Продолжение темы Над чем и почкму мы смеёмся
   Основная характеристика юмора элитарной культуры состоит в том. что его предметом или объектом является нечто нехорошее, неразумное, непрекрасное, облекая которое в юмористическую форму автор стремится, отчётливо выявить  негативное содержание, неразумность, безобразность, чтобы преодолеть это отрицательное, для торжества Красоты-Истины-Добра.
   "Нет ничего серьезнее глубокого юмора", — пишет Бернард Шоу. Юмор — это "особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьёзностью. В отличие от собственно комической трактовки, Ю., рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности, — в этом Ю. противоположен осмеивающим, разрушительным видам смеха. В целом Ю. стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне Ю. открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное — "сквозь видный миру смех... незримые ему слезы" (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик Ю., уподобляет его птице, которая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, — образ, материализующий оба аспекта Ю. Отношение Ю. к сатире определяется уже тем, что источником сатирического смеха служат пороки, недостатки как таковые, а Ю. исходит из той истины, что наши недостатки и слабости — это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же личных достоинств. Сатира, открыто разоблачая объект, откровенна в своих целях, тенденциозна, тогда как серьёзная цель Ю., глубже залегая в структуре образа, более или менее скрыта за смеховым аспектом. Бескомпромиссно требовательная позиция сатирика ставит его во внешнее, отчуждённое, враждебное положение к объекту; более интимное, внутренне близкое отношение юмориста (который "входит в положение" предмета его смеха) тяготеет к снисходительности, вплоть до резиньяции — перед природой вещей, перед необходимостью.)" (http://slovari.yandex.ru/dict/bse). Юмор — это "изображение в художественном произведении каких-л. явлений действительности в комическом, смешном виде, когда при этом насмешка, внешне комическая трактовка сочетаются с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха (http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp).
    Рассмотрим примеры.
Попадает христианин в рай. Встречает его ангел, проводит по прекрасным местам и показывает где что.
"Вот тут у нас баптисты, вот тут католики, вот тут евангелисты, вот тут..."
Тут христианин видит закрытое помещение, из которого доносятся песнопения.
"А там кто?" — удивленно вскрикивает христианин.
"Тсс! Там православные, но они думают, что они здесь одни."
   В данном примере ярко показана неразумность ряда представлений, присущих немалой части приверженцев Православия. Этот юмористический диалог помогает освобождению от этих представлений, торжеству Истины.
   Уснув на проповеди, не восхрапи, ибо восхрапев можешь разбудить ближнего своего.(http://www.kingdomjc.com/humor/01.htm)
   В этом примере критикуются проповеди немалого числа пасторов, содержание и форма котрых банальны, неинтересны, проповедей, не способных достичь своих основных целей.
   Умение посмеяться над собой, если предметом является соответствующее содержание, свойственное представителям элитарной культуры, предполагает способность осознать некоторую свою деятельность, некоторые свои представления как ошибочные, что является положительным качеством, так как помогает человеку становиться умнее, прекраснее.
   Такой юмор не является пустословием и смехотворством ("А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога." (Новый завет. К Ефесянам 8:3-5)). Когда люди воспринимают произведения, содержащие такой юмор, пытаются создавать подобные произведения или просто шутить подобным образом, тогда в духовное общение с ними входят ангелы, а не бесы смехотворства.

Отредактировано Nikolas (Суббота, 28 ноября, 2009г. 21:04)