Многоженство
Давайте рассмотрим теперь такой важный вопрос, как многоженство. Многоженство с древнейших времен было распространено во многих человеческих обществах. Библия отнюдь не запрещает многоженство. Ветхий Завет и раввинистическая литература подчеркивают законность полигамии.
Рассказывается, что царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц (1 Царств 11:3)*. И о царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц (2 Самуила 5:13)**. В Ветхом Завете также содержатся указания, как следует распределять имущество мужчины между детьми от разных жен (Второзаконие 22:7). Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены двух сестер (Левит 18:18).
Талмуд рекомендует иметь не более четырех жен. Среди европейских евреев многоженство было распространено вплоть до XVI в. У восточных евреев многоженство существовало до тех пор, пока они не эмигрировали в Израиль, где оно запрещено светским законодательством. Однако религиозный закон, в ряде случаев имеющий преимущество перед светским, допускает наличие у одного человека нескольких жен.
А что же Новый Завет? Как отмечает отец Юджин Хиллман в своей глубокой и серьезной книге "Новый взгляд на многоженство" : "…нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство". Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил.
Отец Хиллман подчеркивает тот факт, что Римская Церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, институт наложниц и проституцию. Автор цитирует Св. Августина: "Сейчас, в наше время и согласуясь с римским обычаем, не допускается более брать себе вторую жену".
Африканские церкви и африканские христиане часто напоминают своим европейским братьям, что церковный запрет на полигамию является не исконно христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией.
Коран также допускает многоженство, однако, не без ограничений:
"Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной" (Коран 4:3).
Таким образом, Коран, в противоположность Библии, ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал. Иными словами, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.
Однако почему полигамия считается допустимой? Ответ прост: в определенных конкретно-исторических условиях могут быть объективные социальные и нравственные причины для существования полигамии. Как явствует из приведенных выше стихов Корана, проблема многоженства в Исламе не может быть рассмотрена без учета обязательств общины по отношению к сиротам и вдовам. Ислам как универсальная религия, адекватная любым странам и эпохам, не может игнорировать эти неизбежные обязательства.
В большинстве человеческих обществ женщины численно преобладают над мужчинами. В частности, в США женщин, по меньшей мере, на восемь миллионов больше, чем мужчин. Как может общество сбалансировать эту разницу? Решения могут быть самыми разными - одни предпочитают целибат (безбрачие), другие - умерщвление новорожденных девочек (существующее в некоторых обществах по сей день!). Некоторые полагают, что единственным выходом из этого положения является принятие всех видов сексуальной свободы - проституции, внебрачных половых связей, гомосексуализма и т.д.
Для других же, например для многих современных африканских обществ, наиболее достойным решением представляется полигамный брак как признанный и одобряемый обществом институт. На Западе часто не находит понимания тот факт, что во многих других культурах женщины не рассматривают полигамию как проявление дискриминации и унижения. Например, многие молодые девушки в африканских странах, как мусульманки, так и христианки, предпочли бы выйти замуж за женатого человека, уже успевшего проявить себя ответственным и надежным мужем.
Во многих африканских странах многоженство настолько признано в обществе, что даже протестантские церкви вынуждены проявлять к этому большую снисходительность. Внимательно изучив африканское многоженство, священник англиканской церкви Дэвид Джитари пришел к выводу, что в своем идеальном проекте оно гораздо больше соответствует христианской нравственности, чем разводы и повторные браки, влекущие за собой распад семей и отрицательно отражающиеся на детях.
Проблема количественного дисбаланса мужчин и женщин особенно остро проявляется в период войн и катаклизмов. Так, например, после второй мировой войны в Германии на 100 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет приходилось 167 женщин того же возраста. Многие из этих женщин нуждались в мужчине не только как в спутнике жизни, но и как кормильце и опоре в домашнем хозяйстве в период беспрецедентных тягот и лишений.
Солдаты победоносных армий союзников бесцеремонно пользовались этими трудностями. У многих молодых девушек и вдов были внебрачные дети от солдат-победителей, которые расплачивались за свое удовольствие сигаретами, шоколадом и хлебом. Десятилетние дети, услышав о таких подарках иностранцев, от всей души желали своим матерям найти такого "англичанина", чтобы не оставаться голодными.
Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины, "варварское" многоженство или "цивилизованная" проституция, иными словами, кораническое предписание или теология, основанная на культуре Римской империи? Небезынтересно также, что вопрос о многоженстве обсуждался на международной молодежной конференции по проблемам полового дисбаланса, проведенной в Мюнхене в 1948 г. И хотя первоначально эта проблема вызвала крайне негативную реакцию, в конце концов, после серьезного изучения полигамия вошла в число рекомендаций конференции.
По сей день, многоженство остается довольно эффективным средством решения многих социальных проблем современного обществе. Ответственность общества, упоминаемая в Коране наряду с разрешением многоженства, чаще оказывается востребованной даже не в Африке, а в некоторых западных странах.
Так, например, в афро-американской общине США сегодня наблюдается серьезный кризис мужского воспроизводства. Каждый двадцатый чернокожий юноша не доживает до 21 года. Значительная часть мужчин в возрасте от 20 до 35 лет погибает в результате убийства. Эта критическая ситуация, в дополнение к высокому уровню безработицы и другим социальным проблемам, приводит к тому, что каждая четвертая чернокожая женщина не имеет никаких шансов выйти замуж. Кроме того, многие чернокожие женщины становятся матерями-одиночками в возрасте до 20 лет. В результате, многие из них оказываются вовлеченными в разного рода сексуальные и имущественные аферы с женатыми мужчинами.
В этой ситуации многие эксперты настоятельно рекомендовали многоженство как экстренный способ решения такого рода проблем. Также было отмечено, что полигамия не может быть запрещена в обществе, закрывающем глаза на проституцию и супружеские измены. Американский антрополог католического происхождения Филип Килбрайд в своей сенсационной книге "Многоженство в наши дни" серьезно рассматривает полигамию как лекарство от многих социальных болезней современного американского общества в целом. Он утверждает, что многоженство может во многих случаях быть потенциальной альтернативой разводу, способной предотвратить отрицательное воздействие последнего на детей.
Необходимо отметить, что многоженство в Исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену.
Библия, напротив, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия (Бытие 38:8-10).
Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе. Иными словами, мужчины в мусульманских странах сегодня оказываются на практике гораздо более моногамными, чем на Западе.
Почему ислам разрешает многоженство?
1. Ислам не был первой религией, разрешающей многоженство, и сам не выдумал эту систему. Наоборот, ислам - первая религия, которая организовала брак и ограничила многоженство строгими рамками, установив на него суровое ограничение.
Когда возник ислам, многоженство уже разрешалось - и безгранично - не только у арабов, но, так или иначе, у всех наций.
Ислам своими новыми законами постепенно ликвидировал дурные обычаи, распространённые в обществе. Ведь трудно ликвидировать сразу уже укоренившиеся с давних пор обычаи и традиции. Такое постепенное изменение происходило и с вопросом многоженства.
2. Ислам ограничил число жён, которое в доисламские времена не было ограничено, максимально четырьмя жёнами, как указано в Священном Коране: "Женитесь на женщинах, которые вам нравятся, - на двух, трёх, четырёх" (Сура "ан-Нисаа" (Женщины), аят 3). Но определение числа жён было ограничено очень строгим условием: необходимость установления справедливости между жёнами. Это значит, что отношение ко всем жёнам должно быть во всех делах одинаковым.
Пророк - да благословит его Аллах и приветствует! - предупредил, чтобы не нарушить это условие, в следующем хадисе: "Кто имеет двух жён и отдаёт предпочтение одной из них перед другой, тот в День воскресения подвергнется суровой каре" (Ибн Маджа передал этот хадис в "Бракосочетании", 1-ая часть, стр. 633).
3. Благородный Коран предостерёг, что трудно установить справедливость между жёнами и что человек, сколько бы он ни старался, не сможет установить полную справедливость между жёнами. Это явствует из текста Корана: "Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к жёнам, если бы даже очень стремились к этому" (Сура "ан-Нисаа" (Женщины), аят 129). Если дело обстоит так, что трудно одинаково справедливо относиться к жёнам, то мужчине в таком случае надлежит ограничиться только одной женой. Это ясно и открыто сказано в Благородном Коране: "Если же вы опасаетесь, что не сможете быть одинаково справедливыми (с жёнами), то женитесь на одной" (Там же, аят 3).
4. Из вышесказанного следует, что ислам не предписывает иметь четырёх жён и не изобрёл многоженство. Ведь многоженство уже существовало, а ислам хотел мудро исправить его, не вызывая сильного потрясения в обществе. И это доказывает нам, что в исламе в основном имеют только одну жену, а многоженство является исключением, хотя ислам допускает это исключение по разумным причинам и для исправления определённых ситуаций. Например, во время войн, когда на полях сражения погибает много мужчин, и женщины остаются без того, кто их содержит. Это исключительный случай, когда разрешается многоженство с целью не допустить женщину сбиться с правильного пути.
Женщина может страдать от хронической болезни, которая мешает ей выполнять свой супружеский долг, или она может быть бесплодной. Чтобы защитить мужа от разврата, ему разрешается жениться ещё на другой женщине, которая обладает абсолютно одинаковыми с первой женой правами. Ислам допустил это исключение (многоженство), чтобы ликвидировать опасность незаконных внебрачных отношений с их последствиями, против которых не возражает западный мир.
Вам может быть интересна книга о сексе и любви в Исламе.