Сегодня в интернете можно найти много различных уроков по Торе. Можно ли изучать Тору самостоятельно? Или обязательно садиться в ешиву и учиться у раввинов?

http://sh.uploads.ru/BsF3o.jpg

На вопрос отвечает рав Яков Шуб.

Важно знать, что основополагающим моментом в постижении Торы являются отношения между раввином и учеником. Это именно тот путь, которым Тору передавали испокон веков из поколения в поколение.

Чтобы понять, как ученик может продвинуться в постижении Торы с помощью учителя, давайте обратимся к Талмуду (Брахот 7 а), где сказано, что «прислуживание» мудрецам Торы больше, чем просто изучение Торы. На первый взгляд это звучит довольно пугающе, как своего рода средневековый метод властвования над учениками или, того хуже, как апология «дедовщины». Однако Раши сразу предупреждает, что не стоит спешить с выводами и понимать это выражение буквально. Он объясняет: речь о том, что сухого изучения законов недостаточно, ученик должен также научиться их правильному пониманию и интерпретации, знать, по каким причинам установлен тот или иной закон и каковы последствия его применения. Именно это следует понимать под «прислуживанием».
http://s5.uploads.ru/KXtBJ.jpg

Однако есть комментаторы, которые предпочитают сохранить буквальное понимание слова «прислуживать». Например, Маарац Хайес (Хают; 1805-1855, Галиция; комментарий к Брахот 7 б) цитирует слова Виленского Гаона о том, что изучение Торы не ограничивается стенами ешивы. Тора — это образ жизни, и кроме изучения священных текстов ученик должен перенять от учителя способы поведения в различных жизненных ситуациях. Тора охватывает абсолютно все аспекты человеческой жизни, начиная от отношений в семье и заканчивая поведением в синагоге. Именно поэтому в Талмуде сообщается, как ученики следовали за учителями и даже прятались без их ведома у них в доме, чтобы научиться именно этой части Торы — «Торе жизни», которую невозможно перенять только по книгам.

Кстати в последнее время психологи и педагоги также говорят о пользе внеклассного общения с учениками (экскурсии и т. п.), когда воспитание идет в неформальной обстановке на личном примере. Как мы видим, эта «новость» записана уже в Талмуде…

Маараль (Дерех Хаим, к 6-ой главе трактата Авот) также предпочитает сохранить буквальное понимание слова «прислуживать», но в отличие от рава Хайеса он говорит, что в данном случае речь идет не об изучении еще одной составляющей Торы, а о качестве изучения Торы. Он говорит: подобно тому, как свеча может зажечься от другой свечи, только если их приблизить друг к другу, так и ученик может воспринять то, что дает учитель, только при тесном личном контакте.

О важности личного контакта с учителем говорит и рав Шимон Шкоп в предисловии к своей книге «Шаарей йошер» («Врата прямоты»). Он объясняет интересную историю, которая приводится в Талмуде (Бава Кама 20а): один мудрец задал другому какой-то вопрос, на что ему было сказано, что, если он хочет получить ответ, то обязан в чем-то «прислужить» учителю.

Прислуживая учителю, ученик показывает свое доверие к нему. Оно необходимо, во-первых, для развития настойчивости у ученика: если он не поймет учителя с первого раза, то не остановится на этом и станет заниматься более усердно, чтобы постичь глубину того, что передает учитель. Во-вторых, чтобы ученик не отчаивался: даже если иногда слова учителя остаются непонятными для него, это не помешает дальнейшему продвижению ученика и не скажется на его вере. Ведь, доверяя учителю, ученик уверен в том, что находится на правильном пути и является звеном в тысячелетней цепочке передачи Торы, и с этого пути его сбить невозможно.

Еще один пример того, насколько важны отношения между учеником и учителем, можно найти в Талмуде (Макот 10а), где рассматриваются законы о непреднамеренном убийце. По Торе этот человек должен уйти в изгнание в специальный город-убежище. Талмуд говорит: если ученик совершил непреднамеренное убийство и должен уйти в изгнание, учитель должен последовать за ним. Объясняет Рамбам: Тора обязывает нас создать в городе-убежище все условия для нормальной жизни, а для человека, погруженного в учебу, жизнь без учителя подобна смерти.
http://sd.uploads.ru/ahnKC.jpg

Не стоит думать, что речь идет только о технической части обучения, когда учитель является просто источником информации. Ведь тогда вместо того, чтобы отправлять учителя в изгнание вместе с учеником, можно было бы построить в городе-убежище хорошую библиотеку со всеми книгами, необходимыми для самостоятельных занятий. Понятно, что это не так, поскольку верно и обратное: если учитель совершит непреднамеренное убийство, вся его ешива идет в изгнание вместе с ним…

Итак, мы видим, что личный контакт с учителем не просто необходим для изучения Торы — это жизненно важный аспект передачи Традиции как для учителя, так и для ученика. Благодаря общению с учителем ученик поднимается на совершенно иной уровень, его знания становятся настоящими, практическими и его Тора становится «живой Торой». Кроме того, доверяя своему учителю, ученик проникается доверием ко всей цепочке передачи Торы и Традиции и, в конечном счете, он сможет сам стать звеном этой цепочки и передавать Тору дальше, своим детям и ученикам.

С уважением, Яков Шуб
https://toldot.ru/urava/ask/urava_9662.html