Какие же именно подозрения и предположения запретны с точки зрения ислама? Некоторые учёные говорят, что нужно остерегаться всего того, на что не указывают верные признаки, явные доводы и причины. О человеке, у которого наблюдается праведность, благочестие и надёжность, нельзя допускать дурные мысли. А тот, кто открыто совершает предосудительные и порочные поступки, такие мысли о таком могут допускаться. Таким образом, мнения большинства учёных сошлись в том, что плохие мысли о тех, которые явно проявляют своё нечестие - дозволены, а плохо думать о людях, отличающихся своей праведностью - грех. Этот подход является более важным в отношении почитаемых людей, знающих и ученых. А связано это с тем, что многие люди могут просто не догадываться и не ведать о намерениях человека, его стремлении. Например, если человек в чём-то оговорился, на самом деле ничего дурного не подразумевая в своих словах, как тот, кто от большой радости ошибся и сказал: «О Аллах, Ты мой раб, а я Твой Господь!
Ибн Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«Одно и то же слово, произносимое двумя людьми, один из которых подразумевает под этим заблуждение, а другой - истину, как же понять, что имел в виду каждый из них? Нужно обратить внимание на то, как было произнесено это слово, учитывая образ жизни каждого, и знать его вероубеждение и направление в религии».
Все слова и дела должны рассматриваться в изначальном смысле, без выискивания злого умысла.
Наши праведные предшественники не занимались разъяснением выражений и слов, не злорадствовали над ошибками людей, и не думали о своих верующих братьях дурное.
Аль-Кала’ий, да помилует его Аллах, сказал:
«Некоторые выражения могут казаться непристойными, мерзкими, но в них не подразумевается ничего, кроме любви. Например, арабы говорят: «Да лишится тебя твой отец!» или «Да покроются твои руки пылью!» и много других выражений, в которых не подразумевается ничего плохого. Однако благоразумные смотрят на то, какой человек это сказал: если кто-то из близких и родных, то однозначно плохого они не пожелают, но если это сказал неприятель или враг, то он имел в виду нечто иное».
Не подобает верующим понимать слова и поступки своих братьев в плохом смысле, подозревать и осуждать их, даже не пытаясь найти какие-либо причины или оправдания. Как же можно делать выводы о том, чего ты не знаешь, ведь то, что в сердцах людей, как намерения и стремления к чему-либо, ведает Один Аллах, и только Он может потребовать за это расчет.
Передают со слов ’Абдуллаха бин ’Атаба бин Мас’уда, что ’Умар бин Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, людей могли осуждать по ниспосланию Откровения, которое могло поведать о сокровенном, о том, что в сердцах. Но сейчас Откровения прекратились, и мы не можем осуждать и призывать к ответу людей за то, чего мы не ведаем. Поэтому, мы смотрим на их поступки и дела (если кто-то проявляет благое, будет в безопасности от нас, а Аллах спросит с него за то, что у него в душе). А тот, кто будет совершать дурные поступки, не будет в безопасности от нас, и мы не поверим ему, если даже он будет утверждать, что у него в душе только благое».
Каждый мусульманин должен отдавать себе отчет во всем, что он произносит и делает, и помнить слова Всевышнего Аллаха:
(وَلَا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا 36) [الإسراء:36]
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце все они будут призваны к ответу» (Ночной перенос, 36).
В отношении мусульман не должно быть недоверия и сомнения.
ислам..