В общине в Коринфе, как и в любой другой, были свои проблемы. (В ней были люди!) К сожалению, никто из нас не идеален, потому когда мы собираемся вместе для общения и прославления, иногда наши недостатки приходят вместе с нами. “Первой Коринфской Церкви” недоставало зрелости: назовите что угодно, и они, вероятно, делали это! Чтобы помочь исправиться этой преимущественно языческой общине, Павел пишет коринфянам, что их аморальность (см. 1 Кор. 5:1-5) отвратительна и преступна перед Богом, и удивительным образом использует Песах, чтобы пояснить свою мысль.
“Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.” (1 Кор. 5:6-8)
Вздутый кусок
Павел говорит о “хвастовстве” как о закваске. Что он имеет ввиду? Традиционно семьи, празднующие Песах, очищают от закваски/дрожжей свои дома до начала праздника. Это, конечно же, следует из книги Исход:
“Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.” (Исх. 12:15; см. также Втор. 16:4)
Почему? Закваска (дрожжи) — это натуральное средство для роста теста и библейский образ природного разложения. Хотя в буханке хлеба не становится больше вещества, она раздувается в размерах. Подобно гордости, это производит раздутое и ложное ощущение объёма (1 Кор. 8:1). Именно поэтому в Храме не приносились жертвы с квасным хлебом (Лев. 2:11). Мессия использовал идею закваски, чтобы символически показать вред лжеучения (Мф. 16:6,11,12).
“Посему станем праздновать…” Даже неевреи понимали Песах!
Из этого отрывка мы получаем три идеи. Во-первых, Песах был понятен всем верующим в первом веке. Павел мог легко упоминать Песах в своих рассуждениях о духовной сфере их жизни, потому что они все понимали суть Песаха. Апостольская методика ученичества включала в себя учение о праздниках Израиля как основе понимания спасения (Песах, Праздник Опресноков и Праздник Первых Плодов), их освящения и возрастания во Святом Духе (Шавуот) и их будущей надежде в Мессии (Праздник Труб, День Искупления и Праздник Кущей). На самом деле, эти праздники являются буквально “назначенными временами” (моэдим, Лев. 23:4), Божьими назначенными временами для встречи с Его искупленным народом. Я иногда задумываюсь, мог бы Павел с такой же лёгкостью использовать подобные сравнения в наших общинах и церквях сегодня, как он делал это в первом веке? Павел и другие апостолы вполне могли бы быть шокированы недостатком учения и осведомлённости о библейских праздниках среди верующих в церквях Нового Завета.
Современная картина
Песах был актуальным для всех верующих первого века: он был постоянным напоминанием о том, что мы больше не рабы в узах греха, но являемся теперь духовно свободными и можем следовать за Господом и чтить Его, потому что Мессия, наш Песах, также был принесен в жертву. Мы больше не должны жить как рабы греха, но должны жить как новые творения благодаря милостивому искуплению Мессии. Песах ясно показывает, что мы свободны от уз и что мы не можем глупо угождать своим прихотям, но должны следовать за Господом в Землю Обетованную и угождать Ему. Песах — это современная картина того, как жить наполненной жизнью, а не просто запись о каком-то древнем событии.
Для всех верующих на все времена
Песах соблюдался и праздновался всеми верующими Нового Завета. Павел не говорил коринфянам, что им следует начать праздновать Песах, они уже это делали. Суть была в том, что они должны были делать это правильно. Идея Павла была в том, что Песах необходимо праздновать с чистым сердцем, иначе это будет проявлением лицемерия. Павел понимал, что верующие всегда должны праздновать Песах, как учил Моисей. В 1 Кор. 5:8 Павел использовал использовал то же самое греческое слово для “праздновать,” что и в греческой версии Исх. 12:14: “И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его.” Когда Павел писал коринфянам (и нам): “Посему станем праздновать”, возможно, он думал именно об этом стихе, который провозгласил Моисей Израилю. Мы можем ясно видеть мессианское исполнение Песаха в Иешуа, и мы должны праздновать его с точки зрения вечности Мессии и во славу Его.
Традиция или истина?
Некоторые предполагали, что Павел использовал выражение “старая закваска” для “еврейской традиции.” Потому мы должны были бы праздновать Песах только как Вечерю Господню, а не так, как делают это евреи, потому что это было бы “старой закваской.” Эта идея ошибочна по двум причинам: во-первых, слово закваска относится к моральному разложению, а не к традиционному празднованию, потому что Иешуа сам праздновал Песах, согласно традициям Его времени, и Он, определённо, никогда не грешил; во-вторых, для слова “старая” использовано то же греческое слово, что и в Еф. 4:22: “Отложить прежний образ жизни ветхого человека.” Потому эта старая закваска (1 Кор. 5:7) относится к ветхому человеку, который распят вместе с Мессией (Рим. 6:6). Павел говорит верующим продолжать праздновать праздник без нечистоты: не как в прежней жизни с пороком и лукавством. Мы должны праздновать его в чистоте, с опресноками чистоты и истины: то есть, с чистыми мыслями и в соответствии с Божьей истиной.
Ты хочешь сказать, что мы должны?
Имею ли я в виду, что с библейской точки зрения, все верующие должны праздновать Песах в традиционном еврейском стиле? Нет, мы определённо свободны в Мессии (см. Кол. 2:16-17). Я говорю, что с точки зрения Библии, празднование Песаха является нормативным для последователей Мессии; оно помогает понять духовные истины Писания и является здоровым напоминанием о необходимости жить в угоду Господу. Те новозаветные верующие и общины, которые решают праздновать Песах и изучать свои “еврейские корни,” открывают для себя великие истины и благословения. Они более ясно осознают Божью верность и то, что “не они корень держат, но корень их” (Рим. 11:18).
В этом году, “станем же праздновать.” Мы призываем вас не только самим прийти на традиционный седер, но и пригласить своего еврейского друга на Песах, чтобы он услышал, что Мессия — это “Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин. 1:29).
Автор — Сэм Надлер / wordofmessiah.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org