Книга "Масонство"
Пятая книга из серии «Масонство. Мартинизм. Герметизм», выпускаемой национальным Державным Святилищем Устава Мемфиса–Мицраима в России с целью просвещения читателей в области истории и современности эзотерических движений, их философии и символизма.
Масонство — одно из древнейших и интереснейших духовных движений в мировой истории, существующих до сих пор. Несомненно, любому вольному каменщику и всякому человеку, интересующемуся этим сложным и многогранным общественным и философским явлением, было бы полезно оглянуться на трехвековую историю ордена, чтобы понять, что же помогло масонству дожить до наших дней, при этом никогда не знав застоя и даже просто покоя, попытаться представить себе будущее этого братства, которое могло стать настоящим нерукотворным храмом всего человечества и обоснованно полагает, что подготовило почву для его строительства. В настоящей работе приведены описания масонской философии и ритуалистики, символов и легенд, степеней и уставов, содержатся краткий очерк истории братства и анализ его современного состояния. Книгу предваряют вступительные статьи двоих самых авторитетных современных российских исследователей масонства А.И. Серкова и Ю.Е. Кондакова; в приложении приводится обширное исследование о становлении современного российского мартинизма, другого значительного мистическо–философского течения, проведенное автором в соавторстве с известным историком Р.А. Городницким.
Оглавление
(Дано в сокращении)
Предисловие А.И. Серкова
Предисловие Ю.Е. Кондакова
1. Введение
2. Определения масонства
3. Философия и идеология масонства
4. Масонские символы и ритуалы
5. Структура масонства
6. История масонства
7. Современное масонство
8. Парамасонство и фратернализм
9. Антимасонская конспирология
10. Заключение.
Р.А. Городницкий, Е.Л. Кузьмишин.
Становление мартинизма в современной России: 2006–2015
Отрывки из книги "Масонство"
Исторический путь масонства был неровен и тернист, встречались на нем и «темные века» гонений и запретов, и периоды расцвета, и пора упадка, однако то, что оно существует в наши дни, включая в себя около четырех миллионов братьев и сестер и пользуясь поддержкой большого числа сторонников, свидетельствует о его в целом положительном влиянии на судьбы человечества.
На протяжении всей своей истории масонство сталкивалось с проблемами, связанными с самоидентификацией и определяемыми невозможностью очертить границы феномена и выделить его типологические черты, т.е. дать, по возможности, четкое и полное определение масонства как явления, применимое как для внутреннего использования, так и для самопрезентации в окружающем мире. Масонство представляет собой совокупность совершенно разноплановых мировоззренческих концепций, религиозно-этических, социально-политических, культурно-этологических и психологических взглядов, зачастую лишь формально объединенных общим названием.
Структура масонского ордена в континентальной Европе 1750-1760-х гг. все еще носила более-менее унифицированный характер. Вне зависимости от ритуальных особенностей различных уставов первые три символические степени (Ученик, Подмастерье, Мастер) строились на библейском материале III Книги Царств. Они излагали легенду о строительстве Храма Царя Соломона и гибели его главного архитектора Мастера Хирама. Кроме того, практически повсеместно еще с 40-х гг. XVIII в. использовалась степень Шотландского Мастера, или Мастера Св. Андрея, построенная на логическом изложении продолжения масонской истории и предположительного перемещения центра масонского Братства в Шотландию.
Масонство является продуктом смены вех в общественной идеологии Европы Нового времени – провозвестником и результатом социо-культурных процессов, которые в современных истории и культурологии называются «Гуманизмом» и «Просвещением». Будучи административно оформленным общественным институтом, обладающим, несмотря на вышесказанное, определенным набором типологических черт, свойственных только ему, масонство неизбежно обладает и некоторой ригидностью, стремясь сохранять эти черты в неизменности, поскольку их сохранение неизбежно отождествляется с сохранением самого института и его идеологической сути. При этом, появившись как прогрессивное движение на основе нового метода построения социальных отношений, в современность масонство вступило уже как консервативный общественный институт, словно застывший во времени. Причина этого кроется в том, что масонство использует в давно изменившихся окружающих обстоятельствах всё те же идеологию и методологию, что привели его к успеху два века назад.