, ведь наше соседство и братство с предками современных азербайджанцев, казахов и киргизов, узбеков и многих других наций в рамках общего экономического, политического, гуманитарного пространства началось задолго до появления Советского Союза и даже Российской империи.

Буквально несколько лет назад мы в формате международных форумов и конференций, научных публикаций вспоминали 700-летие принятия ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде, произошедшее в период правления хана Узбека, а также 700-летие мечети хана Узбека в Крыму.

Наша сегодняшняя конференция приурочена к 750-летию основания Золотой Орды, государственного образования, существование которого не только знаменует очень важный этап в истории Российской Федерации или ряда современных стран-участниц СНГ, но и вовсе является важной вехой для истории, прежде всего, народов, населявших ту часть евразийского пространства, которое так или иначе входило в сферу влияния Золотой Орды – будь то непосредственное политическое управление, экономическое или культурное влияние. Историческое значение золотоордынского периода несомненно, хотя в разных историографических традициях мы можем встретить различные его оценки, что, впрочем, естественно, учитывая непосредственную зависимость выводов научных работ от субъективного фактора. Но ведь научное знание и существует только в условиях постоянных дискуссий, в ходе которых совершается обмен взвешенными аргументами на пути к общей истине. Совершенно другое дело – когда научные изыскания подменяются тенденциозными построениями, заточенными под заранее готовую, как правило, идеологически опосредованную концепцию. Впрочем, и это тоже является объективным фактом, ибо человек не может быть свободен от каких-то предпочтений, симпатий или антипатий.
Отчасти, конечно же, и повод организации нашего мероприятия в данном случае может быть подвержен справедливой критике, поскольку дата, выбранная нами в качестве своеобразной точки отсчета существования Золотой Орды, носит очень условный характер. Однако объективен тот факт, что наука не может существовать без условностей – схем, моделей, в рамках которых ученые могли бы осуществлять свои изыскания, в том числе и историческая наука. Мы остановились на начальном годе правления Менгу-Тимура, отнюдь не первого правителя Золотой Орды, но того, с кем может быть связано обретение Золотой Ордой суверенитета. На монетах, относящихся к периоду его правления, впервые упомянут официальный титул «хан», а до этого Золотая Орда была одним из улусов другого единого государства – Монгольской империи, где, как известно, хан (или хаган) был только один – сидящий в Каракоруме и утверждавший своей властью правителей тех или иных улусов. История распорядилась так, что именно на 60-е годы XIII в. выпало время раздоров между правителями улусов, приведших к окончательному распаду этого государства как единой политической системы.

...

- http://www.muslim.ru/articles/279/15456/