На форуме, по-моему, есть представители вайшнавизма (кришнаизма)?
Что скажете?
Во многих сектах психология их адептов примерно такая же как и кришнаитов...
«Портрет типичного российского кришнаита» или «Общество авторитетных прабху»
Поскольку волею судеб нам уже не первый год приходится периодически сталкиваться с кришнаитами - в реальном и виртуальном пространстве, в диспутах, спорах и откровенных срачах – мы можем подробно, в специфических деталях, описать типичного российского кришнаита. Если вы не кришнаит и даже никогда о них не слышали, то из нижеследующего текста вы узнаете, сможете ли вы когда-нибудь стать одним из них или же вашему счастливому кришнаитскому будущему не суждено случиться в реальности. Итак, ниже ключевые особенности российских кришнаитов.
По-детски бесхитростная вера в чудеса
Типичный российской кришнаит обладает гипертрофированной верой в чудеса и всякую мистику. А иначе как он сможет на полном серьезе верить в старинные мифы, которые кришнаиты учат воспринимать буквально? Например, в то, что у Уграсены – одного из царей прошлого, было несколько квадриллионов телохранителей, или что глиняный горшок, в который мудрец Бхарадхваджа собрал свое семя, сумел зачать, выносить и родить ребенка – Дрону, и прочие и прочие.
Антинаучное мировоззрение
Типичный российский кришнаит ненавидит науку. Он называет ее уничижительным словом "официальная" и верит, что все ученые, или их большинство, являются негодяями, глупцами, великими грешниками, да и вообще врагами рода человеческого. Впрочем, у кришнаитов есть своя собственная наука, настоящая, ведическая. Достижения настоящей ведической науки кришнаитов впечатляют. Кришнаиты верят, что Земля плоская и поддерживается черепахой, что во Вселенной всего одно Солнце, звезды светят его отраженным светом, и что Луна самая большая из звезд. А на все аргументы против этого отвечают, что официальную науку придумали демоны, что чувства людей несовершенны и только поэтому Земля кажется нам эллипсоидом, а не блином, и что вообще так говорил Шрила Прабхупада, а Шрила Прабхупада, понятное дело, не может ошибаться, ведь он величайший ученый современности.
Кришнаиты пытаются убедить весь мир в том, что полета на Луну в 69-м на самом деле не было и что все было сфабриковано демонами. А все дело в том, что Луна, по представлениям кришнаитов, это райская планета, а в рай на ракете, само собой, не добраться. Как считают кришнаиты, на Луну можно попасть, только совершая хорошие благостные поступки или поклоняясь Кришне, что само по себе, безусловно, является самым лучшим поступком. Может оно и так, откровенно говоря, иногда кажется, что многие из кришнаитов уже побывали на Луне и успели вернуться обратно. Подробнее обо всем этом читайте в книге Шрилы Прабхупады «Легкое путешествие на другие планеты».
Доверчивость и наивность
Кришнаит – это первый кандидат на то, чтобы поверить в любую ахинею. Чтобы убедить кришнаита в том, что в древности люди были гигантского роста, достаточно показать ему картинку сделанную в фотошопе. Чтобы кришнаит поверил в существование "славяно-арийских вед" достаточно рассказать ему об их существовании. Также не составит труда убедить среднестатистического российского кришнаита в существовании разумной нефти, торсионных полей, чупакабры, мирового заговора рептилоидов и прочих скрываемых от общественности фактов.
Отсутствие критического мышления и слепая вера в авторитеты
Среднестатистический кришнаит никогда не ставит под сомнение авторитетность своих авторитетов (уж простите за тавтологию). У него их много: ачарьи, гуру и "старшие преданные". Их устами глаголет Истина. И если факты противоречат тому, что говорят авторитеты, тем хуже для фактов.
В качестве иллюстрации можно привести пример, который, возможно, многие знают. В разных проповеднических текстах кришнаитов для посторонних людей можно прочитать, что веды, это такие древние писания, которые существовали вечно, передавались устно, а затем, пять тысяч лет назад, были записаны мудрецом Вьясой. Откуда взяли, что были записаны? Да ниоткуда, придумали. Ни в одном источнике, ни в пуранах, ни в Махабхарате, нет ни слова о том, что они были Вьясой записаны. О том, что были поделены на части действительно говорится, а вот о том, что были записаны, нет даже намека. Шакхины (клановые брахманы, хранящие части вед) никогда не записывают веды и никогда не читают их по бумажке и по сей день. Каждый кришнаит во время проповеди новым людям считает своим долгом сообщить, что веды были записаны мудрецом Вьясой пять тысяч лет назад, однако никому из них даже в голову не приходит попытаться установить происхождение этого утверждения и степень его подлинности. И действительно, зачем? Ведь об этом ему сообщили авторитетные прабху, а тем другие авторитетные прабху, а значит, для кришнаита это априори является истиной. И этот миф, который был кем-то когда-то придуман, передается теперь по инерции без малейшей попытки его критического анализа.
Все мировоззрение кришнаита сплошь состоит из таких "авторитетных" мифов. Кришнаиты верят, что принадлежат к древней и авторитетной парампаре (цепи ученической преемственности), но ни один кришнаит вплоть до их гуру и ачарьев не удосужился проверить подлинность этой парампары, а проверившие покинули движение. Кришнаиты верят в многочисленные проповеднические подвиги Чайтаньи, основателя их движения, но никто не попытался удостовериться в их историчности, а попытавшиеся разобраться остались разочарованными. И подобным примерам слепой веры нет числа.
Лень, инертность и никакого излишнего любопытства
Кришнаит хочет чтобы его проблемы за него решил кто-нибудь другой: гуру, Кришна, старшие преданные, господь Чайтанья – кто угодно, главное самому не напрягаться. Типичный российский кришнаит сам не хочет ни в чем разбираться, он готов целиком переложить ношу ответственности за свою жизнь на плечи авторитетных прабху. Он хочет, чтобы авторитетные прабху думали за него, определяли за него, что верно, а что не верно, решали, что он должен делать и чего не должен. По этой причине кришнаит не способен думать самостоятельно и критически. Он говорит заученными на проповеднических программах фразами, которые никогда не подвергает сомнению. Апелляция к надуманной авторитетности является и главным защитным средством от справедливой критики, и от лишних сомнений и беспокойств.
Кришнаит не задает лишних вопросов. Ему не придет в голову спросить себя: если, как нам говорят, все веды утверждают, что Кришна – верховная личность Бога, то почему же в индуизме существуют движения, считающие верховными других божеств, не выслушать ли мне аргументы и другой стороны? Он никогда не задаст себе вопрос вроде: а о чем, интересно, говорится в упанишадах, которые нам не рекомендуется изучать, не почитать ли мне их? Типичному кришнаиту никогда не станет любопытно, что говорится в ведах (самхитах) и классических брахманских комментариях на них.
Кришнаит прочитавший Махабхарату исчезающе редок. Кришнаит не интересуется и не изучает санскрит – сакральный язык мантр и священных текстов. Кришнаиту не интересны классические комментарии даже собственных патриархов, вроде Шридхары Свамина или Вашванатхи Чакраварти, не говоря уже о мэтрах вайшнавской философии вроде Рамануджи и Мадхвы. Пусть другие, авторитетные прабху, разбираются со всем этим – так он считает. Даже если кришнаит пробует изучать Шанкару, Рамануджу или других классиков, он очень скоро оставляет эту затею, так как не понимает их. По этой причине он считает их глупцами или, по крайней мере, недостаточно авторитетными, Шрилу Прабхупаду, однако, он считает величайшим философом, ведь он понимает Шрилу Прабхупаду.
Широта кругозора измеряемая в нанометрах
Мирок, в котором живет среднестатистический российский кришнаит, очень мал и многим показался бы чрезмерно тесным. Об остальном индуизме он знает только то, что рассказали ему авторитетные прабху, которых, в свою очередь, просветили другие авторитетные прабху. Кришнаит искренне удивляется, когда узнаёт, что "господь" Чайтанья, основатель их движения, которого они считают воплощением Бога, был далеко не единственным господом в те времена. Каждый второй, если не более того, средневековый индийский святой, каковых были десятки, почитается последователями каким-нибудь аватаром. Тут тебе и Рамананда, и Валлабха, и Шанкара, и гуру Нанак и множество других. Это вообще отличительная особенность индийского менталитета – обожествлять своих кумиров. Он удивляется, когда слышит, что далеко не все "веды" считают Кришну "верховной личностью Бога", а в действительности, сколько текстов столько и верховных личностей. Одни называют Индру высшим Брахманом и Параматманом, другие то же говорят о Шиве, третьи о Савитаре, четвертые о Ганеше и так далее. То же касается и духовных практик. Кришнаит не знает, что, сколько текстов, столько и мнений относительно самой эффективной практики в кали-югу.
Специалисты широкого профиля
Типичный российский кришнаит считает себя знатоком всех традиционных религий. Как вы думаете почему? Ему в подробностях рассказали о них авторитетные прабху. Кришнаит готов всем указать на ошибки в их мировоззрении и продемонстрировать преимущества своего. Правда адепты других религий обычно не спешат соглашаться с его доводами и принимать безусловное прибежище под сенью лотосных стоп Шрилы Прабхупады. А вся беда в том, что представления о других традициях у кришнаитов обычно свои собственные, кришнаитские, почерпнутые из мифов имеющих распространение внутри их общества.
Так, например, типичный российский кришнаит убежден и старается убедить всех остальных, что Шанкара – основатель школы, которую кришнаиты считают одним своих главных философских оппонентов – был убежденным кришнаитом. В доказательство они приводят его гимн «Бхаджа Говиндам», в котором Шанкара призывает славить Кришну. При все при этом кришнаит, представления которого о других религиозных традициях сформированы расхожими кришнаитскими мифами и который, разумеется, сам лично никогда не изучал наследие Шанкары, не подозревает, что тот написал десятки гимнов посвященных всем основным индуистским божествам, наиболее глубокие и вдохновенные из которых обращены к Шиве и Деви.
Однако главным специалистом-религиоведом у кришнаитов безусловно является Бхактивинода Тхакур - один из их ачарьев. Его книга «Таттва вивека» («Распознавание истины»), которая посвящена выявлению недостатков и критике основных известных религий и философских доктрин, является для религиоведа просто кладезем чудесных откровений. В ней Бхактивинода, например, пишет, что учение о Троице придумали иудеи (sic!), причем он утверждает, что у иудеев изначально присутствовало учение о Троице, как о трех различных богах, но потом они поразмыслили и решили, что правильнее считать их разными категориями, а не богами.
Бхактивинода также сообщает, что в соответствии с представлениями иудеев и мусульман, Сатана равен по силе Господу, что Татарстан является буддийской страной, что атеистическая санкхья породила учение о поклонении Шиве, что в Европе существует религия – пессимизм, которая не отлична от буддизма, что смарты исповедуют пурва-мимансу и о многих других фактах из параллельной Вселенной. В общем, читайте «Распознавание истины» авторитетного прабху Бхактивиноды Тхакура и наслаждайтесь.
А мы заметим, что типичному российскому кришнаиту есть у кого поучиться религиоведческому кругозору.
Гипертрофированное чувство исключительности
Типичный российский кришнаит в глубине души думает, что он святой. Ну почти. По крайней мере, он очень благостный, его жизнь очень чиста и сам он невероятно духовный. Мир кришнаита поделен на две части: преданные (кришнаиты) и все остальные, которых он называет "непреданные" или "карми". Карми, это как маглы, только гораздо хуже, они грязные, вонючие (в духовном смысле, разумеется) и совсем не благостные – бездуховное быдло одним словом. Шрила Прабхупада называл всех карми глупцами и негодяями и считал их животными, а стало быть, так оно и есть, да и мысль эта греет душу. Бедняги карми не обладают ни совершенным знанием, которое есть у кришнаита, ни чистотой, ни духовностью, поэтому кришнаит относится к ним брезгливо-сострадательно. Сострадательный элемент является обязательной составляющей той благостно-духовной маски, которую кришнаит носит большую часть времени. Это часть образа, необходимое правило игры, позволяющее кришнаиту оставаться убежденным в своей чистоте и благостности. Так как кришнаит верит, что он очень духовная личность, он хочет всех спасти. Каждый кришнаит – спаситель! А может быть спасатель... впрочем, не важно. Поскольку кришнаит никогда не забывает об этом, он разговаривает со всеми некришнаитами без разбору в назидательно-поучительном тоне.
Двойные стандарты
Кришнаиты, нисколько не смущаясь, всюду применяют двойные стандарты. Они считают, что только бездуховные негодяи и глупцы могут критиковать их и их учение, ведь духовный человек должен отличаться терпением и смирением, именно на это они указывают всем кто их критикует. Однако же сами кришнаиты не стесняются критиковать другие религии, да и вообще всех, кто в чем-то не разделяет их мировоззрения, зачастую применяя весьма крепкие и оскорбительные словечки. Каждый авторитетный прабху знает, что всякий критикующий кришнаитов является завистником, и непременно будет гореть в аду. Для нас, однако, остается загадкой, почему кришнаиты, критикующие все прочие религии, не относят себя к той же категории грешников и великих завистников.
Обитатели Мира коров
Хотя с первого взгляда кажется, что кришнаиты живут среди нас на грешной земле, на самом деле все они живут на Голоке (букв. "коровий мир") – выдуманном ими фентезийном мире Кришны. Вы можете подумать, что это шутка, однако не делайте поспешных выводов. Кришнаиты действительно живут в своей собственной реальности, которую создал для них Шрила Прабхупада. Это реальность, в которой плоскую Землю поддерживает черепаха, в которой звезды светят отраженным солнечным светом, в котором Луна – рай, в котором демоны-инопланетяне захватили власть на Земле и культивируют атеизм, в котором кришнаиты – спасители человечества, а все остальные – несчастные бедолаги нуждающиеся в срочном кришнаитском наставничестве и который во многих других отношениях отличается от того мира, в котором живешь ты, читатель. В действительности кришнаита не интересует реальность, он живет своими фантазиями. Если вы предоставите ему факт рушащий какой-то аспект его мировоззрения, он не примет его каким бы неопровержимым он ни был. Хотя кришнаит не хочет себе в этом признаваться, в глубине души ему не нужна истина, которая отличалась бы от его ожиданий, он не готов принять истину, какой бы она ни была, все, что ему нужно в действительности – удобный миф.
И пару замечаний напоследок
Если при прочтении данного текста вы ощутили острую боль в нижней части спины и уже набираете трясущимися пальцами гневный коммент, то у нас для вас плохие новости – вы кришнаит, если же еще нет, то скоро им станете, ведь кришнаитская пропаганда не дремлет.
Александр Косенок
https://wiki.shayvam.org/Портрет_типичного_российского_кришнаита