Когда христианин понимает буддиста, а буддист – христианина, бахаи – мусульманина, а мусульманин – бахаи, иудей - индуса, а индус - иудея, верующий - атеиста и так далее, тогда появляется пространство для уважительной и безопасной беседы. У каждого из нас появляется возможность вести диалог с адептами той или иной религии, уважая их убеждения и веру. Мы, конечно, можем быть в чем-то не согласны друг с другом, но очень важно при этом сохранять взаимное уважение и доброжелательность.
Религии мира: маленькая историческая энциклопедия
Шаманы бьют в бубны, Моисей восходит на гору, римлянин бросает горсть зерна в пламя домашнего очага, египтяне дарят друг другу погребальную утварь, художник палеолита дорисовывает стадо быков и заваливает вход в пещеру камнями… Зачем? С чего начался мир? Как появились растения, животные и люди? С каких пор и почему человечество празднует Новый год? О чём молчал Гомер? Чем занимаются египтологи, шумерологи, антропологи, религиоведы? Мы расскажем обо всём этом, но будьте осторожны, не запутайтесь в ветвях Мирового древа!
Интервью с Евлалией Поповой, за годы работы над книгой ставшей частью команды «Фордевинда», о себе и о книге: как создавалась, чем отличается, кому и зачем нужна...
Как возникла идея написать книгу про религии?
Это произошло случайно, то есть я совершенно не собиралась (и не мечтала!) писать книгу, тем более на такую сложную тему. Я просто пришла в «Фордевинд» попить чаю и познакомиться. Наверное, Аня и Марго увидели, как у меня из глаз летели искры вдохновения, когда я зачем-то рассказывала им про погребальную утварь египтян и тексты пирамид, и чаепитие завершилось предложением сделать книгу.
Что тебя привело к этой теме?
Экзистенциальный кризис, конечно! Кажется, это случилось на третьем курсе Литературного института. Я читала Кьеркегора, продиралась сквозь Достоевского и слушала аудиозаписи бесед с митрополитом Антонием Сурожским. И меня накрыло. Наверное, в 19 лет невозможно не мучиться поиском смысла жизни. Примерно в то же время я познакомилась с преподавателем коломенской православной семинарии, который мог ответить почти на все мои вопросы о христианстве. Мы разговаривали часами (о злополучном яблоке и взглядах генетиков на существование реальных Адама и Евы, о теории большого взрыва и микробиологии, о Великом расколе и раннехристианской апологетике, о Платоне и Аврелии Августине и т.д.), и я чувствовала, как картина мира потихоньку расширяется, “слепые места” наполняются логичным и стройным содержанием. Кроме христианства меня тогда сильно увлекали буддизм и Древний Египет, верования «примитивных» народов. Окончив Литинститут, я поступила на заочное отделение ПСТГУ, кафедру религиоведения. Но быстро сообразила, что мне не нужен диплом о втором высшем образовании, мне необходимы знания, и я могу изучать и шаманизм, и Египет, и джайнизм, и историю христианства раннего средневековья самостоятельно. Сдав первую сессию на «отлично», я забрала документы. Мне вообще очень нравится идея самообразования, но тут важно уметь работать с источниками и иметь хорошо настроенное критическое мышление: проверять и перепроверять каждое слово, ставить под вопрос любое утверждение, даже если оно тебе сильно нравится.
В чем особенность этой энциклопедии, чем она выделяется среди других?
Во-первых, русскоязычных детских книг о религиях не так уж и много – хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать. А уж таких, которые бы рассказывали о каждой из религий с одинаковым упоением и при этом не утягивали бы в какую-либо из сторон, таких книг совсем единицы. Мы старались сохранить максимальную нейтральность и объективность.
Во-вторых, мы рассказываем не только о религиях, но и о тех ученых, без которых не было бы ни религиоведения, ни нашей книжки. Внимание! Вполне возможно, что после её прочтения ваш ребёнок решит стать археологом, антропологом или буддологом.
В третьих, кроме рассказов о конкретных религиях в книге есть "сквозные" развороты, посвященные основополагающим категориям, присущим всем религиям. Жертвоприношения, символы, роль слов в религиях разных народов, связь религии и культуры, противопоставление религии и науки… Есть даже краткая история человечества. Всё это ужасно интересно и порой так масштабно, что аж дух захватывает!
Кто ещё принимал участие в работе над книгой?
Буддийский монах, католический священник, дьякон-протестант, мой друг индиец из варны брахманов, египтолог и религиовед… Очень много замечательных людей! С некоторыми из них я консультировалась в процессе написания книги, а когда тексты были готовы, мы согласовали их с представителям иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Нам было очень важно рассказать о каждой из религий максимально правильно и правдиво, без искажений.
Кроме того, нашу книгу от корки до корки вычитал научный консультант, которому мы очень признательны за ценные замечания. Кстати, благодаря такому взаимодействию и с теоретиками (учеными-религиоведами), и с практиками (представителями религий), мы обнаружили, что их взгляды на одни и те же вещи могут существенно различаться!
Какие твои любимые главы?
Про наскальную живопись, про конфуцианство и даосизм, про шаманизм и зороастризм… Я так могу всё содержание перечислить!
С какой темой было труднее всего работать?
Тяжело писать об авраамических религиях, потому что нужно было делать это очень аккуратно, обходить острые углы и не вставать ни на чью сторону в разногласиях, которые есть между ними. Но еще тяжелее было с буддизмом! Я переписывала его пять раз. Воистину у бханте Топпера (нашего консультанта) золотое терпение!
Надо ли читать эту книгу верующим людям? Зачем православному или мусульманину, например, книга, в которой написано про другие религии? И нужна ли эта книга атеистам?
Конечно, нужна – и тем, и другим. То есть это же здорово – быть православным и при этом знать что-то об исламе, о буддизме или иудаизме. И тем более здорово, когда атеисты понимают, против чего они выступают и что именно отрицают. Когда буддист понимает православного, православный – буддиста, мусульманин – католика, а католик – мусульманина, атеист – верующего и так далее, возникает пространство для безопасной и уважительной коммуникации. У каждого из нас появляется возможность вести диалог с представителями той или иной религии, уважая их веру и убеждения. Мы можем быть в чем-то не согласны друг с другом, но важно при этом сохранять взаимное уважение и доброжелательность.
Два самых острых вопроса, связанных с религией сейчас — это вопрос пропаганды и вопрос оскорбления чувств верующих. Как с этим обстоят дела в книге?
Как я уже говорила, в нашей книге нет никакой религиозной пропаганды, мы не склоняем читателя ни к одной из религий, вместо этого приглашаем его пройти вместе с нами сквозь века и посмотреть, как по-разному причудливо и в то же время похоже люди мыслили о Боге, о жизни и смерти. Мы очень трепетно относимся к чувствам верующих. В том числе и поэтому мы обращались к представителям разных религий - чтобы узнать, как эти тексты будут восприняты верующими. В конце книги мы даже поставили печать, на которой написано, что мы признаем и уважаем другие точки зрения на затронутые в книге вопросы и с большим уважением относимся к убеждениям и верованиям каждого человека.
Может ли эта книга быть пособием или учебником по основам религиозных культур и светской этики?
Учебником, конечно, нет. Но мы надеемся, что наша книга получилась интереснее, чем любой учебник, потому что она не ограничена никакими строгими рамками и у неё не учительский тон, а очень дружеский и даже местами задорный. Нам бы очень хотелось увлечь ребёнка, заинтересовать его и разбудить любопытство, чтобы он, прочитав эту книгу, нашёл что-нибудь своё, зацепился бы за это и отправился в исследовательское приключение уже самостоятельно! К тому же страницы книги украшены потрясающими иллюстрациями Ани Опариной, каких не сыщешь ни в одном учебнике!
С какого возраста можно начинать разговаривать с ребёнком о религии?
Когда ребёнок сам начнет задавать вопросы о религии, тогда, наверное, и нужно начинать разговор. У кого-то это происходит в 6-7 лет, у кого-то позже. Издательство рекомендует книгу детям среднего и старшего школьного возраста, но это дело личное и уникальное, когда интересно, тогда и надо читать. И обязательно - родителям, чтобы обсудить тему вместе с ребенком, при необходимости помочь в понимании сложных мест. Мы старались создать книгу, которую было бы увлекательно читать, и в то же время было важно не потерять глубину, избежать поверхностности. Надеюсь, у нас это получилось!