Разрешено ли путнику совмещать между обеденной и послеобеденной молитвой, а также между вечерней и ночной? Ученые разошлись в этом вопросе.
Представители ханафитского мазхаба посчитали недозволенным совмещать путнику, а также больному молитвы таким образом, что при этом одна из них совершается во время другой.
При этом они разрешили внешнее совмещение молитв (то есть первая из молитв совершается в самом конце ее предписанного времени, а вторая в самом начале).
В доказательство они сослались на слова Всевышнего Аллаха: “Воистину, намаз предписан верующим в определенное время” (Женщины, 103).
В то же время большинство ученых посчитало совмещение намаза для путника дозволенным ввиду достоверных хадисов на эту тему.
К подобным хадисам относится хадис Му’аза, ؓ: “Мы вышли с пророком, ﷺ, в поход на Табук, и при этом он совершал обеденную и послеобеденную молитву вместе, а также (он совершал) вечернюю и ночную молитву вместе” [Приводится у Муслим].
Если путник совместит молитвы во время первой из них,то это называется джам’ ат-такъдим. Если же он сделает это во время второй из них, то это называется джам’ ат-та1хъир.
2. Совмещение и сокращение не являются делами взаимосвязанными. Иногда бывает так, что человек сокращает, но не совмещает, а иногда бывает наоборот.