Нас попросили прокомментировать статью "Об отношениях астрофизика Стивена Хокинга с Богом".
Надо сказать, эта статья довольно любопытная.
Основная ее часть – научно-популярная, она рассказывает in brief эволюцию представлений науки на устройство мира.
Итог – доказательство богословских истин, которые были известны еще до возникновения самой науки:
1. мир сотворен из ничего
2. время "не вечно", оно сотворено вместе с миромИтак, хотя статья содержит несколько старых нападок на Католическую Церковь, ее выводам можно только порадоваться.
"Начало времени"
Наибольшего комментария заслуживают три последних абзаца, которые содержат "опровержение" творения мира Богом.
Автор статьи (кстати, это вовсе не сам Хокинг) размышляет так: раз у Вселенной "нет начала", то Бог ее не мог создать. Но тут же он противоречит этой же логике: "пространство-время началось в момент Большого взрыва"... Но ведь этого момента-начала не было?!! Значит, и Большого взрыва не было?!!
Надо показать ошибку автора статьи, которая привела к таким выводам. Если некий объект не содержит границы, это не означает, что границы у данного объекта нет. На самом деле, конечно, начало мира (пространства-времени) "есть", но оно "выколотое", оно "не принадлежит" времени. Помните, как мы проходили в школе отрезки с выколотыми концами? Тут по сути здесь то же самое. Сам Стивен Хокинг, конечно, не мог допустить такое нелепое рассуждение - судя по всему, это инициатива журналиста.
Тому, что Бог сотворил и время тоже, Церковь всегда учила без оглядки на Эйнштейна или других ученых. На библейском языке это звучит так: "в начале сотворил Бог..." Само начало не принадлежит ни миру, ни пространству-времени. А раз Бог сотворил время, значит, Он и существует вне времени. Его принцип бытия иной, нежели у нас, поэтому такое возможно.
Непознаваемость Бога
Автор статьи пишет, что с точки зрения современных математических теорий, Вселенная "замкнута" (математический термин "замкнутости" в данном случае не подходит, но мы простим журналисту неаккуратность формулировок) сама на себе, обособлена и не взаимодействует ни с чем.
Но это не доказывает, что Бога нет! Вывод один: пользуясь математическими формулами и теориями устройства мира, про Бога вообще ничего сказать нельзя – ни что Он существует, ни что не существует.
Это то, что православные богословы называют инаковостью Бога, Его трансцендентностью. Божественная сущность принципиально недоступна опытному познанию. Это учение древних отцов Церкви, и оно, как мы видим, подтверждается современным астрофизиком!
Что же дальше?
Итак, внимательный человек в данной статье увидит подтверждение церковным истинам о сотворении мира из ничего, о сотворении времени и даже о трансцендентности и непознаваемости Бога.
Возникают вопросы:
как Бог может быть Вездесущен, если Он трансцендентен миру, т.е. "находится вне" сотворенного Им мира?
как можно говорить о Богопознании и Богообщении, если Бог инаков и трансцендентен творению? какой смысл в молитве, если невозможно Богопознание?
если вселенная "ни с чем не взаимодействует", как можно говорить об обожении человека, которое является целью православного христианина?
наконец, как можно говорить о Боговоплощении? Что это такое, как возможно и зачем нужно?На все эти вопросы в Православии есть ясные ответы. Они особенно интересны по той причине, что именно в них выявляется связь "отвлеченных догматических истин" с практической жизнью христианина. Именно здесь учение о Боге, которое может казаться чем-то отвлеченным, оказывает прямое влияние на жизнь человека. И значит, православный ответ отличается от католического и протестантского.
Но эта тема выходит за рамки краткого ответа. Есть хорошая литература, где можно обо всем этом почитать. Например, книга современного английского богослова: Bishop Kallistos Ware, The Orthodox Way.
П.Каледа
http://www.triradosti.ru/index.php/vopr … king-i-bog