Эта сцена изображает встречу персидского шаха Насир ад-Дина с Тахире, когда он предлагает ей выйти за него замуж, если она отречётся от своей веры. Тахире отклонила предложение, произнеся такое стихотворение: «Царство, богатство и власть — это всё для тебя, Бедность, изгнанье, лишения — всё для меня. Первое коль хорошо — пусть оно будет твоим. Если последнее тяжко — пусть оно будет моим».
Баку, Азербайджан — Персидский шах восхищённо смотрит на главную героиню и делает ей предложение, не предполагающее отказа: откажись от своей веры, выходи за меня замуж и наслаждайся роскошью, будь моей возлюбленной царицей. Аудитория из 450 человек наблюдает за этой сценой, затаив дыхание. С достоинством, мудростью и мужеством Тахире отклоняет это заманчивое предложение. Вместо этого, говорит она, она решила посвятить свою жизнь великому Делу, которое, как она верит, изменит весь мир.
Пьеса, премьера которой прошла 8 июля в Азербайджанском государственном академическом национальном драматическом театре, называется «Дочь солнца» и посвящена жизни Тахире, влиятельной поэтессы, богослова и пионера женской эмансипации. В этот вечер и актёры, и зрители не скрывали своего волнения.
— Тахире героиня не только одной конкретной религиозной традиции, но и всего человечества, — сказал после спектакля Сайман Аруз, поэт и руководитель отдела литературы «Южный Азербайджан» в Союзе писателей Азербайджана. — Она жила и умерла ради Божественных, духовных, общечеловеческих ценностей. Это беспрецедентная фигура в истории Востока. Она стала голосом свободы для миллионов людей.
Спектакль совпал по времени с новым всплеском внимания к Тахире в Азербайджане. В 2016 году, была переведена и опубликована книга о жизни и произведениях Тахире, вызвавшая большой интерес среди жителей Азербайджана к жизни этой уникальной женщины, так много сделавшей для женской эмансипации. Узнав о Тахире, журналист Камаля Салим Муслимгызы была настолько вдохновлена историей её жизни, что решила написать пьесу «Дочь солнца». Г-жа Муслимгызы пригласила на роли около 30 студентов из десятка разных бакинских университетов.
— Тахире жила и умерла ради истины, — говорит г-жа Муслимгызы. — Этот проект изменил мою жизнь. Раньше у меня были только смутные идеи и мечты, но теперь у меня есть духовная сила, я знаю, что нужно сделать. Тахире дала мне мужество действовать ради общего блага.
Тахире — героиня не только одной конкретной религиозной традиции, но и всего человечества.
– Сайман Аруз
Тахире родилась в начале XIX века в известной семье богословов из г. Казвин в Иране. Она живо интересовалась вопросами, которые в то время считались недоступными уму женщин и неуместными для них. Несмотря на стоящие перед ней препятствия, Тахире стала известной поэтессой и богословом, её влияние было огромно при её жизни — и нисколько не ослабло даже через полтора столетия после смерти.
В 1844 году Тахире стала первой женщиной, принявшей Учение Баба, предшественника Бахауллы, и стала одной из ведущих фигур Движения, которое распространилось по всей Персии, а затем и за её пределами. Новая Вера за несколько лет привлекла в свои ряды десятки тысяч человек.
Прозвище «Тахире», что означает «Пречистая», было дано ей Бахауллой, с Которым она познакомилась в 1848 году на историческом съезде в Бедаште.
Именно на этой важной встрече Тахире публично сняла чадру. Это было немыслимым поступком в Персии XIX века, — в патриархальном обществе, где женщины занимали целиком подчинённое положение. В этот исторический момент она заявила, что отныне женщины и мужчины равны и что появление Учения Баба означает разрыв с традициями прошлого, — прозвучал «ошеломляющий трубный глас», как писал об этом Шоги Эффенди.
Четыре года спустя, когда персидское правительство открыло жестокую охоту на последователей Баба, Тахире была арестована в Тегеране. Ей предложили отречься от своей Веры, а когда она отказалась, её казнили. Её последние слова стали девизом множества людей на сто лет вперёд: «Можешь убить меня, когда тебе будет угодно, но женщины будут свободны, и помешать этому ты не в силах».
Пьеса «Дочь солнца» ярко высвечивает непревзойдённую храбрость Тахире, — качество, которое воодушевляло множество поколений после неё. Нигар Алиева, ведущая актриса, сыгравшая роль Тахире, объясняет:
— Тахире говорит в пьесе: «Я родилась как Заррин-Тадж, но жила как Тахире». Играя Тахире, я почувствовала, что изменилась. Я не тот же самый человек, какой была раньше. Теперь мой жизненный лозунг таков: «Я родилась Нигарой, но буду жить как Тахире».
В спектакле сцены из жизни Тахире перемежаются отступлениями, когда читаются истории из её жизни и подборки её стихов.
Один из зрителей так прокомментировал свои впечатления от постановки: «Теперь я понимаю, насколько мы должны быть мужественны, как важно нам поднимать наши голоса против угнетения и тирании».
Тахире также давно заинтересовала учёных. Западные востоковеды XIX века писали о её влиянии на литературу и движение за гендерное равенство. В последние годы появляется всё больше и больше научных статей и книг о ней. Вышел перевод трёх томов её стихов на английский язык. Русская писательница и драматург Изабелла Гриневская сделала «Тагирэ Хурет Аль-Айн» главной героиней своей пьесы о бабидах «Баб. Драматическая поэма из истории Персии». Об этой пьесе положительно отзывался интересовавшийся Учением Баба Лев Толстой.
Её важное влияние на человечество нашло отклик в сердцах многих людей творческих профессий, — художников, драматургов, писателей, музыкантов и кинематографистов, которые создавали и продолжают создавать произведения, вдохновлённые примером её жизни.
Тахире писала на персидском, арабском и азери, широко распространённых в Казвине и прилегающих регионах. Азери — основной язык Азербайджана.
Постановки пьесы продолжатся в Баку, а в ближайшие месяцы спектакли пройдут также на сценах и других городов страны.