Как Римско Католическая Церковь относится к браку между верующим и неверующим?
Римско Католическая Церковь допускает заключение брака между крещеной и некрещеной стороной, если некрещеная сторона уважает религиозный выбор крещеной. Такой брак допустим с определенными оговорками, на его заключение в Римско-Католической Церкви следует получить особое разрешение у церковных властей. Это означает, что он допускается, но не поощряется.
Для создания семьи недостаточно чувств, которые испытывают друг к другу влюбленные. Нужно серьезно задуматься о том, каковы риски подобного союза: опыт показывает, что иногда брак между верующим, практикующим католиком и атеистом сталкивается с серьезными трудностями.
Сам этот факт непременно ведет к разделениям внутри семьи. Достаточно подумать о воскресном дне: одна сторона освящает его участием в Литургии, другая нет.
Когда в таком браке появляются дети, неизбежно возникает вопрос об их воспитании. Часто один родитель желает воспитывать их в вере, а другой с этим не согласен. Один хочет взять их с собой на Мессу, научить молитвам, молиться вместе с ними, другой – не желает этого или даже препятствует.
Трудности возникают с различными церковными предписаниями. Не говоря уже о таком важном аспекте брака, как супружеская жизнь согласно учительству Римско-Католической Церкви. Серьезные проблемы возникают, например, если неверующая сторона желает применять контрацепцию, недопустимую для верующей стороны. Все это следует иметь в виду и обсудить прежде чем принимать решение о заключении такого брака.
Разумеется, в жизни встречаются и счастливые браки между верующими и неверующими. Но, как правило, это счастье достигается большими трудами. К тому же неверующая сторона часто тоже приходит к вере, будучи захваченной примером жизни, полной света и высоких идеалов.
Добавим к сказанному две цитаты из «Руководства по душепопечению о семье» итальянского епископата, которые касаются межрелигиозных и смешанных браков (то есть не только браков с неверующими, но и, например, даже брака между католиком и православной).
«Учитывая, что совершенный союз людей и вовлеченность всей их жизни в супружество достигаются легче, если супруги принадлежат к одному вероисповеданию, - и учитывая нормы канонического права, - заключающие брак… должны осознавать трудности, которые могут возникнуть в браке между людьми, не живущими в полном церковном общении.
В особенности следует уведомить супругов о различиях в содержании веры соответствующих конфессий, а также о том, что у них общего относительно брака, - так чтобы побудить их совершить бракосочетание в вере Христовой и созидать по-христиански супружеское и семейное единство, плодотворно участвуя в экуменическом пути.
Заключающие брак должны быть проинформированы о нормах канонического права и призваны уважать религиозные обязанности друг друга. Все это должно происходить в согласии с соответствующими общинами».
Как мы видим, даже двое верующих во Христа, но не разделяющих полностью вероучение, идут навстречу определенным рискам и трудностям. Во много раз больше этих рисков, когда одна из сторон – неверующая.
Вот выдержка из того же документа Итальянской епископской конференции о межрелигиозных браках:
«И в этих случаях, при всем признании ценности веры в Бога и исповедуемых религиозных принципов, при неизменном уважении норм канонического права, католики должны быть предупреждены о трудностях, навстречу которым они идут в выражении своей веры, в уважении убеждений друг друга, в воспитании детей.
Особое внимание следует уделять бракам между католиками и мусульманами: подобные браки не только растут численно, но они сталкиваются с трудностями, связанными с обычаями и традициями, менталитетом и исламскими законами о положении женщины по сравнению с мужчиной и о самой природе брака.
Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы будущие супруги имели верное понимание брака, в особенности его моногамной и нерасторжимой природы. Необходимо убедиться, на основании представленных документов, в отсутствии других брачных уз, а также должна быть ясна роль женщины и ее права по отношению к детям.
Желательно изучить по этому случаю также законы о браке того государства, из которого происходит мусульманская сторона, и определить место, которое брачащиеся выберут для постоянного жительства. В просьбе о разрешении для заключения брака, которая должна быть представлена местному ординарию, необходимо учитывать все эти проблемные элементы, сообщая обо всех обстоятельствах, необходимых для принятия решения».